Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Улас Самчук

Анализ статьи В. Самчука «Народ или чернь?»

Проблемные ситуации в работе с публицистическими произведениями на уроках литературы

Л. Фурсова,

учитель-методист,

заслуженный учитель Украины

Днепропетровска обл.

Цель: знать периоды публицистической деятельности В. Самчука, основные темы его статей публицистического характера; проанализировать содержание статьи «Народ или чернь?»; развивать устную речь, логическое мышление, умение сотрудничать с одноклассниками; воспитывать чувство национального сознания.

Оборудование: портрет В. Самчука, карты для анкетирования, словари к уроку.

Тип урока: изучение нового материала.

Эпиграф: «Приходит время, когда мы должны стать гражданами, членами общества, членами нации, поверить в себя как живую действительность».

В. Самчук

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Сегодня телевидение, радио, Интернет взяли в своеобразный плен современного человека. Уже на второй план отодвинуты журналы и газеты, которые еще несколько лет назад были основным источником информации. Совсем недавно люди доверяли печатному слову больше, чем врачу или судьи. Сейчас ситуация несколько изменилась, но все равно мы знаем многих своих знакомых или родных, которые стремятся получить информацию из печатных источников. Мы же прилипаємо к экранам мониторов или телевизоров, узнавая о последних события, слушая выводы авторитетных людей.

В любом случае все упомянутые средства представления информации мы называем масс-медиа. В последнее время даже в ВУЗАХ на отдельных факультетах введены обучения с обслуживание масс-медиа.

II. Актуализация опорных знаний

- Вспомните, публицистику каких авторов мы с вами изучали ранее?

(Литературно-критические и публицистические статьи Ивана Франко, памфлеты Николая Волнового.)

- Что такое публицистика?

(Публицистика - произведения на общественно важные, острые и актуальные темы.)

III. Мотивация учебной деятельности

Прежде чем мы определимся с темой и задачами нашего сегодняшнего урока, проведем анкетирования. На вопрос надо давать краткие ответы - «да» или «нет».

Анкета

1. Мне нравится больше слушать украинские песни.

2. Я бы изменил страну, где живу сейчас, если бы мне предложили лучшие условия для жизни.

3. Я читаю произведения украинских писателей, творчество которых не изучается в школе.

4. Вне школы я в основном разговариваю украинском языке.

5. Для меня нет более стоимостных или менее стоимостных наций.

6. Я читаю издание газет (журналов) украинском языке.

7. Меня интересует история Украины.

8. По моему мнению, я есть национально сознательным гражданином.

Пока подводится итог анкетирования, учащимся сообщается тема урока, эпиграф.

- Почему именно эти строки мы решили взять эпиграфом, вы скажете позже, когда мы обработаем материал урока.

Чем мы планируем заниматься на уроке? {Определение задач.)

IV. Изучение нового материала

Исследователи считают, что публицистическую деятельность Уласа Самчука можно условно разделить на три периода.

(На доске таблица, дети заполняют последнюю колонку на свое усмотрение.)

Период

Хронологические рамки

Особенности (статьи,тематика)

И период

1938-1944гг. Репортерская, редакционная работа

II период

1945-1948 гг. Идеологически-программная публицистика периода МУРІвського

III период

1948 - до конца жизни. Публицистика канадского периода (свыше 112 заметок и статей)

Индивидуальные сообщения учащихся о деятельности Уласа Самчука как публициста в каждый из определенных периодов.

И период. Публицистическую деятельность Самчук начал с 1938 года. Он был референтом пропаганды Украинского национального объединения в Карпатской Украине. В это время он работал в газетах «Новая свобода», «Волынь», печатал репортажи в французской прессе. Им написано 15 репортажей, которые были своеобразной хроникой суток Карпатской Украины.

Военную творчество составляют передовые статьи, репортажи, фельетоны, литературно-критические материалы, статьи по вопросам искусства.

Результатом поездки на Восточную Украину стал репортаж «Сквозь бурю и снег». Увиденное писатель выразил одним словом - опустошенность. Опустошенные села, города, души людей.

В этот период опубликованы статьи «Слово писателя», «Шевченко», «Так было - так будет», «Товарищ Нина» и другие.

II период. К репортажей можно отнести дневниковые записи, сделанные в 1945 году в Германии и изданы в 1954 году в Буэнос-Айресе отдельной книгой под названием «Пять по двенадцать: Записки на бегу». Композиционно это пять отдельных разделов, сюжетно - история беглецов от «советского рая», куда их насильно хотели вывезти «освободители» Европы, впечатление от увиденного в последние военные и первые послевоенные дни в Германии.

Было написано 8 статей, в которых - итоги работы Стены, пропаганда и призывы к единства, определение основных принципов деятельности объединения, осуждение идеологической нетерпимости.

III период. Написано ряд статей, посвященных проблемам развития украинской литературы: «Секты-партии или общество-нация», «О прозе вообще и прозу в частности», «Творчество и стили».

Писатель посещает города Канады и США, выступает перед украинскими общинами. Только в 50-х годах, по свидетельству самого автора, было преодолено свыше 20 000 миль дорог, подготовлено более 100 докладов, написано более ДЕСЯТКА статей.

Есть также произведения, которые стоят на грани мемуарной и публицистической литературы. Это книги «На белом коне», «На коне вороном», «Планета Ди-Пи».

