Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



5 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Мировое дерево

Целостным образом, который синтезирует все отношения между богами, есть у славян мировое древо. В славянских фольклорных текстах обычно в этой роли выступают Вырий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, яблоня. Три основные части мирового дерева связаны с различными животными: ветви и вершина - с птицами (сокол, соловей, См), а также с солнцем и луной; ствол связан с пчелами; корни - с хтонічними животные (змеи, бобры). С помощью мирового дерева моделируется тройная вертикальная структура мира - три царства: небо, земля и ад, четвертичная горизонтальная структура (север, запад, юг, восток, четыре ветра); жизнь и смерть (зеленое дерево, которое растет и цветет, и сухое дерево).

Мир казался славянам очень похожим на яйцо. Посередине славянской Вселенной расположена сама Земля, как желток в яйце. Верхняя часть «желтка» - наш Живой мир, мир людей. Нижняя часть - Мир Мертвых, Страна ночи. Для того, чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, которое окружает Землю. Или прорыть колодец, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей.

Вокруг Земли расположены девять разных небес. Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно - для Солнца и звезд,

другое - для Месяца, еще одно - для туч и ветров. Седьмое небо славяне считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, источник дождей.

На любое небо попадают благодаря Мировому Древу, которое связывает между собой Низший Мир, Землю и все девять небес. Мировое Древо похоже на огромный дуб. На этом дубе зреют семена всех деревьев и трав.

В мифах славян сохранились легенды о дубы, которые существовали еще до создания мира. В украинских колядках поют о том, что в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море - воздушный океан, - среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидели два голубя. Голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила.

Славянская сказка рассказывает про дуб, который вырос до самого неба. Полез старик на то дерево, лез он лез и взобрался на небо. На небе сидел петушок-золотой гребешок, который в огне не горит, в воде не тонет. Еще там стояли волшебные жерновки - эмблема весенней грозы, которая дает земле плодородие, а людям их насущный хлеб.

Славянские боги собирались под Мировым деревом, чтобы решать судьбы человечества. Славяне творили суд и правду под старыми дубами и глубоко верили, что все приговоры, которые провозглашены под сенью старых дубов, произнесено благодаря внушению божеств.

Много свойств мирового дерева сохраняет не только дуб, но и осина. Осина спасает от колдунов, упырей и ведьм, которые играют роль, производную от Змея-Велеса. Змей-Велес высасывает молоко-дождь из небесных коров-туч. Колдуны, упыри и ведьмы крадут дожди и росы, выдаивают и высасывают коров, пьют кровь у людей. Чтобы защитить себя и скот, славяне использовали осину.

Мифическое мировое дерево-туча, из-под корней которого течет живая вода дождя, расцветает огненным цветом-молнией Перуна. Демонические змеи и ведьмы, с жадностью бросаясь на этот любимый напиток живой воды, попадают под удар громовых стрел Перуна. Это также делает и Перунова палица - заостренный осиновый кол.

В славянских сказках колдуна может убить только осиновый кол. По углам двора для скота ставят зрублені осины - это пугает ведьм. Как средство спасения от болезней, насылаемых нечистой силой, используют осину. Например, если болят зубы, берут осиновый сучок и прикладывают к больным зубам. Затем читают заговор: «На море на океане, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц; переселись ты, зубная боль, к тому зайцу!».