Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Празднуем в январе

Л. Яцкова,

учитель украинского языка и литературы

Хмельницкая обл.



... Придут к тебя три праздники в гости:

А что первый праздник - святее Рождество,

А что второй праздник - святого Василия,

А что третий праздник - святое Крещение!

Традиционно на январь приходится больше всего праздников. В зимний период крестьяне могли немного отдохнуть от тяжелого физического труда, прежде всего земледельческой. Поэтому свободное время заполняли различными формами досуга.

На протяжении всех Рождественских праздников, которые длились две недели, в каждой семье трижды варили кутью - Богатую (6 января, Сочельник), Щедрого (13 января, канун нового года) и Голодную (18 января, накануне Крещения). Уже сам обряд приготовления обрядовой блюда говорит о его высокое символическое значение. К сожалению, для большинства современников он почти не известен.

Накануне Рождества каждая семья готовила первую кутью. Традиционно для нее использовали ячмень или пшеницу. Сначала зерно подсушивали, а затем піхали (толкли) в ступе, решетували и снова подсушивали. Приправленное хлеб ставили в хорошо напалену печь, чтобы оно упріло. Под вечер хозяин шел к конюшне, наскубував пахучего сена и, внеся в дом, делал в углу гнездо. Хозяйка при этом говорила: «Сегодня у нас узвар и кутья, чтобы цыплята лупилися до ума!» Кутью, сдобренную медом, маком, или другими лакітками, в гнездо несла ребенок - чистая душа, приговаривая речитативом: «Несу кутью на покутю, на зеленое сено, чтобы пчелы сели».

Сочельник, или Вилия, или Богатая кутья, - чисто семейный праздник. Как правило, его справляли вечером, когда за обрядовым столом собирались только члены семьи. Хозяйка должна была приготовить двенадцать разнообразных постных блюд, главными из которых были кутья и узвар. Затем дети несли вечерю крестным, оббегали родных и близких соседей с колядками, которые были и остаются великим поэтическим действом.



РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ДЕЙСТВО

Рождество - один из крупнейших религиозных праздников, который символизирует рождение Иисуса Христа. Как утверждает христианское учение, Дева Мария родила сына и спеленала его в яслях. От того и красный угол, в котором держат гнездо с кутьей и узваром, в народе еще называют «яслями». А в дохристианский период это был праздник рождения Солнца - Коляда.

Так уж повелось, что в канун Рождественских и новогодних праздников каждый старается вовремя вернуться к своей семье, потому что говорили: «Кто одіб'ється от семьи, то целый год блуждать окольными путями...»

С Рождеством связано немало пословиц. Вот некоторые из них.

• На Рождество обойдется без пояса, а о мак будет и так, а без масла не зомлію.

• Обойдется на Рождество без свяченого, а на Пасху без углу.

• День Рождества, такой и Петра (12.07), потому как по Різдвові, так и по Петру.

• Дуй не дуй - не к Рождеству идет, а к Пасхе.

• Дуй не дуй, а уже не к колбасе, а к яиц идет.

• Не дивниця, что на Рождество метелица.

• За рождественским днем предвещали погоду и урожай.

• Если солнечный день - дорід на хлеб.

• На Рождество идет снег - заврожаиться озимые.

• Зеленое Рождество - белая Пасха.

• Как на Рождество зеленеет, то на Пасху много новых могил.

• На деревьях густой иней - защедрить озимые.

• В какой день недели Рождество, в такой надо начинать жатву.

• В какой день Рождество, в такой Новый год и Петра.

• Чтобы урожай конопли, женщинам негоже спать всю ночь.

• Лучшее Рождество трескучее, чем жарко.

На Сочельник в каждом доме становилось уютно и торжественно: над окнами полыхали вышитые полотенца, на углу, в гнездышке из пахучего сена, гостил горшок с кутьей, а рядом с ним - дидух - тугой ржаной или пшеничный снопок, обрамленный цветными лентами.

С началом Рождества уже можно было употреблять скоромное, поэтому к этому празднику в каждом хозяйстве кололи свиней, чтобы наготовить разнообразных мясных блюд. Ведь на Рождественские праздники было принято ходить друг к другу в гости. Правда, до обеда старались не посещать соседей. Особенно это касалось женщин. Если женщина или девушка первой заходила в дом, то непременно «приносила бедствие», а потому, заприметив «нежелательных гостей», запирали двери. Когда же дом до обеда посещал мужчина или парень, его пытались угостить.

