Статья
ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Павел Тычина - несокрушимый певец красоты родной природы и народа
7 класс
И. Опанасюк,
учитель украинского языка и литературы
Ровно
Цель урока: помочь ученикам глубже постичь жизненный путь поэта через воспоминания современников и биографические данные; показать детям красоту природы и любовь поэта к родному краю на примере стихотворений «Светает...», «Україно моя...», патриотизм певца в поэзии «Я утверждаюсь»; формировать умения анализа стихотворения; развивать устную связную речь учащихся, творческие способности, внимание, воображение, образное мышление,эстетический вкус; воспитывать любовь к Родине и родному слову.
Эпиграф:
Перо мое - песни исписывает,
Песни, призывающие в бой.
И сила их - тебе принадлежит,
Тебе, народ любимый мой!
Павел Тычина
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник; сборник стихов П. Тычины; бумага, краски, кисти, рисунки учащихся, аудиозапись «Мелодии» Дворжака, толковый словарь.
Ход урока
I. Сообщение темы, цели и задач урока
Вступительное слово учителя.
Он с юных лет был влюблен в родной край и человека, в героическое прошлое своего народа и в его будущее, в окружающий мир, во все, что цвело вокруг него:
Голубизна мою душу обвіяла,
Душа моя солнца на мечтала...
- Здравствуйте - я мира сказал!
Ручей среди рощи, как ленточка,
На цветке бабочка, как свечечка.
Волнуют, маюють, цветут поля -
Добрый день тебе, Украина моя!
...Сколько любви и восхищения родной природой звучит в этих словах. Поэт преклоняется перед ее величием. Чтобы так написать, надо уметь видеть и чувствовать красоту, быть настоящим патриотом.
Сегодня мы с вами попробуем глубже постичь жизненный и творческий путь автора этих поэтических строк Павла Григорьевича Тычины, проанализировать его поэзии «Светает...», «Україно моя, моя любимая Украина», а также проследить патриотизм поэта на примере поэзии «Я утверждаюсь».
II. Восприятия и усвоения учащимися нового материала
Учитель. Родился Павло Тычина в с Пески, что на Черниговщине, 27 января 1891 года в семье дьячка. Волшебная природа родного края была ему колыбелью в детстве, а нежный голос матери вдохновил его на пение. Неоднократно задумывался юноша: как же воспеть все это - небо, солнце, цветы, поля колосистые и жаворонка, что поднялся в небо? Может, кистью попробовать? А ученическую тетрадь, в котором вот уже несколько лет он записывал свои стихи, спрятать пока что?
В Тычине удачно сочетался как поэт, да и художник. Решающим в становлении юного поэта как личности стало знакомство с М. Коцюбинским в 1910 году.
Инсценировка (выразительное чтение ученицей воспоминаний дочери М. Коцюбинского Ирины Михайловны о Павле Тычине в сопровождении «Мелодии» Дворжака).
«Знакомство отца с Павлом Тычиной, что сказалось на развитии таланта молодого поэта, состоялось в 1910 году.
Позже Павел Григорьевич рассказывал, что того года он часто приходил в Марьин гай рисовать. Тонкие ветви ив спускали вниз свое серо-зеленое прозрачное одеяние. Ловким движением тонких пальцев он наносил на бумагу нежные прозрачные краски, рисуя прекрасный осенний пейзаж.
Много интересных, останавливаясь возле юноши, рассматривали его работу. Но это не беспокоило, - юный художник работал, ни на кого не обращая внимания. И только однажды какая-то неведомая сила заставила его оглянуться. Глаза парня встретились с мудрым и теплым взглядом лучистых глаз незнакомого. Так сразу, как говорится, с первого взгляда, зародилось между ними чувство взаимной симпатии. Вскоре они познакомились, и Тычина стал частым и желанным гостем в Коцюбинского».
Учитель. Павел Тычина начал посещать известные «субботы» Коцюбинского, на которых собиралась сознательная интеллигенция того времени, и в конце концов осмелился показать Михаилу Михайловичу рукописный сборник своих первых попыток - стихов. Великий писатель сразу заметил поэтический талант парня и об этом, как вспоминал сам Тычина, объявил на «субботе».
Выразительное чтение воспоминаний П. Тычины учеником.
- Позволите сказать? А то забуду! - сказал Михаил Коцюбинский.
