Сочинение
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИ
Многим, наверное, известны слова А. Довженко из его Автобиографии»: «Я всегда думал и думаю, что без горячей любви к природе человек не может быть художником».
Читая произведения украинских писателей, еще раз убеждаешься в справедливости этих Довженкових слов. вдове образцы пейзажной лирики оставили Тарас Шевченко, Леся Украинка, Александр Олесь, П. Тычина,
Рыльский, воспевают природу в своих поэтических произведениях наши современники И. Драч, Л. Костенко, Б. Олейник, . Павлычко и другие.
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Поэма «Княжна»
Зоре моя вечірняя.
Взойди над горою.
Поговорим тихонечко
В неволе с тобой.
Расскажи же, как за горой
Солнышко садится,
Как у Днепра веселочка
Воду одалживает.
. Как широкая сокорина
Ветви распустила...
А над самой водой
Ива похилилась.
ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Цветастый луг и дождик золотой.
А в дали, словно акварели, -
Примружились рощи, задумались доме..
Ах, сердце, пей!
Воздух - как привядший напиток.
Это ранняя осень шлет поцелуй
Такой прекрасный и печальный.
Стою я один посреди чужих нив.
Словно покинутая жертва.
И слушает мой сумм природа. Люба. Искренняя
Сквозь плач, сквозь смех.
Она сама - царевна милая -
Не раз хоронила свою грусть
В самой себе, в своих песнях.
Стою. Молюсь. Так тихо-тихо везде, -
Как перед образом Мадонны.
Лишь от жилищ плывут сухожилия, обнявшись, колокола,
Узоры слез.
Лишь из-за облаков время прилине
Прощание с летом журавлиное -
Погасле, как грезет с риз...
Эй, над дорогой стоит ива.
Звонкие дождевые струны ловит,
Все ветками качает, словно грустно говорит:
Печаль, печаль...
Так годы, так без края
На струнах Вечности перебираю
Я, одинокая ива.
МАКСИМ РЫЛЬСКИЙ
Сентябрь
Поникли берега осенние,
Деревья гаснут, словно свечи.
И в светло-синей паутине
Летят маленькие паучки.
Много их в пути погибнет,
В дожде утонет крижанім,
И движение живой паутины
Застынет серебром неживым.
Над синим холодом Дніпровим
Нет им числа и конца -
И вновь дрожат забытым словом
Человеческие надежды и сердца.
Прозрачная осене! Вертаєш
Ты недопитые весны нам.
Меня ты грустью огортаєш,
Что я за радость не отдам.
БОГДАН-ИГОРЬ АНТОНИЧ
На кичерах сивасті травы,
черленый камень в реке.
Смолистое ночь, и день смуглый,
словно цыганка на лице..
И крутится из цветов запах,
словно трубок красочных дым.
Дрожат пихты в лапах ветра,
кричат шепотом мелким,
текут вниз капли шума,
словно из горящих пней смола.
Завернутый в зелень и замысла,
пьет олень воду из источника.
ЛИНА КОСТЕНКО
Лес
Возятся в почве грибы.
Цветут черемухи томно.
Дубов золотые гербы горят под коронами сосен.
Белеют храмы берез.
То мудрая и древняя государство -
вбитое профилем лес
в черленый солнца кружала.
Здесь каждый сам себе господин, .
живет по своему закону.
И солнце - самый высокий Коран.
И крона - лучшая корона.
Века - только на разгон.
Звір'я - от муравья до льва.
У сосен государственный гимн:
«Ненавижу дрова с древа!»
И только при людях, пожалуй,
деревья дрожат от ужаса,
потому что лучших из них поведут
ни за что ни про что на плаху.
Калеками - теми побрезгуют.
Лучших срубят, повалят...
Зазвенят над ними погребно
белые колокола ландышей.
И горько в ночной глуши
зажгут люльки среди мха
старые бородатые пне -.
підданці царя Гороха.
Поэтические произведения Лины Костенко полны боли за оскорбленную природу, надежды на разум и гуманность человека, способного остановиться на краю экологической пропасти:
Мы - атомные заложники прогресса
У нас нет ни леса
ни небес
Так и живем
от стресса к стрессу
Азбуку смерти нет - АЭС
Еще название есть, а реки уже нет.
Усохли ивы, вижовкли рвы,
и дикая утка тоскливо обходит
рудиментарные остатки багви.
И только степь, и только жара, жара,
и озерявин скупые проблески.
И тот в небе сморенный аист,
и то аистовое гнездо на столбе.
Куда ты делась, річенько? Воскресни!
У берегов потрескались губы.
Красочных лук не знают твои весны,
и светит жара ребрами моста.