Только после полудня пожилые люди собирались в группы, а молодежь начинала колядовать (в некоторых регионах колядники водили свои ватаги даже накануне - позднего сочельника). На Подолье делали это лишь второго дня праздников.

Каждый, кто родился и вырос в селе, помнит про стеньку, но такую милую сердцу колядку:

Коляд, коляд, колядниця,

Добра с медом паляница,

А без меда не такая -

Дайте, дядьку, п'ятака!

Рождественские праздничные ватаги снаряжали в основном парни. Они заранее выбирали ватага, то есть руководителя, міхоношу, «козу», «пастуха» и др. «Козу» одевали в вывернутый шерстью наружу кожух, пристраивали соломенные рога, хвост и колокольчик на шею; в других регионах были свои отличия, в частности сопровождали ватага цыган, медведь, врач, еврей, смерть с косой... Однако обязательным атрибутом должна быть подвижная многоугольная звезда, которую постоянно носил ватага («береза»). Заходя во двор, колядники просили разрешения и, когда хозяин объявлялся, начинали забавную спектакль с віншувальних песен-колядок и шуточных сценок. В поэтических текстах воспевались хозяин, хозяйка и их дети. Желали им счастья и здоровья. Если в семье были дети, которые долго не разговаривали, то таким давали напиться воды из ритуального колокольчика. Это вроде бы должно помочь «оживить звонкий голос». Женщины же, чтобы в них росли большие конопли, «ненароком» обливали міхоношу водой. Если в доме была девушка, то она одаривала каждого колядника яблоками и орехами.

В некоторых местностях Украины, кроме мальчиковых были и девичьи ватаги. Считалось, что чем больше колядующих одвідає дом, тем более щедрым будет для семьи год. Поздравитель пытались соответствии ощедрити. Полученные продукты и деньги молодежь отдавала на «большие вечерницы», которые производили 8 января. Это были чисто молодежные развлечения. А потому, если на них приходил кто-то из мужчин, то над таким совершали разнообразные смыслы и выгоняли, потому что, по поверью, Матерь Божия родила сына без мужа. В селах, как правило, организовывали несколько ватаг колядников, и между ними нередко вспыхивали стычки или своеобразные соревнования. Но именно эти действа создавали неповторимый колорит и особую праздничность.

Вот один из вариантов колядования на Рождество.

Под сопровождение троистых музык шествует селом ватага колядников. Впереди - Береза с прилаштованою на палке подвижной звездой. Следом, размахивая передними ножками, прошкує неугомонная Коза. Островерхими рогами она пытается бодать своих соседей - Пастуха, Цыгана, Міхоношу, Волка, Зайца, Врача и других колядников.

Заходя на подворье, несколько парней громко запевают:

Ой есть или нет

Господин хозяин дома?

Остальные отвечают:

Щедрый вечер, добрый вечер,

Господин хозяин дома?

Заспівувачі продолжают:

Ой нет, ой нет -

Он поехал к мельнице,

Пшениченьки спетлювати,

Меда-пива покупать.

Меда-пива покупать,

Угощать колядующих.

Когда из дома выходит хозяин, Береза спрашивает:

- Позволите в вашем доме заколядовать?

После утвердительного ответа хозяина дом оживает многоголосием.

Ой наш братчику, садись круг нас,

Будем тебе хорошо петь,

Красиво петь, колядовать.

Садись круг нас и не сам собой,

И не сам собой - с хозяйкой,

С хозяйкой и с детишками.

И с детишками, и с овечками,

И с овечками, коровками,

И с коровками, и с коньками.

И с лошадками, и с пчілками,

С сосудистой, с скот.

Береза получается впереди группы, трижды стучит в пол звездой и говорит:

- Мы пришли к вам, чтобы завіншувати эту обитель и ее хозяев с Рождеством Христовым и наступающим Новым годом.

- Благодарим за внимание, - низко кланяясь, отвечают хозяева.

И снова дом заполняет широкая мелодия:

Пришли щедровать до вашего дома.

Щедрый вечер, добрый вечер!

Здесь живет хозяин - обладатель богатства.

Щедрый вечер, добрый вечер!

А его богатство - золотые руки.

Щедрый вечер, добрый вечер!

А его потеха - хорошії дети.

Щедрый вечер, добрый вечер!

Хозяин, внимательно выслушав подаренную ему колядку, благотворительно благодарит. А колядники уже обращаются к хозяйке:

Ой ясна, красна на небе заря,

А еще лучшая у дяди жена.

По двору ходит, ключики носе,

К ним говорит, ключиков просит:

- Ключики мои ясные, громкие,

Не звоните же вы и голосненько,

Мой миленький и обеспокоен

Вчера вечером с торга приехал.

