Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Драматургия Г. Квитки-Основьяненко

Драматургическое творчество Григория Квитки-Основьяненко является интересным и заметным явлением в украинской литературе. Его пьесы «Сватовство на Гончаров-эти» и «Шельменко-денщик» до сих пор вызывают интерес и привлекают внимание читателей, театральных деятелей, кинематографистов.
Привлекательность названных пьес заключается прежде всего в яркости юмористического изображения жизненных явлений и человеческих типов. Эти драматические произведения определяются литературоведами как социально-бытовые. Острое видение писателем социальных процессов и глубокое знание и мастерское воспроизведение народного быта действительно позволяют характеризовать пьесы таким образом. Общими для них являются распространенные в литературе того времени образы плута и хитреца-москаля, которые одинаково ловко морочат головы как своим землякам-гречкосеями, так и обрусевшим, «новомодным» паненятам, что играют в светских людей. Это придает произведениям легкого водевильного окраску, выполняющие веселыми сценами, построенными на простеньких интригах. Сюжеты несложные и традиционные, построенные на любовной коллизии, которая развивается в декорациях украинского села с его заборами, призьбами, садиками, тыквами (предназначенными, кроме кулинарного обихода, для выяснения отношений между женихами и их избранницами) и т.п. Но, пожалуй, наибольшего прелести пьесам предоставляют словесные баталии персонажей, а также красноречивые реплики «в сторону», которые веселят нас, посвящают в настоящие мысли и как нельзя лучше раскрывают характеры героев.
Объектом авторской иронии в «Сватанье на Гончаровке» древний, как мир, способ налаживать материальные семейные дела через удачную женитьбу дочери или сына. Для прозрачности, комичности изображение писатель доказывает бессмысленность ситуации до предела: Ульяну не просто принуждают выйти замуж за богатого нелюбимого, ее должны выдать за безнадежного, известного в окрестных селах дурачка, которого дразнят даже малые дети. Это могло бы выглядеть совсем не смешно, так же Стецкова умственная недостаток - несчастью для парня, но он так простодушно не осознает ее и так охотно и забавно паясничает, болтает, «производит кузнечики», с неизменным успехом вызывает невольный незлобное смех - как у других персонажей, так и у читателя. В конце концов, автор добродушно посмеивается и с Прокопап'янички, что так и норовит, бедняга, ускользнуть от своей гром-жены в трактир, и с Одарки, которая спит Кандзюбиною скотом, и со старого Кандзюби, который смягчает Стецькив «диагноз» тем, что «не совсем бы и глупый», только «не все дома», а за тем - «то совсем парень-парень». Да и образ москаля Скорика, который сплетает на чужое манер такое, что едва кучи держится, и фигура его помощника Тимофея с его удобным ко всему «так-таки, да!», - тоже обозначены тонкой авторской иронией. Выполняется закон водевиля: герои с песнями, слезами и смешками приближаются к счастливой, хоть и не очень убедительной развязки. Одно в ней невесело: свободная девушка Ульяна ради любви к Алексею-крепостного, женившись, сама попадает в плен. И когда Стецько с раздражающим пылом восклицает свое «крепачка, крепачка!», то невольно вспомнишь: что у умного на уме, то у дурака на языке. Но счастливый финал не усложняют колебания. Влюбленные молодожены вместе, любовь победила, а там - как Бог даст!
В пьесе «Шельменко-денщик» немного другие мотивы у персонажей при очень похожем простеньком сюжете: Прісеньку не хотят выдать замуж за любимого, но нищего капитана Скворцова, ибо есть у Скворцов на примете богаче Лопуцковский. Влюбленные в конце концов добиваются своего, не без поддержки ловкого капитанского денщика Шельменко, который в искусстве лгать превосходит всех персонажей произведения, вместе взятых. Предфинальный прием прост и тоже типично водевильный: старый Шпак не видит очевидных вещей и благословляет на брак замаскированную под молодого офицера собственную дочь, считая ее, по вине Шельменко, дочери своего заклятого врага Тпрунькевича. Все действующие лица пьесы имеют «говорящие фамилии», все очень умело типизированные - настолько, что напоминают подвижных кукол с персональными амплуа и навязчивыми идеями: Аграфена Семеновна (в своем «малороссийском» прошлом - Аграфена) манерно грезит Петербургом, ее дочь Евжени - замужеством и светским веселой жизнью, Лопуцковский - вояжем до Воронежа, господа Шпак и Опецковський - английском и «гішпанською» политикой, в которой ничего не смыслят, но которую с легкостью невежд «решают» на свой провинциальный лад. Наконец, в финале произведения присутствует еще один филологический курьез: Шпака примиряет с зятем фамилия - Скворцов, так же одного предка потомки Скворца, хоть один из них - «московский шпак».
Легкость интриг, музыкальность, остроумие ситуаций и реплик, мастерство и типизации характеров, блистательность диалогов и меткость авторской иронии и сатиры - все это позволяет с удовольствием воспринимать пьесы Квитки-Основьяненко и обеспечивает им надлежащее место в классической украинской драматургии.