- Ин-ге! К-эту! Ты опять за свое! Я слышу! Слышу! Вот я сейчас тебе задеру юбку, непослушная девчонка! Вот я сейчас... Будешь знать, как не слушаться!..
Снизу, со двора, донесся его голос, а дальше, на лестнице, ведущей на второй этаж, послышались и шаги, когда неслышные, летучие, а теперь устало скрипучая, отяжелевшие. Она слышала, как они с каждым днем все тяжелеют и тяжелеют, как и дыхание. И с легкой грустью думала, что он теряет форму, обрастает жирком, но тут же раздражалась, потому что знала, что то его, жилистого и костлявого, молодит, делает сексапильным и в то же время каким-то... надежно-уютным... Видела, как заглядываются на него тілисті местные женщины и ревновала, но совсем чуть-чуть, как ревнуют старших балованные дети.
- Инге! Не прячься, я по дымовые слышу, где ты! - лестницы скрипели уже совсем близко и она, с наслаждением затянувшись пьянящим, словно краденый поцелуй, дымком, выстрелила окурок щелчком в окно, в клумбу с ромашками, и скрылась за дверь.
Этот трюк они повторяли сотни раз: он заходил, делал вид, что ищет ее, а она випурхувала за его спиной в коридор и летела по лестнице вниз, легкая, неуловимая, свободная. Вот и в этот раз - он зашел, и она выпорхнула, как птичка из клетки, метнулась вниз, облетела гостиную, на веранде притормозила у его мольберта, наугад ткнула в палитру кисточкой, вписала в лесной пейзаж красного чертика, разбросала по полу тюбики с красками и полетела, смеясь, при самой земли, при тихой траве, в темный, таинственный пралес. Летела сквозь заросли почти бесплотная, как Мавка из “Лесной песни”, ее любимая Нимфа, беззвучно смеясь и упиваясь своей невесомостью, этой сумасшедшей свободой от земной гравитации, которой она так долго добивалась, такой горкой трудом на своих заоблачных високостях, и, наконец, достигла, но, к сожалению, спустившись на грешную землю... Ах, как она летела-лебеділа: но уже - не Мавка, а лебедка черная и белая лебедка... Одетта - Оділія, подхваченная лишь вихрем божественной музыки, вся сотканная из противоречий, раздвоенная-розполовинена, до своего лесного озера, забыв своего принца в высоком замке. Так разве что она еще летела юной Джульеттой к своему Ромео...
“Я же говорил: она прекрасна... это ее партия... я же говорил...” - гудели могучие деревья и шелестели кусты, словно завистливые кулисы.
- Инге-е-е-е... До-о-ту-ю... - летело вслед за ней, приятно щекотало слух, и она смеялась от тех лоскотів, и снова становилась маленькой шаловливой девочкой, любимицей судьбы.
“Она танцевала, как божественная Павлова”, - напишут в газетах.
“Боже мой, какое дилетанство! - восклицает мама. - Они пишут так, будто видели, как танцевала божжжественная Павлова! Им и в голову не придет, что эти штампы давно устарели, как сама Павловой! Одетта - Оділія, Жизель Інночки, особенно же это бесподобное па-де-де - просто ни с чем сравнить!”
А вот и криївочка, ее раївочка... Здесь можно и передохнуть. Умерить музыку - пусть доносится себе издалека, как перезвон лесного джерелечка...
За колючей, затканою паутиной чащей, под дряхлым дубом, на самом краю леска, что обрывался крутым берегом реки, она имела свой тайный тайник - полянку, величиной с ладонь, с которой ей открывались волшебные изумрудные пейзажи, усеянные серыми дорогами, инкрустированные белыми домиками. Отсюда, сквозь чащу первобытного леса, которым в минуты игры казался ей небольшой лесок, было видно и их дворец, а на самом деле скромную (этаж с мансардой) дачу, которую Валдис купил десять лет назад, когда еще у них были деньги, у какого-то “нового украинца”. Но только полгода, как они здесь поселились, и не потому, что... (ах, какое отвратительное это слово - пенсия, все равно, что смерть!), а потому, что просто ушли из театра, чтобы прожить еще одну жизнь, свободную от рабства сцены, от каторги ежедневных репетиций, от городской и мирской суеты, на лоне природы, в согласии с собой и миром. Поэтому теперь, когда неутомимый Валдис реализует все свои мечты и таланты: рыбачит, собирает грибы и рисует пейзажи, она... она просто танцует со своей пущей, как лесная Нимфа, со своей свободой, как Кармен, со своей тайной, как лебедиця белая - лебедиця черная, под музыку деревьев, и песни птиц.