Привез он мне три подарочки:

Первый подарок - тонкая кисея,

Второй подарок - лисяна шуба,

Третий подарок - шелковый пояс.

Тонкая кисея от солнца сияет,

Лисяна шуба след заметает,

Шелковый пояс клубы устилает.

Ой хорошая, хорошая у дяди жена:

На дворе ходит, как месяц восходит,

В избу вошла, как заря взошла,

За стол садится, как солнце сияет.

Не сажайте жену круг окошка,

Круг окошка, круг дырочки,

Ибо украдут женщину вместо девочки.



Женщине, живущей без мужа, поют такой:

Ой десны, десна на небе заря,

А еще лучшая хозяюшка.

И красовита, и денежная,

По двору ходит, как солнце восходит.

А в дом войдет, как заря взойдет.

А заговорит, как колокол зазвонит.

Как засмеется - гай разовьется,

Как зажартує - лошадь дарит.

А дома нет - где-то в короля,

Шьет кожуха королевичу.

А на рукавці - седые голубцы,

А на пазухе - різнії цветка,

А на ячейке - райськії птички.

Седые голубцы как не загудят!

Різнії цветки как не зацветут!

Райськії птички в поле понесутся!



Для старенькой бабушки тоже находится колядка:

Или дома, дома госпожа бабушка?

Что же они делают, что же они действуют?

А они действуют - золото веют,

Золото веют, серебро горят.

Ой пришли к ним онученьки их:

- Дайте, бабушка, хоть одвійочку,

Хоть одвійочку, хоть одмірочку,

А мы понесем к ювелира,

Сделаем веночки на головочки.



Колядка для парня:

Ой в поле, в поле на суше,

Ой там ходило стадо кузнечиков.

Стадо кузнечиков - серые, соловые,

А между ними один беленький.

Никто конька не может поймает.

А поймал его молод Ваня.

Уловил коня и за гривочку,

Закинул ножку и на спиночку.

Поехал в чужие огороды.

Встречает полей с трех огородов.

Один господин говорит: «месяц сияет».

Второй господин говорит: «Сокол летает».

Третий господин говорит: «Сын мой гуляет.

А луна сияет между звездами,

Сокол летает между галками,

Мой сын гуляет между девками...»



Девушке колядуют так:

Ой, ясна-красна в лузі калина,

Щедрый вечер, добрый вечер!

(После каждой строки)

А еще кращая у отца ребенок.

По двору ходит, как луна восходит.

Ой и то же она рано вставала,

Рано вставала, свечи сукала:

При первой свечи косу чесала,

При второй свечи платье одела,

При третьей свечи к світлоньки шла.

К світлоньки шла, как заря взошла.

В світлоньку вошла - кавалеры сидят,

Кавалеры сидят, шапки снимают,

Шапки снимают, ее спрашивают:

- Ты царевна или принцесса?

Я же не царевна, не принцесса,

Я в отца дочь, - как панночка! - А за этим словом празднуй здоровая, Сама собой и со своим родом!



Пока тот, кого чествовали последней колядкой, благодарит за поздравления, колядники делают полукруг, на середину выходит Береза и запевает:

Добрый вечер тебе, пане господарю!

Группа отвечает торжественным припевом:

Радуйся! Ой радуйся, земле,

Сын Божий родился!



Далее ватаг продолжает:

Застеляйте столы и все коврами.

Из яровой пшеницы кладите лепешки.

Ибо придут к тебя три праздники в гости:

А что первый праздник - святее Рождество,

А что второй праздник - святого Василия,

А что третий праздник - святое Крещение!

Хозяин угощает колядовщиков, вскоре снова звучит колядка:

По всему миру стала новость:

Дева Мария Сына родила,

Сына породила, в яслях положила

Господа Сына.

Дева Мария Бога просила:

- Чем бы я своего Сына пеленала?

Ты, Небесный Царь, низпосли мне дары

Этом Хозяину.

Слетели Ангелы с неба до земли,

Принесли дары Деве Марии:

Три свечи восковые еще и шелковые ризы

Иисусу Христу!

И еще одна:

Новая радость стала, какая не бывала -

Над вертепом звезда ясная весь мир осіяла.

Где Христос родился, с Девы воплотился,

Как человек пеленами убого в.

Пастушки с ягненком перед тем Младенцем

На коленца приходятся, Царя Бога величают.

