Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ТРАДИЦИЯ БАРОККО В XX СТ.
ВАЛЕРИЙ ШЕВЧУК

Повесть-преамбула романа-баллады «Дом на горе»

В душе Владимира царил тихий и необычный покой. Его радовало все - и воробьи в прахе, и дым из труб, и женщина с ведрами. Он зашел на школьный двор, сторож недоверчиво к нему отнесся, пока не посмотрел его, нового директора, документы. Повел в комнату, заваленную хламом и запыленную. Пришла высокая худая учительница Александра Афанасьевна, будто какая-то сердитая - и за несколько минут дом уже сиял чистотой от ее умелых рук. Владимир увидел на дворе в доме на горе женщину, от которой струился странное голубое сияние, что притягивало, как магнитом.

Высокий сивогривий человек в сопровождении коз неспешно шел берегом. Целый день он, пася своих подруг, любовался пейзажами, тогда приходил домой, жена Мария доила коз, потом они садились на веранде, пили молоко, и дед Иван записывал что-то в толстой тетради.

Владимир сидел на постели, растирая разбухшую от протеза ногу. Его невыносимо тянуло подняться к домику на горе, увидеть ту женщину, которая отобрала все его зрение и все внимание.

Галя время закрывалась в комнате, наряжалась в лучшие одежды и любовалась своей красотой. Иногда видела в зеркале уставшую, постаревшую женщину, которая сама растит сына и ухаживает за больной бабушкой. Когда Владимир, хромая, все же поднялся к домику, то чуть в обморок не упал, и женщина дала ему воды, сама тоже почему-то смутившись. Бабушка рассказала Гале, что дом, в котором они живут, - особый. Здесь испокон веков властвовали одни женщины. К ним приходили мужчины: от тех, кто появлялся сверху, неизвестно откуда, были одни неприятности. От них рождались мальчики, которые покидали дом и пускались в странствия. Если же человек приходил снизу и просил воды - оставался, рождались от него девочки. Галя и верила в бабушкины рассказы, и не верила. Когда пришел Владимир и она его напоила водой со своих рук, бабушка обрадовалась и сказала, что это - судьба. У Гали тоже тенькнуло сердце, вспомнила Анатоля, который сошел, как серая птица, откуда-то из горы, очаровал ее глазами, а потом, добившись ее любви, покинул уже беременную. Теперь она имеет золотоногого Парня, который носится, как ветер по обрывам и скалам. У Александры Афанасьевны пятеро детей. Каждый занят делом - мальчики пошли стоять в очереди по керосин, девушки - по хлеб, старшая - стирать белье. Сама женщина копает картошку, стирает, підмазує дом, чинит чердак, а их несколько промелькнут одновременно то в окне, то на вгороді, то на дворе.

По ночам она часто вспоминает своего мужа, коренастого сапожника, пропахлого шкурами, с такими синими глазами, что раз войдя в душу, не выйдут из нее. Николай не вернулся с войны, Александра преподает и воспитывает пятерых деток, дает порядок в хозяйстве. Иногда ей слышится, как тихонько заиграет на стене инструмент, любил на нем играть ее муж.

Галину очень удивляли те совпадения с бабушкиными рассказами-сказками, которые происходили в ее жизни: «Все это переколошкало Галину душу, потому что уже начинала терять границы, где в этой истории фантастическое, а где реальное. Знала бабкину способность предоставлять всем неестественного значение, но это совпадение событий, навалился притьма, был разительный». Владимир у Гали вызвал странное чувство, но она боялась поверить себе, открыться. Даже надела худший, серый одежду, когда шла белить школу, наводить в ней порядок. Он «впивалась ее красотой, и аж стонать ему хотелось, насколько далека она была и недоступна». Она закусывала губу и натужно пыталась решить наболевшую задачу: выйти - это свободу потерять, а не выйти - потерять любовь». Но не выдержала его глаз, открыла сердце, и они пошли по жизни вместе. Бабушка радовалась, ей стало лучше, она могла даже сама ходить.

Мария Яковлевна замечала иногда в мужчине будто какой-то странный огонь, когда тот садился и что-то целыми днями писал, покинув коз. Еще раньше он бросил работу бухгалтера, и его не обходили домашние хлопоты, есть есть и что именно. Детей у них не было. Мария, хоть и боялась рассердить мужа, пошла учительствовать, находя утешение в першачках. Иван, скитаясь горами, побережьем, всегда приносил ей букетик полевых цветов. Она принимала самые лучшие и засушивал. {Они любовались закатом солнца каждый день, и каждый раз он был разный. «...Она понимала, что только и счастье ее, что у этого мужчины. Боялась, что мгновение это быстро пройдет...»

Старшая дочь Александры Афанасьевны засмотрелась на Парня - какой он золотоногий, ловкий в движениях, когда бежит, когда красит парты. Парень засмотрелся на тоненькую девушку, как она стирала на реке белье, и сказал, что покажет ей свои владения. Неонила согласилась, и Парень повел ее в подземные ходы. Там у него была даже комната. Стали юноша и девушка судимыми, поклялись друг другу в верности, скрепив клятву кровью.

