УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Валерьян Пидмогильный
Чем отличаются герои рассказов В. Подмогильного «Собака», «Проблема хлеба», «Сын»?
Рассказ В. Подмогильного «Собака», «Проблема хлеба», Сын», написанные в 20-х годах, объединенные тематически. В центре внимания писателя - реальное событие: голод, который охватил южные регионы Украины. Автор ищет самые красноречивые детали и штрихи, чтобы воспроизвести трагизм ситуации, когда тысячи людей не имели выбора между жизнью и смертью. Скупыми, точными мазками рисует В. Подмогильный этот апокалипсис XX века в рассказе «Сын»: «их была целая компания круг сборне. Жены их умерли, дети тоже умерли или разбежались, дом продан за два пуда ячменя. Зачем она, хата, когда нет женщины, хозяйства, когда сам остался как палец? И идут они с теми пудами к сборне; здесь живут эти большие усатые сироты, пока станет их пудов, а как не станет - ничего не поделаешь, надо пухнуть. Сегодня один опух, завтра - второй, а за день, глядишь, уже и неживой. Однесуть его на кладбище, закопают, а на его месте новый уже сирота. Не уменьшается их братства!» Автор воспроизводит реальный факт, но за этой протокольно-холодной констатацией - столько скрытого отчаяния, мучений, боли: «здесь Не было жалоб, ропота, проклятий. Смерть принимали без жалости, не удивлялись нее. Вчера умер Василий, сегодня Панас, завтра я. А такие, как дядя Филипп, так еще и смеялись:
- Скоро,- спрашивает,- мне крышка будет?» В. Подмогильный акцентирует на том, что в одной и той же ситуации разные люди по-разному воспринимают окружающую действительность, реагируют на нее, проявляют свой внутренний потенциал. Это утверждение напрямую касается и героев других названных рассказов: все они находятся в ужасном состоянии, когда человек не может удовлетворить самой первой физиологической потребности - потребности в пище. И это чисто физическое испытание становится для них испытанием на прочность духа. Особой ироничностью обозначена ситуация, изображенная в рассказе «Собака». Студент Тимергей изучает вершинные достижения философской мысли - произведения Канта, Ницше, Дега, в которых осмысливаются основы человеческого бытия, а сам, оказывается, не может жить без борща: «Кант и борщ. Ницше и колбаса. Тимергей сопротивлялся. Первые дни недоедания кувавсь убедить себя, что Кант ему дороже колбасу. Но через три дня оставил: мог уже смело каждому в глаза сказать, что для него дороже». Испытуемый голодом заставляет героя выработать собственную «философию»,вызванной жестокими обстоятельствами послереволюционной действительности. Но юмор и моральное здоровье помогают ему выстоять: «Я обедаю теперь не менее часа. Смакую все и с наслаждением обгризаю песни костяк. Пообедав, закрываю глаза и зову к себе Декарта. Спрашиваю его:
- Декарте! Ты голодал когда?
- Нет,-говорит.
- Беги скорей и нищи свои труды. Потом не поешь неделю и создай новые. Тогда будешь ты определенную почву. Тогда ты, например, не скажешь:
- Cogito, ergo sum1... А закричишь: -Ой, їсточки...»
Я мыслю, следовательно, существую (лат.).
Несмотря на комизм ситуации нельзя не обратить внимание на слово «їсточки». Уменьшительно-ласковое, ласковое, выстраданное, оно глубоко раскрывает телесные муки молодого человека, именно это слово говорит больше, чем банальное «кушать» или же детализированное описание состояния героя. Однако Тимергей, как знаток философии, сильно сомневается, надолго ли ему хватит самоиронии и хорошего юмора, тем более, что в столовой есть возможность пообедать не более пяти раз. Как счастливую закономерность парень расценивает встречу с рыжим псом, которого, по его мнению, будут искать хозяева, конечно же, за вознаграждение. Не раздумывая, он тратит последние деньги на содержание сеттера. Так появляется надежда, что возвращает юноше нормальное для него состояние - жажду знаний, радость от общения с книгой, энергию и бодрость. И хоть финал рассказа открытый (неизвестно, нашелся хозяин собаки, юноша получил вознаграждение), произведение полон оптимизма, веры в человека.
Герой рассказа «Проблема хлеба» - тоже студент. Но под влиянием аналогичных обстоятельствах он ведет себя по-другому. Писатель выбирает и другую тональность, другой тип повествования - от первого лица, что дает возможность особенно правдиво, без прикрас воспроизвести поступки и передать мысли героя. Тот становится на путь спекуляции - и терпит фиаско, потому что не имеет таланта торговать. Убивает человека, старого сторожа на бахче,- этот страшный эпизод будто проходит мимо его совесть, не вызывает невыносимых мук совести. Не долго колеблясь, присоединяется к Марты, женщины молодой, но некрасивой, лишенной мужского внимания и любви: соблазнили юношу «жирные пирожки», «розовенькие и хорошенькие», в честь которых он даже написал прекрасный сонет. И это понятно: они обеспечили сытую спокойную жизнь, возможность учиться, усыпили совесть: «Оно началось, новая жизнь! Какая радость, какое спокойствие! Желудок удовлетворенно, и моя душа витает над миром, как духотворець». Но напрасно тешит себя герой. Он предал самого себя, свои мечты, свое достоинство. Взволнованно и патетически рассуждая о судьбе женщины, на протяжении веков, он сам преспокойно становится ее иждивенцем.
Грицко Васюренко из рассказа «Сын» живет в другом мире. Он - деревенский парень, ухаживает за больной матерью, отдавая ей последний кусок хлеба. Такая его жертвенность и естественная, и необычная в условиях голода, потому что родная дочь не заботится о матери, хотя живет в состоятельной семье. Но под влиянием тяжелых обстоятельств, с одной стороны, и мечтаний о будущей жизни - с другой парень морально ломается.
И если герой рассказа «Проблема хлеба» предает самого себя, но не такой уж и большой цене, то Гриша Васюренко забывает о вечные нравственные критерии: добро и зло, преданность и предательство, которые в конце концов разграничивают жизнь и смерть. При жизни матери парень был очень чуткий и внимательный в отношении к самому родному человеку, но после ее смерти он бросает тело в погреб, чтобы поживиться благотворительными обедами для больной женщины, уже покойницы. Парня мучает совесть - «мучает, терзает, вялит меня. Пропал я». Такие мысли не возникают у героя рассказа «Проблема хлеба», зато он, иждивенец Марты, цинично рассуждает о женщине как самичку. Грицко Васюренко совсем другой, он даже не касается благотворительного обеда, даже не реагирует на проклятия односельчан - он переживает свой страшный грех.
Автор не комментирует поступки, действия героев, не дает им оценку, только объективно изображает правдивую картину жизни, что становится под его пером впечатляющим документом эпохи.
|
|