Статья
АЛЕКСЕЙ КОЛОМИЕЦ
Как воспитать «человека в человеке»?
Урок по пьесе Алексея Коломийца "Дикий Ангел"
11 класс
В. Купцова,
учитель украинского языка и литературы
Николаев
Цель: ознакомить учащихся с творчеством выдающегося украинского драматурга, рассмотреть поднятые в драме морально-этические проблемы, определить их актуальность в современном украинском обществе; углубить навыки характеристики персонажей драматического произведения, развивать умение анализировать поступки героев, давать им собственную оценку; способствовать формированию гражданской позиции выпускников, осознанию ими ответственного отношения к будущей роли родителей, значимости своих действий в семье.
Оборудование: портрет драматурга, информационные карточки, таблица оценивания.
Содержание урока
1. Мотивационная часть
Учитель. Общаясь с вами несколько лет, я не могла не заметить, как много внимания уделяют вам ваши родители, как они переживают вместе с вами ваши успехи и неудачи. И все-таки иногда даже в школьных коридорах приходилось быть невольным свидетелем си-туацій, когда между вами и родителями втрачалось взаимопонимание. Я приглашаю вас с помощью открытого микрофона высказать свое мнение о том, какие факторы мешают родителям и детям найти общий язык.
• Открытый микрофон. Что является причиной конфликтов между родителями и детьми?
2. Представление темы и ожидаемых учебных результатов
Учитель. Затронутая нами проблема рассматривается во многих художественных произведениях, но такие произведения редко попадают в школьные программы. Сегодня мы познакомимся с творчеством драматурга, который никогда не обходил острых проблем современной ему жизни, а во многих случаях и опережал свое время. Это Алексей Федотович Коломиец, пьесу которого «Дикий Ангел» мы будем изучать на уроке.
• Запись темы урока.
Учитель. Надеюсь, что мы откроем для себя интересного драматурга, сможем не только правильно определить проблемы, которые он освещает, но и глубоко понять мотивы поведения героев пьесы «Дикий Ангел», определить морально-этические принципы, которыми они руководствуются в жизни. Будет очень приятно, если вы сумеете соотнести действия героев с проекцией на такое не очень уж и далекое ваше собственное семейную жизнь.
3. Предоставление необходимой информации
Работа в группах.
• Информация для первой группы. Жизненный путь О. Коломийца.
В своем неопубликованном биографии А. Коломиец писал: «Родился я в маленькой деревенской избе в маленьком селе. ...В этом доме помещалось все мое детство, а еще там были печь, лежанка, пол, прилавок, стол, лавки, сундук, жерди, сволок, табурет - сколько всего поміщалось! Одежда, подушки, кувшины, миски, всякого добра уйма. А в этом доме еще жила моя - и потому лучшая, что моя - мама. А в той маленькой избушке, в том огромном доме еще мои братья: Григорий, Степан, сестры - Пелагея, Ориська, Приска. Здесь все мы помещались, бегали, прыгали, весной к нам присоединялись телята, ягнята... Село называлось Харьковцы. Маленькое, между маленькими холмами, а для меня было огромной страной, а каждый человек из моего села - как многотомное собрание песен, сказок, приключений. Все читали, все любили книги, все гордились, что в нашем селе родился Архип Тесленко».
Алексей окончил сельскую семилетку, затем стал студентом исторического факультета Харьковского государственного университета, но учебу прервала Вторая мировая война. Лейтенантом-артиллеристом прошел Коломиец ее страшные фронта во время отступления вплоть до тяжелого ранения в 1942 году. После войны работал редактором газеты «Молодежь Украины», позже заведовал отделом журнала «Смена». В 1960 году была напечатана первая книга очерков и рассказов под названием «Белая криница». А через год Украина имела своего нового драматурга - автора комедии «Фараоны». Писатель жил в Киеве, посвятив театра 35 лет своей жизни. Но в прекрасном доме на Крещатике тосковал по своим харківцями, постоянно поддерживал связи с односельчанами. И похоронили известного драматурга в 1994 году, согласно его завещанию, в родном селе рядом с Архипом Тесленком.
