Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Осуждение войны в киноповести А. Довженко «Украина в огне»

Самобытный поэт экрана и слова, Александр Довженко оставил после себя большое творческое наследие и добрую память. Он был убежденным гуманистом, вдохновенным творцом красоты в кинематографе, литературе и жизни. Его смущали соловьиные майские рассветы, очаровывали девичьи задушевные песни, трогало детское щебетливе озорство. И раздражало зло, тупое и безтямне, что влекло за собой человеческие страдания, боль, слезы. Но талантливому художнику суждено пережить величайшее бедствие - войну. Она пришла на украинскую землю и принесла раздор и смерть.
С решительным протестом против военного бедствия выступает О. Довженко в киноповести «Украина в огне». По замыслу писателя это произведение - «правда о народе и его беде». Из ярких и достоверных картин возникает «вдруг вся Украина в огне, в множестві страданий и тяжких протиречивих стыков».
Испепеляющих боев, от которых принялась болью земля, не могли выдержать ни растения, ни птицы, ни животные: «Качались на кручах вековые тенистые деревья и падали в реку корнями вверх... Летали стаи испуганных, обезумевших птиц над боем... Лисы дрожали в вонючих лисичих норах... Волчицы плакали». Этот перечень страданий в природе контрастирует с изображением лиственницы. Только она одна могла выдержать бой». Лиственница в киноповести - венец творения, она не только физически реагирует на боль, а воспринимает его осмысленно. Это дерево символизирует борьбу бессмертие со смертью, которая развернулась рядом. Гитлеровцы отстаивают маниакальные теории своего фюрера, украинцы утверждают бессмертие народа ценой собственной жизни.
Обе стороны страдают от нищеты, неустроенности быта, от постоянного страха смерти. Но завоеватели теряют человеческий облик быстрее. Лицемерные оправдания правомерности нападения защищают их недолго. Довженко показывает это на примере фон Крауза, который после смерти сына-офицера «творил зоны пустынь, лишены жизни, беззвучные». И этот бывалый в переделках немец сам осознает, что война «набрала характера одвертого массового преступления», что «человечество понижчало». Причем понижчало именно в их, фашистском лагере в первую очередь. Гитлеровцы, которые полуголыми шли в психическую атаку, «являли собой жалкую картину и гнусное». Пьяные, они хохотали и пели, но «безумные от ужаса глаза выдавали тупое страдание». Эти люди автоматически выполняли приказы, но веру в святость своей борьбы потеряли. И когда итальянский офицер Пальма говорит фон Краузу, что «на земле умерла мораль», что «в этой войне не будет победителей и побежденных, а будут загинулі и уцелевшие», страшная правда, произнесенная вслух, заставляет врагов на мгновение окаменеть и задуматься над сказанным.
В конце концов, немцы будут побеждены, но какой страшный след они оставят на земле Украины! Это миллионы погибших, вывезенных в Германию, замученных в концлагерях. Это руины и пепелища на месте цветущих городов и уютных деревень.
Устрашающую картину издевательств над мирным населением показывает О. Довженко, описывая, как фон Крауз отомстил за своего сына: «Клали целые семьи к долу в ряд и стреляли, поджигая дома. Вешали, хохоча от клинической страсти, гонялись за женщинами, однімали детей в них и бросали в огонь». Сердце стынет и от изображения павших в бою Запорожченкових ребят: «Смерть не поскупилась на них, не пожалела на них ни грима, ни красок, ни растравленного ран, ни жестоких нечеловеческих увечий.»
Художнику болит каждая рана на теле мужественных защитников Родины, стыдом выпекает сердце каждый недостойный поступок бюрократа, дезертира или полицая-предателя. Писатель бесстрашно и правдиво пишет о тяжелые человеческие мытарства в первые годы войны, создает романтизированы, гиперболической силой наделены образы патриотов (Запорожца и его сыновей, Кравчини), не обходит вниманием и искалеченные войной женские судьбы и души (вспомним тернистый путь Олеси, Христе). И каждая строка киноповести возмущается против «позорной истории Европы», щедрой на кровь и смерть.
Александр Довженко не принимает ничего, что калечит человека, приводит к унижению, моральному упадку, преждевременного перехода смертельного рубежа. Он осуждает все, что разрушает красоту и приносит страдания. «Я родился и жил для добра и любви», - констатирует писатель в своих дневниковых записях. Свои гуманистические взгляды, свое отношение к жизни он воплотил в прекрасных произведениях. Киноповесть «Украина в огне» определяет его отношение к войне как великого бедствия, уничтожает лучшие человеческие качества и приносит множество страданий.