Так и мы поем, Христа величаймо,

С Марии рожденного смиренно умоляем:

- Просим тебя, Царь, Небесный Владарю,

Даруй лета счастливы хозяину этого дома.

Даруй хозяину, даруй хозяйки,

Даруй лета щасливії всей славной семье.

На середину дома выскакивает Коза, которая все это время кого-то буцала, а за ней - Пастух и Цыган, потом Волк и Заяц. Они пританцовывают и выполняют все, о колядовщики поют:

Ой ты Козонько, ты розходися,

Ты розходися, розвеселися.

При этом дома хозяину,

Его барыни-господарині,

Его діточках - мелких звездочках.

Ходила Коза, терялась Коза

На искренних борах, на крутых горах.

На горе Волчок с Волчатами,

В долине Коза с Козлятами.

Ой Волчок-Волчок за Козу чок-чок,

А Волчата - за Козлята.

Где взялся Заяц, стал Козу лаять:

- Дурная Коза, нерозумная,

- Своих детей не накормила.

А Коза в угол, схватила серпок,

Да и по полю скок - нажала снопок,

Да и змолотила, лепешек напекла,

Своих детишек и накормила.

А в Снітівці все люди стрельцы,

Стрілили Козушку в правее ушко.

- Птруць, Коза упала и хвост задрала! - вскрикивает Цыган.

Все бросаются к животному, обступают ее. Голова у Козочки повисла на туловище, склонилась как неживая, опустились копыта, а потом бубуць - и упала на пол. Цыган, что держал ее на цепочке, схватившись за голову, начал бегать вокруг, приходиться к телу, прислушиваясь, дышит ли она.

- Ой, такая же добрая животное, - говорит Пастух, подходя ближе, - и умная, и вдатлива, и к еде не привередливая. Ой батюшки, что же теперь будем делать?! Что теперь Деду скажем?!

Колядники печально качают головами и только разводят руками.

До Козы проталкивается Дед, склоняется над ней и плачет:

- Козо моя, козонько,

Червоная розонько!

Лежишь ты, не дышишь,

Только хвостиком колишеш!

С горки на горку скакала,

Копиточки посбивала,

Неживая стала!

- Дохтора надо, Дохтора! - Цыган бросается к хозяину. - Позовите Дохтора! - тогда снова йойкає, бегая вокруг Козы и Деда. Но серая, отбросив копыта, лежит неподвижно.

Вдруг кто-то из группы возвестил:

- А вот и Дохтор появился...

- Ведите его скорей сюда! - замахал руками Цыган.

Колядники расступились. Поправляя пенсне, погордно прошкує Врач в белом халате с шапочкой на голове. Он останавливается и говорит, картавя:

- Я - Лекарь-аптекарь. Что тут у вас стряслось?

- Козочка наша заболела, - слезно приходится возле него Цыган. - Еле дышит...

- Зар-га-аз проверим,- гордо утверждает Врач-аптекарь и со своей производной чемоданчика достает трубку и начинает обследовать больное животное.

- Ов-Вс, - качает головой.- Надежды на выздоровление никакой - должны Кізку дорезать!

Цыган и все присутствующие начинают слезно упрашивать Врача, чтобы тот помог спасти жизнь Кізоньці. Выждав минуту-другую, пока угомонятся люди, он взмахивает правой рукой:

- Ладно, попробую!

Достав из чемодана большого шприца, врач наполняет его жидкостью и делает укол. Но Кізонька лежит неподвижно. Тогда Мехоноша говорит:

- Дайте Козе сала, чтоб Коза встала!

- Дайте Козе масла, чтобы сия Коза спасла! - говорит Пастух.

- Дайте Козе сырая, чтобы была сила! - воет Волк.

- Дайте еще и гороха, чтобы не было сглаза! - говорит Заяц.

Хозяин выносит разные гостинцы. Дед и говорит:

- Хозяин идет, пожитки несет!

Ой встань, Кізонько, да и отрусися, По всему дому розвеселися. Коза шевелится, поднимает голову.

- Ожила! - кричит на радостях Цыган и бросается к Деду.

- Наша Кізонька живая! - веселится группа.

Поблагодарив Лекарю-аптекарю, Цыган лихо стегнул животное кнутовищем, и она тут же поднялась на ноги, начала пританцовывать. Круг вдруг расширилось.

Музыканты ударили величальные, и все присутствующие начали танцевать, припевая:

Гоп-гоп, Козуню, гоп-гоп, серенькая,

Ой расходилась, розвеселилась.

Ой расходилась, розвеселилась

По всему дому, по веселому.

Где Коза ходит, там жито родит,

Где не бывает, там полегает.