(Присутствующие в зале утихли. Цветы из ваз тоже насторожились.)
- Поэт между нами! ...Взгляните же! - он показал рукой на меня
(П. Тычина, «По субботам» М. Коцюбинского)
Учитель. Да, именно Коцюбинский первым заметил талантливого поэта.
Следует заметить, что Тычина воспитывался в верующей семье; был музыкально одаренным, играл на скрипке, кларнете, арфе. Сначала он учился в бурсе, а затем, в 1907 году, становится семинаристом, поет в хоре. Все воспитание было направлено на то, чтобы из парня вышел или священник, или регент (тот, кто руководит хором в церкви). Однако знакомство с М. Коцюбинским кардинально изменило взгляды Тычины. Он вступает в Киевского коммерческого института и в это время подрабатывает помощником хормейстера в театре Садовского. Потом работает статистом в Черниговском земстве. Осенью 1916 года возвращается в Киев, снова работает в театре Садовского и в редакции газеты «Совет», а через два года становится членом редколлегии.
Первые стихи поэта датировано еще в 1906 годом, а уже с 1912 года они появляются в периодической печати. В ранних стихах поэта заметный наклон к мелодичности звучания слова, к художественному звукопису.
Первый сборник стихов П. Тычины увидела свет в 1918 году и имела название «Солнечные кларнеты». Даже само название сборника мелодичная. В стихах воспета красота молодости и природы, очарование окружающего мира. Сборка была довольно хорошо встречена прессой и критикой. В 1920 году выходят в свет сборника Тычины «Вместо сонетов и октав», «Плуг», в 1924г. - «Ветер с Украины». И это лишь мизерный перечень того, что создал поэт-кларнетист.
Однако сейчас я хочу обратить ваше внимание на то, что Тычина был не только поэтом, но и активным общественным деятелем. Вы уже знаете, что он редактировал газету «Рада», кроме того, путешествовал с капеллой К. Стеценко по Правобережной Украине; с 1929 года-действительный член АН Украины, возглавлял Министерство образования Украины, занимался вопросами возрождения разрушенной войной школы. Не следует забывать и о том, что Тычина знал иностранные языки, в частности французский, древнегреческий, армянский, переводил произведения А. Пушкина, А. Блока, Д. Гурамишвили...
Показ портретов поэта.
Вопросы для беседы.
1. Скажите, таким ли вы представляли себе Шест, не зная его?
2. На которой фоторепродукции поэт вам понравился больше всего?
3. Что вы можете сказать о автопортрет Тычины? Понравился ли он вам? Почему?
4. Глядя на его портреты, фото, скажите, какие черты характера, по вашему мнению, присущи поэту?
5. Какое общее впечатление сложилось у вас о П. Шест?
Детальный анализ поэзии «Светает...»
Учитель. Талант поэта трудно постичь. Однако мы с вами попробуем вдумчиво прочитать, почувствовать и понять-суметь поезіїТичини «Светает...», «Україно моя...», «Я утверждаюсь».
(Пока класс анализирует поэзию «Светает...», 2-4-м учащимся предлагается занять соответствующее место в классе и передать красками на бумаге свое видение рассвета.)
Беседа с учениками.
1. Кому из вас приходилось видеть восход солнца?
2. Где именно это произошло?
3. Опишите подробнее, что происходило в тот момент.
4. Какие ваши впечатления и чувства от увиденного?
5. Чем именно понравился и, возможно, поразил вас восход солнца?
Прослушивание лирической мелодии, созвучной поэзии «Светает».
- Как удалось воссоздать рассвет композитору?
- Понравилась ли вам мелодия? Чем именно?
- Давайте посмотрим, как изобразили восход солнца ваши одноклассники.
Беседа по содержанию картины и иллюстраций.
1. Какое настроение вызывает у вас тот или иной рисунок?
2. Какие цвета преобладают? Почему?
3. Что первым попало в поле зрения? Почему? Объясните.
4. Что общего в этих работах?
5. А чем они отличаются?
6. Какая из предложенных работ понравилась больше всего? Почему?
Учитель. А теперь давайте послушаем, как сумел воссоздать рассвет П. Тычина в своем стихотворении. Выразительное чтение поэзии «Светает...».
Способ изображения рассвета вам понравился больше? Почему?
