Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Харьковская школа романтиков и ее роль в становлении украинского романтизма

Как Харьковская школа романтиков сыграла существенная роль в становлении и формировании украинского романтизму. ее деятельность следует изучать на примере творчества трех поколений харьковских романтиков. Мы установили, что под влиянием литературной атмосферы Харьковского университета, народной поэзии и деятельности кружка И. Срезневского сформировался и вырос талант представителя первого поколения харьковской школы романтиков Л. Боровиковского.

Как поэт-романтик Л. Боровиковский во многом определил ведущие тематические и жанрово-стилевые тенденции последующего развития романтизма в украинской литературе. Он утвердил жанр фольклорно-бытовой баллады («Женщина», «Убійство», «Рыбалка»), сказочно-фантастической баллады («Маруся», Волшебница», «Гайдамаки»), бытовую балладу с примесями исторически-социального типа сюжета («Женщина», «Вивідка»). Большинство произведений писателя тематически вращалась в традиционном круге народной демонологии, верований, магии, обрядов, колдовства, гадания, несчастной любви, нередко связанной со смертью одного из героев («Женщина», «Маруся», «Волшебница»).

Безфабульність исторической лирики, которая была присуща практике литературного кружка И. Срезневского, Л. Боровиковский воплощает в таких стихотворениях как «Поджигатель», «Казак», «Днепр».

Творчество литературного кружка И. Срезневского и Л. Боровиковского подготовила почву для качественно нового этапа в истории украинского романтизма, который сформировали А. Метлинский, М. Костомаров, М. Петренко, Н. Забіла.

А. Метлинский считал поэзию субъективным отражением объективного мира, которое творит новый мир, сама жизнь. В своем творчестве он придерживался постулата Ф. Шиллинга о том, что народная мифология является необходимым условием и исходным материалом любого искусства, поэтому его произведения утверждают превосходство бытия, в понимании условности грани между жизнью и смертью. Это положение базируется на романтическом утверждении о тесную связь органической и неорганической природы, о единстве всех космических сил («Разговор с покойником», «Кладбище»).

А Метлинский ввел украинскую поэзию в круг проблем общенационального значения. Для его поэзии характерно трагическое восприятие мира. Национально-патриотическая тема, героическая тематика окрашена в мрачные тона, насыщенная потусторонней фантастикой. Его поэзия - это поминальный плач по свободе Украины, предсказанием гибели национального жизни, где апокалиптическая картина гибели родного языка ассоциируется с наступлением всеобщей немоты и гибели целого мира.

Художественные особенности творчества третьего поколения харьковской школы романтиков мы рассмотрим на примере поэтических исканий Я. Щоголева учитывая то, что он несправедливо был забыт критиками и учеными.

Несмотря на мостике инкрустацию своих сюжетов точными и колоритными реалистично-натуралистическими деталями, Я. Щеголев в «Ворскле» и «Слобожанщине» выступил продолжателем принципов наиболее мрачного романтизма. Поэт словно отделен от своих персонажей незримой пропастью, которая допускает скорбь и сожаление, теплое чувство, но исключает возможность поиска иного хода событий, кроме определенных роком. Социально-политические, общественные интересы человека не очень интересовали поэта. Он изображал человека преимущественно в натурфілософському, метафизическом плане - прежде всего в неизбежности возрастных изменений, в движении к смерти, потере иллюзий, гибели всего дорогого («Покой»).

В общем харьковская школа романтиков привнесла в украинскую литературу новые принципы художественного творчества, дух историзма, что оказался в идее непрерывного развития, обращении к национальному прошлому, понимание жизни народности как динамического процесса.