Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

ИВАН ФРАНКО

ЗАХАР БЕРКУТ

(Образ общественной жизни Карпатской Руси в XIII веке)
 
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой...
А. С. Пушкин
 
И
 
«Грустно и неприветливо теперь в нашей Тухольщині!» Печально, что от вмешательства природа человека изменилась, изменились и люди, которые погрязли в «нужде и убожестві». «Кождый заботится только о себе, не понимая того, что таким макаром роздроблюються их силы, ослабляется община».
«Было это весной 1241 года. В горах раздавались голоса стрелковых рогов и крики многочисленных стрелков. «Се новый тухольський боярин, Тугар Волк, производил большие лови на грубую звериную». Князь Даниил Галицкий подарил ему в Тухольщині огромные пастбища и целое пригорье Зелеменя. Боярин недавно появился здесь и устроил охоту, чтобы познакомиться с окружающими соседями-боярами. Охоту на крупного зверя - это не забава. Туры, медведи, дики - опасные противники. Поэтому и не удивительно, что охотники снарядились, как на войну. Странно только, что среди них оказалась девушка. Это была Мирослава, дочь Тугара Волка.
«Тугар Волк был мужчина, как дуб. Плечистый, підсадкуватий, с грубыми очертаниями лица и грубым черным волосом, он и сам подобав на одного из тех злющих тухольских медведей, которых ехал воевать. Но ведь и его дочь Мирослава была девушка, которой поискать. Не говорим уже о ее красоту и красоту, ни о ее доброе сердце - в том згляді много ее сверстниц могло стать с ней наравне, хоть и немного могло превысить ее. Но в чем не имела она пары между своими ровесницами, так это в естественной свободе своего поведения, в необычной силе мускулов, в смелости и решимости, свойственной только мужчинам, выросшие в ненастанній борьбе с супротивными обстоятельствами... Но несмотря на все то Мирослава никогда не переставала быть женщи-ной: нежной, доброй, с живым чувством и скромным, стидливим лицом».
Уже третий день шли лови. Много было забито зверя. Нынешний, последний день охоты был самый опасный - день охоты на медведей. Тугар Волк попросил тухольцев дать ему проводника. Это был молодой гирняк Максим Беркут, сын тухольского «бесідника» (старосты) Захара Беркута. Кроме этого тухольцы прислали по собственной воле целая группа молодых охотников, которые должны были помочь боярам очистить медведяче логово от опасного зверя.
Впереди шел Максим, за ним Тугар Волк, порядз ним - его дочь Мирослава. «Странная девушка! - подумал Максим.- Такой я еще и не выдал никогда!»
Во время охоты девушка подверглась смертельной опасности: на нее напала разъяренная медведица. Спас ее Максим. Мирослава стояла и смотрела в его «хорошее, солнцем опаленные и здоровым румянцем озарено, откровенное, искреннее лицо». Девушка даже не поняла тогда, что в ее сердце зарождалось большое, сильное чувство.
Тугар Волк был благодарен парню, но в душе он хотел бы, чтобы его дочь спас боярский сын, а не простой тухольський мужик, «не этот «смерд».
 
II
 
Древнее село Тухля - это была большая горная обитель. В основном тухольцы занимались скотоводством и только часть их - земледелием. Вторым главным источником достатка тухольцев были леса. Они давали им дрова, зверей, мед и лесные ягоды. Народ здесь жил сильный, смелый и свободолюбивый. Поэтому действия Тугара Волка, который, не спросив общину, присвоил себе общественный лес и горную, вызывали у них справедливое возмущение. В свою очередь, боярин сразу стал гневаться на тухольцев, особенно же на Захара Беркута. В разговоре с Максимом он выразил свое недовольство. А парень предупредил боярина, тухольцы собираются звать его на общественный суд. Сначала тот отказывался идти на «хлопську совет», и Максим с Мирославой уговорили его. Впрочем он согласился пойти только из любопытства, чтобы посмотреть, что это за совет.
Когда Максим провожал боярина и его дочь домой, то повел их через то место, «где тухольська котловина закрывались, пропуская только узкой скалистою воротами поток в долину». Перед самым проходом стоял огромный камень, который тухольцы называли Сторожем. Максим рассказал местную легенду, по которой это был не просто камень, а царь великанов, который спас долину, и сам превратился в глыбу. Тугар Волк не очень прислушивался к рассказу, считая все то глупостями.
Влюбившись без памяти в Мирославу, юноша решился просить у боярина руки его дочери. Гордый отец воспринял искренние Максиму слова как личную обиду и гневно отказал «смерду», который посмел поднять глаза к его дочери. Словно вызов надменном боярину прозвучала полна чувства собственного достоинства ответ юноши: «Неужели же между твоим боярским, а моим мужицким родом такая большая пропасть, чтобы ее любовь не могла перегатити?»
Максим видел, «что его надежды разбиты, что боярин слишком высоко меряет, слишком гордо смотрит на него». Грустно попрощавшись со своей «зарей», он собирался уйти. Аж заговорила сама девушка. Не такая у нее была натура, чтобы позволить кому-то, даже родному отцу, распоряжаться ее судьбой. Вопреки отцовской воле она поклялась перед ясным солнцем, что будет навеки с Максимом.
Мирослава ушла вместе с отцом, а счастлив, восхищен парень долго стоял на месте. Затем, «упав лицом на землю, помолился заходовому солнцу так, как молились его деды и прадеды, как молился тайком и его отец. Потом встал и тихими шагами пошел домой».
 