Литературный диктант

1. С какого года начал Самчук свою деятельность как публицист? (1938)

2. Как он назвал репортаж об увиденном во время поездки в Восточную Украину? («Сквозь бурю и снег»)

3. Какую должность писатель занимал в Украинском национальном объединении в Карпатской Украине? (Референт)

4. Под каким названием выданные дневниковые записи, сделанные в 1945 году в Германии и изданы в 1954 в Буэнос-Айресе?

(«Пять по двенадцать: Записки на бегу»)

5. В скольких статьях проанализированы Самчуком и спланировано работу МУРу? (В 8 статьях)

6. Назовите книги, которые стоят на грани мемуарной и публицистической литературы. («На белом коне», «На коне вороном», «Планета Ди-Пи»)

(Пока проверяется литературный диктант, ученики, которые имели задание дома прочитать статьи У.Самчука и подготовить сообщение на 2-3 минуты, выступают перед одноклассниками, делятся своими впечатлениями.)

Приводим статьи полностью, несмотря на то, что не все хрестоматии содержат. Представление о публицистическое творчество В. Самчука будет односторонним, если проанализировать только одну его статью.

Крути

Морозы месяца января, а особенно восточной большой фронт наших дней, переносят нас, украинцев, мнением на двадцать пять лет назад до тех дней и тех времен, когда 1918 года, после провозглашения независимости нашей молодой республики, мы были вынуждены с места идти на фронт, чтобы защитить все то, что каждый человек Европы считает для себя ценным.

С севере сунул на нас враг. Это был именно тот враг, с которым идет борьба и сегодня. Это был московско-жидовский большевизм, который с северных равнин и снегов нос Европе усталость самое отвратительное идеологии марксизма, а нос Украине порабощения и длительную, болезненную кризис. К борьбе с той нашествием встала молодое Украинское Государство. И что самое важное - ее первыми боевыми кагортами была молодежь.

И это символически.

Это было начало, это был рассвет того буревійного, того беременного огромными и сложными событиями времени, когда весь восток Европы, будто огромный сфинкс, поднимал свою голову и вращался в другую сторону, принимал новые другие положения. Медленно, с болью в кровавых соревнованиях рождался новый порядок вещей, который, без сомнения, повлиял на послевоенное развитие нашего континента в его целом. Тогда же разворачивал свой кровавый флаг большевизм. Тогда же появились все его атрибуты - чека, голод, коллективизация. Тогда же Европа впервые была угрозе прямым ударом Москвы, и то красной, большевистской. И это состояние ричей вызвал в Европе долговременную борьбу, ряд политических и хозяйственных кризисов...

Украинская молодежь, которая дня 28 января 1918 года с песнями выехала из столицы Украины под станцию Круты, чтобы там умереть, была первой молодцу мира, откровенно, безоговорочно и решительно стала к борьбе с северной нашествием. Разумеется, она боролась и она падала под пулями врага не только во имя обороны против большевизму. ее идеал был - своя государственность, свое суверенное жизнь, своя духовность. Она шла в бой с песней «Ще не вмерла», однако в звуках этой песни звучал один мотив, который стал понятен только позже... Мотив сопротивления марксизма, мотив молодого, амбициозного и гордого народа, который был и есть глубоко убежден, что только его суверенность на землях предков даст полную и трівку залог, что большевизм, как таковой, будет стерт с поверхности нашей плянети... И не вина той молодежи, что голоса ее песни в то время мир не услышал. Не вина той молодежи, что мир так каригідно пренебрег великим благородным порывом Украинской Государства. И когда уже конечно дошукуватись какой-то вине, то она была разве в том, что и молодежь, как и целый народ, который ее выдал, не были подготовлены к взятого на себя задачи. Это был порыв души и сердца, зов национального инстинкта. Это было непобедимое хотение, пусть против льогіки, против всех сил мира вписать на страницы истории нечто такое, что в прийдучому даст зачіпну точку для новой более организованной и более совершенной борьбы.

Наша молодежь год год вспоминает этот очайдушний мент в истории украинского народа. Вполне подходяще. Порыв и кровь, которыми было обозначено соревнования под Кругами 1918 года, имеют в себе великанське богатство благородного, формирующего и творческого идеализма. Понятие героизма и жертвенности у нас не новое, но этот конкретный и наглядный момент освятил то понятие живой, чистой кровью живых людей... Слово Крути - стало очень убедительным, потому что на его содержание сложились не сами звуки, а чин и кровь. Оно врізьбилось в наше народное естество, в наш дух и нашу плоть. Оно потому что начало быть из того самого святого, что имеет каждое живое существо по жизни... В данном случае с украинской жизни.

Однако, утвердив это и поставив точку, было бы далеко нецелесообразным. Как живой, полный кипучей энергии народ мы идем вперед. Вперед во всех наших СТРЕМЛЕНИЯХ и ПОТРЕБНОСТЯХ. Стоим в розгарі крупнейшего в истории мира соревнования. Все суходолы нашей планеты в походе... Все моря и океаны засыпаны боевыми механизмами. В этой борьбе очень ярким моментом является то, что в мире будет иметь преимущество лишь тот, кто будет иметь крепкий характер и мощную техническую підготованість. Думать сегодня категориям Крут это значит думать символично. А жизнь требует от каждого конкретного и реального мышления. Живем во времени, когда человек должен узгіднити личный героизм с личным знанием. Сегодня уже стало законом, что мало что-то хотеть, надо сразу что-то и знать. И дело в том, что познания должны быть не как когда каким-то словесным теоретическим балластом, а должны они быть необходимым приложением к каждому нашему чину. Без определенных знаний, без определенного подготовки, без определенного и очень внимательного школення человек нашего времени становится безвартісною, будь она безгранично волевая и бесконечно героическая.