- А теперь еще раз прочитайте стихотворение молча, обращая внимание на особенности построения стихотворения и использования художественных средств.
- Давайте условно поделим поэзию на три части и дадим название каждой.
Учащиеся предлагают названия: первая строфа - все еще спит в тумане; вторая строфа - пробуждение птицы; третья строфа - первые лучи солнца. (Запись в тетрадях предложенных названий.) Беседа по прочитанным.
1. Какое впечатление произвела на вас эта поэзия? Понравилась ли она вам? Чем именно? Какие у вас возникли звуковые и слуховые ассоциации?
2. Подумайте и скажите, какое настроение передано в 1-й, 2-й строфе? А в 3-й?
3. Какие художественные средства использует автор, чтобы показать, что все еще спит, покоится в тумане в 1-й строфе?
4. Назовите художественные средства в 2-й части стихотворения.
5. Как вы объясните выражение «кричит молчаливо»?
6. Который здесь использован художественный прием? (Оксюморон.)
Словарная работа. Оксюморон (греч. «остроумно-глупое») - средство поэтической стилистики, когда сочетаются слова с противоположным смыслом.
(Ученики записывают определение в виде словариков.)
Объяснение значений незнакомых слов: «фимиам», «минорная гамма», «истукан».
Работа с толковыми словарями.
- С какой целью автор повторяет слово «светает»?
Как называется это средство поэтического синтаксиса?
(Анафора.)
7. К какому жанру лирики относится это стихотворение?
8. Давайте вместе определим тему и идею произведения.
(Тема: любовь к родной природе, восхищение ею. Идея: передать красоту рассветному времени, вызвать у читателя чувство восхищения родной природой.)
Анализ поэзии «Україно моя, моя любимая Украина».
Выразительное чтение поэзии «Україно моя... «учеником.
Мини-дискуссия по услышанным:
1. Поэт стремится воспеть, возвеличить Украину и будто успокоить, чтобы она приютила его? Докажите словами из стихотворения.
2. По жанру это интимная или гражданская лирика? Почему?
3. Какие чувства преобладают у поэта: переживания за судьбу Украины или восхваления ее в этой поэзии?
Работа над текстом стихотворения «Я утверждаюсь».
Выразительное чтение поэзии. Беседа с учениками.
1. Какое впечатление произвела на вас эта поэзия?
2. К какому виду лирики она принадлежит? Почему?
3. Что стало причиной написания такого стихотворения?
4. К кому обращается Тычина в первых строфах стихотворения?
5. Прочитайте строки, где описано издевательства фашистских захватчиков над нашим народом.
6. К чему призывает поэт в 2-й части стихотворения своих земляков и единомышленников? Как об этом сказано в тексте стихотворения?
7. Какую надежду высказывает автор в стихотворении? Действительно поэт верит в возрождение своей Родины? Прочи-тайте соответствующие строки.
8. Какова роль частых повторов в поэзии? В этом кроется подтекст?
9. Какие художественные средства использовал поэт, чтобы передать задуманное?
10. Каким настроением пронизана вся поэзия, а особенно заключительная ее часть?
11. Какая из трех стихов понравилась вам больше всего? Почему?
III. Обобщение и систематизация изученного.
Учитель. Итак, сегодня мы с вами познакомились
с Павлом Тычиной и его творческим путем, проанализировали поэзии художника и пришли к выводу, что Тычина - истинный патриот, который беззаветно любил родную природу, родной край, свой народ и воспевал их в своих стихах. И мы можем с уверенностью сказать, что кредо поэта выражена в следующих строках (эпиграф к уроку):
Перо мое - песни исписывает,
Песни, призывающие в бой.
И сила их - тебе принадлежит,
Тебе, народ мой!
IV. Домашнее задание.
Выучить одну из трех стихов Тычины наизусть, уметь анализировать.
Литература
1. Бандура А., Волошина Н. Украинская литература: Учебник для 8 класса - К.: Образование, 1998, - 384с.
2. Ист. укр. лит. XX ст. В 2 кн.: Кн. 2.: Учебник. Под ред. В. И. Дончика. - К.: Лыбидь, 1998.
3. Лакіза М. О., Машура М. /., Фединец П. И. Укр. лит. Підручн. для 7 кл.: Издательство «Радянська школа», 1978г.
|
|