III
 
За селом Тухлым, около водопада, стояла среди поля огромная липа. Вокруг липы был майдан, где и собиралась на совет тухольська община.
Поднятие вверх копного (радного) знамена означало начало совета. Начал ее Захар Беркут. Это был «седой, как голубь, свыше 90-летний старец, старейший возрастом в целом тухольській общине. Отец восьмерых сыновей, из которых три сидело уже вместе с ним между старцами, а младший, Максим, как здоровый дубчак между явориною, определялся между всем тухольським мальчишеством».
«Захар Беркут был еще сильный и крепкий... Сад, пасека и лекарства - это была его работа». «Жизнь лишь до тех пор имеет стоимость,- говорил он частенько - пока человек может помогать другим. Когда он стаєдля других обузой, а хісна не приносит им никакого, тогда он уже не мужчина, а помеха, тогда он уже и жить не стоит». Эти слова были путеводной нитью в жизни Захара Беркута. Іромада была целью его жизни. Лечить он учился у одного скитского монаха. Три года учился и вернулся домой совсем другим человеком: «его любовь к общине стала еще более горячей и сильнее, его слова плыли хрустальной, чистой волной, были спокойные, умные и твердые, как сталь, а против всякой неправды остре, как бритва». Захара Беркута знали на много миль вокруг, люди приходили к нему за советом. Не забывал он и о соседние общины. Захар хорошо знал нужды людей, и его советы и речи были обращены «к скреплению дружеских, товарищеских и братских связей между людьми в общинах и между общинами в соседстве».
По его совету было проложено в горах Тухольську дорогу, что «вязала вместе детей одного народа, разбитых между двумя государствами».
Галицко-русским князьям не нравились такие связи между общинами по обе стороны Бескид, потому что они «скрепляли в одних и во вторых свободные общественные порядки». Тугар Волк, появившись в этих краях, по примеру других бояр, поставил на дороге рогачку и потребовал от проезжих для себя пошлины. И тухольська молодежь изрубила ту рогачку и сожгла ее неподалеку от боярского двора.
От той поры и началась необъявленная война между Тугаром Волком и тухольцями. Много граждан высказались за то, чтобы прогнать из Тухоль-щины ненавистного боярина, но Захар Беркут сказал, что нельзя осуждать никого, не выслушав его оправданий. Следовательно, совет должен, прежде всего, рассмотреть это дело.
Тугар Волк не признал общественного суда и перед всей общиной заявил: «Я княжеский слуга и боярин. Никто не имеет права судить меня, кроме князя и равных мне бояр».
Тухольцы не признавали ни его власти, ни власти князя Даниила Галицкого. Они считали себя свободным народом. На совете сам Захар Беркут сказал: «...если бы вся наша Русь могла избавиться сегодня его (князя) со всеми его отрядами, то, наверное, была бы счастлива и велика».
Тугар Волк был воспитан на княжеском дворе, но его слова о неограниченную власть князя не были искренними: душа его тоже часто возмущалась против той власти.
Слова Захара Беркута зажги боярину в душу больше, чем он сам того желал. Он намекнул общине, что грядут тяжелые времена, потому галицкому народу угрожает враг с востока - монголы. Но Захар Беркут ответил, что только свободные, соединены общественными связями люди могут создать «живую, необоримую запора против монгольского нашествия».
Тугар Волк предложил тухольцям стать их воеводой и повести их на бой против монголов. И Захар Беркут вновь возразил боярину: ведь тот «не по правде поступал» с ними идо тому же не был членом их общины. Как же можно доверить такому человеку начальствувати надтухольцями в случае войны?
Боярин стал хвастаться своими заслугами и геройством, а тут вышел перед общину искалеченный участник битвы над Калкой Митько Воин. Оказалось, что он служил в дружине Тугара Волка и знал что-то такое, что могло свидетельствовать против боярина. Не дал ему слова сказать, Тугар Волк разрубил воину голову, навсегда скрыв правду.
Возмущенная община прогнала Тугара Волка с условием за три дня покинуть Тухольщину. «Я плюю на ваш суд!» - такой была дерзкая ответ боярина.
Среди молодцев, выбранных для исполнения приговора общины - выселения боярина, был и Максим Беркут. Тяжелым выдалось такое задание парню, но он не мог от него отказаться. Единственное, что его утешало, это возможность вновь увидеть Мирославу.
Община продолжала совет. Представители подгорных общин, преданных боярами и не оборонених князем, рассказали, что села их попалено, скот зграбовано, молодежь погибла. Посланцы из верховинских общин просили помощи, ведь отовсюду приходили известия о приближении монголов.
Совет Захара Беркута звучала откровенно и твердо: «Пора вам не дремать, но ударить в колокола и общинами сбросить с себя те оковы, в которые обпутала вас боярская неситість и княжеский произвол. Пока этого не будет, пока мы не сможем помочь вам».
Разошлись старые и молодые, полные тяжелых дум. «Что то принесут им будущі дни?»