Эти такие простые, насквозь прозаические заповеди нашего времени заставляют нас и на праздник Крут смотреть под углом, что нам сегодня есть міродайним. Молодежь наша пусть смотрит на Крути и пусть видит в них то, что надо. Но одновременно пусть не закрывает глаз на те недостатки и те недотягиення, которые цехують тот великий исторический момент. Молодежь должен понимать, что история каждой минуты может подарить нам новые Круты и было бы очень нецелесообразным, когда бы своеобразная голая героика без знаний, без подготовки, без творческого и последовательного организованного первоистока перешла в нашу традицию. Нас, разумеется, сейчас спросят, а что же надо делать, чтобы того миновать. Мы уже не раз на этот вопрос отвечали: совершенствоваться! Множество есть на это возможностей. Прежде всего вооружиться знанием техники, знаниями всего того, что в сумме дает целостность жизни. Строить ценности. Занимать все места, где раньше нас не было. Очень многих это сбивает с толку... Но надо знать, что народ есть тогда прочный и тогда готов на все, когда в его руках находится все - от крестьянской детали к тяжелой индустрии. (...)

Пусть будут Круты! Честь тем, что нам дали. Схилім головы перед их памятью. Вказуймо нашим детям на могилы, которые восстали из Крут. Однако всегда, везде, день в день, час в ЧАС, безостановочно и упорно твердьмо, что вторые имеют Крути застать уже нас другими. Другими/духом, психологией. Другими жизненными успосібленнями, другими материальными и техническими возможностями. Пусть песня крутах и дальше звучит боевой, но вместе пусть наше крепкое тело и наш дух отбираются ежедневно большой напряженной работой над освоением и завоеванием всех тех необходимых приложений, которые в сумме дают человеку в руки так конечно и так необходимое жизненное, всестороннее вооружение. Наш тяжелое военное время дает нам незабываемые примеры, а вели-канская организация, которой является боевая сила Германии, дает наглядные лекции. Читаем их. Вчімось их. Давайте думать над ними... Это и еще много другой еще более уяскравить героику наших Крут. Но Крут уже таких, которые поставит перед нами история в новых боях с большевизмом, какой бы он не был...

(Газета «Волынь»(Ровно). - 1942. - ч. 7. -25 января).

Так было - так будет

Два и полугодовая война наложила свою печать на все, что нас окружает... У человека создалась специфическая военная психика, которая дает возможность и время крупнейшего напряжение жизненного нерва заховувати определенное равновесие духа.

Нужда, лишение многочисленных жизненных выгод, увечья, болезни и смерть - все эти явления на каждом шагу заставляют человека еще больше и жестче держаться жизнь. Выдержать, не поднять кверху руки, не сдаться и не упасть - это первые и очень конечні требования, которые ставим перед собой и которые любой ценой должны соблюдать. Не надо ставить вопрос почему. Чтобы быть, чтобы жить, чтобы работать и чтобы творить новые жизненные формы... Чтобы содержать свою живую, творческую силу среди живых и творческих сил других, чтобы не поддаваться и чтобы когда по возрастам нам не сказали, что мы как раз были теми слабыми, которых история спихнула под свои колеса и растоптала.

Этот основной, большой, мудрый эгоизм есть ничто иное, как тот сок растения, который ту растение кормит и предоставляет ей живучести. Человек имеет большое Божье и свое право пользоваться каждого природного дара без оглядки на то, будет ли это кому нравится или нет. Так было, так есть, и так безусловно будет.

Мы, украинцы, не является здесь исключением. Наоборот, мы есть яркий пример того, как родятся, как формируются и как возникают народы. История, которую мы зовем своим, каждой своей страницей подтверждает нам одну очень важную истину: еще никогда не было так, чтобы кто-то нас скреслив... А было для этого много возможностей. Пролетали над нашей землей исторические ураганы. Знаем Чингиз-Ханов и Батиїв. Знаем и месть Петра и Екатерины. Знаем бездну глупости коронованных властителей Российской империи и наконец диспотію скретинізованого марксизма. И с каждым этим ударом мы как сохранность, как народ все глубже и тривкіше врастали в твердь планеты и все ярче выявили остроту своей духовности.

Правда. Было это заплачено. Дорого и солено. Никто не скажет, что мы боргуємо истории. Реки собственной крови обливали нашу святую землю - и теперь, слыша каждым атомом нашей душе ее запах, мы любим, мы горим, мы хотим.

Любим землю наших предков, горим желанием для нее жить, хотим для нее работать. Это не есть наша химера. Это зов нашей крови, приказ той высшей и мудрой силы, которая всем на земле сказала: Будьте!