• Информация для второй группы. Творчество драматурга.
Первым драматическим произведением писателя была комедия «Фараоны». Вот как рассказывает Ольга Слоневская о замысле создания пьесы: «Однажды О. Коломиец стал свидетелем того, как молодой дородный мужик загонял утку с утятами на свое подворье. То, что разбитная бабенка сделала бы за несколько минут, бедняге пришлось с трудом выполнять чуть ли не час. В «Фараонах» в подобную ситуацию попадают все герои: Таран возится с тестом, которое птицы клюют на его воротах, Онисько мучает-варит заграничный борщ...» Женщины оказались лучше мужчин и на руководящих должностях в колхозе, и дома. «Фараоны» сделали до сих пор никому не известного автора популярным. Спектакль только в киевском театре им. Франко прошел более 800 раз аншлагами, реплики с пьесы пошли в народ.
В 60-70-годах были написаны драмы «Где же твое солнце?», «Планета надежд», «Горлица», отличавшиеся глубоким лиризмом. В 1973-1975 годах драматург создал дилогию «Голубые олени», «Кравцов» - поэтическое повествование о любви, расцветшее на страшных полях войны. Именно за эти две пьесы драматург был удостоен Шевченковской премии в 1977 году.
Потом были драмы «За девятым порогом», «Дикий Ангел», «Ливень», комедия «Санитарный день». Три с половиной десятилетия трудился на ниве украинской драматургии Алексей Коломиец, написал за это время около 20 пьес, стал одним из самых популярных украинских драматургов и, встретив независимость Украины, мечтал написать свою лучшую пьесу...
• Работа в парах (обмен информацией - 3 мин.).
• Литературный диктант.
Алексей Коломиец родился в селе ... , в ... семьи. Учился на историческом факультете университета. Во время Великой Отечественной войны был .... Прославился как драматург после создания комедии.... Дилогия «Голубые олени», «Кравцов» рассказывает о ... . Писатель написал около ... пьес, был удостоен ... премии.
4. Интерактивное упражнение. Метод «Шесть мислительних шляп.
Учитель. Драма «Дикий Ангел» написана в 1978 году. Она имеет подзаголовок «Повесть о семье». Итак, в центре внимания драматурга и зрителя - семья. Вы уже ознакомились с содержанием пьесы. Кто главный герой произведения? Всем вам понравился Платон Ангел как бать-ко и семьянин?
Итак, сегодня мы будем искать ответ на вопрос: «можно Ли считать Платона Ангела образцовым отцом и воспитателем?»(вопрос записывается на доске и в тетрадях).
Объединитесь, пожалуйста, в группы для работы по методу «шести шляп». Выберите цвет своей шляпы, руководителя группы, секретаря, докладчика и хронографа.
• Задания для групп.
Группа «Белая шляпа». Представить от первого лица каждого из членов семьи Ангелов.
Группа «Желтая шляпа». Подготовить сообщение «Платон Ангел - образец для подражания в деле воспитания детей». Вспомогательные вопросы:
- Скупой или экономный Платон Ангел?
- Каких взглядов на воспитание детей он придерживается?
- Как относятся к нему дети?
- Имеющих гражданское значение его принципы семейного воспитания?
- Почему Ангел не осуждает свою невестку Пойду за то, что она нигде не работает?
- Как относятся дети к отцу в конце произведения?
- Какая песня является любимой в семье? Почему?
Группа «Черная шляпа». Подготовить сообщение «Принципы семейного воспитания, которые исповедует Платон Ангел, не являются гуманными и правильными».
Вспомогательные вопросы:
- Возникают ли в семье проблемы в связи с поведением и решениями Платона Ангела?
- Постоянно и со всеми детьми случаются недоразумения?
- Чем опасна поведение Платона в конфликтных ситуациях?
- Чем Еін отталкивает от себя детей?
