Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Педагогические аксиомы

Советы коллегам

В феврале 2007 года исполнилось 70 лет со дня рождения одной из самых ярких фигур в украинской педагогике, заслуженного учителя Украины, действительного члена Академии педагогических наук Украины, директора Сахновской школы, что на Черкасщине, - Александра Антоновича ЗАХАРЕНКО. Педагогическое наследие Александра Захаренко является бесценным вкладом в сокровищницу национальной педагогики. Его имя стоит в одном ряду с именами таких выдающихся отечественных педагогов, как В. О. Сухомлинский, А. С. Макаренко, И. Г. Ткаченко. Среди многих педагогов-ученых О. А. Захаренко отличается тем, что его идеи шли от практики школьного учителя.

Книга О. А. Захаренко «Слово к потомкам» (Киев, 2006) - результат полувекового педагогического труда, многолетних поисков. Автор уникальной системы обучения и воспитания пишет об опыте сахнівських учителей - как создать такую школу, чтобы дети росли в ней мыслящими, трудолюбивыми, умными, порядочными. Предлагаем отрывок из нового издания.



Никогда не захватывайте детей иллюзорными мечтами. Ни при каких обстоятельствах не обманывайте детей. Речь идет о нездоровой «мечту». Они этого просто не прощают. Учитывай, что в детстве острая память, и ребенок запоминает на всю жизнь. Может, сначала и поверят, но пройдет время - и эта вера может обернуться против вас. Если дети мечтатели - это хорошо, но воспитывайте в них реальное видение действительности. Каждая мысль, идея, мечта должны быть наполнены смыслом, их можно достичь, воплотить в жизнь, увидеть наяву. Осуществив одну мечту, старайся мечтать о другом. Этот процесс будет непрерывный, потому осуществленная мечта порождает новую, а в головах детей их множество. Иногда смешные. Но вы этого не показывайте, не делайте из ничего проблем, надо, чтобы личность росла, как на дріжджах. ее никогда не надо унижать, а всегда быть внимательным, жить мыслями ребенка, и тогда наступает «чудо» - вырастают у детей крылья. Расправляйте их для полета и для веры в свои способности, чтобы дети почувствовали свою причастность к большому делу народов всей Украины, а то и всего мира.

Нынешнее время внесло коррективы в детские мечты. Они стали другими, потому что изменились и сами дети. Но педагогическое понятие «несбыточная мечта» останется еще надолго, пока будет существовать школа. Это вчителева дело - воспитывать в ребенке личность, которая способна не только мечтать, но и воплотить мечту в жизнь.

Обманывать себя и всех вокруг - тяжкий грех, равноценный измене.



Что вы знаете о своем питомце? Чрезвычайно важно, в каком окружении он живет. А какое его досуг? Есть ли у него друзья? Кто они? Позитивно или негативно влияют на вашего ученика? Как к нему относятся учителя? Равнодушны они к судьбе ребенка или нет? Какие у них взгляды на современную жизнь, на все, что происходит в нашем государстве? А какие взгляды на политические процессы? Есть в коллективе коллеги-единомышленники? Действительно ли это педагогический коллектив в классическом понимании этого слова? А как часто воспитанник общается с природой? Не равнодушен он к ней, видит красоту в дыхании ветерка и цветах? Видит, как растет трава, как цветет цветок? Или глухой к природе, слышит, как она осенью укладывается спать на зиму? Еще сотни вопросов можно поставить и к себе, и к питомцу. Но самое важное: есть ли у него родители, не забыли ли они о его существовании? Возможно, семья - это тот эликсир психического здоровья, который должен быть у каждого ребенка. Нельзя оставлять ребенка без присмотра, но надо и изолировать от тех родителей, которые отрицательно влияют на своих детей и не занимаются их воспитанием. Государство от этого только выиграет и финансово, и экономически.

Уважаемый друг! Определи свое место в окружении воспитанника. Помоги ответить на вопросы, которые ему ставит жизнь. И твоя радость будет безгранична, ибо сделаешь еще одного человека духовно богаче. На мире прибавится красоты, порядочности, а значит, счастья.



