УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Гипербола - літота: есть антонімічним содержание этих понятий?
Гипербола и літота - тропы, в соответствии художественное преувеличение и художественное преуменьшение писателем каких-то черт человека, предмета, явления, их характеристик с целью более яркой передачи авторской мысли. Эти приемы берут свое начало в разговорной речи: «Я говорил тебе сто раз об этом...»,- укоряет отец сыну, который молча выслушивает критические замечания, хотя на самом деле отец лишь несколько раз говорил об этом. «Сто раз» - гипербола, и этот языковой прием рассчитан, не на буквальное понимание, а на сильное эмоциональное воздействие. «Я буду через минуту»,- обещает подруга, заставляя ждать ее значительно дольше.
И гипербола, и літота широко используются в фольклоре. В народных сказках герои наделены фантастической силой, необычной красотой, способны преодолевать неимоверные трудности. Народнопоетична творчество богата и на выражения с сознательным подчеркиванием уменьшения: «курице по колено», «с овчинку».
В литературе эти тропы выполняют различные функции: могут быть средством создания патетического или комического.
О принесите как не надежду,
То крошку родной земли:
Я притулю к уст ее
И так застывшую, так зомлію...
Хоть кружку с родной водой!..
Я только глаза напитка,
К уст спрагнілих притулю...
О. Олесь
Ибо тысяча дорог, миллион
узких тропинок
Меня на отцовскую ниву ведет...
В. Симоненко
Оба поэты проявляют глубокий патриотизм, и различные его аспекты выражены по-разному: В. Симоненко, используя гиперболу, отмечает тесной, органической связи человека с отчей землей, а В. Олесь, такой искренний и обескураживающая в своем сумме за Отечеством, передает этот эмоциональное состояние с помощью літоти.
В сатирической народной песни літота является средством юмористическим:
Ехал пан морковный,
А конь свекольный,
Шапка на нем из огурца,
Кафтан лопуховый...
Следовательно, противоположные по смыслу понятия помогают писателям пристальнее взглянуть на явления жизни, предоставить им в произведениях особенно выразительной формы.
|
|