Порой ей кажется, что следом за ней бежит, пыхтя, каштановая душа Джули, и тогда становится совсем хорошо и совсем не одиноко в этом непривычном для нее, городского ребенка, лесном царстве. А в тихую погоду, когда прислушаться, то из тайника не только видно, но и слышно, как что-то бубнит сам с собой, ища ее, встревоженный Валдис, который (ну что за мужчины!) не может прожить без нее и минуты. Она же, наоборот, пытается вивільнитись от него, випорснути из-под его авторитетного... то скорее авторитарного влияния, уверена, что именно в этой независимости - это божественное ощущение бестелесности, освобождение от земной гравитации, которого так жаждала ее душа. А Валдис, не понимая, что сам тянет ее к земле (ну что за мужчины?!) кричал, что она толстая... Что ему тяжело ее поднимать, потому что весит целых 40 кеге и еще 200 грамм... А теперь - пасет глазами тех необ'ємних в талии деревенских молочниц... Но - пусть! Ей не жаль. Ей только интересно, о чем может вести беседу с простыми сельскими женщинами такой аристократ, такой изысканный денди, как Валдис?
Вот и сейчас... Она прислушалась: голосов было три - два женских, третий - Валдиса. Вероятно, местные крестьянки принесли парное молоко. Теперь Валдис звать ее к завтраку, пугать, что она умрет с голоду, если не будет кушать, будто он не знает, что она ест, как птичка, что ей вообще безразлично до еды. Она может быть сыта одним целебным лесным воздухом, случайно найденной в траве суничкою, листочком кваску или стебельком дура... как Будто он не знает, что в этом тоже его заслуга.
- Ты слышала, что сказала Плисецкая, когда ее спросили в последнем интервью, в которых диетах секрет ее потрясної формы? “Сижу не жрамши” ! А ты жереш, словно конь! Я же тебя не двигну! И Одетта - Оділія с таким задом?! И с карьерой - пиши пропало. А я выпрашиваю для тебя Русалку в Цахеса. ( Цахес - головреж театра Давид Петрович Цехмистро). И Стефано едва вламав, чтобы поставил нас в дуэте в “Ромео и Джульетте”... А ты жереш, как лошадь! Ты должен превзойти Плисецкая... Иначе я тебе жить не дам...
И не давал. Плисецкой и диетами. Как в детстве мама - балетной школой и Анной Павловой. И был прав, потому что в юности имела такой зверский аппетит, что если бы не Валдис, стала бы коровиськом, как эти... молочницы, что сейчас смеются с ним на дворе... Валдис посадил ее на одни соки и яблочный уксус, и это... чуть не закончилось операцией. Когда она, дотанцювавши партию молодого раба в балете “Спартак”, потеряла сознание, не добежав до кулис, ее увезла “скорая” в больницу, где месяц отходили, потому что ее желудок от голодовки стал величиной с грецкий орех. Так сказали врачи. Но Валдис не делал из этого проблем. Разрешил кушать овсянку, зато приковал к станку в танц-классе, где она до одурения совершенствовала технику, а он только покрикував, как гарапником хлопал:
- И раз, и два! Тяни носок! И три... держи спину! Кудеп'є! Арабеск... Атіт'юд... А теперь - фуэте! Легче! Выше! И раз, и два!.. Легче! Выше! И три, и четыре!
И она взлетала, как сполохана птичка, все выше и легче... Дальше некуда!
Валдис стал ее хореографом и импресарио одновременно. Выбивал роли, разносил по газетах приглашения на спектакли с ее участием, убеждал журналистов, что она - вторая Плисецкая. Теперь он говорит:
- Я из тебя сделал вот этими руками - звезду. Иначе бы ты до пенсии проскакала безымянной козой в кордебалете. Вот была бы вся твоя слава и карьера...
Она не сердится. Теперь. И в самом деле, вряд ли хватило бы у нее характера дотанцевать до славы самостоятельно, без Валдиса, одержимого идеей любым средством выбиться, вырваться из безликого кордебалета в солисты. Он был просто помешан на карьере. Но тогда ее обижало, когда он бесцеремонно говорил:
- Понимаешь, ты не Плисецкая, чтобы я был тебе целый век “подставкой-поддержкой”, а я - не Серж Лифарь и не Барышников. Да и Киев - не Париж и времена не те, чтобы в одиночку выходить на охоту славы. Мы должны что-то придумать оригинальное, например, дуэт, семейную пару, и в этом тандеме прорываться сквозь тернии к звездам.
