11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Открываю своего Павла Тычину
Говорят, поэты расцветают раз на веку. Если это правда, то Павел Тычина расцвел в молодые годы, когда появились «Солнечные кларнеты» (1918), «Вместо сонетов и октав», «Плуг» (1920), «В космическом оркестре» (1921), «Золотой гомон» (1922), «Ветер с Украины» (1924). Это действительно великолепная, выдающаяся поэзия, в которой переплелись и красота человеческих чувств, и восприятие революции и гражданской войны на Украине как надежды на социальное, национальное и духовное освобождение, и жестокое разочарование действительностью. Пожалуй, можно сколько угодно говорить сейчас о «непоследовательности» поэта, его «раздвоенность», но, я думаю, сначала надо посмотреть на тогдашние события глазами молодого художника, пропусти их через его впечатлительное сердце. И только тогда, осознав истоки трагедии Тычины, можно понять, почему и как в одном человеке соединились два поэта. Именно таким я увидел «своего Тычину».
С одной стороны - «Вы знаете, как липа шелестит», «Когда в твои глаза вдивлюся», «Пастели», «Памяти тридцати», «Стучать в дверь прикладом». С другой - «Во имя человека», «Партия ведет», «Коммунизма дали видны». Очень хочется ответить на этот вопрос так, чтобы и другие поняли и полюбили его, как я.
Вот он предстает перед нами автором «Солнечных кларнетов»: молодой интеллигентный талантливый юноша, внимательно всматривается в мир и напряженно ищет ответы на вопросы: в какой связи находятся природа и люди, добро и зло? Что является определяющим? Поэт приходит к выводу, что все в мире взаимосвязано. Это открытие наполняет его радостью, и ею он делится с нами:
Рощи шумят -
Я слушаю.
Облака бегут -
Любуюсь.
Любуюсь-удивляюсь,
Чего душе моей
так весело.
И постепенно события Первой мировой войны убеждают П. Тычину, что этот воспетый им мир такой далекий от гармонии. Но молодое сердце стремится к добру, верит в добро и творит его, - так появляются стихи цикла «Енгармонійне», «Кто-то гладил нивы», «Голубизна мою душу овіяла». Мне кажется, что именно вера в гармонию мира, оптимизм отличали поэта среди его предшественников и современников. А еще - предчувствие революции. Именно тогда родились строки:
Эй, ударьте в струны, кобзари,
Натхніть сердца песнями!
Украинские флаги вверху -
Словно солнце над степями...
И снова - радость, праздник, небывалый подъем в «Золотом гомоне». И появляется предчувствие беды:
Черная птица - у него глаза - когти!
Черная птица из гнилых закутков души,
С поля боя прилетел,
Каркает.
Или это - не гениальная прозорливость, которая заметила ту трагическую черту, что проляжет между людьми, даже родными по крови («курицы спустили в мать и отца»)?
И снова - несмотря ни на что - жизнеутверждающий финал, вера в победу силы добра, в силу народа:
Я -- неугасимый Огонь Прекрасный,
Извечный дух.
Приветствуй же нас ты с солнцем, голубями.
Я сильный народ! - с солнцем, голубями.
Но мечта так и осталась мечтой. Украина была обречена. Революция 1917 года вместо социального освобождения принесла на украинскую землю реки крови. Разрушаются семьи, расшатываются вековые нравственные устои народа. Тычина-поэт верил в революцию, ждал и боялся ее. Отсюда и обостренное восприятие окружающего, предчувствие беды, жгучая боль за Украину, за свой народ:
Кто же это так с тебя насміяться смел?
Кто в твое сердце чем загородил?
Я почти физически ощущаю ту боль, которым полон каждая строка стиха, потому что «рубились, бились ріднії, свои»; а те, кого считали братьями, предали Украину. Стихотворение заканчивается многозначительным вопросом, который, без сомнения, является прозрачно-риторическим-ответа не надо, она очевидна:
Кто же так яростно бросил на растерзание нас?
Мне кажется, что именно здесь и содержатся те истоки «раздвоенности» Тычины, которая позже переросла в трагедию его таланта. Так, Павел Тычина - гениальный, но глубоко трагический талант. И с этим нельзя не согласиться!
Он любил жизнь во всех ее проявлениях и учил этого чувства читателей. Он, я убежден, любил людей: из прошлого, современников и будущих земляков. Видимо, это надо понять душой и поклониться гениальному художнику за его сердце и талант.
|
|