11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ЕВГЕНИЙ МАЛАНЮК
Сборник Евгения Маланюка «Стилет и стилос»
В одной из первых своих статей «Раннее Шевченко» (1933) Есть. Маланюк писал, что гений всегда стремится к наиболее полного раскрытия своей личности, к созданию собственного «космоса». Потому и живет часто сразу в нескольких сутках и идет в нескольких направлениях. Эти слова можно отнести и к самому Маланюка, который, хотя и был поэтом глубоко автобиографичным, но его мировоззрение, философию произведений трудно убгати в четко очерченные рамки.
В названии ранней сборки «Стилет и стилос» (1925) Евгений Маланюк одновременно и объединил, и разделил эти понятия разные. Стилет - это короткий острый нож, который легко выхватить и применить в ближнем бою. Стилос - острая деревянная палочка, которой в древности выцарапывали тексты на залитых воском дощечках. Художник должен был выбрать что-то одно. И он стал поэтом-воином, поэтом-борцом. Его стихией была борьба, движение, действие, порыв, степи и просторы, а в жизни и в творчестве значило одно - воля и характер. Он бросает вызов «грубому» и «темном»разбивает «скользкую человеческую плоскость». Жизненный и творческий путь Маланюка не был укрыт цветами, и он никогда не зламувався, не переживал кризисов, творческих срывов или длинных мовчань. Поэзия всегда была для него самым важным в жизни, ибо только через поэтическое слово он мог передать свою сыновнюю любовь к далекой Украины и свою злость на слабость родины, на ее нежелание защитить своих детей, которые вынуждены были покинуть родную землю. Поэзия давала облегчение и утешение, возможность поделиться своими мыслями и чувством хотя бы с бумагой, рассказать, почему воин стал поэтом.
И ты, нащадче мой, поймешь,
Как сквозь тысячелетний прах
Развернется пространство без границ.
Поймешь это, чем сердце билось,
Которых этот зрение присмотрел мет,
Почему стилетом был мой стилос
И стилосом бывал стилет.
(«Надпись на книге стихов»)
Выйдя на поэтическое поле, Маланюк видел перед собой два пути: на одном поклонение красоте, которая манит сном сладких тайн, а на втором - безграничные просторы и шум боя. Он соединил в своем творчестве оба эти пути. Есть. Маланюк вошел в литературу как «железных император строф», «гладиатор беспощадных рим», «трезвый варяг», всегда суров и сосредоточен. Но в первом его сборнике «Стилет и стилос» мы видим, что перед нами предстает поэт с чистым и очень ранимым сердцем. В произведении «Мартівські иди» он пишет об обреченности человечества:
Хохочет сатана,
Что злом становится добро и винный вновь невинный,
И ядом осени отравленная весна.
Но для Маланюка становится неоспоримым доказательство:
И все же: в начале было - Слово!
И все же начальный дух - любовь!
(«Важное»)
По-разному восприняли критики сборник Маланюка «Стилет и стилос». Некоторые счи-жал, что произведения слишком сухие, в них отсутствуют живые соки творческих сил. Но это был первый подарок украинской эмиграции украинской литературе. Эта книга показывает высоту и уединение талантливого изгоя - Евгения Маланюка.
|
|