Валдис, как всегда, был прав. И все же... и все же... путь к славе их звездного дуэта облитый только ее слезами, кровью ее разбитых пальцев, растолченных суставов, ее растянутых сухожилий... Ее! Но она не винит Валдиса. Разве он виноват, что балет - это каторга, галера, к которой ты прикован навечно?
- Ин-ге!
Вероятно, те молочницы уже пошли, что Валдис вспомнил о ней. Или намеренно кричит, чтобы искупить вину. Боится, что она видела его заигрывания с крестьянками. Смешной! Он до сих пор боится ее потерять...
Конечно, Валдис не был идеальным мужем, но про одну из ее знакомых актрис никогда не заботился так ни один мужчина, как Валдис о ней. И это правда. Он оберегал ее, как... ценную статуэтку, как самое большое свое сокровище. От всего, даже от собственных детей. Он ревновал ее даже к упоминанию о тех детей. Он ненавидел их, а потому их никогда у них не было... Дети, очевидно, боялись Валдиса, а не цеплялись к ней... Кроме одного единственного раза, когда она забеременела за полгода до их зарубежных гастролей. Они как раз (по долгих муках) “раскрутились” и были нарасхват. О, те головокружительные вершины всенародной известности! Кто не узнал их, тот никогда не поймет ее. Ну конечно же, она растерялась, даже засомневалась, гастроли вартніші ребенка, но Валдис просто таки озверел. Он кричал, что она его подло предала, подвела, и то в такую судьбоносную час, что дети еще будут, а вот гастроли - вряд ли... Что это - единственный шанс, и если они им не воспользуются, будет конец! Всем мечтам и усилиям! Смерть, творческое самоубийство!... За ее глупость, ее гусиную натуру, ибо она - гусыня, гусь, тупая гусыня...
Он как сошел с ума, рвал и метал, готов убить сначала ее, а по том... Так и говорил. И она подчинилась. Хотя потом не раз жалела... особенно, когда они были на грани очередного семейного кризиса или даже на грани развода. Но - жизнь не перепишешь заново... А потом... может это и к лучшему - ведь она была единственным утешением, единственным “ребенком”, единственной любовью “блестящего, непревзойденного” Валдиса, женой-дочкой, пестункою судьбы... А какая женщина не мечтает о таком?..
По ту сторону чащи послышались шелесткі шаги, приглушена разговор, громкий женский смех: крестьянки или по грибы отправились, или решили возвращаться домой напрямик - леском и через кладку...
- Давай здесь, тут вроде не видно, - раздалось совсем рядом, за чащей. Стало тихо, дальше - неприличный журчание, облегченный вздох, смешок. Запахло мочой. Музыка, чудесная музыка, которой только что был переполнен лес, смущенно оборвалась.
“Фу, коровы... Как те коровы...”, - брезгливо вздрогнула Інґа, оскорбленная таким грубым осквернением божественной музыки, пречистой тишины и утренней свежести. Скулившись, словно ежик, досадливо ждала, чтобы женщины чем быстрее пошли себе. Но те не уходили, еще и беседу, как на зло, завели.
- Ловкий мужчина! Красивый и крепкий... Вот бы с таким ... - и тут одна из женщин сказала такое слово, смысл которого дошел до Інґи лишь тогда, когда женщины вульгарно расхохотались, а вторая стала еще вульгарнее комментировать:
- Дак и он вроде не против... По морде же видно. А ногами - так и сучить да все за причинные места хватается! Ой не могу!
- Ага, видно, еще... (здесь первая такое сказала, что уши в Інґи завяли). А ты видела то чудо болотное, с которым он живет?! Как Баба Яга! Еще и, говорят, не все дома. Лесом в одной рубашке носится, как бешеный!
- О-О-й, а курит, говорят, курит, как паровоз! Из окон дым валит, говорят, а он бегает и ругается, боится, что дом спалит!
- А патлате! Точно Баба Яга на помеле! Я же, когда ее в лесу впервые увидела, лишь только они здесь поселились, то убегала, дальше, как видела!
- Ку-у-ме-е-действие! Где не слышно было ее сегодня. Видно, еще с рассвета лесами повіялась... И уже старая, а бегает, как... коза! И называется, как коза.. Ой, дай Бог памяти, как же это он ее зовет?.. Ну вот - не вспомню, но точно - как козу!
