Известно, что в критические минуты народ титаническим усилием воли приобретается
на самозащиту и рождает защитника чести, достоинства и вообще будущего. Так
было с Шевченко и кое - с И. Франком, который далее, после Великого Кобзаря,
прокладывал путь к будущему своего народа, хотя его стремления не были надлежаще
оценены современниками.
Итогом его глубинных размышлений над проблемой пророка и народа,
тревожных переживаний поэта за судьбу народа, его общественно-политический и духовный
поступь стала поэма «Моисей» - вершинное за силой мысли и красотой художественной формы
явление не только в поэтическом творчестве Франка, а и всей украинской и вообще
мировой литературы.
Поэма была написана в 1905 году, когда автор уже имел большой жизненный
опыт. Пользуясь библейским сюжетом о пророка еврейского народа Моисея,
который сорок лет ведет свой народ через пустыню к обетованной земле, к счастью, И.
Франко предоставляет библейским сценам метафорического, притчево-аллегорического звучания. В
его трактовке Моисей - фигура величественная и трагическая, народ же ставит к нему
нешуточные требования, переложив на него всю ответственность. Не довольствуясь
словами о «обещанный край», общество упрекает пророку, а он остается верным
своем обов’связи вопреки
всем. Он находит в себе силы простить тем, кто его прогоняет,
презирает.
Особым лиризмом и драматизмом проникнуты разделы о внутренние тревоги
Моисея после изгнания его из лагеря. Не сумев собственными усилиями утолить
боль, найти утешение, он выходит на разговор с Богом. Однако молитва не спасает
пророка, не помогает. Спровоцирован Азазелем, Моисей поддается, пусть и на
короткое время, унынии, за что и наказан богом Иеговой, ибо тот, кто сомневается,
не может быть духовным лидером народа.
Моисей умирает, а сущность его трагизма в том, что он умирает в
преддверие счастливого будущего народа: сорок лет он преодолевал трудный путь и,
дойдя до заветной земли, увидев ее, он так и не ступил на нее, умерев
у ворот ожидаемого рая. Такова была его судьба...
Изображая трагизм самопожертовного подвига, И. Франко не говорит о
трагичность творческих усилий духовного наставника, пророка, ведь его смерть
пробудила в народе невиданные силы, всколыхнула его к борьбе за свободу. Слово
пророка дало всходы: он породил и возродил другого героя - народ. А вывод
поэмы таков: народ великий, если он рождает пророков; без вождя, без духовного
проводника невозможен прогресс народа к высотам свободы и цивилизации.
Подтверждение этому - жизненный и творческий подвиг самого поэта, потомки которого
ушли в странствие веков из его духа
печатью».