Война, которую переживаем, и все пляни с ней связанные - в основном ничего для нас не меняют. Возможно меняют внешние признаки, или даже формы. Но основная суть остается та же. И сама наша жизненная сила, то именно хотение. Мы никогда не тратили убеждение, что будет изменена хотя бы одна буква того закона, на основании которого мы жили до этого времени. Ровно же мы убеждены, что никто не будет требовать от нас, чтобы мы самих себя виріклися. В этом направлении делались попытки... И то почтенные. Не раз мы вспоминаем того или иного Валуева. В наших ушах звучат те слова: «Не было, нет и быть не может!». Но мы великодушно, с чувством мощной достоинства смеемся над всеми Валуевыми. Мерзкие черви куцозорої политики, которые уже давно сгнили и место их останков никто нам теперь не покажет. Зато народ Украины был, есть и вечно будет! Так!

И бесспорно так... История вписывает новую страницу. На карте Европы зачеркивается новое пространство с названием Украина. Пессимисты видят в этом новый смысл, новое назначения. Но ни один пессимист не возразит нам, что над этим пространством прошли века, здесь была жизнь и лилась кровь. Пессимисты не возразят нам нашей души, которая формировалась веками и которая действовала, действует и будет действовать! Пессимисты в течение двух лет не переродять нас, а что самое главное - не истребят тех милионов и милионов очень плотных по сути духом людей, которые, когда надо, влезут и под землю, чтобы только не быть зметеним с поверхности плянети.

В последнюю свою речь вождь немецкого народа Адольф Гитлер вставляет такое мнение: «Ибо вне нас лежит год не только крупнейших сражений мировой истории, но также самой жесткой пробы нашего народа. То, что немец не боится человеческой грозы, он в своей истории не раз доказал. Но этим вместе он должен был перейти не только силу вражеского оружия и огромного, казалось бы невичерпального потока крови примитивных национальностей, но кроме того, также еще жесточайшую твердость природы»...

Интересные своей сути слова. Они дают Немецкому Народу понятия, что на территории, где живет Украинский Народ, происходят события, которые имеют большое значение для формирования нового мира. Наш народ, возможно, не так перецивілізований, однако то есть сила, которая в большой степени благодаря размаху и мощи событий Востока Европы. Оружие кованая красными обладателями этой земли - в большой своей части украинской оружием земли и Украинского Народа. И не все равно, против кого она направлена. В настоящее мент она направлена против цивилизованного Запада, но было время, когда об нее ломали себе зубы орды Чингиз-Ханов.

Мы однако далеки от того, чтобы сугерувати себе не существующие вещи. Знаем, что Украина в данный момент не играет роли рішаючої. Особенно на фронте. Но мы одновременно не нуждаемся отрицать, что от нашего наставления, от нашего хотения и нашей свободы в большой степени зависит судьба Европы. Так же, как это было недавно в СССР. Пусть нам не говорят, что голод, который красная Москва поступила на наших землях в годах 1932-1933 не завесил на судьбы государства. Весил и весит сейчас. Пусть нам не говорят, что коллективизация и все, что с ней было связано, так зря обошлось Сталину и его сатрапы. Наивные могут думать, но кроме наивных есть еще один, очень убедительный факт, как мобилизация огромной части силы украинской народа, которая по своей сути была направлена против СССР, и сейчас это дает себя почувствовать.

Нет. Не все равно как и когда надо прислушиваться к мнению украинского народа. Не все равно, как кто себя ведет. Не все равно быть с ним в дружбе, или объявить ему войну. Потому что Украинский Народ, как и все остальные народы нашего континента, имеет свою гордость, имеет свои жизненные потребности. И горе тем, которые хотят их так или иначе возразить. Это приносило лишь одно: долговременную кризис, жертвы, бесплодную борьбу. Лучше всего говорит о это история империи Романовых. Те было убедили себя, что Украина - это Малороссия. Ошиблись. Украина - это живая, действующая действительность, которая добивалась права и которое ей по топоте всегда отказывалось.

А без права не может быть здоровой целая Европа. Все равно, как человеческое тело без соответствующих витаминов. Так было, так есть и так будет...

(Газета «Волынь» (Ровно). - 1942. - ч. 23 (51). -22 марта).

Большой резонанс имела статья «Народ или чернь?», напечатана в газете «Украинское слово» 9 ноября 1941 года.

(Статья читает учитель или заранее подготовленный ученик. Для удобства в дальнейшей работе предлагаем разбить ее на абзацы и пронумеровать.)

Народ или чернь?

1. При первом взгляде на действительность это вопрос не дает нам покоя. Оно врезается в наше сознание, оно преследует нас дома, на улице, в учреждении, на базаре, в трамваи... На каждом шагу наших трагических будней в первую очередь видим черным по белому писано: Кто мы? Народ или чернь? Нация или масса?... Организованная, сознательная, вигранена сборная единица или толпа безъязыких и безликих фигур? И дать на это сразу, без колебаний, внятный ответ мы тогда вагаємось.

2. Почему? Потому что мы не убеждены внутренне, что весь тот человеческий материал, который заполняет дома и улицы наших городов, полностью и незастережно заслуживает на название народ. Видим явления, видим лицо, слышим язык, оцениваем поступки и с потря-сающим душу сожалением утверждаем, что огромная масса живых человекообразных существ 1941 года по рождении Христа не понимает и не осознает в себе двух очень важных и основных первнів (элементов): человеческое достоинство и национальное сознание. Что это такое человеческое достоинство? Или это что-то лодібне на мешок картошки, на порванные сапоги? Не всем ясно. Что такое - национальное сознание и для чего ее можно практически применить? Также не каждому умещается в голове.