- А чо’ ей не бегать? Что она произведена на полях и огородах, как мы! Дак она такую жизнь прожила, как мы за своими пьяницами? За таким мужчиной, как этот... (видно же с первого взгляда, что положітєльний!) можно бегать до ста лет!
- Да, красивый мужчина! Увы - не свободный...
- А мне то что! Жена не стена - можно и подвинуть! Еще и как оно такое пыльное...
- Ну, как так, то чего ты мучаешься? Он частенько там-на берегу с удочкой сидит. Дак ты підсядь, да поближе, да пощебечи, дак мож’ и дело будет?!
И бабери поржали себе дальше, ища тропу, что вела к кладке через реку.
И лишь тогда, как стихли в долине за рекой женские голоса, к Інґи дошло, о ком те две... молочницы так вульгарно пащекували...
Сколько она просидела, скам'янівши, не помнит. Помнит только, что никак не могла встать на ноги, оторвать от земли тяжелое, как оловом налитое тело. Разговор двух крестьянок за гущей прибила ее, привалил... грязной кучей навоза... Казалось, она вся пропитанной скотським похітливим вонью... Хотелось скатиться с обрыва прямо в реку, в которой отражалось такое чистое-пречистое утреннее голубусіньке небо с білесенькими лилиями тучек, и никогда не всплывать... Боже, какие страшные люди! ... Жестокие! Какие пошлые! Она же им ничего не сделала плохого, чтобы так... Она не представляет, потому что это просто не возможно представить, чтобы вот так кто-то о ней говорил из ее окружения... даже самый лютый завистник или враг! Так... противно... так подло... издевательски... И кто? Две неуклюжие грубые коровы, которые смотрят на мужа, как... как на быка! При том - на порядочного интеллигентного чужого мужа!.. Народного артиста! Но что им до того! Они же даже не догадываются, кто такой Валдис! И что и как они обзываются... Баба Яга - всемирно знаменитая танцовщица! Они же никогда в театре не были! А еще женщины... и, наверное, детей... Боже, везде грязь... везде! Даже в этом раю!..
- Інґ-е-е! Где ты, девочка? - позвал Валдис совсем рядом, за несколько метров от тайника. Шел, оглядываясь, по тропинке к реке, время от времени цепляя удочками ветки и чертыхаясь. Но она не отозвалась. После того, что говорили о нем эти пошлые деревенские... развратницы... иначе и не скажешь... ей было противно даже думать о муже. Может, он и действительно... за ... то самое место сороміцьке (фу!) хватался, как они говорили... Неужели у него эти... коровиська, эти кучи глупого мяса, вызывают... нет, она даже не хочет об этом думать! Она хочет... уйти куда глаза глядят. Точнее, вернуться домой, в город. Прочь из этого оскверненного скотами рая! Вымышленного ею, романтичной, наивной, доверчивой женщиной! Потому что на самом деле - его просто нет, как нет на этой земле ничего святого! Чистого! Идеального! И никого близкого, родного, преданного... Такого, как Джуля... Единственная душа, которая любила ее... Действительно любила. Так преданно... Так нежно...
Решение бежать отсюда, и то уже помогло ей, наконец, встать. Но каждый шаг давался с таким зусіллям, будто она шла по пояс в тягучей смоле. Под холм, на котором возвышалась дача, вообще еле вылезла. Чувствовала себя избитой, старой, несчастной. Зашла в дом, взяла сумочку. Теперь главное - как-то добраться до трассы, а там - попутной маршруткой до Киева...
- Инге! Где ты ходишь? Час назад звонили Забродские - едут в гости. Они только из Америки, везут поздравления, сплетни и подарки. Садись в машину, скокнемо в село, что-то пожевать купим.
Перед ней стоял Валдис и то такой озабоченный, что не замечал ни ее несчастного вида, ни сумочки в руках, которой Інґа на даче обычно не пользовалась. А может и хорошо, что не замечал? Иначе бы не избежать неприятного разговора. Конечно, Валдис возьмет ее на смех, а она... она не имеет силы на всевозможные страсти... и не видит в них смысла, потому что уже поздно что-то выяснять, как и ломать... Лучше просто переждать, и пусть будет так, как было...