Где Коза ногой, там жито копной,

Где Коза рогом, там жито стогом.

Где Коза туп-туп, там ржи семь куч,

Где Коза хвостом, там жито кустом.

Скачи, Козуню, скачи, милая,

Заробим себе півзолотого,

Мерку пшеницы на лепешки,

Мерку гречки на варенички.

Комочек кашицы, кольцо колбаски,

Еще до причинку - денег мешок.

Ой ты, Козонько, да и не пишись,

А хозяину в ноги поклонись,

Чтобы ему были волы и коровы,

Чтобы все в доме были здоровы!



Коза трижды кланяется хозяину, хозяйке, детям, а те, в благодарность, одаривают колядовщиков. И пока Мехоноша составляет заработанные припасы, звучит величальная:

Слава нашим хозяевам,

Что так благородно нас принимали.

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

Что так благородно нас принимали,

Медом-пивом угощали.

Все мы рады в этом доме

Веселенько погулять.

И на этот раз не обессудьте -

Нам пора уже отправляться!

Колядовщики по очереди произносят:

- А за этими словами в колокольчики дзвоним!

- В колокольчики дзвоним, а всем ся клоним!

- Счастьем, здоровьем, еще и в возрасте длинным!

- Еще и возрастом длинным, прибылью добрым!

- От ныне за год и от года век!

- Христос родился! Славим его!

Веселый группу покидает дом, распевая:

Бывайте, бывайте, нас не забывайте, Плохими словами и не вспоминайте! Но вспоминайте добрыми словами, Чтобы были здоровы многие лета мы!



НОВЫЙ ГОД

«Это праздник для всех и для каждого в частности. Вступая в новый отсчет времени, мы должны освятиться лучшими чувствами, пожелать друг другу счастья, здоровья, голубого неба над домом, достатка и согласия в семье. Именно такими побуждениями и была проникнута светская обрядность встречи Нового года в Украине - горшком углу на углу, щедрым ржаным засевом соседского дома, величальною щедрувальницькою песней в честь хозяина и хозяйки и их детишек. Только тогда, когда мы вернемся к своим духовным истокам, яркий образований новогодней елки станет настоящим праздником в доме, запомнится на всю жизнь нашим детям, которые однесли на почетное место в доме наибольшую святость - хлеб. Пусть эта присказка «Несу кутью на покутю...» ежегодно звенит из детских уст как молитва в каждом доме, в каждом доме родным словом и неложными устами!» (Василий Скуратовский).

В канун Нового года готовили вторую - Щедрое - кутью. Она не имела такого большого количества еды, но обязательно были колбасы, жареное мясо, жаркое, лапша или «макаран», пироги, вареники с творогом и обязательно блины как прообраз солнца.

Поскольку по христианскому календарю 13 января - день преподобной Мелании Римлянки, то его называют Меланкой.

Вечером подростковые девочки одиночку или группой обходили дома соседей и родственников, чтобы пощедровать, то есть спеть величальные песни хозяевам, а те в свою очередь одаривали их вкусными гостинцами.

И звучало селом:

Щедрый вечер! Добрый вечер!

Добрым людям на здоровье! (Повторяется по каждой строке.)

Или дома, дома господин хозяин?

Ой я знаю, что он дома,

А он сидит на конце стола.

А на ему шуба дорогая,

На поясе калиточка,

В калиточці семь шелягов,

Седьмую, поэтому по шелягу,

А нам, девочки, по пирогу.

Или:

Щедрик, щедрик, щедривочка,

Прилетела ласточка,

Стала себе щебетать,

Хозяина вызвать:

- Выйди, выйди, хозяин,

Посмотри на овчарню,

Там овечки покатились,

А овечки родились.

В тебе товар весь хороший,

Будешь иметь мерку денег.

Хоть не деньги, то полова,

У тебя женщина чернобровая. -

Щедрик, щедрик, щедривочка,

Прилетела ласточка.



Далее щедровали хозяйки:

Ой знать, знать, что за хозяйка,

Щедрый вечер, что за хозяйка.

В нее челядка вся в золоте ходит,

Щедрый вечер, вся в золоте ходит.

В ней кузнечики все воронії,

Щедрый вечер, все воронії.

В нее тележки все кованії,

Щедрый вечер, все кованії.



Если в доме рос парень, ему пели так:

Ой, в лужку, лужку, на желтом песке...

Припев:

Щедрый вечер! На желтом песке. (2)

Стоит деревце, тонкое, высокое.

Эй, на деревце сам сокол сидит,

Сам сокол сидит, далеко смотрит.

