Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Открываю своего Павла Тычину

Говорят, поэты расцветают раз на веку. Если это правда, то Павел Тычина расцвел в молодые годы, когда появились «Солнечные кларнеты» (1918), «Вместо сонетов и октав», «Плуг» (1920), «В космическом оркестре» (1921), «Золотой гомон» (1922), «Ветер с Украины» (1924). Это действительно великолепная, выдающаяся поэзия, в которой переплелись и красота человеческих чувств, и восприятие революции и гражданской войны на Украине как надежды на социальное, национальное и духовное освобождение, и жестокое разочарование действительностью. Пожалуй, можно сколько угодно говорить сейчас о «непоследовательности» поэта, его «раздвоенность», но, я думаю, сначала надо посмотреть на тогдашние события глазами молодого художника, пропусти их через его впечатлительное сердце. И только тогда, осознав истоки трагедии Тычины, можно понять, почему и как в одном человеке соединились два поэта. Именно таким я увидел «своего Тычину».

С одной стороны - «Вы знаете, как липа шелестит», «Когда в твои глаза вдивлюся», «Пастели», «Памяти тридцати», «Стучать в дверь прикладом». С другой - «Во имя человека», «Партия ведет», «Коммунизма дали видны». Очень хочется ответить на этот вопрос так, чтобы и другие поняли и полюбили его, как я.

Вот он предстает перед нами автором «Солнечных кларнетов»: молодой интеллигентный талантливый юноша, внимательно всматривается в мир и напряженно ищет ответы на вопросы: в какой связи находятся природа и люди, добро и зло? Что является определяющим? Поэт приходит к выводу, что все в мире взаимосвязано. Это открытие наполняет его радостью, и ею он делится с нами:

Рощи шумят -

Я слушаю.

Облака бегут -

Любуюсь.

Любуюсь-удивляюсь,

Чего душе моей

так весело.

И постепенно события Первой мировой войны убеждают П. Тычину, что этот воспетый им мир такой далекий от гармонии. Но молодое сердце стремится к добру, верит в добро и творит его, - так появляются стихи цикла «Енгармонійне», «Кто-то гладил нивы», «Голубизна мою душу овіяла». Мне кажется, что именно вера в гармонию мира, оптимизм отличали поэта среди его предшественников и современников. А еще - предчувствие революции. Именно тогда родились строки:

Эй, ударьте в струны, кобзари,

Натхніть сердца песнями!

Украинские флаги вверху -

Словно солнце над степями...

И снова - радость, праздник, небывалый подъем в «Золотом гомоне». И появляется предчувствие беды:

Черная птица - у него глаза - когти!

Черная птица из гнилых закутков души,

С поля боя прилетел,

Каркает.

Или это - не гениальная прозорливость, которая заметила ту трагическую черту, что проляжет между людьми, даже родными по крови («курицы спустили в мать и отца»)?

И снова - несмотря ни на что - жизнеутверждающий финал, вера в победу силы добра, в силу народа:

Я -- неугасимый Огонь Прекрасный,

Извечный дух.

Приветствуй же нас ты с солнцем, голубями.

Я сильный народ! - с солнцем, голубями.

Но мечта так и осталась мечтой. Украина была обречена. Революция 1917 года вместо социального освобождения принесла на украинскую землю реки крови. Разрушаются семьи, расшатываются вековые нравственные устои народа. Тычина-поэт верил в революцию, ждал и боялся ее. Отсюда и обостренное восприятие окружающего, предчувствие беды, жгучая боль за Украину, за свой народ:

Кто же это так с тебя насміяться смел?

Кто в твое сердце чем загородил?

Я почти физически ощущаю ту боль, которым полон каждая строка стиха, потому что «рубились, бились ріднії, свои»; а те, кого считали братьями, предали Украину. Стихотворение заканчивается многозначительным вопросом, который, без сомнения, является прозрачно-риторическим-ответа не надо, она очевидна:

Кто же так яростно бросил на растерзание нас?

Мне кажется, что именно здесь и содержатся те истоки «раздвоенности» Тычины, которая позже переросла в трагедию его таланта. Так, Павел Тычина - гениальный, но глубоко трагический талант. И с этим нельзя не согласиться!

Он любил жизнь во всех ее проявлениях и учил этого чувства читателей. Он, я убежден, любил людей: из прошлого, современников и будущих земляков. Видимо, это надо понять душой и поклониться гениальному художнику за его сердце и талант.