Стоят мосты над мертвыми реками.
Аист сделает несколько кругов.
Камыши с черными свечами
идут вдоль бывших берегов...
Одкам'янійте, античные статуи,
одкам'янійте и кричите па караул!
В Лос-Анжелесе пальмы синтетические
уже врастают корнем в асфальт.
Там смог навис, и солнце тяжело греет,
поток машин теснее стада,
и аллигатор города - аллергия -
выходит из асфальтов, как из воды.
Деревья уже держатся за стены,
они идут из города едва живые.
Неужели и их уже не станет,
ни конька в реліктовій траве?
Сухие ветки - это уже венок терновый.
Последний клен мир за глаза забег.
Останется один лишь лист кленовый -
бетонный письмо - развязкой дорог.
Леса мои, рощи мои священные!
Пробудьте нам вовеки неуничтожимы!
Много стихов о природе принадлежит перу Ивана Драча. Исследуя творчество поэта, литературовед Л. Новиченко отмечает:
«Чрезвычайно чуткий к стихийной силы и красоты живой природы - недаром в одном из стихотворений он называет братьями поэтов дерева, эти «радары государства зеленой демократии», - Драч ни на миг не забывает, что он живет в эпоху великих научно-технических преобразований, которые вызывают коренные и далеко не всегда благотворительные сдвиги в отношениях человека с природой. И поэтому в сложной единства со всеми калинами, пижмами, жаворонками и лебедями в его поэзии живут космические ракеты и немало других чудес эпохи НТР - вплоть до упомянутой формулы ДНК и «кибернетического собора».
ИВАН ДРАЧ
Ога природе
Природа - во всем. В зеленом клекоті
Деревьев мідногорілих при буйной погоде,
В шуганнях ракет и в птичьем стрекоті -
Слава природе!
Бездонная, безграничная, тьмочисленне чудо.
Кто годен природе сказать - а нечего?!
Ген макрокосмос мелет на помол -
Слава природе!
Во мне и надо мной, в нас и над нами -
Вся встает в таинственном коде.
Ужасает безграничностью, заладкує снами -
Слава природе!
Ген звездолет проникает в глубины
Юных галактик, седые внизу,
И оттуда долунює голос человека;
Слава природе! Слава природе!
Драча беспокоят проблемы человеческой цивилизации, вызванные перенаселением планеты, урбанизацией, чрезвычайно быстрым уничтожением природного окружения человека. Об этом он пишет в своих стихах «Баллада о земле», «В обществе шмеля», «Что такое трава», «Стихи на перфокарті», «Кладбища-небоскребы» и др.
«Любите природу, берегите ее, охраняйте ее», - призвал Остап Вишня. Его «Охотничьи улыбки» пронизаны глубокой любовью к природе родного края. Вот отрывок из его улыбки «Заяц»:
«Золотая осень...
Ах, как не хочется листу с дерева падать, - он словно кровью печали налился и окровавил леса.
Уныло скрипит дуб, задумался перед зимним сном десен, тяжело вздыхает клен, и только березка, желтовато-зеленая и «раскудря-кудря-кудрявая», вон там на опушке белокурыми состоянием своим кокетничает, будто на свидание с Левитаном или, может, на симфонию Чайковского вызывает.
Чертят тригонометрические фигуры высоко в небе запоздалые журавли, спрашивая своим «кру-кру»:
- «Слышишь, брат мой, товарищ мой?» Улетаем!
Золотая осень...»
Настоящим гимном природе стала киноповесть О. Довженко «Зачарованная Десна». Известный журналист В. Песков сказал о художнике:
«Довженко призыв беречь, холить, лелеять землю, засаживать ее садами и цветами, засевать зерном и добром прозвучал еще за несколько десятилетий до того, как человечество массово включилось в поход за сохранение окружающей среды. Вот почему Довженко такой современный и такой близкий, родной всем нам».
Влюбленный в красоту окружающего мира, Довженко любил людей, умел видеть звезды даже в будничных лужах и жизненных путях». Свое предназначение он видел в том, чтобы украшать землю, творить добро. Поэтому и посадил возле Киевской киностудии, на которой работал, прекрасный фруктовый сад.
О О. Довженко вспоминает китайский кинооператор Су Хечінь, который долго жил в Москве:
«Приехали наши кинематографисты до Москвы. Ну, что мы тогда собой представляли, кто нас знал - никто и ничего. Вокруг нас образовалась такая своеобразная пустота. И даже на вокзал никто не пришел провести нашу кинематографическую делегацию. Никто, кроме Довженко.