3. При определенных обстоятельствах нам было бы это абсолютно безразлично. Это явление не новое. Оно уже с давних времен существует на нашей планете. Есть человеческие общины, которые живут испокон веков своим первобытным жизнью. Есть общественность, состоящая из расы шара. Илотов или чернокожих рабов. И нам, европейцам, это явление свидетельствует только о том, что ни на одну минуту мы не желали бы оказаться в стане тех выставленных на растерзание случайности человеческих существ. Наша душа приготовлена для восприятия только таких общественных форм, в которых может свободно действовать и развиваться наше человеческое достоинство.

4. Чувствовать себя человеком, чувствовать себя тем, как еще когда-то говорили, первым творением Величайшего Творца, чувствовать себя сознательным во всех своих поступках и поступованнях - вот основная заповедь человека-европейца. Сломать эту заповедь - значит сломать самих себя, это значит потерять основной стержень бытия, это значит перечеркнуть свое моральное лицо.

5. Большевизм много говорил о сознании. Но его сознание сводилась не к человеческой сознательности, а, как тогда говорилось, до сознания классовой, социальной. А это далеко не то же самое. Основой жизни есть не класс, а человек. Тот или иной разделение людей не должен заменять основного. Не важно, к какому классу принадлежит порядочный творческая сознательный человек. Важно, чтобы она такой была. Потому что когда привилегированный тот или иной класс состоит из толпы бандитов или человеческой накипи, то будь он трижды пролетарский или буржуазный - он сам по себе не обладает наименьшей стоимости. Не в пролетариате и буржуазии дело. А в человеке. И только в человеке.

6. Подобное явление замечаем относительно национального сознания. Многим это дело представляется туманной. Что за национальное сознание? Или это, скажем, то же самое, что мешок картошки? И кушать то нельзя, и деды наши вполне свободно жили, будучи национальными туманами, то почему же не можем остаться и мы такими? Не трогать национального сознания, не отшлифовывать себя, быть национальной протоплазмой - вот идеал национально бессознательного осібняка.

7. Плохой, фальшивый, рассчитанный на самоуничтожение идеал. Кто этого не понимает, тот прежде всего осуждает себя на небытия. Национальное сознание - это первая предпосылка широкой сознательной и творческой силу вообще. Без этой предпосылки немыслима никакая большое творчество. Денационализация - это то же самое, что если бы кто-то порядочную с моральными основами женщину силой сводил в роли проститутки. Денационализированная человек не может быть сильной, не может иметь прочного нравственного позвоночника, не может быть полным характеру.

8. И самым большим несчастьем украинского народа было то, что целая его история - перманентное стремление кого-то сделать из нас не то, чем нас природа назначила. Вмешивались до нашего родного языка. Вмешивались в нашего быта. Вмешивались до нашего хозяйства. Всякая власть, которая не только была на нашей земле, - российская или польская, ничем другим не занималась, а лишь доказывала нам, что мы - не мы, а нечто другое. Это было постоянное ломание нас, уничтожения нас. И тогда нигде, только в наших городах, в наших селах, наших школах, наших семьях, нам залезали в самую душу, плевали там на все, что есть для нас святого, не давали возможности защищаться. Последние годы господства большевизма особенно ярко доказали нам, что значит такое вмешательство. Даже те или иные буквы говорили нам произносить так, как хотят они. Диктовали нам наше отношение к чужому, к того, что нам враждебно.

9. Последствия из всего этого на сегодня такие, что огромная часть нашего, особенно городского, населения из национального точки зрения представляет собой не что иное, как толпу, что не принадлежит ни к какому народу, что не имеет ничего святого, что не говорит ни на одном языке. Это не есть народ. Это - чернь, это - безликая, без'язика толпа. Особенно это касается нашей молодежи, которая с национальной точки зрения - самое большое пустое место. Стыдно, больно и противно видеть такое явление на европейском суше, на берегах Днепра, на улицах Киева 1941 года!

10. Это больно ранит наше человеческое самолюбие. Это унижает нас в глазах сознательных чужаков. Это, наконец, отбирает у нас множество творческой активности и энергии. Это явление - первое и основное зло, которое надо вырвать с корнем! Поэтому - не все равно, кто как говорит, каким богам молится, книги читает. Не все равно, какими именами названы улицы наших городов, не все равно, доминирующим является для нас Шевченко, Пушкин. Не все равно, как это часто приходится слышать, кого мы учим в школе, не все равно, каково наше отношение к русской литературе. Нет! Это не все равно... А когда - все равно, то это значит, что все равно для вас, кто есть мы сами! Это значит, что мы не народ, не какая-то общая историческая сборная сила, а невнятная толпа, серая масса, вечно униженная без всяких идеалов чернь.

- Вы, конечно, дома ознакомились с содержанием статьи. Представьте, что вы еще ее не читали. О чем говорит ее название? Прочитайте в ваших словарях к уроку, что означают слова «народ» и «чернь». Почему автор использует слово именно устаревшей формы «народ», а не «народ», ведь в словаре указано, что это одинаковые по значению слова?

- Какая проблема звучит уже в названии статьи?

