Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Трагедия личности в повести о. кобылянской «Человек»

Художественный процесс конца XIX - начала XX века быстро и ощутимо обновлялся благодаря новой мощной волны талантливой молодежи ее представители в этот период были теми, кого сегодня модно называть «self-made-man», то есть людьми, которые «сами себя сделали». Именно к таким людям относится и талантливая украинская писательница Ольга Юлиановна Кобылянская. Девушка из многодетной небогатой семьи, она почувствовала тяжесть женской дискриминации на себе: очень хотела получить образование, но все надежды возлагались на сыновей, девушке же достаточно было «хороших манер», музыки, умение вести хозяйство. Самостоятельно получив образование, В. Кобылянская большое внимание в своих произведениях уделила жизни женщины, ее борьбе за свои человеческие права. Писательницу называют первой представительницей украинского феминизма.
В 1887 году появилось в свет небольшой рассказ «Она вышла замуж», которое уже в начале 1894 года О. Кобылянская переделала на повесть с интересным названием «Человек» и дополнительным жанровым определением «повесть из женской жизни». Героиней произведения является Елена Ляуфлер, дочь довольно богатого лесного советника. Семья была большая: четыре дочери и сын. И конечно, все надежды возлагались на сына. «Это будет гордыня моей жизни, светило целой семьи», - часто говорил господин Ляуфлер о сыне. Девушек воспитывали будущими женами и хозяйками, которые вынуждены повиноваться мужу. С сожалением, правда, признавала госпожа радникова, что дочь Елена не такая, как все. Девушка любила читать, спорила, имела свои мысли, употреблял незнакомые слова: «социализм, натурализм, дарвинизм, вопрос женское, вопрос робітницьке», а хуже всего - «говорила о какой-то равноправие между мужчиной и женщиной!!!» Единственным человеком, которая поддерживала Елену, был Стефан Лієвич, студент. Он был убежден, что женщина может быть абсолютно самостоятельным, свидетельство тому - движение женщин в Швейцарии.
Так формировалось мировоззрение Елены. И действительность, окружение не были готовы к таким преобразованиям. Девушке подобало жениться, быть хорошей хозяйкой, растить детей. Реальность, которая и «железо ломит», сломала и Елену. Оставил Девушку и Стефан Лієвич: через туберкулезом умер за. рубежом. А она не осознавала себе жизни без него. Изменились и обстоятельства жизни. Теперь они решали судьбу Елены. В этом трагедия его личности.
Любимый сын господина Ляуфлера оказался картежником и покончил жизнь самоубийством, самого советника уволили с должности, семья оказалась в трудном положении. Помочь всем могла только Елена, согласившись на брак с рядовым, но богатым немцем Фельсом. Это означало бы переступить через свои убеждения, сломать в себе Человека, который хочет жить независимой жизнью. И разве кто-то понимает Елену?
Врач убеждает ее, что человек - это лишь животное со всеми инстинктами, она не может существовать одна, ей надо быть с кем-то, надо размножаться. Отвратительным кажется девушке Фельс, когда она вспоминает Лієвича, что понимал ее. И после долгих размышлений она; выходит замуж без любви, только чтобы спасти обнищавшее семью, змушувана ней и мещанским окружением. Просит только сестру не будить в ней «бывшего человека». Елена наполнила свое «задание», но сломала собственную жизнь, и она осознает свою измену: «Ведь она виновата! Сама, саміська она... И чем она оправдається? Что она человек?» Никто не понимает ее слез перед свадьбой, а она рыдает над потерянным свободной жизнью, а не с того, что покидает родительский дом.
Ольга Юлиановна Кобылянская ярко показала нам, как нелегко шло отстаивания женщинами своих прав, как жестокая закостенела мещанское сознание ломала характеры и жизни, она показала трагедию человеческой личности, которая стремилась виламатися из узких рамок. Стоит ли то, чего достигли женщины, затраченных сил и судеб? Я считаю, стоит. К тому же писательница в 1895 году написала произведение «Царевна», который стал логическим продолжением в изображении женской темы. Только героиня этого произведения уже сумела построить свою жизнь таким, каким мечтал его сама.