Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

БАРОККО - историко-стилистическая эпоха в искусстве XVI-XVIII ст.

Было распространено в Европе, в том числе в Украине, где одержало свою модификацию, которая обозначается термином «украинское барокко». Фактически привело контрреформацией второй половины XVI ст., что обусловило значительные изменения в общественно-эстетическом видении и понимании мира, то есть культура барокко характеризуется рядом мировоззренческих признаков и познак чисто формальных. Барокко, с одной стороны, было отрицанием антропоцентрического мира ренессансного гуманизма, основанного на принципах разумности и гармонии, а с другой стороны, стало его продолжением во времени (так называемый барочный классицизм). Человек барокко видела мир в контрастах и противоречиях, потому что жила в эпоху общественных катаклизмов, через что чувствовала мир как переменный, непрочный, вражеский добрым человеческим помыслам, хаотичный, полный тревог, ощущение смерти и суетности жизни. С общественно-мировоззренческого взгляда украинское барокко образовалось при соединении ренессансной традиции, ее культивировала так называемая католическая русь, и местной средневековой на формах, созданных в Киевской Руси - Украине. Формированию барокко способствовало влияние западноевропейского, прежде всего польского, искусства. Культура барокко творилась в литературе, театре, архитектуре, музыке, гравюре и живописи.

Литературное барокко в Украине разделяется на ряд подвидов: поэзия, проза, драматургия и наука (первые три подвида включались в науку, однако С. Почаський в «Евхаристиріоні» искусства от науки отличает) . Наука делилась на философию и богословие, хотя в нее входили грамматика, риторика, диалектика, математика, астрономия и наука пения. Поэзия регламентировалась наукой поэзии (поэтики), проза - наукой риторики, философия мыслила о мироздании, богословие - о Боге. Богословие было формальное (толковались догматы веры), полемическое (религиозные соревнования) и учительное (толковалось Священное Писание). Поэзия барокко характеризовалась разнообразием системы жанров и тематических структур, связанная с развитием силлабического стихосложения; кроме того, существовала старая традиционная поэзия византийского образца и ренессансная (от латиномовної поэзии: гекзаметры, сапфічний стих). Поэзия этого времени имеет характерные особенности: создавались причудливые поэтические образы и стихотворные структуры; стихотворение наполнялся, во-первых, религиозными мотивами, следовательно творился значительный массив религиозной, культовой поэзии: псальмы, канты, произведения на темы Священного Писания, о Богородицу, Иисуса Христа, святых, иконы, во-вторых, античной символикой и мифологией (высшую точку последнего явления фиксируем в конце XVII ст.). В-третьих, создавались студни (похабные стихи), пародии на духовный стих, поэтические травестии (юмористические и серьезные), стихотворение светский (песня мировая), что мог время существовать как перепев религиозного и наоборот, поэзия, юмористическая и сатирическая, дьяковская (нищинська) и т.п.

Поэзия создавалась с использованием философских знаний своего времени (розмислово-медитаційна лирика о человеке и мире, космос, богов) и богословского знания (полемическая поэзия, религиозная, на темы Священного Писания, учительна и т.д.). Различаем разные общественные слои творения: элитарный (высшее духовенство, поэты из ячеек, что собирались вокруг мецената), благородная поэзия (в основном польско-украинская), мещанская и народная (песни, юмористические произведения, пародии), школярська (создана в учебных центрах, в низших кругах духовенством). Особого развития достигла героическая поэзия: батальная, политическая, выложи истории, посвященные героическим личностям и т.д.

Проза развивалась в Украине специфически. Роман и повесть в современном понимании не творились. Рассказы существовало агіографічне, апокрифическое, генеалогическое, духовное, перевод на прозу поэтических произведений, прозаическая басня, художественные вставки летописям, перепевки странствующих сюжетов, проза религиозно-учебного характера, описания чудес с мистическими элементами. Более широкие формы были такие: летописная повесть, сказание, хроники, діаріуші, родственные и монастырские летописи, компилятивные, региональные. Художественная проза украинского барокко не оторвалась, как поэзия, от прикладных нужд и часто служила материалом для исторических, богословских, философских, научительних и агиографических писаний. В учебном процессе она входила в курс риторики, через что культивировала слова, речи, проповеди, предисловия, письма, полемические трактаты и т.д. Интенсивно развивалась публицистика, в частности полемическая, исторические припоминания и т.д.

Не оторвалась от школы (ниже, коллегии, академия) и драматургия, а с ней театр, хоть отдельные інтермедійні пьески относились и вне школы; профессиональные труппы появились лишь в конце XVIII ст. Школьный театр разрабатывал формы религиозной драмы на библейские или агиографические темы (о святых), начато было историческую драму. Репресійні меры в отношении украинской культуры со стороны российского царизма (от Петра i И далее) прекратили развитие отечественной литературы в XVIII в., за что в Украине не произошло перехода к классицизму, просветительская литература не отошла от барочных форм и мотивов.

Пережиточные формы псевдоклассицизма (бурлеск и юмористическая травестія) приобрели форму смешение классицизма с барокко и стали явлениями его вырождение. Украинское литературное барокко перенесло часть форм в XIX ст., частично их усвоили романтики, в начале XX века оно возродилось как необарокко.