Далеко смотрит - в море синєє.

На том,в море лодочка плавает.

А в том лодке дитя білеє,

Дитя білеє, дитя милеє.

И то не дитя - молодой казак.

Молодой казак стружечки стружить,

Стружечки стружить, столы застилает,

Столы застилает еще и песню поет.



Эта песня - для девушки:

А в леску, леску, на желтом песке,

Там девушка была-небольшая,

Небольшая, сама робітничка.

Сидела она на підганнячку,

Своему милому рубашку шила,

Рубашку шила шелком вышивала.

А на ячейке - ясный місячик,

А на чехолках - ясные звездочки,

А на пазушках - сизые голубушки.

Ясный місячик ясно засветит,

Седые голубки хорошо понесутся.

Понесутся они на густые села,

На густые села, синие озера.

Седой соколе, приплинь до края,

Я же тебе косу розчешу.

Косу розчешу, шелком приплету.

Но главные святочные действа принадлежали холостяцким и девичьим Маланкам.

Ребята выбирали среди себя самого большого затейника и переодевали его в женское тряпье - это и была Малайка. Веселить народ своими шутками выбирались и другие персонажи: Цыганка приставала ко всем прохожим, чтобы погадать, Цыган предлагал обменять лошадей, Медведь приглашал в пляс, Коза играла на скрипке, а долговязый Журавель выбивал на бубне. На такой спектакль, бывало, собиралось все село. Но длилась она недолго - отряды расходились по домам, где были девушки.

Подходили к усадьбе, распевая:

Ой хозяину, господарочку,

Пусти в дом Маланочку,

Наша Маланка все умеет -

Как помастить, так помоет.

Стоят миски под лавкой

И заросли муравкою.

Стоят горшки во второй

И заросли осокой.

Заходя в дом, мальчишечья ватага делала суматоха. Особенно непоседливым была Маланка - она разбрасывала мусор, заглядывала в мысник, чтобы отыскать кувшин с молоком и побелить ним шесток и т.д. Поэтому предусмотрительные хозяева заранее скрывали всякую хозяйственную утварь.

Пока Маланка безобразничал, группа приспівував:

Наша Маланка - хозяйка,

На проруби ложки мыла.

Припев:

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

На проруби ложки мыла,

Ложку, тарелку уронила.

Ложку, тарелку доставала,

Шелковый фартук замачала.

- Ой повій, вітре, сюда-туда,

Высуши фартук и с воды.

Проституток, вітроньку, сквозь ворота,

Высуши фартук лучше золота.

Ой повій, вітре, буйнесенький,

Высуши фартук беленький.

Хозяева, одарив Міхоношу, приглашали ребят к столу.

Среди действующих лиц девичьих отрядов были только две персоны: Маланка, одетая, как невеста на свадьбе, и Василий - переодетая в парня девушка, на которой были жупан, шаровары, шапка и сапоги. В отличие от парней, девушки не заходили в дома, а щедровали под окнами:

Ой и вчера ізвечора

Пасла Маланка два селезня.

Ой пасла, пасла, потеряла,

Шла домой, заблудилась.

Ой приблудила в чистое поле,

А там Василько конем пашет:

- Ой ты, Василий, Василек,

Выведи меня на тропинку.

Буду тебя уважать,

Щонеділеньки убирать.

Щонеділеньки убирать,

За головушку затыкать.



Хозяева выходили из дома и ощєдровували казначея деньгами - «Маланціна венок».

В полночь заканчивали щедровать, поскольку заканчивался Щедрый вечер - наступал Новый год.

На протяжении тысячелетий Новолетование четыре раза смещали во времени: дайбожичи праздновали его весной, с принятием христианства перенесли на осень, позже - на 1 января по старому стилю (по новому - 13 января) и, наконец, на 1 января по новому стилю. Но общая обрядность осталась более-менее постоянной.

Как только заканчивались «заплаты» - совместный ужин, которую производила молодежь на полученные от щедрование продукты, - девушки шли гадать, а ребята - «воровать ворота».

С приходом Василия (14 января) мальчики надевали праздничные наряды, брали специально виплетену рукавицу, наполняли ее ржаным или пшеничным зерном и, став перед образами, засевали сначала собственное жилище:

- На счастье, на здоровье! Роды, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу. Будьте здоровы с Новым годом и с Василием!

Родители ощєдровували юных посевальщиков деньгами, и тогда они, начиная с крайнего дома, обошли соседские дома. Каждый пытался засеять якнайпершим, чтобы получить лучший подарок.

