ИГОРЬ КАЛИНЕЦ
Мальчик-Фигурка, который доволен собой
Немного сказка
Поздней осенью Анечка возвращалась домой на трамвае. На запотевших окнах девочка нарисовала фигурку человека в очках: вышел Мальчик-Фигурка.
Выходя из трамвая, Аня услышала, как ее попросили подать руку, оглянувшись, увидела, что Мальчик-Фигурка (Ха-эф) стоит рядом. Девочка посадила Ха-эфа в ранец, в альбом.
«Какая странная история случилась со мной, - думала девочка, - никогда бы не сказала, что нарисована человечек может ожить».
Дома перед сном Анечка вспомнила о Ха-эфа. Она вынула альбом - мальчик как раз уместился на листе, как будто его там нарисували. «Что же делать, - рассуждала девочка, - вырвать лист, или, может, удастся Ха-эфа оттуда выгнать. Потому что за такой рисунок можно получить единицу».
- Мальчик, ты можешь отклеиться из альбома, так, как ты отклеился из окна? - спросила девочка.
- Конечно. Но ты позволила мне здесь расположиться. Я очень люблю альбомы. Можешь меня даже разрисовать цветными карандашами.
- Хорошо, разрисую, - пообещала Аня. - Но я хочу, чтобы ты убрался из альбома на урок рисования. Потому что еще схвачу двойку!
Ха-эф согласился.
И на следующий день Аня забыла о нем, будто то был сон. И когда учитель рисования просматривал домашние задания, то, раскрыв Анин альбом, засмеялся:
- Анечка, что тебя потянуло на детский рисунок? Или, может, тебе младшенький братик нарисовал эту человечка?
Анечка покраснела, но смолчала: у нее не было младшего брата.
- Я.., так играла, - ответила она. Это чуть было правдой, но не всей. В всю правду учитель никогда бы не поверил.
За предыдущий рисунок «Зима в нашем дворе» учитель поставил пятерку, однако попросил забавляться на отдельном листе. А у Ха-эфа поставил знак вопроса.
«Вот, я теперь с красным знаком вопроса. Это придает мне таинственности, - возгордился Ха-эф. - Пусть думают обо мне бог знает что, никому не раскрою тайны. Я доволен собой».
Ха-эф решил придумать себе таинственную историю. Он попросил у Анечки разрешения пользоваться ее ручкой и почерком. Она позволила. А утром, на уроке украинского языка, она развернула тетрадь и ужаснулась: несколько страниц было исписано ее почерком. Вот что было написано в Ганнусиному тетради. Автобиография.
Сразу объясняю, что сложное слово «автобиография» состоит из трех неукраинских частей, которые означают:
авто - сам,
био - жизнь,
графия - описание, т.е. сам описываю жизнь. Или по-нашему - мое жизнеописание.
Я родом с далекой планеты Хвігурія, где все жители такие, как я - хвігурки. Наша планета выгодна для жизни хвігурок, ибо вся застроена длинными стеклянными стенами. Она напоминает стеклянный лабиринт. К стенам легко причіплятися. Так вот, на одной такой стене жил я с целой семьей. Но каждый раз больше нас становилось на планете - не было уже где размещаться. Тогда наш обладатель Хвігурій Десятый собрал Большой Совет Хвігурії, чтобы решить, как дальше нужно жить. Он произнес:
- Мои дорогие хвігуряни! Наша Хвігурія становится тесноватой - нас все гуще. Когда кто-то покидает свое место на стене для гостевания или прогулки, то нет уверенности, что, вернувшись, застанет его свободным. Страна перенаселена. К тому же в борьбе за незанятое место все хвігурки вимішались. Итак, распадается семья, потому что чужие хвігурки втискиваются по наименьшей возможностью. Также нет места на новые стеклянные стены. Наступает чистый тебе Вавилон. Какой же выход из нашей сутужної ситуации? Или стереть часть хвігурок со стен, или выслать часть нашего населения на другие планеты, например, на Землю.
- Выслать на Землю! - загудел община, потому что никто не хотел быть стертым со стены - с лица Хвігурії. Итак, из жизни. Хоть и тесноватенько, а все-таки лучше существовать, чем не существовать.
Итак, несколько тысяч добровольцев-хвігурян, в том числе и я, отправились в космические странствия. Я попрощался с родными, хоть это было нелегко - они в поиске по свободным местом были разбросаны по всей планете. Прощание заняло несколько месяцев - и вот я на Земле. Дорога была довольно длинной. Мы лежали спрессованные в стеклянных штабелях. Когда наш космический корабль вошел в атмосферу Земли (атмосфера - это воздух, который окутывает планету Земля), стекло терлося о воздух, а от трения стало нагреваться, вплоть плавиться. Мы вовремя повідтулялися - и порозсіювалися по всей земле. Я притаился, невидимый, на трамвайном стекле, пока девочка Анечка не восстановила мое существование, начертив пальчиком мою сходство - именно там, где я был. Теперь я поселился в ее альбоме. Мальчик-Хвігурка.