Народ

Чернь

Нация

Организованная, сознательная, вигранена сборная единица

Масса

Толпа безъязыких и безликих фигур

(«Кто мы?» То есть это вопрос к каждому из нас: мы должны сами задуматься, кем мы есть.)

Ученики могут самостоятельно сформулировать проблемный вопрос, который и создает проблемную ситуацию. Сделать это не трудно, ведь оно вытекает из названия статьи.

- Найдите в тексте слова, которыми автор переформулировал название?

(«Нация или масса?»)

- Итак, работаем над первым абзацем текста.

Народ и чернь - фактически слова-антонимы. Выпишем из текста другие слова и антонімічні выражения.

- К кому обращается писатель в своем произведении?

(К каждого из нас).

- Давайте определимся, кем мы считаем себя.

Это нам подскажут результаты анкетирования (сообщаются результаты анкетирования).

Автор спрашивает: мы, украинцы, народ или масса? И сам дает на этот вопрос ответ. А может, и не дает. С этим мы должны разобраться и определиться.

Давайте вспомним, какая задача публицистики.

(Задача публицистики - агитация, активное воздействие на читателя и слушателя).

- Какие особенности публицистического стиля вещание?

(Особенности публицистического стиля: точность высказывания; логичность доводов с открытым выражением экспрессии и эмоциональной окраски отдельных фраз).

- Какова цель публицистических произведений?

(Цель публицистических произведений: выяснения определенных общественно-политических вопросов; убеждения читателей и слушателей в правильности выдвинутых мнений; активность влияния этих мыслей).

- В публицистическом стиле широко используются: общественно-политическая лексика, политические лозунги, призывы, торжественные фразы, риторические вопросы, средства сатиры и юмора. Докажите, что перед нами текст публицистического стиля.

Читаем второй абзац.

- Самчук использует словосочетание «человеческий материал». Разве можно так говорить?

«Человеческий» - это то, что касается людей. А материал - слово, что, как правило, характеризует неживое. Почему же тогда он сочетает эти два слова в одно словосочетание? (Люди перестали быть живым, они, действительно, материал).

- Дальше хуже: человекоподобные существа. Не слишком грубо? Почему о нас, людях, так написано? Вспомните Запорожец («Украина в огне» А. Довженко): он запрягал людей в ига. Зачем он это делал? (... люди разозлились и захотели протестовать, бороться).

- Почему так грубо о людях пишет Самчук? (Чтобы они тоже посмотрели на себя со стороны и осознали, наконец, правду: таки существа).

- В этом абзаце писатель выделяет также два словосочетание - «человеческое достоинство» и «национальное сознание». В ваших словарях значение слов «человеческий», «достоинство», «нация», «национальный», «сознательный».

Работа в парах

Общаясь с соседом по парте, сформулируйте, что означают словосочетания «человеческая достоинство», «национальное сознание».

(По минуту дети читают значение этих словосочетаний).

Третий абзац

- Чем мы отличаемся от илотов (бесправная порабощенная человек, в Древнем Египте - собственность государства) и чернокожих рабов?

(«Наша душа приготовлена для восприятия только таких общественных форм, в которых может свободно действовать и развиваться наша человеческая достоинство»).

Четвертый абзац

- Основная заповедь - чувствовать себя человеком. Что это, по вашему мнению, означает?

- Чувствуете себя людьми вы в таком понимании слова?

Пятый абзац

- Как понять словосочетание «классовое сознание», которую формировал в человеке, по мнению автора, большевизм?

- Согласны ли вы с тем, что «не важно, к какому классу принадлежит порядочный творческий, сознательный человек»?

Шестой абзац

- Подберите синоним к слову «туманная», перефор-мулюйте второе предложение.

- Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения абзаца. Что такое «национальная протоплазма»?

Седьмой абзац

- В предыдущем абзаце автор пишет о идеал национально бессознательного осібняка. Что представляет собой этот идеал?

(Совсем не прикасаться даже вопрос о национальное сознание. Этого вопроса не существует вообще).

- В следующей подтеме писатель дает свою оценку такому идеалу. Какую?

(«Плохой, фальшивый, рассчитан на самоуничтожение идеал»).

- Согласны ли вы с такой оценкой? Или имеете другое мнение? Почему тот, кто не будет национально сознательным, будет вести свою нацию к уничтожению, а следовательно, и к самоуничтожению?

- Зачитайте фразу, которая, на ваш взгляд, здесь ключевой?

(«Денационализация - это то же самое, что если бы кто-то порядочную с моральными основами женщину силой сводил в роли проститутки. Денационализированная человек не может быть сильным, не может иметь крепкого морального позвоночника, не может быть полным характером»).

Восьмой абзац

- Перманентное стремление - непрерывное, постоянное старания. Докажите уместность повтора слова «вмешивались» в трех следующих предложениях. Приведите примеры подобных вмешательств власти в наш язык, быт, хозяйство.

- Обоснуйте использование повтора «наших» в предложении «И тогда нигде, только в наших городах, в наших селах, наших школах, наших семьях, нам залезали в самую душу, плевали там на все, что есть для нас святого, не давали возможности защищаться».

Девятый абзац

- На поставленный в заголовке статьи вопрос «Народ или чернь?» автор дает ответ именно в этой части текста. Которая этот ответ. Зачитайте.

(«Это - чернь, это безликая, без'язика толпа. Особенно это касается нашей молодежи, которая с национальной точки зрения - самое большое пустое место»).

