Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Основные пути развития гражданского воспитания в 1905-1920 гг.

И. Кучинская,

докторант Института педагогики АПН Украины

Киев



Процесс воспитания - явление многомерное, оно определяется воздействиями различной степени - от наиболее общих, духовно-национальных, общественно-социальных факторов индивидуальных, узко направленных. Воспитание мы рассматриваем, как поліспрямований процесс, где каждая конкретная цель обуславливает соответствующее содержание и методы, а направление воспитания определяется единством целей и содержания. Итак, цель и задачи воспитания украинских детей, в 1905-1920 гг. определили основные направления развития гражданского воспитания, а именно:

1) морально-правовой;

2) социальный;

3) духовный;

4) государственно-национальный.

В начале XX в. украинскими деятелями науки, культуры и политики была актуализирована общественно-воспитательная проблематика в совокупности четырех ее аспектов: кроме традиционного, выделяем нравственный, социально-духовный и государственно-национальный.

Обоснуем этот вывод, анализируя и конкретизируя гражданскую мотивацию в исследуемом нами воспитательном пространстве.

Так, отсутствие в начале XX в. украинского национального воспитания в системе образования, когда полностью игнорировались национально-культурные потребности народа, вызвала определенную национальную воспитательную проблемную ситуацию, что сказалось на формировании украинских национальных ценностей вопреки официальным государственным доктринам. Такие деятели науки и культуры, как Бы. Гринченко («Чего нам надо?» (1905), «Которой нам надо школы». (1912), «Украинская грамматика» (1917)), Г. Грушевский («На пороге новой Украины» (1918), В. Винниченко («Возрождение нации» (1920),. Огиенко («Родной язык в украинской школе» (1917), «Тернистым путем: О несправедливости народа украински» (1917), («Украинская культура: Краткая история культурной жизни украинского народа» (1917)), С. Русова («Идейные устои школы» (1913), « Национализация школы» (1907), « Новая школа социального воспитания» (1907), Я.Чепіга («Национальное воспитание» (1913), «Социализация народного образования» (1917)) и другие утверждали в сознании украинцев стремление к созданию национального государства и создания системы национального образования. Они обращали внимание в своих трудах на то, что народное образование неразрывно связана с национальной почвой. Школьное образование, что теряет национальные корни, рано или поздно отрицается народом, позанаціональне не может быть народным, именно через национальное образование и воспитание, культуру проявляется и осуществляется социальное воспроизводство этноса и гражданское становление нации.

Развитие национальной школы в современных условиях подтверждает дельные мысли украинских педагогов начала XX в. в отношении образовательной политики. Ведь национальная школа - это школа, которая воспитывает школьников на образцах национальной культуры, духовных богатств, традиций, национального образа жизни и деятельности своего народа. Национальная школа развивается вместе с нацией, благодаря нации и для нации (Бех И. Д. Воспитание личности: Кн. 2. - К., 2003. - С11).

Особенность национальной школы заключается еще и потому, что она передает молодому поколению культуру этноса в широком понимании этого слова... Школа должна приобщать ребенка к системе национальных ценностей (там же, стр 11).

Разработанный нами материал подтверждает, прежде всего, национальную мотивацию в создании морально-правового аспекта гражданского воспитания в исследуемый период. Так, В. Родніков в работе «История педагогики» (Киев, 1916), анализируя педагогические взгляды К. Д. Ушинского, подчеркивает, что одно из главных воспитательных задач каждого народа - «составлять развитіе нравственной стороны, и на первомъ планъ въ дълъ воспитанія всегда долженъ стоят нравственній идеалъ человека» (Родников В. История педагогики. - Киев. - 1916. - С.139). Ученый В. Преображенский в статье «Проблемы этики» («Введение в философию» (1904)), обращает внимание на то, что «... народы для решения определенных жизненных задач вырабатывают себя - автоматиче-ские формы реакции: это нравы... со включением правовых форм жизни» (с.441).