Учительница собрала тетради, прочитала «Жизнеописание», решила, что Аня сама написала рассказ и похвалила.
Учительница вернула тетрадь. После «Моего жизнеописания» красным карандашом было написано «хорошо». И стоял величественно-красный восклицательный знак. «Ха-эф будет доволен такой оценки», - подумала Анечка.
На перерыве Богданко бегал за Аней и дражнився:
- Анечка - писательница, Анечка - писательница!..
Учительница попросила девочку прочитать рассказ. Все внимательно слушали, потом хлопали. Анечка показала портрет Ха-эфа.
Богданко, который слышался немного виноватым перед Аннушкой, попросил разрешения мелом на таблицы нарисовать такого же мальчика. Учительница спросила, детям понравилось повествование, и все хором подтвердили, что да.
- Итак, дети, как вы думаете: это сказка или фантастический рассказ?
- Пожалуй, фантастический рассказ, - сказала Соломийка, - потому что там есть про далекую планету Фігурію, о совсем другой мир, чем на земле.
- Хорошо, - согласилась учительница, - может, еще кто-то попробует за выходные составить рассказ на свободную тему.
Соломийка одолжила у Анечки Ха-эфа, чтобы легче было писать рассказы, однако у нее ничего интересного не получилось. Когда она услышала голос - то аж встрепенулась от неожиданности - говоривбо Ха-эф:
- Не печалься, Соломійко, иди спать. Я что-то придумаю.
Так они познакомились. Ха-эф решил написать второй рассказ.
Мой второй жизнеописание.
Татарская орда растеклась, как наводнение, по нашей стране: дымились села и города, людей хватали в плен, или ясир (это по-татарски). Жители убегали в леса и дебри, прятались по оврагам и пещерам, искали номера в пещерах. Только те, что умели держать оружие, собирались в боярских дворах, чтобы соединиться в отряды для защиты.
К одной пещеры набилось много челяди: женщин, стариков, детей. Малый Ивасик с другими детьми забился в темный угол. От костра, что горел посередине, блики мелькали по стенам. Ивасик разглядывал странные рисунки, хоть, может, ничего странного в них не было: хвігурки людей и животных. Они были резаные в камне очень просто, будто по-детски.
«Здесь, вероятно, когда-то жили люди и дети вырезали рисунки на стенах, - думал Ивасик. - А возможно, они, как и мы, прятались от врагов».
Ивасик пальцем водил по углублениях рисунка. Именно там и я, Мальчик-Хвігурка, был нарисований в пещере. Мне было приятно от теплого человеческого прикосновения. Казалось, что я оживаю, начинаю мыслить и вспоминать прошлое. Нет, Ивасик ошибался: это не дети рисовали, а сивобороді жрецы - волхвы резали хвігурки, произнося какие-то молитвы-заклинания. Это было очень и очень давно, и я уже не мог вспомнить, что это были за чудодейственные заклинания. И нам передавалась их волшебная сила. Поэтому Ваня, который касался меня пальцем, тоже сповнювався ней. Он вырос умным и богобоязливою человеком. Он жил долго в монастыре и писал мудрые книги, даже сам вырезал рисунки на досках. Это были деревориты, что ими, покрытыми хварбою, відтискалися иллюстрации в книгах. И подписывался он под ними как Иоанн Печерский.
А вот совсем недавно дети из общества «Наследие», что во Львове, посетили нашу пещеру. Один из них, освещая себе дорогу ліхтарною, скользнул лучом по стене - он выхватил меня из тьмы. И, когда он ощупал меня пальцем, мне показалось, что я перешел в него.
По странствиях в горах спадщанці вернулись во Львов. Парень, добираясь на трамвае домой, пальцем повторил мою хвігурку на окне. Затем он вышел, оставив меня самого путешествовать по городу. И не надолго. Потому что когда до меня улыбнулась школьница, я направился за ней к выходу из трамвая. Теперь езжу на ее листы из альбома, и эти странствия мне нравится. Я доволен собой.
- И это повествование красивое, - похвалила учительница на уроке литературы. Она также вывела большой красный восклицательный знак после слова «хорошо». - Только ты, Соломійко, повторяешь Ганнусину ошибку, написав «ф» через «мин». Кто скажет, какой это рассказ?
Ученики решили, что это рассказ географическое, историческое, приключенческое, а также фантастическое. На большой перемене Аня и Соломийка загрустили: как им признаться, что рассказ писали не они. И решили положить лист с Ха-еФом Богданкові в ранец. Вечером Богданко и Ха-эф познакомились.
Парень с рисунком подошел к компьютеру. Ловко включил его и стал отыскивать на экране игру.
- Я никогда не видел игры с тобой, - сказал он.
- Игра простенькая, - ответил Ха-эф, - меня рисує цветными мелками девочка на тротуаре. Из-за угла вдруг появляется дворник и мокрой шваброй берется рисунок стереть. Итак, ты будешь той дворником и водитимеш пультом («мышкой» - как все называют). Пока стираешь, девочка меня вирисовує в другом месте. Только успевай за ней.