Элитные дети. Рождаются все равными юридически. Различия могут быть какие-то генетические. Окружение может резко изменить человека к лучшему или к худшему. Я хочу обратить внимание моих коллег на то обстоятельство, что творческие и обычно очень хорошие работники на 90-95 процентов приносят стране доход больший, чем посредственные. А что уже забытые богом и людьми бомжи, алкоголики, наркоманы... От них только убытки. Это значит, что с детства, с детства надо больше внимания уделять талантливым и творческим детям, развивать их способности, чтобы не упрекали вам родители. Развивать можно, привлекая к творческой работе, которая нравится. Тогда детская душа запоет, забринять струны сердца. Личность ученика будет готова к высокого полета. Так появляются писатели, поэты, художники, резчики, плотники, математики, то есть талантливые люди. Все зависит от вас. Практика показывает, если учитель - эрудит, который легко свои знания может передать другим, - у него дети особенные, занимают призовые места на районных, областных олимпиадах, имеют глубокие знания, склонны к научным исследованиям. Если же учитель работает спустя рукава - не ждите от него успеха, посоветуйте оставить детей и найти другую работу. В школе должны работать только фанаты в хорошем смысле этого слова, которые заботятся о каждом ребенке как личность.



Учительские дети. Я уже писал, говорил на педсоветах об особой категории воспитанников - «учительских детей». Как можно верить в особые способности экстрасенсов, которые сами обращаются к коллегам, бабушек или официальной медицины, чтобы вылечить родных или своих детей. Не знаю как вы, а я не верю таким экстрасенсам. Не верю!

Не верят и родители учителю, который не может дать совет своему ребенку. Слышу возражения своих коллег. Может, вы и правы, но это исключение из правила. Дети учителей - самые образованные, самые воспитанные, самые скромные, самые вежливые. Но они, как и все, любят справедливость и уважают эрудицию учителя. Он всегда есть и будет идеалом для ребенка. Учитель должен оставаться на долгое время неразгаданной загадкой, в его арсенале педагогических средств должно быть умение удивить ребенка не только оригинальностью мысли, но и заставить задуматься о своей жизни! Возможно, поэтому большинство учителей не хочет быть классными руководителями в собственных детей. Они стремятся, чтобы их дети были такими же, как все, чтобы в классе на них не обращали особое внимание. Дети учителей знают, что они на виду у всех, особенно в селах, в каждой семье с наслаждением «обсмоктуються» их косточки, а если кто из них курит, нарушает дисциплину, порядок, то и подавно...

Уважаемый коллега! Если у тебя есть дети-школьники, ты имеешь большое пространство, в котором могут осуществляться педагогические замыслы. И легко, и трудно быть одновременно и воспитателем, и отцом или матерью. Сделай свою мечту реальностью. Ты имеешь возможность проверить свои педагогические задатки, способности. Мой тебе приказ: не потеряй возможности, которая дана природой.



Менталитет. Он наш, присущий только нашей нации. Его не изменить быстро. Но делать это надо. Чтобы говорить конкретно, нужно дать четкое определение менталитета, указать на его основные элементы, скажем, радушие, гостеприимство, благодарность, отношение к алкоголизму и наркомании, готовность к самопожертвованию и т.д. Надо подумать, какие национальные черты укрепить. Это задача посильная только школе, только учителю, который с детства влияет на ребенка, на семью. И семья, и средства массовой информации, и школа должны иметь одну святую цель. Не жить же нам так, как живут дикари. Так что откликнитесь на мой призыв: «В крестовый поход за обновленным менталитетом!». Жизнь коротка - не все успеешь совершить, но придут новые поколения. Будут нам благодарны, что мы не тратили время, а действовали, пытались сделать что-то приятное и для страны, и для ее жителей. Нацию можно спасти, заботясь не только об экологии окружающей среды, но и души, которой так необходима физическая и духовная чистота. Вас ждут новые взлеты мечты, новые просторы для плодотворного труда, новые открытия в педагогической науке. Третье тысячелетие порадует нас новизной мысли, нестандартных решений, новой логикой наших представлений, красотой окружающего мира, самых странных вещей, которые, возможно, придумает человечество. Интернет - это уже пройденный этап. На очереди новые формы передачи знаний от учителя к ученику. Не менее важные формы воздействия на воспитание личности.

Вывод категоричен: в менталитете, присущем нашей нации, есть черты, которые не украшают наш народ, не ставят его в ряд цивилизованных наций. И ждать сложа руки не годится, потому что изменения к лучшему не упадут с неба. Подумайте, коллеги, как это сделать в масштабах государства. Отзовитесь на святую цель школы, которая ставит себе почти непосильная задача - совершенствовать национальный менталитет.



Директор. В одних коллективах он избирается, в других назначается приказом по районо. Кто знает, что лучше: назначать начальника, который был бы над коллективом, выбирать директора-учителя из своих рядов и, конечно, быть зависимым от своих «избирателей» - кланов, что живучи даже в малых коллективах. Я за любую форму назначения, но мои требования неумолимы и жесткие, а именно:

1. Директор при любых обстоятельствах - честный, порядочный человек, который работает так, чтобы не присваивать себе государственные деньги.

2. Даже помогая финансово школе, он не имеет права забывать, что школа - это государственное учреждение, а не собственная вотчина, и государственную собственность следует беречь как зеницу ока.