- Лучше в райцентр, - сказала она. Боялась попадаться в село, жители которого так жестоко, так несправедливо сплетничают о них обоих. Но - Бог с ними! Эти люди для нее никто! Они - не ее публика! Но это тоже - не ее проблемы. Ибо если бы они хоть раз увидели их с Валдисом на сцене... И даже в том же “колхозном” спектакли Шестаковича “Светлый ручей”! Или в “Ромео и Джульетте”! Хотя Жизель все-таки ее лучшая партия... Особенно па-де-де... То они бы, конечно, не посмели, или постеснялись так грубо... обзывать ее. Но, к сожалению, эти простоватые тетки со своими неотесанными мужиками навсегда останутся в дурацких анекдотах про балет, которыми снимал высокую закулисную напряжение” в театре Стефко Забродский, он же широко известный в узких театральных кругах хореограф-постановщик Стефано, буквально нашпигован этой, как он шутил, не санкционированному народным творчеством, которая, кстати, ее всегда оскорбляла. Анекдоты ее всегда... коробили. Особенно тупые, нелепые шутки о ее любимое “Лебединое озеро”, дяди и... мокрое гузно...
- Простите, что - лучше? Ты слышишь, спрашиваю, что - лучше?!. - перебил ее тревожные думы Валдис.
- Говорю, что лучше съездить в райцентр. Там больший выбор.
- А! Справедливо, очень справедливо! Тогда - быстро в машину! - согласился Валдис, всегда такой авторитарный, и через час они уже возвращались из райцентра, нагруженные випивоном-закусоном и счастливы хоть каким-то изменением в их тихом одичавшем дачном раюванні.
Занеся сумки, Валдис, великий кулинар, а теперь, после выхода на пенсию, еще и гурман, как обычно, выгнал ее из кухни, “чтобы не мешала”, и принялся варить-жарить, к приезду гостей готовиться.
Інґа же с чашкой холодного кофе поднялась на второй этаж, в свою голубятню, как они называли ее комнату, и села возле окна. Теперь можно было и зажечь. Абстрагироваться от всего мира и ловить от жизни двойной кайф. Похоже, после сегодняшнего неприятного инцидента в лесу, кофе и сигарета остались ее единственным утешением. Слава Богу, как дистрофик-гипотоник, она может кофе глушить ведрами: гипертонические кризы и инсульты с инфарктами ей не грозят. А вот сигарета... От нее постоянно першит в горле, а дождливой погоды цепляются бронхиты, и неприятный сухой кашель...
- Ты уже кашляешь, как чахоточная! Прекрати немедленно курить, а то сдохнешь! - кричал Валдис, который нашел в себе силы избавиться от вредной привычки лет двадцать назад. А теперь к ней сікався. Но... она не могла лишить себя последних радостей. И... свободы. Да! Таким образом она демонстрировала свою независимость. Прежде всего, от него, Валдиса. Независимость от его вечных нравоучений, наставлений, замечаний и указаний - пусть даже ценой здоровья... Хотя она не помнит, чтобы он раньше весьма озабочен ее здоровьем. Для него превыше всего была - карьера. И - слава. И отомстила ему... вернее, им обоим - молниеносным забвением. Не успели они сойти со сцены, как все забыли о их “звездный” дуэт “золотую пару”, о них-вечно юных и влюбленных Ромео и Джульетту... И вот они здесь. В этом темном лесу. Состарившиеся, равнодушные друг к другу, сварливые, как Баба Яга и Кощей Бессмертный... И будто там, на той блестящей сцене, их никогда и не было...
Где же те Забродские? Скоро вечер, а, может, уже вечер?.. Потому что солнца не видно, и за леском на лугах слышен рев скота, крики пастушков: домой коров гонят. А Забродських нет. Она не то, что очень желала их видеть ( Лиля заведется про невесток - уже третья, а все равно плохая, а Стефано понесет анекдотами). Просто веселые вечеринки в кругу друзей оставались еще одной безобидной роскошью из прошлой жизни, которую они иногда могли себе позволить. Но и это было давно. С тех пор как они ушли из театра, все оборвалось, и друзья куда-то пропали: одни постарели, другие, вообще, уже далєчє, а третьи, как Забродские - уехали в Америку на заработки. И вот - приехали...
- Ура! Приехали! Забродские приехали! - закричала Інґа, увидев терракотовое авто Забродських, что тихо підкотило под ворота. Она действительно обрадовалась, помахала из окна руками и полетела вниз, открывать ворота. К нему снова вернулась молодость, легкость в душе и теле.
Но Валдис опередил ее - в квітчастім фартучке, с ножом в руке, открывал ворота, воплями всем известный ритуально-официальный марш. Авто въехало, Забродские - выползли и на мгновение лесок оглушили радостные приветственные крики.