- Стереть можно быстрее, чем нарисовать, - не растерялся Богданко.
- Начинаем! Я почти готов, - сказал Ха-эф. Парню совсем не удивительно было, как Ха-эф оказался на экране.
Его действительно обрисовала мелом девочка, довольно подобная Анечки. Из-за угла приблизилась дворник со щеткой. Теперь надо было ею порулить. Поэтому Богданко стал манипулировать компьютерной мышкой, чтобы стереть фигурку. Всего Ха-эфа невозможно было захватить щеткой - она не была столь широкой. Смывать надо было частями: отдельно полголовы, руку и ногу, а тогда уже другую часть головы, вторую руку и вторую ногу. Конечно, можно было водить щеткой и другой способ - для того была забава. И девочка всегда випереджувала. Богданко напрягся - он за два взмаха научился стирать рисунок. И поэтому где-то на десятой фигурке догнал девочку: она не могла рисовать, потому что щетка сразу поехала по ее руке.
- Я выиграл! Я выиграл! - обрадовался парень. - Я же тебе говорил, что классно играю. Теперь будешь мне служить!
Ха-эф вернулся в альбом, а на утро появилось третье рассказы.
Мой третий жизнеописание.
Я жил в амбаре - памяти компьютера. Там, возможно, тесно, а возможно, не тесно. Потому что я был и в то же время не был. Там я не выглядел хвігуркою. Но в каждое мгновение я мог стать целым собой. Или там было время?
Может, был, а может, не был - я не чувствовал ничего и не знал, проходят дни и ночи. Я не видел и не слышал, что делается вне меня. Даже когда включали компьютер и выбирали разные другие программы, я о них совершенно не догадывался. Потому мне ничего не творилось. Но, лишь вызвали программу со мной, то есть когда посылали вызов по меня, я тогда получал тело, просыпался из сна, в котором ничего никогда не снилось. Вокруг все тоже оживало для меня. Наверное, так было не часто. Поэтому, когда я стал собой, пытался в минуты появления на экране не прозябать, а жить полноценно, не упустить ни секунды. И еще я думал, как не дать себя стереть с лица земли (то с тротуара, как в игре, где меня вирисовувала девочка). Я так напряженно думал, что мое мнение, мои ощущения передавались мальчику Богданкові, который сидел у компьютера с мышкой в руке. Он, кажется, улавливал их умом. Я часто думал, как бы остаться хвігуркою и после забавы, не исчезать в неизвестности, а как-то освободиться с компьютера на свободу, оказаться в Богданковому мире. Я не хотел возвращаться в ничто. Мне хотелось самому водить мышкой.
Однажды я услышал, как Богданків папа рассказывал ему о вредоносный компьютерный вирус, поедающий все программы и может стереть даже меня. То есть ни с меня ничего не осталось бы, ни с моей игры также. И я представлял себя рыцарем, который вышел на поединок с вирусом и побивает его насмерть копьем. Может, тогда мне как победителю позволят не исчезать, а жить свободно и выйти на волю - вне экран. Но то были напрасные надежды.
Как-то мне показалось, что Богданко уловил мои мысли-желания, потому что у него проскочило:
- Как жаль мне Мальчика-Хвігурку: его вечно стирают с лица земли. Я избавлю его от этой игры.
Он попросил своего отца, чтобы папа напечатал Ха-эфа на бумаге. Это делается на удивление просто. Отражается на принтере (так называется машинистка, связана с компьютером) буквально за какие-то секунды то, что есть на экране. Мой отпечаток был побільшений в размере, насколько он мог сместиться на листе бумаги. Богданків папа сказал, что когда мою программу вложить в другие, лучшей марки компьютер и принтер, то рисунок может получиться цветным. Но я рад даже из черно-белой печати. Лучше быть свободным черно-белым, чем цветным в неволе.
Богданко обрадовался Ха-еФом на бумаге, он обвел рисунок цветными карандашами. Вот таким я теперь странствую по белу свету, всегда доволен собой.
Мальчик-Хвігурка.
Учительница не поверила, что рассказ Богданко написал сам. Мальчик рассказал о Ха-эфа. Анечка и Соломийка подтвердили его слова.
Пришлось всем поверить в существование Ха-эфа, что пишет свои жизнеописания. К тому же через «мин». Разве это не доказательство? В итоге сам Ха-эф подал голос, запевнюючи всех, что он напишет каждому ученику свою биографию. Только существо, что довольна собой, может это сделать, заверил он на целый класс.
Мне кажется, что эта история случилась только потому, что Аня имела неосторожность дорисовать Ха-еФові на трамвайном стекле очки. Поэтому он такой умный. Бывает же такое! Разве нет?
Писатель мастерски переносит читателя в яркий мир детской фантазии, где нарисован герой не только оживает и общается с творцом, а постоянно расширяет круг друзей, помогает им. В этом Ха-эф видит свою жизненную миссию, и, выполняя ее, доволен собой.