3. Директор всегда должен быть на высшем уровне, чем коллеги, и с методической, и с профессиональной подготовки. Прежде чем посетить урок коллеги, пригласи к себе на урок и покажи, что ты умеешь, какие педагогические новинки есть в твоем арсенале.

4. Никогда не гримай на своих подчиненных. Слушают того, кто говорит, а не того, кто кричит. Крик - признак твоей слабости. Разговаривай спокойно, аргументированно и убедительно. В течение рабочего дня найди время для одного-трех учеников, чтобы с ними пообщаться, пусть они тебе доверяют и признают тебя непререкаемым авторитетом в школе.

5. Директором может быть только тот учитель, который говорит только правду, а знает больше, чем все учителя вместе взятые.

Уважаемый коллега! Если у тебя еще не пропало желание быть руководителем и ты чувствуешь уверенность в своих силах и способностях, помни: тебе надо учиться в любом возрасте. Читать, выискивать, быть таким эрудитом, чтобы «Первый миллион» (телевизионную игру) мог выиграть. Это добавит тебе авторитета!



Законопослушность. Это необходимая черта гражданина Украины. Она не приходит сама собой, ее следует настойчиво воспитывать в ребенке. Этому служат не только «Основы права», но и другие предметы, повседневную жизнь. Я бы записал на видеомагнитофон и предложил бы сделать сериал из телепередачи «Человек и закон». Да и цель была бы понятной - последовательно знакомить детей с азами законодательства. Все это нужно, скажете вы, а когда же ребенку быть самим собой, отдыхать? Наверное, правильно рассуждают те, кто живет по принципу «узміні труда - детский отдых». Недаром развитые страны придумали двенадцатилетку - увеличили долю образования в сознательной жизни человека.

Уважаемые коллеги! Поверьте человеку с опытом: законопослушный гражданин никогда не нарушит закон, если он его хорошо осознал, считает нормой поведения. Среди законов жизни является приоритетный: «Ни при каких обстоятельствах не нарушай прав человека, а тем более ребенка». И не лишай ее права жить, радуясь окружающей среде, белом мира, которые подарила ей природа. Уже не ведутся дебаты об отмене смертной кари. ее в большинстве стран заменили пожизненным заключением. И не об этом речь. Общество создает законы, чтобы был порядок, потому что хаос - то потеря общечеловеческих ценностей, настоящий пустырь в душах и пространстве. Учи законопослушности, используй церковь любого подчинения. Вовлеки священника. Не забудь про правоохранительные органы. Они больше заинтересованы, чтобы молодежь росла, зная азы законодательства и права.



Школьные гиганты. Они есть только в городах, а в селах - изредка. Преимущества крупных школ - многочисленные педагогические коллективы, есть с кем пообщаться, дети имеют возможность выбрать педагога, который может дать лучшие знания.

Родители в этом заинтересованы. Для государства школы-гиганты экономнее, чем сельская малочисленная школа. В больших школах формируется ядро коллектива, которому под силу самые сложные задачи, определенные и не определенные уставом школы. Что уже говорить о взаимном обмене опытом, материальную базу. В последнее время финансирование школ осуществляется финансовыми органами из расчета на одного ребенка. А не проиграет ли от этого нововведения сельская школа? Конечно, затраты на малые сельские школы должны быть значительно большими. Но и преимущества сельской школы тоже очевидны. В ней живут дети и родители одной семьей. Хороший директор, а то и классный руководитель должны знать все о каждой семье: когда чей день рождения, имя и отчество отца и матери, знать родных, интересоваться их здоровьем. А какие условия созданы, чтобы сын или дочь учились хорошо, жили в согласии и дружбе? Судите сами, что лучше: 3000 учеников, или 1000? Как на меня, 400 - это норма. Для воспитательного процесса лучше как можно меньшее количество учеников. А объединять школы разных населенных пунктов - просто неисправимый грех с непредсказуемыми последствиями для сельских мальчиков и девочек.

Уважаемые коллеги! Не увлекайтесь гигантоманией в школе. Не практикуйте, а тем более не стройте школы, в которых директор за год не может встретить того или иного ученика. В больших школах можно только передавать знания, а не духовно возвышать человека.



Равнодушие. Это еще большее зло, чем преступление. Вы возразите. Возможно, вы правы, но равнодушие порождает зло. Бойтесь равнодушных людей, ибо они могут побудить к беды, неотвратимой беды. Они придерживаются правила: «Моя хата с краю...» Безразлична ребенок это не просто флегматик, это недвижимая вещь в процессе воспитания.

