(Отрывки)
Многоуважаемым их милости господам:
архиепископу Михаилу, епископам Потею, Кириллу, Леонтию, Дионисию и Григоркові.1..
Довожу до сведения ваших милостей, что дошло до меня вашего подвига, труда, тщательности и усердия писание под названием: «Оборона согласия с латинской церковью и верой римской службы» - вами, попечителями и строителями той названной согласия, унии гадючей, как ее русский народ зовет.
Покажите мне вы - в зав'язувачі согласия, - где и кто из вас, в мирской жизни будучи, этих шесть заповедей Христом узаконенных, сам выполнил, то есть: голодных накормил, жаждущих напитков, странствующих упокоил, голых зодяг, больным послужил, в темницах одвідував?..
Не ваши милости голодных оголоднюєте и спрагнучими поступаете бедных подданных, что такой же, как и вы, образ Божий носят; пожертвования благочестивых христиан на сирот церковных и прокормления их лупите и с гумна стога и ожереди волочите; сами и со своими слуговинами проедаете тех труд и пот кровавый, лежа и сидя, сміючися и поигрывая, пожираєте, водки проціджувані курите, пиво трояке отборное варите и в бездну ненасытного брюха вливаете; сами
с гостями своими об'їдаєтесь, а сироты церковные - голодные, и жажда их мучает, а подданные бедны в своей неволе годовой потребности удовлетворить не могут; с детьми себя угнетают, пайку себе урезают, боясь, что им хлеба до нового урожая не дотянет!
...Где вы голых одевали? Не ваши милости сами обголюєте, из загона лошади, волы, овцы в бедных подданных здираєте, денежные налоги, налоги пота и труда от них извлекаете, с них живьем лупите, обголюєте, мучаете, изнуряете, к ком'яг и шкут 2, не смотря на час, зимой и летом в ненастье гоните; а сами идолы, на одном месте сидите, или если и случится того трупа обідолотвореного на другое место перенести, то на люльках, словно дома сидя, беззаботно переноситесь.
А бедные подданные день и ночь на вас трудятся и мучаются; а вы, кровь и силу, и труд, и забота их высосал, и голыми в хлеву и сарае их поробивши, ваших драчів, что перед вами стоят, в фалюндиші, утрофини и кармазини 3 одеваете, чтобы приятным видом тех слуговин (свое) глаз радовать.
А те бедолаги подданные и простой сермяжная толкового, чем бы наготу свою прикрыть могли, - не имеют.
Вы их пота мешки полные - золотыми деньгами, талеров, півталярами, ортами, четвертаками и трояками напихаєте, суммы сбиваете, в шкатулах ищете места, где бы которой лицу из них поименованных здатніше было бы почивать. А те бедолаги гроша, за что соли купить, не имеют.
...Не ваши милости ради того и епископства докопались, чтобы большие приобретения имущества, местностей, сокровищ денежных доходов в церкви божией получить? Слуг числом вдвое и втрое, чем раньше имели, помножуєте? Славой возраста этого коронуєтеся? В достатке неунывающих и роскошных, как в масле, плаваете.
Дочерей богатым приданым епископским награждаете.
Зятьев панамы пишнонайгордішими сделали...
...А когда неправду говорю, од-валим тот надгробный камень и увидим наглядно все жизнь ваша в мирском состоянии и сейчас, в так называемом духовном: кто чем когда-то был и что имел, и кто он теперь есть, и что имеет?
Начну с самых славных в мире. Первое, его милость каштелян Потей. Когда и каштелянства титул достиг, то только четыре слуговини и в одежде, которая барва 4 уместиться могла, за собой волочил, а сейчас, когда стал епископом, пересечет числом и за десяток, и барва скупа дороже и славніша.
Так же и его милость архиепископ, когда простой Рогозиною 5 был, не знаю, и двух прислужников на службе своей имел, а сейчас
числом перевесит и десяток, цветом ровно с первым.
Так же и Кирилл 6, когда был простым попом, только благодарение за собой волочил, которому окрайками из пирогов платил, а теперь, когда стал епископом, догонит слугами и красителем первых...
...Вижу, что не вслед Христа, а вслед мира сего все вышеназванные паломничеством трудятся.
* * *
Говорите с пыхой - те мужики простые в своих кущах и домках сидят, а мы же на епископских престолах лежим; те мужики из одной мисочки подливу или борщик хлепчуть, а мы, однако, по несколько мисок с разными вкусами уфарбованих пожираємо; те мужики бічським или муравским гермачком 7 покрываются, а мы, однако, в атласах, адамашку и соболевих шубах ходим; те мужики сами себе господа, и слуги, а мы-то имеем по несколько лакеев в ліберіях; перед теми холопами никто славный шапки не поднимет, а перед нами и воеводы поднимают и низко кланяются... На такое кокошення 8, господа бискупы, отвечу вам вот что: те архиереи, Христа замучили, разве не были подобны вас и не сидели на епископских местах, как и вы? Но мужики Христовы отличаются от них были и сейчас есть. Разве они не так же нагружали брюха, как и вы? Но мужики Христовы, жаждущие правды, лучше от них были и ныне есть; разве свои трупы они не так же мягко и ценно зодягали, как и вы? Но простаки Христовы в одной одежке лучше от них были и сейчас есть. Разве они не так же имели вокруг себя слуг, как и вы? Но мужики Христовы, что сами себе служили, лучше от них были и сейчас есть. Тех Пілати и Ироды разве не так же почитали и перед ними уклякали, как и перед вами? Но мужики Христовы, гонені и опльовані, обезчещені, поганьблені, осмеяны, биты и убиты лучше и честнее и славніші от них были и сейчас есть. Так-то и вы, господа бискупы, сидите на местах епископских, но не сидите на достоинства и честности; правители народа сего над селами, но над вашими душами дьявол царит; пастырями себя называете отцем, но эсте волки; называете отцем себя священными, но эсте прокляты; именуете себя епископами, но эсте мучители; считаете себя духовными, но вы поганцы и язычники.
Написано 1597-1598 гг.
1 - Представители высшего духовенства, что подписали унию.
2 Ком'яг и шкут - паромов и барж. Речь идет о сплавление зерна и дерева, которыми промышляла тогда шляхта.
3 Фалюндиші, утрофини и кармазини - дорогие сукна.
4 Барва - ливреях.
5 Архиепископ Михаил Рогоза был раньше небогатым дворянином.
6 Терлецкий.
7 Гермак - уменьшенное германок - грубое сукно
8 Кокош - петух; кокошення приняты для показа надменности
|
|