Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение по украинской литературе

Фольклорные источники повести м. коцюбинского "Тени забытых предков"

 

Природа. Ее тайны. Это целый мир, со своими законами... Незабываемые дни, проведенные М.Коцюбинським в Криворивне среди еловых лесов и гомінливих рек Гуцульщины, побуждают писателя создать прекрасную песню о волшебном мире природы, о самые светлые человеческие чувства - повесть "Тени забытых предков", которая является одновременно образцом мастерского использования богатейшей сокровищницы народного творчества.

Как и в сказках, легендах, преданиях, так и в повести М.коцюбинского оживают лес, горы, Черемош, необычные герои. Оживает сказка. Сказка добра и зла. Сказка любви и ненависти. И этой сказке нет ни начала, ни конца. Здесь горы, долины, потоки рек, леса и люди, гуцулы со своими обычаями, верованиями, поверьями, со своими народными символами.

Фольклорными источниками прекрасной повести стали и собственные наблюдения Михаила Коцюбинского, и монографии Онищука А. и Шухевича В., фольклорные сборники. Гнатюка.

"Тени забытых предков" дышат народной творчеством. Уже с первых страниц повести мы попадаем в атмосферу древних верования гуцулов в добрые и злые силы. Радость от рождения ребенка тут же заступает грусть: беспокойство ребенка мать объясняет подменой. "Наверное, баба при родам не обкурила где-то дома, не засветила свечи и ей подложили черт", - рассуждает женщина.

Жизнь гуцулов настолько окутано сказочностью, пропитано верой в тайные силы, что даже малышня знает, что на свете есть Бог и черт, что есть вещи и явления, которым надо поклоняться, и есть такие, что их надо бояться.

Представление о чистой и нечистой силы, о добре и зло не исчезают и во взрослом возрасте. Они набирают других форм, другое воплощение. Не всегда они могут объяснить свои поступки, действия, явления природы, но они убеждены, что это должно быть именно так. Хотя бы взять древний обряд разжигание огня, во время которого не разрешалось отвлекаться, ибо тогда добрые силы отвернутся, а злой дух возьмет верх.

Свято придерживаются пастухи неписаного закона, что "живой огонь - костер в долине, которая не должна погаснуть целое лето. Потому именно огонь - защитник от всего дурного.

Фольклорная стихия - не только мерило повести, ее основа, но и помощь автору в создании образов.

Как прекрасная поэзия предстает перед нами любовь Ивана и Марички. Из древнего обычая кровной родственной мести, вражды родов и начинается история этого чувства. Чистого, как небо после летнего дождя, палящего, как лучи весеннего солнца... И не суждено молодоженам счастья: в бурном потоке погибла Маричка, а через несколько лет, не звідавши счастье с Палагною, с тоски по первой любовью умирает Иван.

Рисуя чистую любовь, Коцюбинский отыскивает его источники в таинстве природы, детьми которой являются Иван и Маричка. Поэтому и любовь в них такая преданная.

Не оставляет без внимания автор обрядность горцев, в частности обряд погребения. Проникновенно изображает писатель в повести сочельник. Звучат в произведении фольклорные песни Карпат.

Большой художник назвал свою повесть своеобразно - "Тени забытых предков". То кто, или что является теми тенями... Возможно мифические существа, о которых идет повествование в повести. Можно согласиться, потому то так близко к мировосприятия гуцулов и так далеко от людей других украинских земель, для которых обычаи и верования стали "тенями прошлого".

Повесть утверждает победу светлых сил над темными и эта проблема продолжает жить и сегодня. Она волнует нас, ведь с прогрессом человечества вперед не стало меньше зла. Наоборот, иногда кажется, что оно всесильно. И тогда хочется окунуться в тот сказочный мир писателя, проникнуться оптимизмом его персонажей, их умением приспосабливаться к жизни, видеть его красоту и несмотря на все жизненные неурядицы жить. Именно использование Михаилом Коцюбинским фольклорных источников наполнило повесть "Тени забытых предков" той силой, что дает воодушевление к жизни; правдой и тем очарованием, которые помогают понять, что грусть мимолетный. Так, силой, правдой, очарованием, которые неизменно прячет в своей глубине казна народной души.