Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРА Х-ХІІІ веков

ЛЕТОПИСИ

Особое место в развитии литературы занимало летописания. Летописание - это литературное явление, которого не знала ни одна страна Западной Европы. Летописи - это исторические произведения, в которых повествование велось по годам («летам»). В летописи вошли не только лаконичные записи, но и целые новеллы, народные предания, исторические песни, легенды, в которых подавались упоминания об отдельных исторических событиях. Именно этот материал и живой образное изложение предоставляли летописи характер художественной достопримечательности.

Почти со времени возникновения письменности в Киевской Руси началось записывание выдающихся исторических событий. Существовало два типа таких записей - или очень короткие, или в форме развернутых рассказов («сказанной»). Позже эти записи были упорядочены и размещены согласно хронологической последовательности. То есть летопись - это свод (свод) в хронологическом порядке коротеньких записей и более подробных рассказов об исторических событиях. Первое такое сведение было составлено в конце XI века в Киеве. Далее оно пополнялось, пока в начале XII века не возникло возведение, известное как «Повесть временных лет», или «Начальный летопись». Эта достопримечательность представляет подробные сведения о территорию, заселенную славянскими племенами, о полян, древлян, радимичей, северян и другие племена, их язык и обычаи. «Повесть» сохранилась в нескольких списках, самые старые из которых - Лаврентьевская (1377 г.) и Ипатьевская (начало XV века).

«Повесть» имела три главные редакции, каждая из которых отличается отношением к политике князей-потомков Ярослава Мудрого. До нас эти редакции дошли не в первоначальном виде, а лишь в позднейших списках. Первая редакция «Повести» была составлена около 1113 года, составителем этой редакции летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Вторая редакция летописи возникла около 1116 года в Выдубецком монастыре, который был основан сыном Ярослава Всеволодом. Составителем второй редакции летописи был игумен этого монастыря Сильвестр. Третья редакция возникла в том же монастыре и датируется 1118 годом.

По определению исследователей, «Повесть временных лет» является монументально-публицистическим произведением, который подает историю Древней Руси, и одновременно - самым древним памятником древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» - текст, полон патриотизмом, идеей служения родной земле, заботой о ее благополучии и честь. Летописец обнаруживает глубокую любовь к родине и осознает общность всех русских племен, а следовательно, возвышается над мелкими междоусобными распрями и понимает общерусские интересы. К этому его побуждают задачи обороны Руси от внешних врагов. Эти свои мысли летописец вкладывает в уста князей, и со своей стороны, говорит лишь о тех князей, которые заботятся о родине, такие, как Владимир Мономах.

«Повесть временных лет» как литературный произведение тесно связана с фольклором: она содержит топонимические предания о происхождении городов и поселков, элементы обрядовой поэзии. Это произведение характеризуется поэтическим изложением, ощутимо, что летописец пользовался дружинним эпосом: он в мельчайших подробностях рассказывает о походе князя Олега на Царьград, столицу Византии, на воротах которого он повесил свой щит в знак победы; рассказывает о смерти Игоря и мести древлянам за нее княгини Ольги; описывает воинственных и храбрых князей Святослава и Владимира.

«Начальный летопись» имеет два ведущих мотива: первый - захват безстрашшям князей и героическим прошлым Русской земли. У летописца вызывает восхищение отвага Святослава, его прямолинейность и простодушие, пренебрежение к земным благам и почестям, любовь к отчизне. Князь никогда не отступал перед врагами, а перед наступлением всегда предупреждал их: «Хочу на вы идти!» Не испугался он и стотысячного греческого войска в критический момент под Переяславцем на Дунае. Самым важным для него было «не посрамить земли Русской», ведь «мертвые бо сраму не имут».

Второй лейтмотив летописи - глубокая печаль по поводу княжеских распрей и междоусобиц.

Если в первой части «Повести временных лет» (с 852 года - упоминание про Русскую землю - до середины XI века) преобладают народнопоэтические мотивы, а датировки событий лишь условное, то начиная со второй половины XI века и до начала XII века летописец подает рассказы, записанные со слов очевидцев, следуя четкой хронологической последовательности. Здесь можно выделить рассказы про братьев-мучеников Бориса и Глеба, убитых братом Святополком (1015 г.), воинскую повесть о битве Мстислава с Святополком (1019 г.), сказание «Чего совета прозвався Печерский монастырь» (1051р.), рассказ Нестора о перенесении мощей Феодосия (1091 г.), о нападении половцев на Печерский монастырь (1096р.), про совместный поход князей против половцев (1107 г.) и историческую повесть о съезде в Любече, на котором благодаря Владимиру Мономаху был установлен мир между князьями.

Рассказы и повести чередуются с сухими порічними записями о различных событиях.

Летописцы - истинные патриоты отечества, которые предостерегали князей от ошибок предшественников: в летописи зафиксированы стихийные восстания против князей, которые не обороняли родную землю, выступления против насильного крещения и массового истребления волхвов. В «Начальной летописи» слышится призыв летописцев к объединению Русской земли, их желание видеть государство - могучей, а народ - счастливым.

«Повесть временных лет» является ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Древней Руси.

Продолжением «Повести временных лет» есть «Киевская летопись», который рассказывает о событиях с 1118 до 1200 года, и «Галицко-Волынская летопись», что продолжает описание событий вплоть до 1292 года.