Пока Стефано с Валдисом загоняли в гараж машины, женщины рассыпались в комплиментах, ревниво рассматривая друг друга, но, наконец, остались довольны: жизнь, спасибо ему, в определенной степени щадит их...
А потом было все, как всегда, как тысячу раз: ужин на веранде под полным, как огромное наливное яблоко, месяцем, тосты, воспоминания, на этот раз больше про Америку, где Забродские три года горбились хореографами в каком-то кабаре, и ни слова - о невесток, очевидно, в жизни их “мальчика” наступила очередная міжвесільна пауза. Когда было выпито почти все и Стефано “понесло” анекдотами, Інґа вдруг вскочила, завертелась вокруг стола, спела, упрашивая:
- Ребята! Да-а-ава-айтє тан-цевать, под м-узику-у эха, под пьет-есть-рєзвон напо-о-олнєних бока-лов...
Но ребят ее порыв душевный не тронул. Наоборот, Стефано с досадой оборвал анекдот, Валдис - нахмурился, Лиля - сочувственно поморщилась. Не смотря на замешательство за столом, Інґа профессиональным взмахом ножек швиргонула в темноту один за одним свои “абукасимови тапочки” (как она называла модное нынче обувь), сбежала по ступенькам во двор и завертелась босиком по серебристой от росы травке:
- Ля-лля-ля-лля-лля-лля... на-на-на-на... Ах, какая прелесть эта ночь, эта луна! Что же вы сидите?!
На веранде молчали.
- Да так, - наконец вздохнул Он, - что-то не хочется... Видимо, отплясали мы уже свое... ребята!
- Н-да, - крякнул Валдис, - пора спать... Завтра на рассвете на рыбалку! Все до одного! Это такой кайф! Кто его не пережил, тот на земле дурно жил! - и принялся убирать со стола.
- А мы еще посекретничаємо, - смилостивился над Інґою, что растерянно стояла посреди двора, Лиля. - Давай, девочка, поднимайся, пойдем в голубятню. А мужики пусть покоятся...
Посекретничать не удалось. Інґа, обижен на общество, нервно зажгла сигарету и уставилась в темноту за окном. Из леса доносились таинственные шорохи, веяло прохладой неизвестности.
- Вы живете, как маєтні американцы: в глуши, далеко от цивилизации и близко к природе. Но все равно... б-р-р-р! какой страшный ночью этот лес! - Лиля вздрогнула, усаживаясь с сигаретой в кресло у окна. - Так и кажется, что вот-вот выйдут разбойники... или эти... бандюги в колготках на мордяках! Бр! Кстати, почему вы не заведете какого пса? Хоть комнатного, чтобы хоть дзявкотів. Это же действительно страшно жить в этом лесу еще и в наше время! Послушай, а где Джуля?
Інґа молчала.
- Ты что - рассердилась? - удивилась Лиля. - Ради Бога... Нашла, чего... Постарели наши мужчины... Не хочется уже им ничего... даже танцевать...
Лиля грустно засмеялась, нашла в темноте руку Інґи, пожала:
- А ты молодец... Мне бы хоть немного твоей... молодости... Так что - не сдавайся!
Інґа нервно відсмикнула руку, ответила с пафосом и не в тему, как обиженная гимназистка-суфражистка:
- Джули нет. И не будет больше. Никогда! Собаки, знаешь, тоже, как близкие и дорогие люди - незамінимі...
- Да, твоя правда... собаки бывают порой ближе, чем ближайшие... - пробормотала Лиля.
- А мне здесь не страшно. Совсем. То только на первый взгляд кажется, что здесь глушь, на самом деле отсюда до села рукой подать. - И дальше эпатировала Інґа и вдруг, резко перейдя на деловой тон, поинтересовалась: - А вы не хотите и себе что-то прикупить? Вот совсем рядом, почти в потолок с нами, на горе, над лесом, продается капитальный домик, и не дорого...
- Надо подумать... Нам скорее сыну надо что-то купить... А может и в самом деле: сын - в нашу квартиру, а мы - сюда... Надо подумать...
На том “секреты” и кончились. Лиля пошла вниз - укладывать спать своего Стефано, а Інґа еще долго стояла у окна, испепеляя сигарету за сигаретой, пока не стало горько першить в горле и не стих на кухне звон посуды, который перемивав аккуратный Валдис.