- Как характеризует его сосед?
Группа «Синяя шляпа». Составить памятку «Основные принципы воспитания детей в семье (по Платону Ангелом)».
Анализ работы групп желтого и черного шляп.
Группа «Зеленая шляпа». Предложить свой проект идеального поведения Платона Ангела как главы семьи.
Группа «красную шляпу». Проанализировать, как автор относится к главному герою, действительно ли его симпатии на стороне Платона Ангела. Какие приемы использовал драматург для подчеркивания его достоинств?
Вспомогательные вопросы:
- Какую роль играет резьба и умывальник на родительском дворе и на даче Петра?
- Почему Петр поет своему сыну песню про отца?
- Какова роль эпизода из забытой Павликовою курткой?
- Для чего введен образ Крячко?
• Работа в группах (5 мин.).
• Представление героев пьесы (группа «Белый капелю»).
• Выступление представителя от группы «Желтая шляпа».
• Запись на доске: « Нищий духом не может быть богатым, несмотря на то, сколько денег он имеет»(Петр Яцык).
Вопрос к группе:
- Можно ли сказать о Платона Ангела, что он богат духовно ?
• Выступление представителя группы « Черная шляпа».
• Запись на доске высказываний В. Сухомлинского. Труд делает человека зрелым и мужественным. Помни, что человек без труда вырождается...
• Вопрос к группе:
- Созвучны взгляды выдающегося педагога и героя пьесы?
• Представление достопримечательности (создана в ходе выполнения задания и записана на большом листе)
«Основные принципы воспитания детей в семье (по Платону Ангелом)».
• Выступление представителя группы «Синяя шляпа» с анализом работы двух предыдущих групп.
• Выступление представителя группы «красную шляпу».
• Выступление представителя группы «Зеленая шляпа».
Учитель. Есть ли среди нас те, кто не согласен с мнениями, которые высказали товарищи? Поскольку семья Платона Ангела является маленькой ячейкой общества, которой формации оно бы не было, то так или иначе жизнь и поступки каждого имеют влияние на общество, то есть имеют общественное значение. Предлагаю вам принять участие в дискуссии «можно Ли построить свободное, демократическое государство с высоким материально-бытовым уровнем жизни каждого гражданина, если ведущими будут принципы семейного воспитания, провозглашенные Платоном Ангелом?»
• Участие в дискуссии.
• Заключительное слово учителя.
• Обсуждение с учащимися и запись в тетради названий морально-этических проблем, которые поднимает в драме А. Коломиец:
- принципы семейного воспитания;
- отношения родителей и детей в семье;
- роль родителей в воспитании сознательной гражданской позиции собственных детей;
- воспитание активных творцов своей судьбы.
5. Подведение итогов, оценивание результатов
• Запись в тетради итогового определения. Сегодня я усовершенствовал свои умения... Сегодня я для себя выяснил (уточнил, открыл)...
• Ознакомление с выводами учащихся.
• Заполнение учащимися листа оценивания своей работы.
1. Четкое знание текста произведения, умение использовать его в ответе 0-3 б
2. Активность в работе группы 0-2 б
3. Участие в дискуссии 0-2 6
4. Умение аргументировать свои мысли 0-1 б
5. Способность учитывать аргументы в поддержку противоположной позиции 0-16
6. Умение сотрудничать с членами группы 0-1 б
7. Умение связно, интересно, без речевых ошибок выражать свои мысли 0-2 балла
6. Домашнее задание: составить собственный кодекс семейного воспитания (в прозе или стихотворной форме).
Литература
1. Коломиец О. Избранные произведения: В 2 т. - К., 1988.
2. Пометун О. И. и др. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Наук.-метод, посібн. / А.И. Пометун. - К.: Издательство А.С.К., 2004.
3. Слоневская О. В. Конспекты уроков по украинской литературе для 11-х классов: Новое прочтение произведений. - К.: Родная речь, 2001.
4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - К.: 1988г.
|
|