Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Житийная литература (жития, агиография - греч. hagios - святой, grapho - пишу) - жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов, светских лиц, канонизированных христианской церковью; литературный жанр, отличающийся от просто биографии религиозной направленностью. Агіограф ставит целью дать образец подвижничества. Эпоха расцвета этого жанра - в византийской литературе УШ-XI вв. Именно в этот период он сформировался, приобрел литературного оформления, выработал свою поэтику. Ж.л. - христианская литература (античная литература такого жанра не знала). "Правильному житию" была свойственна рассказ от третьего лица, иногда допускались отступления: обращение автора к читателю, похвалы от автора святому. В композиционном отношении были обязательны три части: вступление, собственно житие, выводы. Во вступлении автор просит прощения у читателя за неумение писать. В заключительной части - похвала святому как своеобразная ода в прозе. Это одна из самых ответственных частей в произведении, ибо требовала от автора большого литературного таланта, хорошего знания риторики. Житие - биография святого от рождения и до смерти: рождение от благочестивых родителей, раннее монашество, аскетические подвиги, чудеса, что их творят мощи. По приданию каноном требовалось также и введение отрицательного героя. Он противопоставляется святому как антитеза. В Киевской Руси жития как жанр утверждаются с принятием христианства. Условно, учитывая происхождение, жития можно разграничить на переводные и оригинальные. Переводные (с греческого) бытовали в сборниках - Четьи-Минеи (мінейні), Прологи (проложні), Патерики Синайский, Скитский, Иерусалимский (патерикові). Из оригинальных сохранились "Жития Бориса и Глеба", "Житие Феодосия Печерськога", "Житие Антония Печерского", написанные преимущественно в конце XI - начале XII вв. В отдельную группу выделяются так называемые княжеские жития (о Бориса и Глеба, Ольги, Владимира), которые за сюжетными особенностями, изображением героев приближаются к исторической повести. В начале XIII в. заключен Киево-Печерский патерик. В него вошли произведения на сюжеты из реальной и легендарной истории Киево-Печерского монастыря, о его учредителей Антония и Феодосия, монахов, а также послания епископа Владимирского и Суздальского Симона и печерского монаха Поликарпа, В начале XV века, житийная проза совершенствуется, в ней развивается стиль "плетения словес" (эмоционально-экспрессивный), усиливается психологизм рассказа. С XVI в. начинают создавать Четьи-Минеи, в которых входят заново переработаны почти все переводные и оригинальные жития. В 1683-1705 вышли в свет 4-томные Четьи-Минеи Дмитрия Туптало. Мотивы, сюжеты, образы Ж.л. использовали писатели-полемисты, авторы летописей, хроник XVII-XVHI вв.: Лазарь Баранович, Кирилл Транквилион-Ставровецкий, Иоаникий Галятовский, Антоний Радивиловский, а также Г.Сковорода, Т.Шевченко.