Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Художественная правда - основное понятие теории реализма, которое характеризует ізоморфність созданного художниками мира с реальной действительностью (воспроизведение жизни в формах жизни). Х.п. соизмеримая с правдой истории, но не является ее копией. Воспроизведены или созданные воображением писателя предметы, человеческие фигуры, события являются обобщенными, типичными образами, но остаются правдивыми или правдоподобными. Большая или меньшая удаленность Х.п. от реального мира осознавалась еще первым теоретиком теории подражания Аристотелем, который подчеркивал, что история показывает то, что произошло, а поэзия - то, что могло произойти с вероятностью. В его "Поэтике" определялись понятие гиперболы, літоти, которые передавали факт преувеличение или преуменьшение признаков реальных явлений в их художественном изображении, так же как понятие метафоры, метонімії выражали понимание изображения тех явлений по аналогии, сходству или количественным замещением. Чтобы объяснить специфику искусства, которое, своеобразно подражая окружающей среды, не сводится к натуралистического копирования, теоретики литературы разрабатывали разные понятия и предлагали соответствующие им термины ("художественный мир", "художественное время", "художественное пространство", "эстетическая идея" и др.). Решительно отвергая міметичні идеи, которые все-таки затемняют специфику художественного творчества, феноменологи (в частности Г. Ингарден) предложили понятие інтенціональності искусства, подавали своеобразное понимание эстетического предмета. Понятие Х.п. имеет отличную методологоевристичну функцию в произведениях, выполненных в русле принципов модернизма или авангардизма. Поэтому критики и теоретики литературы, которые считают, что Х.п. ограничена лишь міметичною сферой, не воспринимают таких произведений, объявляют их кризисными явлениями, искажением сути искусства, отступлением от законов творчества, хотя на самом деле надо говорить о альтернативный характер художественного освоения Х.п.