- О время писал Самчук?

(О 1941 год).

- А если бы под статьей не было указано даты, как бы вы определили время ее написания? Не считали бы вы, что эти строки (девятый абзац) написаны несколько дней назад? Почему вы можете сделать такой вывод?

Десятый абзац

- Какую фигуру речи вы видите в трех первых предложениях?

(Анафора).

- Есть несколько видов анафор. С которой вы встречаетесь именно здесь?

(Это анафора стилистическая. Повтор одних и тех же синтаксических конструкций).

- С какой целью писатель использует эту фигуру?

- В шестом и седьмом предложениях также является анафоры. Какие именно?

(Это лексические анафоры - повтор одних и тех же слов: не все равно).

- Есть ли надежда на то, что мы можем стать народом?

(Так. Если нам не все равно, то есть не безразлично, если мы не являемся национальными нигилистами).

- Последние слова статьи - «невыразительная, серая масса, вечно униженная, без всяких идеалов чернь». Этот художественный прием называется літотою - образное выражение, содержащее в себе непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета. Почему же писатель так больно издевается над нами - неужели мы и вправду такие - серые и униженные, без права голоса и идеалов?

(Он оказывает как врач: надо сделать пациенту больно, дать неприятные на вкус лекарства, чтобы больной выздоровел. Так и мы: мы должны разозлиться на себя, чтобы что-то изменить в своей национальной сознания).

Считаем необходимым разработать словарь к уроку. Поскольку предлагается филологический вид анализа, то работа с определением понятий и толкований отдельных слов и словосочетаний является обязательным. Подаем слова не в алфавитном порядке, а в той последовательности, в которой они обрабатываются.

Словарь к уроку

Референт - 1. Лицо, которое составляет или читает где-нибудь реферат. 2. Должностное лицо, которое является докладчиком или консультантом по определенным вопросам.

Народ - зам. То самое, что народ.

Народ - 1. Форма национального и этнического единства (нация, народность, иногда племя). 2. Определенное количество людей, которые имеют что-нибудь общее.

Чернь - 1. Простой народ, низы общества. 2. Духовно ограниченный среда, масса, слой и т. др., лишена высоких помыслов и желаний.

Достоинство - 1. Совокупность черт, характеризующих положительные моральные качества. 2. Осознание человеком своей гражданской веса, гражданского долга.

Человеческий - 1. Прикм. до люди. Надлежащий людям. Присущ человеку.

Сознание - 1. Псих. Процесс отражения действительности мозгом человека, который схватывает все формы психической деятельности человека и предопределяет целенаправленную деятельность человека. 2. Восприятие, понимание окружающего, свойственные человеку; ум. Способность осмысленно воспринимать окружающее. 3. Ясное понимание, осознание чего-либо. Мнение о чем-либо, ощущение чего-то.

Нация - 1. Конкретно-историческая форма общности людей, объединенных единым языком и территорией, глубокими внутренними экономическими связями, определенными чертами культуры и характера. 2. Государство, страна. 3. перен., ірон. О какую-нибудь группу людей.

Национальный. - 1. Кипу, к нации, национальности, связан с их общественно-политической деятельностью. 2. Власт. определенной нации, национальности; который отражает их характер, особенности. То, что выражает характерные особенности какой-либо нации.

Протоплазма - содержимое клетки живого организма, живое вещество, в которой осуществляются все жизненные процессы.

Денационализация - утрата национальных особенностей (языка, культуры и т.д.)

Перманентный - продолжающийся непрерывно; постоянный.

Следовательно, Улас Самчук дал ответ на вопрос: «народ или чернь?» А как вы сами считаете? Кто вы лично - народ или чернь? Кем хотелось бы быть?

V. Применение изученного

В одной из статей Улас Самчук написал строки, которые мы взяли эпиграфом нашего урока: «Приходит время, когда мы должны стать гражданами, членами общества, членами нации, поверить в себя как живую действительность». Можно ли считать их темой только изученной статьи? Почему?

VI. Подведение итогов. Оценивания

В течение урока учитывались данные участия каждого ученика на уроке в специальную ведомость по такой системой оценивания:

- анкетирование - 2 балла;

- индивидуальные сообщения учащихся о деятельность Уласа Самчука как публициста - до 7 баллов;

- литературный диктант - до 6 баллов;

- сообщение о самостоятельно прочитанных статьи - до 7 баллов;

- работа с текстом анализируемой статьи - до 9 баллов;

- проверка литературных диктантов, подведение итогов анкетирования - 1 балл.

VII. Домашнее задание

Группа А - написать сочинение-размышление на тему «Я - народ или чернь?»

Группа Бы - написать отзыв о изученную статью.

По желанию - воображаемое интервью с Уласом Самчуком «С чем я согласен и против чего выступаю» (по публицистическими произведениями писателя).

Литература

1. Большой толковый словарь современного украинского языка / Сост, и голов, ред. В.Т. Бусел. - К.: Ирпень: ВТФ «Перун», 2004. - 1440 с.

2. Пєнтилюк М. И. Культура речи и стилистика: Пробный учебник для гимназий гуманит. профиля. - К.: Башня, 1994. - 240 с

3. Фасоля А. Статья Уласа Самчука «Народ или чернь?» // Дивослово. - 2006. - №2.

