Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Эстетика (греч. aisthesis - чувство, чувство, aistheticos - чувственный) - наука о прекрасном, художественное освоение действительности, о общие законы красоты и художественного творчества. Как отдельная наука с очерченным предметом исследования Э. отделилась от системы философского знания в XVIII в., что обусловлено творчеством немецких философов О.Баумгартена, И.канта, Г.-В.-Ф.Гегеля. Однако ее традиции уходят в глубину тысячелетий и связаны с рефлексами древних народов, особенно греков, о сущности красоты, прекрасного, возвышенного, трагического, о природе и функции искусства. Э. развивалась как философская наука о прекрасном, то как общая теория искусства (так называемая "философия искусства"), то как наука о восприятия и переживания прекрасного. Е. как учебная дисциплина преподается с XIX в. в университетах и других средних и высших школах. В Украине оставил интересные работы с Э. профессор Харьковского университета І.Кроненберг, вопросом Э. уделял внимание профессор Львовского университета О.Огоновський. Проблемами общей Э. и эстетической критики занимались Франко, Б.Лепкий, С.Федчишин, М.Гнатишак, М.Рудницький, Б.Романенчук. Новая волна интереса Э. начинается с конца 50-х XX ст. (труды Б.Кубланова, О.Кудіна, М.Гончаренка, В.Мазепи, П.Гаврилюка, А.Канарського, І.Іваня, Л.Левчук, К.Шудрі, В.иванова и др.). В этом процессе происходит разветвление эстетических исследований: с одной стороны, формируется и отмежевывается собственно философская Е., а с другой - эстетические проблемы, связанные с различными сферами жизнедеятельности общества, разрабатываются искусствоведами, педагогами, дизайнерами - происходит эстетизация науки и производства. Для литературоведения проблема заключается в том, чтобы загальноестетичні подходы к литературе играли методологическую роль, способствовали углубленному проникновению в ее эстетическую сущность, разработке теоретико-литературоведческого понятийного аппарата, с помощью которого можно было бы глубже раскрыть специфику искусства слова.