Наконец на даче стало тихо, но какой-то не такой, как всегда, а очеловеченной, уютной тишиной. Обида на ребят прошла. Інґа безшелесно спустилась вниз, и, бродя по дому, думала, как бы было хорошо, если бы Забродские и купили тот дом на горе. Тогда можно было бы ходить друг к другу в гости. Дружить семьями... Как не есть, но правду говорят, что старый друг, лучше новых двух. Хоть есть что вспомнить - жизнь вместе прожили. Да и понимать друг друга научились, и сочувствовать друг другу, и прощать... А это так много значит - уметь сострадать и прощать...
Спать не хотелось. Хотелось просто неслышно бродить, будто плавать в темных водах лесной реки.
Прихватив теплый плед, что всегда висел рядом на вешалке в гостиной, Інґа выскользнула на веранду, закутавшись, сел в старое уютное кресло, которое они притащили из города специально для таких посиделок прохладными ночами. Где-то совсем рядом в лесу затьохкав соловей, так по-родному, по-домашнему, что на душе вдруг стало уютно, как будто сошла на нее благодать Божья.
Вдруг из окна второго этажа послышались тихие голоса. “Тоже не спится”, - улыбнулась Інґа, пытаясь абстрагироваться от шепота, как от лишних в этой гармонии диссонансов. Но, услышав свое имя, невольно прислушалась.
- Бедная Инна, она так и не повзрослела...- вздохнула печально вверху над ней Лиля.
- Она всегда была дурой, и осталась бы такой, если бы не Вадик, - раздраженно пробормотал Стефено.
- Что ты такое говоришь? Вадик! Тоже мне еще талант! Если бы не Инна, твой Вадик до сих пор бы в кордебалете козлом прыгал... Он использовал ее! А сам гулял на лево и на право, помнышь эту историю с мальчиком-спальчиком с кордебалета? Фе! Какая гадкая история! А ее, бедную, превратил в это... вечно пригающее недоразумение!.. Ты же посмотри на нее - она как заведенная! Госсссподи, а это претенциозное, вычурное псевдо?! Ын-ге Борисоглебская-Куны! Какое Куны? Откуда - Куны? Столько претензий, что они... тобишь эта хвамилия не помещалась на афише! И мне кажется, с этого дурацкого имени все и началось... Недаром же говорят, что мы, крещеные, именем своим к небу привязаны. Разве плохое для сцены было ее настоящее имя: Инна Глибовская?.. Нет! Нам подавай таки-и-ие, ну такие навороты!.. И что? Сначала - слава, популярность... А теперь?! Эта глушь-глупомань?!.. Бог точно потерял ее из вида, бедную! Страшно же смотреть!..
- А ты не смотри. Ложись спать... И вообще, нашла о чем говорит! Да пусть они тут как хотят, так и обзываются... и прыгают, как кузнечики по лесу... Тебе то что?! Спи!
- Жалко Инну... Девочка-старушечка... Почти чеховская попрыгунья... Мне кажется, с ней не все в порядке... Не надо было ей тогда аборт делать! Не надо было... Ладно, спим...
Наступила такая тишина, что было слышно, как гремят в ее голове только отрывки услышанных фраз: “она так и не повзрослела”... “девочка-старушечка”... “попрыгунья”... “не надо было... аборт...”, “не все в порядке”... И это - Лиля. Но - почему? Что случилось с людьми? Что она им плохого сделала, что они ополчились на нее... своей жалостью, такой отвратительной, унизительной?! Пусть те бабы сельские, но - Лиля?.. И вообще, что за день сегодня такой, что ей открывается то, чего она не хочет, упорно не желает знать?! Почему мир, такой светлый, красочный, вернулся к ней вдруг самым мрачным своим боком? Ибо зачем ей знать, что о ней думают люди? Злые, завистливые люди! От их грубых слов, от их глупых разговоров она убегала в гармонию души и тела - музыку и танец. И не сбежала... Теперь получается, что Лиля тоже ей завидовала... Потому что сама Лиля так и проскакала всю жизнь в кордебалете! Как... вечно прыгающее недоразумение... И Стефано, законный муж и главный хореограф, не помог. Ибо талант - это не от Стефано и не от Валдиса, а - от Бога! Только слава от людей, поэтому она двуличная и преходящая... Неужели они этого не понимают?! А может, все эти якобы случайно подслушанные разговоры - не спроста? Может, какой-то знак?.. Предупреждение... Или... побуждение. Но - к чему? ... К поступку? Или переосмысление поступков? А может, жизнь вообще?.. “Она так и не повзрослела...” Но она не хочет взрослеть! Точнее, не хочет в их грубый, грубый, материальный мир! Боже, чего им от нее надо? И почему - “пригающее недоразумение”? И кто “гулял”? И где здесь “мальчики-спальчики с кордебалета”? И где... “кузнецов-ли-ки-и-и...”?