Засівалок было очень много, вот самые распространенные из них:

Ходит Илья на Василия,

Несет (тоску метяную.

Туда махнет и сюда махнет:

В поле ядро, а в доме добро.

Зроди, Боже, рожь, пшеницу,

Всякую пашницу!

***

Васильева мать пошла щедровать,

На новое лето роди, боже, жито,

Рожь и пшеницу, всякую пашницу.

С колосочка - ржи мірочка,

А с снопочка - цілая бочка.

В діжечці восток - а на столике спор,

А нам вынесите пирог.

***

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Чтобы бу. :а у вас каждый год

И в стожке, и в мешке,

И в кладовке, и в хлеву,

В ложке, в миске,

И в колыбели!



Дети засевали на рассвете, а взрослые - днем, одвідуючи друг друга. Но они не засевали дом, а застилали хозяев, приговаривая:

Сейся, родись, рожь, пшеница,

И всякая хлеб.

На счастье, на здоровье, на Новый год,

Чтобы лучше родило, как в прошлом году:

Чеснок - как бык, лук - как дуля,

Конопля - по потолок, лен - по колено,

Чтобы вас, крестных, голова не болела!

С Новым годом!

Хозяева пытались собрать все зерно от посевальщиков и подкормить птицу, «чтобы лучше неслась и исправно вилуплювались цыплята».

Днем на Новый год селом ходили ватаги - «переодетые путешественники» (вроде Маланок). Среди них обязательно были Василий, Маланка, Дед и Баба, Цыган и т.д. Они брали с собой козу, лошадь, плуг или рало, серп и чурку. Заходя во двор, совершали новогодний засел: пахали и засевали снег, а потом волокли. Зайдя в дом, проводили разнообразные шуточные действа - обрызгивали присутствующих водой, разрисовывали трубы, мазали глиной хозяйственные вещи, «разговаривали» с печью, заметали наизнанку пол, совершали «ссоры» и «мировые», а напоследок требовали магарыч. Нередко в дом заводили настоящих коня или козу. Присутствие этих животных вполне понятна: коза у наших предков символизировала благополучие и урожай. Вспомним: «Где коза ножками, там урожай стожками», а конь олицетворял силу и верность.

Обряд новогоднего засевание пришел к нам из дохристианских времен и верований, ведь наши далекие предки отмечали новолетование весной - накануне посева зерновых. Поэтому подавляющее большинство символов и действ до сих пор сохраняет древнее, дайбожеский корни.



ГАРДАНЬ ВОДУ РАЗЛИВАЕТ...

Завершающим аккордом Рождественско-новогодних праздников является Крещение (Иордань, Гардань) - 19 января.

А предшествовала этому празднику Голодная кутья (18 января). Называется она так, видимо, потому, что от Святой вечери и пока не посвятят воду в реке все люди говіли - не ели. Готовили, как и на Богатую кутью, только постные блюда, но в меньшем количестве. Обряды этого Сочельника в разных регионах Украины несколько отличались друг от друга: здесь и сжигание Дидуха, и освящение всего подворья святой «вечерней водой», и «зазывания мороза». А после ужина - «прогон углу».

Прихватив макогоны, одни члены семьи выходили на улицу и стучали ими в ворота и плетни, выкрикивая:

- Прочь, кутья, из покутья, а ты, компот, иди на базар!

Другие брали горшки, в которых варилась кутья, и, сказав то же самое, разбивали их об ворота. Дети же постукивали палочками в боковое угол и накликали:

Беги, кутья, из покутья,

А ты, компот, иди на базар!

Лепешки, оставайтесь на полке,

А Дидух - на теплый дух.

Чтобы покинуть кожух!

В основном на Голодный Сочельник заканчивали колядовать. Гарданські колядки и щедривки несколько отличались от рождественских и новогодних. Как и ранее, поздравляли хозяев, но особенными были щедрование для девушек и парней.

И трепетал над селами:

Прилетела сива зозуленька.

Припев:

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

Все сады и и облетала,

А в одном да и не бывала.

А в том саду три терема:

В первом - красное солнце,

Во втором - ясен месяц,

А в третьем - мелкие звезды.

Ясен месяц - господин хозяин,

Красное солнце - жена его,

Мелкие звезды - его дети.

Она Стала щебетать,

Хозяина вызвать.



Хозяевам, которые не имели детей, щедровали так:

Ой добрый вечер, господароньку,

Мы - в тебе, мы - в тебя,

Просил тя Господь на порадоньку

К себе!