Архитектурном барокко (от второй половины XVII в. до XIX в.) присущи экспрессивность, контрастность и взаємозаперечність; большое внимание уделялось декоративным украшениям, формам заломов стен, окон, порталов. Создавались барочные архитектурные ансамбли (монастыре), в барочном стиле одевались большие городские храмы, древние церкви Киевской Руси-Украины; особое внимание уделялось организации внутреннего пространства барочного храма, который мог быть и каменный, и деревянный. Храм будто приспосабливался к человеку, пригоджував ее духовным помыслам. Выдающиеся образцы этого стиля находим в Киеве, Харькове, Новгород-Северском, Глухове, Лубнах, Козельце и т.д. Храм имел целью успокоить, а заодно и одухотворить человека.

Подобным целям служила и барочная музыка, ведущим жанром которой был хоровой, так называемое партесное (многоголосное) пение. Музыка также культивировала изысканно сложные формы, хоть иногда отличается простотой, мелодичностью и сдержанностью образной структуры, которые бы контрастировали с житейскими и психологическими сложностями суток. Зато именно партесное пение осваивал сложные, сверхчувствительные, крайние возможности человеческого голоса. Наряду с хоровой музыкой существовала высокой культуры религиозная песня - псальма (кант), впитавшая в себя традиции светских песен, которые были чрезвычайно распространены (песни мировые). Тогдашний инструментарий был удивительно богатым. Так, в поэтических памятниках упоминаются скрипка, цимбалы, бандура, кобза, гусли, свирель (пищала), свирілі, разнообразные флейты, органы и т.д. Есть изображения музыкальных инструментов на гравюрах, иконах, картинах. Музыка была предметом изучения в школах, в частности в Киевской академии, которая имела свой оркестр и хоры. Развивала свои традиционные напевы и Киево-Печерская лавра. Музыка изучалась и в низшей школе через так называемые Осьмогласники. Выработалась своя певческая школа, которая переносила традиции и в чужие земли. В конце XVIII в. выдана антология духовных песен с нотами «Богогласник» (300 песен). В целом музыка сопутствовала барокко человека повсюду: в театральных действах, в танце (гайдуки, казачки и т.п.), существовала народная музыка. Церковная музыка составляла гармоничную часть художественного ансамбля храма: архитектуры, живописи, резьбы, лепки, поэзии, риторического искусства. Высокие образцы барочной музыки имеем в творчестве М. Березовского, А. Веделя и Д. Бортнянского.

Живопись и графика обусловлены, с одной стороны, возникновением барочного храма, как его украшение: иконы, живописные элементы иконостаса, фресковые росписи, портреты основателей церквей и монастырей, картины на библейские темы; с другой - портретами гражданскими (парсуна, надгробковий, графический и др). Развитие графики связан с книгопечатанием: титулы книг, геральдические изображения, иллюстрации, заставки, тезисы в Киевской академии и т.п. Произведенную культуру имели церковные иконостасы; искусство живописи здесь сочеталось с сницарським резьбой, что давало на удивление большой эффект за изысканность и богатство форм. Поэтому и образы на иконах не имели уже схематической аскетичности, а творились в соответствии с предпочтениями барочной человека: уважительные, в пышных нарядах на резном золоченом фоне. Живопись храмов использовал элементы пейзажной и жанровой живописи, здесь изображались дома, звери, птицы, музыкальные инструменты, одежду определенной эпохи и ее лицо. В казацкой парсуне эти же черты: художник не идеализирует образа, иногда подает его смоделированы, вплоть до шаржа, есть портреты декорированы, а рядом - притемнено - аскетические. Была создана своеобразная киево-львовскую школу барочной графики XVII-XVIII вв. Кроме иллюстраций на библейские темы, появляется иллюстрация светская, в частности историческая. До нас дошли сотни имен графиков, среди них Илья, И. Щирский, Л. Тарасевич, И. Мигура, Г. Левицкий и др. Культивируется в графике так называемый барочный символизм, особенно на рубеже XVII - XVIII сг. Графика может быть проста до примитива, а одновременно тяготеет и к особой усложненности, наполненности декором и символами, существует пейзажная, батальная, морально-учебная ришна. Моральная научительність - характерная особенность всего барочного искусства. Указ о запрещении книгопечатания в Украине (1720) нанес решительного удара по книжной графике, за что во второй половине XVIII в. барочная графика вырождается в стандартизированы, хоть и изысканные формы (издание Библии в Киеве). Изобразительные формы барокко возродились в необарокко в начале XX ст. (Г. Нарбут), а также в исканиях авангардистов.

Украинское барокко хоть и было связано с общеевропейским, творилось в основном на православной почве, что и вынуждало его модифицироваться в соответствии с условиями, через это оно и стало самодостаточным художественным явлением.

Лит.: Іваньо И. О украинское литературное барокко // Рад. літературознавство. 1970. № 10; Сафронова Л. Позтика славянского театра XVII - первой половины XVIII в. Политые, Украйна, Россия. М., 1981; Украинское литературное барокко. К., 1987; Сулима М. Элемента поэтики барокко в украинской поэзии 20-х годов 11 Сов. литературоведение. 1988. № 6. С. 19 - 27; Шевчук В. Сковорода-Філянський и явление украинского необарокко // Наука и культура. К., 1988. Вып. 22; Украинское барокко. Круглый стол. «Днепр» //Днепр. 1991. № 2; Шевчук В. Про древнюю украинскую прозу, в частности о летописи 11 Слово и время. 1993. № 10; Макаров А. Свет украинского барокко. К., 1994.

В. Шевчук