Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
«Сыны мои, гайдамаки...» (видение молодым Шевченко трагических событий в Украине 1768 года)

Т. Г. Шевченко был гневным голосом порабощенного украинского народа, в памяти которого дотлівали последние дымящиеся головешки из гайдамацких пожаров, а бурная эпоха щемящей болью одлунювала в пространных душах слепых бандуристов - Украина была раздробленной бандурой с оборванными струнами.

В 1768 году крестьянское восстание охватило всю Правобережную Украину. Колиивщина (путями называли участников этого движения, ибо они вооружались кольями) была одним из крупнейших гайдамацких восстаний украинского народа против польско-шляхетского угнетения, которые вспыхивали одно за другим на протяжении всего XVIII века.

Основные этапы и важнейшие эпизоды этой борьбы нашли яркое отражение в поэме Шевченко «Гайдамаки».

Молодой поэт воспринимал эти трагические события как движение самых широких народных масс. Еще с детства он слышал о восстании гайдамаков от деда Ивана, который подростком был свидетелем, а может, и участником восстания. Переводы дали Шевченко не только материал для поэмы, но и возможность изобразить Колиивщину с народной точки зрения, отбить народный взгляд на изображаемые события, народное их понимание и освещение. В основу поэмы автор положил оценку Колиивщины и гайдамаков, высказанную в народнопоэтических источниках-преданиях, песнях, рассказах.

В поэме гайдамаки изображены как сыны родной земли, патриоты, а гайдаматчина - как героическая страница освободительной войны украинского народа против польско-шляхетского гнета.

Главный герой поэмы - восставший народ. «Гайдамаки» - поэма пламенного, грозного народного гнева, порожденного социальной и национальной несправедливостью.

С большой любовью и нежностью поэт относится к гайдамакам, называя их «сыновья мои».

Гайдамаки беспощадные и непримиримые в своем всенародном освободительном порыве, в возмездии господам за причинении обиды, издевательства:

... Где проедут - земля зорить,

Кровью подливает.

Повстанцы горячо стремятся освобождения. Т. Шевченко изображает сильных, мужественных людей, которые поднялись на защиту Родины от польских панов-по-неволювачів. Безусловно, сам автор настаивает на всенародном характере восстания. Когда оно вспыхнуло, то в селах ...

Осталися

Дети и собаки, -

Женщины даже с рогачами

Пошли в гайдамаки.

Образ восставшего народа конкретизируется в поэме в трех героических повстанцах - Яреме Галайде, Максиму Зализняку и Иване Гонте.

Образ Яремы-наемника, а впоследствии повстанца-гайдамаки имеет реальную основу, хотя в его обрисовке большая роль принадлежит творческому воображению писателя. Ярема является обобщенным художественным образом. Наделен в поэме индивидуальной жизненной судьбой и индивидуальными социально-психологическими чертами (любовь к Оксане, забота о ее судьбе), герой произведения одновременно предстает как типичный образ повстанца-гайдамаки, участника всенародной войны против польско-шляхетского господства, в котором воплощены лучшие черты народного характера. Мы видим, что он полон ненависти, яростного гнева к угнетателям и стремление к мести им за все обиды народные. Чувство протеста против угнетения проводит его в гайдамацкий отряд Максима Зализняка, где он своим мужественным, бескомпромиссным поведением приобретает всеобщее уважение. Беспощадная борьба с врагами приносит герою славу на всю Украину.

В героическом плане изображено в поэме главарей восстания - Максима Зализняка и Ивана Гонта. Это лица исторические. Описывая их, Шевченко опирался также и на народные предания.

Зализняк - предводитель восстания, патриот, любимец народных масс. Даже запорожцы, что не очень доверчиво относятся к старшине, которая приняла участие в восстании, почитают и прославляют его: «У нас один старшина - отец Максим». Таким гайдамацким отцом выступает Зализняк протяжении всего произведения.

Суровыми красками изображено участника восстания, польского подданного Гонта. Доминирующая черта-чувство долга перед народом, преданность его интересам. Присоединившись к повстанцам, взяв в руки «свяченого ножа», Гонта ни перед чем не останавливается. Особенно это выражается в глубоко трагической сцене убийства собственных детей. Суть нового подхода Шевченко к проблеме трагического заключается в том, что Гонта не борется за личное счастье, а за освобождение всего угнетенного народа. Его образ как человека Шевченко трактует в духе фольклорной традиции.

Железняк и Гонта, несмотря на то, что были подданными разных корон, русской и польской, боролись за общее дело и изображены как непримиримые мстители за народные обиды. Царские офицеры, воспользовавшись доверием гайдамак к русской царицы Екатерины II, коварно арестовали обоих повстанцев. Зализняка россияне отправили на каторгу в Сибирь, а Гонта поляки пытали четырнадцать дней, а затем четвертовали.

Поэма «Гайдамаки» проникнута глубоким сочувствием за судьбу народную. И именно поэтому произведение Т. Г. Шевченко имел большое воспитательное значение для многих поколений борцов за народное счастье. Оценивая трагические события прошлого, великий поэт стремился пробудить героический дух народных масс. Пример гайдамаков, по мнению автора, должен напоминать современникам о славных традициях народного сопротивления поработителям.