Однажды парень спросил у Гали про своего отца, захотел узнать хотя бы его фамилию. Но мать почему-то рассердилась и назвала в сердцах первое попавшееся, что пришло - «Пугач».

Иван-козопас дописывал свой пятый тетрадь. И снились ему темноволосые, темноглазые нерожденные сыновья, звали к себе.

Через десять лет Парень, теперь уже дородный мужчина, возвращался домой, радостно глядя на знакомую улицу, которую помнил до мелочей. Из дома на горе вышла девушка - знакомая и незнакомая. Спросил, Галина Ивановна дома. Та ответила, что дома. Это была его сестра Оксана. Мать тоже едва узнала сына - изменили его и годы, и странствия, и те испытания, что выпали. Сестра не хотела его признавать, ее раздражали его тяжелое топанье в библиотеке над ней, табачный дым, бесцеремонность, но терпела ради матери.

Парень пошел к Неонилы. Она одна осталась из девушек при матери. Злилась на Парня, что не писал, а потом посмотрела в его глаза - и все забыла. Утром сказала дома, что они женятся.

Парень пошел к Марии Яковлевны, попросил тетради деда Ивана, которого уже не стало. Женщина с радостью отдала, ведь Парень был их правнуком, но попросила отнестись с уважением. Похвалила его сестру Оксану, которая очень ей помогала всегда. Пришла проведать бабушку Марию и Неонила. И поздравила ее с тем, что девушка, наконец, дождалась суженого. И предложила, чтобы они уходили жить к ней.

Парень перечитывал книги в библиотеке, что была в доме на горе, ее составлял прапрадед и дополняли каждый из мужчин, которые там селились. Взялся и он до заветных дедовых тетрадей. Сам тоже имел в виду писать, поэтому настойчиво изучал литературу.

Когда Оксана возвращалась домой, к ней пристал какой-то дженджурик. Все пытался познакомиться, говорил, что хочет снять здесь, на горе, квартиру. Оксана гордо відтручувала его. Галина, увидев эту картину, вынуждена была предостеречь дочь, ведь она уже когда-то попала в такую историю, поверив какому-то залітному птице. Вот откуда и появился Парень. Оксана была уверена, что с ней такое не случится, но при следующей встрече с дженджуриком таяла от его глаз, не могла избавиться от их магии. Однажды к дому прилетел большая серая птица и превратился в дженджуристого юношу, который, заглядывая под окнами и грустно вздыхая, бросил в открытую форточку букет роз. Когда Оксана проснулась, у нее в комнате лежали сотни розовых лепестков.

А «Парень сидел объятый мягкой радостью: широкий мир клался ему на глаза. Показалось ему, что вышло из-за тучи солнце, и он увидел себя завернутым в облако огненного света. Оглянулся, потому что подумал, что женщины перестарались там, на кухне, и зажгли дом, но пылала уже вся улица и весь пейзаж перед глазами. Тогда он понял, что свет горит в нем самом. Мозг его осветила мгновенная молния - чудесное сияние вошло в его душу, запліднивши навеки его жизни. В сердце упала искра блаженства, оставив в нем навсегда ощущение неба. Поднял глаза и узнал вдруг космос, полный бесконечного пространства, густо заполнен круглыми темными и ясными телами. Попутный ритм узнал он во всем - там, в небе, и здесь, на земле: движение планет, сока и крови, движение живых и мертвых тел. Он понял вдруг: не мертвый мир лежит вокруг него, а живая трепетная материя, что исполняет небо, землю и все, что есть. Живу присутствие он познал во всем, и это наполнило его настоящим счастьем. Понял: весь мир удивительно уладжено и все действует соразмерно до добра каждому, а основным принципом мира является все-таки любовь. За несколько секунд увидел и узнал больше, чем за все десять лет своих странствий. От этого задрожали у него ноздри, а глаза пролили туда, на улицу, которую недавно так бдительно озирали, всю его любовь, тоску, беспокойство и боль. Рука его невольно потянулась, чтобы наткнуться на карандаш или ручку, но замерла в воздухе.

- Только не торопиться, - прошептал он. - Только не спешить!»





Комментарий

Роман-баллада «Дом на горе» состоит из двух частей. В первой («Дом на горе. Повесть-преамбула»)рассказывается о жизни четырех поколений, которые живут в доме на горе с 1911 по 1963 гг., но в судьбе каждого почему-то упорно прослеживается ряд загадочных и удивительных последовательностей. Вторая часть романа, которая называется «Голос травы», состоит из 13 новелл, объединенных подзаголовком «Рассказы, написанные козо-пасом Иваном Шевчуком и приладжені до литературного обихода его правнуком в первых». Творении чувствуется барочное сочетание высокого (духовного и низкого (повседневной): дом на горе - это крепость нашей духовности, а подножия горы - это поле борьбы добра и зла, света и тьмы. Много эпизодов напоминают притчи, имеют символическое значение, например, одиночества, раздвоение человека, блудного сына, дороги и др.