Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Елена Акульшина
Сочинение на тему

Проблема вождя и народа в поэме И. Я. Франко «Моисей»

Известно, что в критические минуты народ титаническим усилием воли приобретается на самозащиту и рождает защитника чести, достоинства и вообще будущего. Так было с Шевченко и кое - с И. Франком, который далее, после Великого Кобзаря, прокладывал путь к будущему своего народа, хотя его стремления не были надлежаще оценены современниками.

Итогом его глубинных размышлений над проблемой пророка и народа, тревожных переживаний поэта за судьбу народа, его общественно-политический и духовный поступь стала поэма «Моисей» - вершинное за силой мысли и красотой художественной формы явление не только в поэтическом творчестве Франка, а и всей украинской и вообще мировой литературы.

Поэма была написана в 1905 году, когда автор уже имел большой жизненный опыт. Пользуясь библейским сюжетом о пророка еврейского народа Моисея, который сорок лет ведет свой народ через пустыню к обетованной земле, к счастью, И. Франко предоставляет библейским сценам метафорического, притчево-аллегорического звучания. В его трактовке Моисей - фигура величественная и трагическая, народ же ставит к нему нешуточные требования, переложив на него всю ответственность. Не довольствуясь словами о «обещанный край», общество упрекает пророку, а он остается верным своем обовсвязи вопреки всем. Он находит в себе силы простить тем, кто его прогоняет, презирает.

Особым лиризмом и драматизмом проникнуты разделы о внутренние тревоги Моисея после изгнания его из лагеря. Не сумев собственными усилиями утолить боль, найти утешение, он выходит на разговор с Богом. Однако молитва не спасает пророка, не помогает. Спровоцирован Азазелем, Моисей поддается, пусть и на короткое время, унынии, за что и наказан богом Иеговой, ибо тот, кто сомневается, не может быть духовным лидером народа.

Моисей умирает, а сущность его трагизма в том, что он умирает в преддверие счастливого будущего народа: сорок лет он преодолевал трудный путь и, дойдя до заветной земли, увидев ее, он так и не ступил на нее, умерев у ворот ожидаемого рая. Такова была его судьба...

Изображая трагизм самопожертовного подвига, И. Франко не говорит о трагичность творческих усилий духовного наставника, пророка, ведь его смерть пробудила в народе невиданные силы, всколыхнула его к борьбе за свободу. Слово пророка дало всходы: он породил и возродил другого героя - народ. А вывод поэмы таков: народ великий, если он рождает пророков; без вождя, без духовного проводника невозможен прогресс народа к высотам свободы и цивилизации. Подтверждение этому - жизненный и творческий подвиг самого поэта, потомки которого ушли в странствие веков из его духа печатью».