Слезы текли ручьями, стекали с носа, булькали в горле. Она оглядывалось, искала кузнечиков, искала ответы, но сонная тишина молчала, мгновенно ощетинившись, зловорожа, глухая, темная. И это молчание, будто какая-то тупая сила, выталкивало, випихало ее из дома, за ворота, туда, где так по-домашнему, по-родному вищебечував неутомимый соловей. Он звал ее и она пошла на его щебет... разливаясь слезами, рассыпаясь росой по траве. Она уже на самом деле не боялась ночного леса. Он казался родным и близким, хотя бы потому, что его боялись ее обидчики... те завистливые, безжалостные обидчики, прикидываются друзьями, молочницями, добрыми людьми, а на самом деле... наспра-а-авди-и... и-и-и-и...ги-ги-и-и...
Ее разбудил страх. Или холод? Или солнце? Наверное, солнце. Это оно вырвало ее из страшного кошмара. Из ужасного, кровавого месива... Она ничего не помнит, кроме... кровавого месива. Она задыхалась в нем и, наверное, задохнулась-захлебнулась бы, если бы не солнце! Боже, как хорошо, что ночь не вечна, что всегда утром восходит солнце!.. И обрывает самый страшный кошмар... Но ей и до сих пор - красно в глазах. Даже листья и трава кажутся бурыми... Но - почему она в лесу? Под своим дубом? В своем тайнике... Почему не дома? Мокрый от росы плед... Коробка из-под сигарет... Что это означает? Это утро или вечер? Солнце восходит или заходит?.. Господи, как болит голова... Как страшно болит голова...
Ошеломленная, едва живая от страха, Інґа продряпалася сквозь чащу и побрьохкалась наугад в направлении дачи мокрой травой под росно дождем, который стряхивал на нее утренний лес.
Дача встретила ее мрачной пустотой. Ворота были открыты настежь. Дверь домика и гаража - тоже. Она осмотрелась и не нашла обеих автомашин. Позвала, но никто не ответил. Встревоженная, поднялась по ступенькам на веранду, поплямовану солнечным светом, и ей показалось... О Боже! Стол, кресла, пол - все в красных пятнах! Даже недомальований Валдисом изумрудный лесной пейзаж на мольберте... Багровые отсветы или пятна на стенах... Как в том ночном кошмаре...На кухне в ведре плескалась рыба, разбрызгивая по кафельном полу зачервонену воду... Рядом валялся заляпанный кровью фартук Валдиса и... окровавленный нож, тот самый, с которым в руках он встречал Забродських...
Крик безумного ужаса забил ей дыхание. Теперь она поняла, откуда тот ночной страх, что разбудил ее вместе с солнцем! Тот кровавый кошмар... И бросилась бежать. От этого страшного дома! От себя! Она убегала от самой себя, неизвестной, а потому страшной самой себе! Деревья, страшась ее, расступались. Зато кусты, цепкие, колючие, хватали за руки, волосы, подставляли под ноги узловатые корни, хохоча, как потерчата... До их смеха домішалися встревожены, сердитые человеческие голоса. Они звали ее... Шли стеной, а затем замкнутым кругом... Но она уже не боялась их. Она стала почти невесомой, и когда вот-вот должна была слететь с крутого берега в чистенькое голубусіньке небо, ее схватили за крыло... Валдис!
- Инге! Доченька, ты что? На тебе же лица нет! Что с тобой?.. Ты вся тремтиш... Где ты была? Мы вернулись с рыбалки, а тебя нет... Мы с ног сбились тебя искать! Всю Тихую Заводь на ноги подняли. Милицию... Всю округу объездили! Что за фокусы? Что с тобой, маленькая моя... моя девочка летучая?..
За его спиной в червонястому тумане хилиталися размытыми пятнами какие-то незнакомые физиономии, серела всклокоченная борода Стефано, белело испуганное лицо Лили.
- Я же говорила, что это добром не кончится... я же предупреждала... - театрально заохала Лиля. Но Інґа даже не взглянула в ее сторону.
- Купи мне собачку... Такого, как Джуля... Мне очень одиноко без нее... - всхлипнула, прижавшись по-детски к Валдиса и все еще не веря, что это - не сон.
|
|