Ребенок не может быть равнодушной к чужой боли. Настоящий человек не может быть равнодушным к чужим успехам. Она или ревнует, или завидует, или радуется. Для равнодушного человека все равно, что творится вокруг. Даже межгосударственные конфликты, а то и войны берут начало из равнодушия.

Можно ли воспитать чуткую личность? Да, можно и нужно, ибо это та черта, которая поднимает ребенка над обществом, делает ее личностью, что не способна на плохие поступки, что сопереживает своему товарищу, попавшему в беду. Зарождается равнодушие с нежелание ребенка быть первой, со списывания домашних заданий.

Останови, коллега, эту беду, потому что с годами будет поздно. Эта болезнь истощит детскую душу, задержит развитие, может и перерасти в преступление. Будем надеяться,что этого не случится, потому что нынешнему обществу ой как нужны неравнодушные личности.



Несбыточная мечта. Не может быть таких в школе, потому что это настоящая трагедия для нескольких поколений, психическая травма, заблуждение для детей. Задумали мы как-то с сельским руководством создать 25 новых рабочих мест, чтобы не бежала молодежь из села. Да и не только молодежь, но и люди постарше. Кто сейчас на заработках в Италии, кто в Португалии, кто в России или в соседнем районе Украины. На зиму съезжаются. Совершают «погромы» своим семьям. С женами не мирятся. Кто из женщин прозорливее, предостерегают мужчин от подработки, а чаще - нет, потому что «длиннее» гривна радует взгляд. И еще есть сотни причин, в том числе и интимных.

С помощью шефов мы построили свой школьный завод по изготовлению телевизионных плат. Завезли оборудование. Понимали, что высоких технологий нам не достичь. Но мы надеялись, что дети станут когда высококлассными специалистами, получат опыт и умения, научатся отличать трансформатор от конденсатора.

Прошла «горбачевская» перестройка, а с ней канули в историю и все добрые начинания. Уважаемый коллега! Бойся «перестроек», потому что твои мечты могут стать невыполнимыми, а в душах детей будет холод и пустота.



Береги честь смолоду. Помните ли вы этот известный ВИСЛІЕ? Наверное, речь идет о чести, которая была присуща гусарам, а то и офицерам старой армии. Когда человека презирали, она вызвала своего противника на дуэль, которая, как правило, заканчивалась смертью одного из них. Давно уже запрещены дуэли, но помните, что слово «честь» имеет тот же корень, что и «честный». К сожалению, данное честное слово сегодня потеряло свой вес. Многие затер его, как увлажненную тряпку, и может свободно употреблять, не думая, что следует отвечать и перед друзьями, и перед партнерами, и перед коллегами. Недолюбливаю я тех, кто не сдержал слова. Склоняю голову перед теми, кто как сказал, то так и сделал, у кого слово не расходится с делом. Придешь, бывало, в какую-то учреждение - наобещают «семь мешков шерсти», и все на завтра, и на завтра. Обещания надоедают, как горькая редька. Остается сделать пессимистический вывод: руководители (почти все) не держат слова. Находят объективные причины своего профессионального обмана.

Коллега, надо исправлять это положение, чтобы мы не перестали верить слову чести. Как это делать - не надо вас учить: упражнениями, тренировками, делом, собственным примером. А еще с помощью литературных произведений и истории - они ярко и поучительно напоминают о забытом «слово чести».



Радіолінійка. Ежедневная акция. И в холод, и в дождь она состоится. В селе почти в каждом доме трансляция. Собственно, сельское, можно сказать, речи. Сначала дети отчитываются, рассказывают о всех, кто нарушал поведение, кто какие имел успехи в учебе, кто в спорте, кто в художественной самодеятельности, кто отличился, работая в том или ином кружке. Все село слышит, все село знает своих «героев», радуется успехам и сопереживает неудачам детей. Я скажу без преувеличения, что школа объединяет семьи, родственников, которые волнуются за своих воспитанников. Нередко можно увидеть целые родовые кланы, которые приходят на день села, и первым вопросом бывает: «А как дети учатся? Можно поставить их в пример?»

Далее на линейке звучит задание для учеников школы на нынешний день, которое объявляет директор, затем - интеллектуальная разминка, то есть это задача с одним-двумя неизвестными. За лучшую и правильный ответ - приз. Может быть, скажем, шоколадка, а может быть и нечто более весомое. Зависит от сложности вопроса. В конце линейки приветствуют тех, кто в этот день родился. Это может быть и учитель, и ученик, и его маленькая сестренка, и отец, и мать. Предостерегаю и надеюсь, что вы, друзья, не пропустите случаю поздравить кого-то с праздником, который бывает лишь раз в год, потому что для детей это не случайность, если не поздравите - останется обида на всю жизнь.