Обещал тебе сто копен рожь

Приносить, приносить.

Дай же ты, Боже, в счастье, здоровье

Прожить!

Віншівка повторялась дословно несколько раз, менялось лишь название хлеба, который обещал «уродиться» Господь С пшеницы, ячменя, вивсыка, гречечки...).

Песня парню:

Гардань воду разливает -

Василько лошадей поит,

Под ним ся ледок заломляє.

Крикнул-покрикнув к батенька

(мамочки, братика, сестрички) -

Батенька слышит, и не спасает.

Гардань воду разливает,

Василько лошадей поит,

Под ним ся ледок заломляє.

Крикнул-покрикнув к милой -

Миленькая слышит, бежит, спасает.



Песня девушке (на ту же мелодию):

Ой на реке, на Гарданиці

Стирала Анечка платки в кирниця.

Стирала, стирала, боль белила

Да батенька

(мамочки, братика, сестрички)

Причитала:

- Приезжай, батеньку,

По боль беленькую

Да и по мне молоденькую!

А батенька отказывает:

- У меня лошади не кованы,

У меня поломанные сани!

Ой на реке, на Гарданиці

Стирала Анечка платки в кирниця.

Стирала, стирала, боль белила

Да и к милому причитала:

- Приезжай, миленький,

По боль беленькую

Да и по мне молоденькую!

А миленький не отказывает -

По Аннушку приезжает.



И еще одна для девушки:

Ой на гороньці две зозуленьці

Ковали, ковали,

Третья - Галюся - посредницы

Лен брала.

Ой брала, брала, ровно составляла,

Ровненько, ровненько,

Чтобы ся было вплоть до батенька

(мамочки, братика, сестренки, милого)

Видненько.

Ой ли видненько, не видненько -

Я знаю, я знаю:

Я своего батенька

(мать, брата, сестру, милого)

В темном лесочке по голосочку Познаю!

С Водохрещами связывают крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Поэтому во всех селах, где были церкви, святили воду. Утром мужчины шли до реки или пруда, вырубали из льда креста («Иордана»), ставили рядом с прорубью и обливали красным свекольным квасом. Под обед священник, произнеся молитву, освящал воду, погружая в нее серебряного креста. После этого выпускали в воздух несколько пар голубей и совершали громкую стрельбу из холостых патронов - «расстрелы Коляды».

Девушки в освященную воду клали калину или кораллы и умывались, чтобы щеки были румяными. Освященная в этот день вода считалась целебной, поэтому в каждом доме в течение года должна обязательно стоять под образами бутылочка с иорданской водой.

В течение всех праздников женщины не ходили по воду, это должны делать только мужчины. А еще до Крещения старались не полоскать в воде белье, потому что «там черти сидят и могут уцепиться». Люди верили, что, как только священник опускал крест в воду, вся нечистая сила запрыгивала прочь и оставалась наружу до тех пор, пока какая-то из женщин не приходила стирать, тогда и нечисть снова ныряла в воду. Именно поэтому женщины не ходили с бельем к реке еще в течение недели по Водохрещах.

Почти по всей Украине на Гардань уже не колядовали. Зато священник обходил своих прихожан, окроплял святой водой жилище и рисовал кресты на дверях. Но на Буковине парни обходили односельчан и пели им величальные песни:

Эй, ты, пане господарю,

Удачи, Боже, с Иорданом,

И с водицев, и с царицев,

Со всем домом, со всем добром,

И с твоей женой,

И с твоей челядкою,

И с сыновьями-соколами,

И с дочерьми, как чічками.

Хозяину, как королю,

Удачи, Боже, со всем двором,

И с челядкою богатой,

И с роями, и с полями,

И с соседями, и с господами,

И с Господом Христом Богом,

На здоровье, на много лет!

«Вот и пришло время, когда три крупнейшие праздники зимнего цикла - Рождество, Новый год и Крещение с интересными представлениями, разнообразными обрядами и веселыми развлечениями - закончили свой счет, - вспоминает Василий Скуратовский. - Какие красивые у нас народные обычаи. Жить бы им и жить! Ведь что есть лучше, когда в дом накануне Рождественских и новогодних праздников приходят колядники с самыми благородными пожеланиями:

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!»



В работе использованы собственные записи фольклора от подолян и такую литературу:

* Календарно-обрядовые песни. - К.: Днепр, 1987.

* Скуратовский В. Дидух: Праздники украинского на-рода. - К.: Образование, 1995.

* Скуратовский В. Мисяцелик: Украинский народ-ный календарь. - К.: Искусство, 1993.