Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Как разграничить сюжет и фабулу?

Если сюжет - это авторское расположение изображаемых событий, то фабула - их хронологическая, естественная последовательность. Именно сравнение сюжета и фабулы помогает определить замысел писателя, особенности его воплощения, своеобразие изображения образов.

Фабула - это то звено, которое связывает действительность и сюжет, то есть она воспринимается как последовательность событий, которые могли бы происходить на самом деле. Однако фабула существует и не вне сюжетом, и не в нем, а возникает вместе с ним. Читатель определяет ее из сюжета. Критерий разграничения сюжета и фабулы - возможность или невозможность перевода. Да, сюжет пересказать невозможно, его можно только дословно повторить. А фабулу легко перевести, точнее, она предстает перед нами лишь в пересказе, когда мы своими словами рассказываем то. что прочитали. В этом случае приходится отказываться от авторского слова, ведь мы используем разговорную речь, рассказываем о событиях не по последовательности их изложения писателем, а так, как они происходили или могли бы происходить в действительности, упуская пейзажные, портретные описания, лирические отступления. Например, пересказывая сцену встречи Корточках с полевой царевной, можно сказать: «Главный герой неожиданно видит Галю и разглядывает ее». Однако невозможно воспроизвести этот эпизод так, как описали его Панас Мирный и И. Билык: и картину погожего весеннего дня, когда все цветет, отзывается голосами птиц, и красоту парня, и чувства, и поведение полевой царевны. Можно лишь обратиться к тексту и процитировать его. Итак, сюжет организуется по художественным законам, а фабула-по логике жизни. Поэтому сюжет всегда шире фабулу, ведь в нем возможно и сосуществование нескольких фабул, и авторская оценка изображаемого. Даже в произведениях, где сюжет и фабула совпадают («Николай Джеря» И. Нечуя-Левицкого, «Земля» А. Кобылянской), ни одна из этих категорий не подменяет другую. Особенно заметна роль авторского начала в произведениях, где четко разграничиваются сюжет и фабула («Разве ревут волы, как ясли полные?» Панаса Мирного и И. Билыка, «Лихие люди» («Товарищи») Панаса Мирного, «Циклон», «Твоя заря» Олеся Гончара). Фабула как бы указывает на движение событий до финальной точки произведения, избегая хронологических неточностей в их воспроизведении, а сюжет основывается на художественных законах постижения поступков героев, их характеров, желаний и надежд.