В начале 60-х pp. в новейшую украинскую поэзию вошло целое созвездие талантливых поэтов, которых сейчас называют «шестидесятниками». Зазвучали свежие и самобытные голоса Ивана Драча, Василия Симоненко, Виталия Коротича, Тамары Коломиец, Николая Винграновского, Ирины Жиленко. К этой плеяде молодых художников принадлежит и Борис Олийнык - оригинальный и самобытный мастер слова, поэт могучего гражданского звучания, известный публицист и общественный деятель.
Родился Борис Ильич Олейник 22 октября 1935 г. в с Зачепиловке на Полтавщине в семье служащего. Отец поэта работал сначала шахтером, а позже - редактором газеты. В 1943 г. отец погиб на войне, а мать тяжелым трудом зарабатывала на кусок хлеба.
После освобождения родного села Борис Олейник пошел в школу. В пятом классе он написал первый стих, который был напечатан в районной газете, где когда-то работал его отец.
В 1953 г. после окончания средней школы Б. Олейник поступил на факультет журналистики Киевского университета имени Тараса Шевченко, по окончании которого работал в редакциях газеты «Молодежь Украины», журналов «Утро», «Днепр», «Отчизна». В 1957 г. на страницах университетской многотиражки появился первый стих Олейника - «Бьют в крицу кузнецы», в котором молодой поэт выражает свою верность трудовым традициям дедов и отцов.
В 1962 г. увидела свет первая поэтическая зб. Олейника «Бьют в крицу кузнецы». Следующая - «Двадцатый вал» (1964) отмечена литературной премией имени М. Островского. В 1973 г. в Москве в переводе на русском языке была опубликована в сб. «Стою на земле». Следующие поэтические сб.- «Выбор» (1965), «Круг» (1968), «Эхо» (1970), «На линии тишины» (1972), «Гора» (1975), «Истина (1976), «Заклинание огня» (1978), «Седая ласточка» (1979), «В зеркале слова» (1981), «Мера» (1984) - это отдельные ступени его творческого пути. За поэтические сб. «Седая ласточка», «В зеркале слова», «Дума о городе» Б/ Олейник был удостоен Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко (1983). Последний выдающееся произведение Б. Олейника - поэма «Семь» (1988) посвящена тем героям, которые погибли во время ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Поэт высокой культуры и гражданского долга, Бы. Олейник сосредоточивает свое внимание на наиболее важных проблемах времени, настойчиво утверждает высокие гуманистические идеалы, борется со злом.
Свои задачи он пишет в цикле «Кредо» («Верую»), создав образ нашего современника, патриота, труженика и гражданина, который гордится своим народом:
Это - мой народ. Свысока не смотри,
Что руки у него из труда узловатые,
Душа его пречистая, яко свято,
А в сердце дума и песня обнялись.
Теме вековечной преемственности поколений посвященные поэзии Олейника «На берегу вечности» (1974), «Отцы и дети» (1979), «Урок» (1975). Сохраняя, как святыню, память об отце и матери, о всех павших на полях войны, поэт создал символический марш:
Из беспамятства,
Из памяти,
из омута морского и суши
Солдаты, матросы, єфрейтори и командармы
Строго проходят мимо нас,
и грядущих, и сущих.
(«На берегу вечности»)
Матери, невесты, жены, сыновья, дочери ищут в колоннах родных, всматриваются в лица, «как напуганные птицы», витает всенародный реквием, жгучая боль сердец. 1 вот встреча отца-солдата с сыном, сына-солдата с матерью, как с берега вечности звучат их голоса. Остановились они, «как судьи, пречистые и строгие», а перед ними все живы - «на линии их веры», которая объединяет поколения, и сказали слова-завещания:
Смотрите же, потомки:
в ладони сыновней судьбы
Вручаем мир мы...
Обращаясь к своему сыну, когда колонны отошли в туманы осенние, отец-солдат завещал сыну «досеять и долюбити отецьке поле», «судьба большого мира» легла на плечи сыновей, «как папина скатка».
Эту же тему поэт продолжает в стихотворении «Отцы и дети». Прошлое и будущее для него - «нероздилиме и извечный круг» и «не на день преходящий - на века».
Поэмой памяти называют поэму Бы. Олейника «Урок», в основу которой положен трагедию сербского городка Крачуєваць. Там в 1941 г. фашисты рохтріляли семь тысяч человек, а среди них триста гимназистов вместе с их учителем. Не только природа и люди - все охвачено сожалением, невыразимой скорбью. «Убивают людей, и народ не умираю» - такова основная мысль поэмы.
Лиризмом, простотой, близостью к народнопісенної творчества отмечается интимная лирика Б. Олейника. С особой нежностью поэт пишет о матери. Образа дорогого человека он посвящает зб. «Седая ласточка» (1979). Стихи «Мати сіяла сон», «Мамо, вечір догоря» стали популярными песнями.
«Вечной зарей», «седой ласточкой», «седым солнышком» была для сына мать и такой осталась она после невосполнимой утраты («Мамо, вечір догоря»). Трогательно поэт воспевал мамино бессмертие, светлую память о ней:
Там, где ты когда-то шла,
Тихая тропинка зацвела
Вечерняя ноготками,
Рожью-судьбой
Світанковою,
Чудом-сказкой.
Юным подсолнухом.
Социально-психологическая поэма «Семь». (1988) посвящена памяти и подвига шести чернобыльских пожарных-героев и кинорежиссера Владимира Шевченко, который снимал фильм о трагедии на атомной электростанции, произошедшей 26 апреля 1986 г. Они погибли в единоборстве с атомной стихией, спасая от катастрофы всю цивилизацию, все живое на земле. Имена пожарных - Виктора Кібенка, Николая Вашука, Василия Игнатенко, Николая Титенко, Владимир Тищура, Владимира Правика - навсегда останутся в благодарной человеческой памяти.
Анализируя последствия катастрофы возраста, поэт вскрывает болезненные проблемы нашей жизни, вспоминая о прошлом нашего народа, очерчивает будущее всего человеческого рода. Поэма «Семь» состоит из семи разделов, которые имеют соответствующие заголовки. Разделы связаны между собой идейным замыслом и образом черного ворона - вещуна смерти и трагедии в фольклоре.
Между лирическим героем, выразителем идей современности, и враждебной силой в лице крука, который пророчит гибель, идет напряженный диалог-дискуссия, в ходе которой и раскрывается основное содержание произведения.
Поэт призывает людей остановиться в своем безумии, прекратить вооруженное противостояние, и все силы бросить на спасение земли - общего человеческого дома, чтобы не дойти до «предела роковой», когда вырастет «гриб сатаны».
Творчество Б. Олейника - яркое и красноречивое свидетельство того, что поэт всегда был «в эпицентре суток». Он стремился убедительно и просто сказать о болезненных проблемах так, чтобы читатель верил ему и тогда, когда он искренне в чем-то ошибался, и тогда, когда он твердо стоял на своих позициях.
|
|