ВСТУПЛЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Сейчас человек не представляет своей жизни без искусства. Оно является одной из важнейших составляющих нашей духовной культуры. Одни люди создают художественные произведения, другие являются их ярыми поклонниками. Что же такое искусство? Это вид человеческой деятельности, описывающего жизнь в художественных образах. Вот примеры некоторых видов искусства:
Архитектура
Музыка
Театр
Живопись
Скульптура
Хореография
Вид |
Примеры |
С помощью чего |
искусства |
произведений искусства |
создан художественный образ |
Архитектура |
дома, храмы, дворцы |
масштаб, масса, форма, цвет, декор, связь с окружающим пейзажем |
Живопись |
пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематические картины, портрет, миниатюра |
краска, карандаши, пастель и т.д, материалы, на которых выполняется рисунок |
Музыка |
опера, духовная музыка, пение, симфоническая музыка, музыка для оркестров, музыка для ансамблей |
музыкальные звуки, музыкальные инструменты |
Скульптура |
статуя, рельеф, барельеф, лепка |
статуи из камня, бронзы, мрамора, дерева, глины |
Театр и кино |
пьеса, кинофильм |
через действие, что ее исполняют актеры на сцене или в кадре; используют элементы всех видов искусства |
Хореография |
танец |
ритмичные движения тела |
Художественная
литература |
стихи, сказки, рассказы, повести, романы, поэмы, пьесы |
слово
|
Среди резких видов искусства нет главных и второстепенных, все они по-разному отражают свет и влияют на человека. Но литература занимает особое место в жизни человека. Она является всеобъемлющим, то есть универсальным видом искусства, потому что словом можно передать все: и звуки, и краски, и чувства и переживания, и события. Литература изображает красоту мира и человеческой души. Словом пользуются и ученые, скажешь ты. И в науке слово помогает познавать мир. Действительно, это так.
Чтобы понять различие между ролью слова в литературе и науке, сравни два текста:
Научный текст Начало зимы характеризуется не только постоянной облачностью, но и частыми туманами. На этот период приходится и наибольшее число дней с гололедом. Снежный покров в это время еще не очень значительный. Начало зимы - наиболее мрачная и темная пора года, когда солнце светит лишь в течение 8 часов.
Из учебника
Художественный текст Легла зима, и белые соловьи
Затьохкали холодными устами.
В холодные земли обули рощи.
И стали у неба, как стояли.
Скоцюрбивсь хвост дубового листа,
Сорока из боярышника водит небо глазом,
И ветер пишет ветровые письма,
Сорочьим глазом пишет білобоко...
М. Винграновский
Как видишь, в обоих текстах изображен ту самую картину жизни. Но рассказывается о ней по-разному. В тексте слева приняты научные слова, точные определения. Этот текст предоставил информацию, но не повлиял на твои чувства.
В тексте справа такой зима предстала в воображении Николая Винграновского. Он эмоционально описал ее приход и ярко передал свое восприятие этого времени года. Писатель создал художественный образ зимы, с помощью слов изобразил зиму образно. А ты, читая стихотворение, увидел зиму и так, как автор, и несколько по-своему. Слова стихотворения пробудили твое воображение, вызывали пережитые когда-то впечатление, навеяли разнообразные чувства. Помогло ли тебе все это почувствовать образное слово, которое является первоэлементом литературы. Например, в стихотворении сказано, что зима легла, белые соловьи затьохкали холодными устами, в холодные земли обули рощи. Как видишь, образность образовалась на основе переносного значения слова. Но она оказывается не в одном слове, а в их сочетании. Чем больше слово вызывает у тебя разнообразных впечатлений, тем оно образнее.
Употребление образных слов делает речь точной, эмоциональной, обогащает нашу речь.
1. В чем заключается роль художественного слова в жизни человека?
2. Объясни, как ты понимаешь значение термина образное слово.
Из стихов, которые ты изучал в начальной школе, наведи примеры образных слов.
3. Прочитай строки из поэзии Максима Рыльского «Поэтическое искусство». В чем поэт видит вдохновение поэзии? Как он говорит о силе образных слов в художественном произведении?
Лишь дойдя склона возраста,
Поэзию я понял.
Как простоту такую большую,
Такое единение точных слов,
Когда эпитет бьет стрелой
В саму щонайглибшу суть,
Когда по дороге прямой
Тебя метафоры ведут.
Когда возникает сравнение,
Как с моря синего дельфин:
Ведь не знает он вопрос,
Почему именно здесь возникает он!
4. Прочитай и сравни два текста. Объясни, какой из них является художественным. Почему ты так думаешь? В каком из двух текстов употребляются образные слова? Названия их.
Стоят озера в пригорщах долин,
Луга цветут в придорожной полосе.
И царственный долговязый аист
Важно ходит в ранней кукурузе.
Лина Костенко
На территории Украины растет много растений, есть ягоды, грибы, дикорастущие плоды, лекарственные растения. Среди ценных растений, которые используют в медицине, в Украине лекарственными признано почти 250 видов.
Из учебника
5. Проведи эксперимент. Прочитай отрывок из стихотворения Юрия Клена.
Письмом прив'ялим пахнет утро,
И на березах желтая медь...
Какую картину ты представляешь? Напиши, какие воспоминания об осени вызвали у тебя образные слова этого стихотворения. Прочитайте их своему однокласснику. Или одинаковые впечатления (ассоциации) у вас вызвал художественный образ осени? О чем это свидетельствует?
6. Рассмотри иллюстрации. Какие виды искусства представляют эти изображения?