4. Фасоля А. М. Великий учитель своего народа. Изучение творчества Уласа Самчука в средней школе (7-8; 10-11 классы): Пособие для учителей, учеников, студентов. -Тернополь: Учебные»книга - Богдан, 2000. - 96 с


bruht bruht <brruht@gmail.com> 4 сентября 2009 г. 17:08
Кому: bipvin@gmail.com
[Цитируемый текст скрыт]
[Цитируемый текст скрыт]
(Это лексические анафоры - повтор одних и тех же слов: не все равно).

- Есть ли надежда на то, что мы можем стать народом?

(Так. Если нам не все равно, то есть не безразлично, если мы не являемся национальными нигилистами).

- Последние слова статьи - «невыразительная, серая масса, вечно униженная, без всяких идеалов чернь». Этот художественный прием называется літотою - образное выражение, содержащее в себе непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета. Почему же писатель так больно издевается над нами - неужели мы и вправду такие - серые и униженные, без права голоса и идеалов?

(Он поступает как врач: надо сделать пациенту больно, дать неприятные на вкус лекарства, чтобы больной выздоровел. Так и мы: мы должны разозлиться на себя, чтобы что-то изменить в своей национальной сознания).

Считаем необходимым разработать словарь к уроку. Поскольку предлагается филологический вид анализа, то работа с определением понятий и толкований отдельных слов и словосочетаний является обязательным. Подаем слова не в алфавитном порядке, а в той последовательности, в которой они обрабатываются.



Словарь к уроку

Референт - 1. Лицо, которое составляет или читает где-нибудь реферат. 2. Должностное лицо, являющееся докладчиком или консультантом по определенным вопросам.

Народ - зам. То самое, что народ.

Народ - 1. Форма национального и этнического единства (нация, народность, иногда племя). 2. Определенное количество людей, которые имеют что-нибудь общее.

Чернь - 1. Простой народ, низы общества. 2. Духовно ограниченный среда, масса, слой и др., лишена высоких помыслов и желаний.

Достоинство - 1. Совокупность черт, характеризующих положительные моральные качества. 2. Осознание человеком своей гражданской веса, гражданского долга.

Человеческий - 1. Прикм. до люди. Надлежащий людям. Присущ человеку.

Сознание - 1. Псих. Процесс отражения действительности мозгом человека, который схватывает все формы психической деятельности человека и предопределяет целенаправленную деятельность человека. 2. Восприятие, понимание окружающего, свойственные человеку; ум. Способность осмысленно воспринимать окружающее. 3. Ясное понимание, осознание чего-либо. Мнение о чем-либо, ощущение чего-то.

Нация - 1. Конкретно-историческая форма общности людей, объединенных единым языком и территорией, глубокими внутренними экономическими связями, определенными чертами культуры и характера. 2. Государство, страна. 3. перен., ірон. О какую-нибудь группу людей.

Национальный. - 1. Кипу, к нации, национальности, связан с их общественно-политической деятельностью. 2. Власт. определенной нации, национальности; который отражает их характер, особенности. То, что выражает характерные особенности какой-либо нации.

Протоплазма - содержимое клетки живого организма, живое вещество, в которой осуществляются все жизненные процессы.

Денационализация - утрата национальных особенностей (языка, культуры и т.д.)

Перманентный - продолжающийся непрерывно; постоянный.

Итак, Улас Самчук дал ответ на вопрос: «народ или чернь?» А как вы сами считаете? Кто вы лично - народ или чернь? Кем хотелось бы быть?



V. Применение изученного

В одной из статей Улас Самчук написал строки, которые мы взяли эпиграфом нашего урока: «Приходит время, когда мы должны стать гражданами, членами общества, членами нации, поверить в себя как живую действительность». Можно ли считать их темой только что изученной статьи? Почему?



VI. Подведение итогов. Оценивания

В течение урока учитывались данные участия каждого ученика на уроке в специальную ведомость по следующей системе оценивания:

- анкетирование - 2 балла;

- индивидуальные сообщения учащихся о деятельности Уласа Самчука как публициста - до 7 баллов;

- литературный диктант - до 6 баллов;

- сообщение о самостоятельно прочитанные статьи - до 7 баллов;

- работа с текстом анализируемой статьи - до 9 баллов;

- проверка литературных диктантов, подведение итогов анкетирования - 1 балл.



VII. Домашнее задание

Группа А - написать сочинение-размышление на тему «Я - народ или чернь?»

Группа Б - написать отзыв о изученную статью.

По желанию - воображаемое интервью с Уласом Самчуком «С чем я согласен и против чего выступаю» (по публицистическими произведениями писателя).



Литература

1. Большой толковый словарь современного украинского языка / Сост, и голов, ред. В.Т. Бусел. - К.: Ирпень: ВТФ «Перун», 2004. - 1440 с.

2. Пєнтилюк М. И. Культура речи и стилистика: Пробный учеб. для гимназий гуманит. профиля. - К.: Башня, 1994. - 240 с

3. Фасоля А. Статья Уласа Самчука «Народ или чернь?» // Дивослово. - 2006. - №2.

4. Фасоля А. М. Великий учитель своего народа. Изучение творчества Уласа Самчука в средней школе (7-8; 10-11 классы): Пособие для учителей, учеников, студентов. -Тернополь: Учебные»книга - Богдан, 2000. - 96 с