Он был болен, грудная жаба, глотал валидол и хватался рукой за сердце. Но приехал на вокзал с женой Солнцевой - не почтить нас лично (кто мы для него были), а китайское кино, китайский народ. И я, сколько буду жить, буду помнить это и рассказывать другим».
Все больше людей нашей планеты начинает сегодня бороться за сохранение природы, чистоту окружающей среды, следовательно, и за выживание человека.
В Германии и многих других странах мира есть люди, которые борются за спасение природы. Одна из инициативных групп в Германии составила и записала 11 заповедей «чистой жизни», которые должны выполнять все, кто хочет добра нашей планете. В одном из журналов была напечатана интересная заметка «Давид против Голиафа». Голиафом в этой заметке назвали ужасное зло нынешнего века - загрязнение природы, экологическую катастрофу. Заканчивалась заметка словами: «Каждому из нас придется сделать свой выбор. С кем вы - с Давидом или с Голиафом?» И действительно, с кем мы, нынешняя молодежь, с природой или против нее?
Сложные проблемы, связанные с сохранением окружающей среды, возбудила в своей статье «Природа еще припомнит людям взрывы на атоллах» журналистка Нина Климківська:
«Ядерный взрыв, осуществленный на атолле Фангатоуфа в ночь на 28 января, объявлен Францией последним. Эта долгожданная весть прозвучала из уст президента Жака Ширака и вызвала радость и облегчение. И можно было бы говорить об очередной победе мирового общественного мнения и здравого смысла. Можно вообще поставить большую точку на этой теме. Но следы шести атомных взрывов за неполных полгода все же остались. их носит в себе природа. Страдает ли от этого человек? Нас уверяют, что нет, ведь взрывы были подземные. Однако не стоит тешиться иллюзиями. Вспомним испытания водородной бомбы на атолле Бикини. 40 лет прошло, но последствия ощутимы и сейчас. К этому времени в мировой прессе периодически появляются сообщения о различного рода аномалии в природе, корни которых - с атолла Бикини. Возможные последствия современных французских ядерных испытаний очень сближают эти события.
После взрывов на Бикини в Японии выпадали радиоактивные дожди - в центральной и южной части, а также вдоль всего Тихоокеанского побережья, рассказывают более поздние материалы, собранные уже в толстые книги, посвященные экологии мира. Там написано, что популяция крабов в районе испытаний вскоре достигла предварительной численности. Но в них навсегда «застряли» радиоактивные изотопы стронция-90, цезия-137 и церия-144. На огромных просторах океана появились очаги радиоактивности, что в тысячи раз превышают естественный ген. их создали водоросли, планктон, которые идеально убивают продукты разложения. Радиоактивный стронций по пищевой цепочке: планктон - мелкая рыба - тунец, макрель, акулы - и сегодня попадают в организм человека».
Экологическая ситуация в Украине очень сложная. Цифры, которые приводят ученые, не могут не поражать:
- при огромной плотности населения - 85 человек на 1 км2 - у нас исключительная скученность вредных химических заводов, АЭС, ТЭС и т. д.;
- в Украине уже испорчено 60 процентов плодородных земель. По сравнению с 1967 г. площадь загальносолевого загрязнения возросла на 30 процентов, а среднегодовая скорость продвижения контура загрязнения уже превысила 125 метров. Потеряно 7 водозаборов с чистейшей в государстве водой с ее запасами 210 тыс. м3 в сутки;
- сегодня в Украине (по сравнению с другими странами СНГ) самая высокая концентрация загрязняющих веществ, выбрасываемых промышленными предприятиями. К разряду городов-смертников «прописались» Донецк, Запорожье, Луганск, Горловка, Чернигов, Днепродзержинск, Одесса, Мариуполь, Черкассы, Днепропетровск, Краматорск, Луцк, Красноперекопск, Макеевка, Киев;
- целые области страны характеризуются отрицательным демографическим приростом, то есть смертность населения превышает рождаемость. По мнению известного ученого 3. Шкиряк-Нижник, для зоологов и ботаников такие факты были бы уже несомненным аргументом для занесения в Красную книгу;
- в народном хозяйстве женщины составляют 52 процента работающих. На вредных производствах занято 40 процентов женщин. На воспитание детей у матерей, по подсчетам ученых, остается 20-25 минут в сутки;
- 1975 г. в республике родилось 10 тыс физически и умственно неполноценных детей, в 1989 - более 14 тыс. Около 70 процентов детей с первого дня рождения имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Нам, украинцам, нужно задуматься над этими ужасными цифрами и сделать все для того, чтобы не стала реальностью картина, нарисованная Т. Шевченко в его стихотворении «Осии глава XIV»:
Погибнеш. згинеш, Україно,
Не станет знака на земле.
|
|