Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Эмоции в литературе (лат. emoveo - волную, возбуждаю) - психические состояния, акты, которые проявляются в сознании человека в виде переживаний, Чувственного возбуждения. Э. обусловлены отношением человека к действительности, отражают ее. Психологи различают Э. как простые формы чувственного контакта с окружающей средой (радость, радость, печаль, тревога и т.п.), а чувства - как более сложные эмоционально-смысловые образования, связанные с потребностями личности (любовь, патриотизм, гордость, эстетическая утешение). Литературоведа Е. и чувства интересуют как духовные состояния персонажей, рассказчиков, лирических героев, которые воплощаются соответствующими зображально-выразительными средствами в структуре художественного произведения. Психологизм как неотъемлемое качество художественного освоения действительности включает в себя и эмоционально-чувственные грани духовного мира субъектов художественного выражения, поэтому становится объектом литературоведческого анализа сквозь призму текста произведения. Эмоциональные переживания являются основой лирики, их качественные разновидности, интенсивность и субъектно-объектная направленность лежат в основе деления лирики на жанры, определяют ритмико-интонационный строй стихотворной речи. Большую роль Э. играют в процессе эстетического восприятия произведения: они возбуждают воображение читателя, поддерживают внимание, динамизируют читательский интерес, влияющие на запоминание произведения. Итак, литературовед, используя достижения психологии, собственную эмоциональность, определяет место, удельный вес и роль Е. в процессе возникновения художественного произведения, в структуре литературно-художественного образа, в тексте произведения и в процессе его восприятия и осмысления. Однако не все писатели признают потребность Е. в литературном произведении, в частности авангардисты (представители концептуального искусства), постструктуралисты (Ю.Тарнавський, Р.Бабовал и др.).