Наиболее конкретно по этому поводу высказался в работе «На пороге новой Украины» (1918) М. Гру-шевский, который констатировал, что и стадия украинского жизнь, в которую мы вошли», требует высокого морального настроя, спартанского чувство долга, определенного аскетизма и даже героизма от украинских граждан. По его мнению, кто хочет быть достойным гражданином, то должен добыть си моральные силы (Великий украинец: Материалы из жизни и деятельности М. С. Грушевского / Сост. А. П. Демиденко. - К., 1992. - С.140).

Подчеркнем, что гражданское воспитательный идеал рассматривался в формате нравственных и социальных ценностей нации, а также духовно-национальных потребностей народа. Так, С. Русова обращает внимание педагогической общественности («Новая школа социального воспитания» (1917)) на то, что «на развалинах старой школы должна родиться новая «школа социального воспитания» (с. 4-5). Моральный и юридический закон, констатирует Русова, состоит протяжении совместной жизни всех людей. Без социального воспитания, по мнению ученого, невозможно и гражданское формирования личности (там же, с.4-11). Русова конкретизирует, как именно нужно осуществлять «соціяльне воспитания», чтобы «следствием его был настоящий развитие гражданства». По ее мнению, необходимо понять взаимосвязь лица с общественностью, иметь лучшие «доброчинности», которых требуют от лица ее гражданские обязанности». Русова, нарушая социально-общественную проблематику, обращает внимание педагогической общественности на значимость формирования нравственных норм и обязанностей, юридического закона в деле воспитания гражданских взглядов украинских детей ( там же, с.4-11). Педагог подчеркивает важность именно социального фактора в формировании гражданской позиции подрастающей личности. Заметим, что моральный и юридический закон в этом случае выступает, по мнению Русовой, социальной реалией гражданского самоопределения личности. Следовательно, происходит попытка сочетания морально-правовых, общечеловеческих, социальных и национальных культурных приоритетов, имеющихся в воспитательном пространстве исследуемого периода, с формированием гражданского идеала, который рассматривался в государственно-национальном и духовно-ценностном аспекте воспитания (Г. Грушевский, И. Огиенко, С. Русова, С Сірополко, Я. Чепига).

Так, И. Огиенко («Украинская культура» (1918), «Украинская Церковь» (1918)) акцентировал в своих работах, что духовность человека проявляется в его поступках и поведении, которые базируются на общечеловеческих гражданских, национальных и христианских ценностях. Ценность ученый рассматривал как понятие, выражающее положительную значимость природных, социальных и духовных явлений для существования и развития общества, для нужд и деятельности каждого человека. Поэтому он считал, что формирование у детей чувства любви к своему государству, богу, родной земле, языку, культуре, народу способствует более эффективному воспитанию у молодежи социальной активности, гражданской зрелости, системы активного действенного отношения личности к Родине, обществу, государству, природе, труду, к самому себе, приобщает личность к национальной культуре своего народа, к его истории, развивает у детей чувство собственного достоинства; уважения к духовному наследию своего народа (Кучинская И. О. Воспитания духовных ценностей детей и молодежи в творческом наследии Ивана Огиенко. - Каменец-Подольский: «Абетка - НОВА», 2002. - С.17).

Приведем некоторые ценностные ориентации, которые Огиенко считал главными:

- утверждение гуманных начал в человеческих отношениях между: доброты, принципиальности, взаимоуважения, добросовестности, искренности, справедливости, толерантности;

- отношение к труду как основы и цели жизни;

- патриотизм как самовідана любовь к родной земле, ее народа, государства;

- интерес к прошлому родного края, стремление понять как величественные, героические моменты в его истории, так и причины трагических занепадів, страданий народа;

- осознание неисчерпаемых возможностей веры в высшую идею, в бессмертие души человеческой - как символа человеческого в Человеке, как возможности самосовершенствоваться, творить себя ради постижения самой высокой и святой цели - служить человеку, народу, Родине и находить в этом истинное человеческое счастье;

- развитое национальное самосознание, стремление к самоидентификации с нацией, национальную гордость и самоуважение;

- осознание неоценимого значения родного языка, в которой на генетическом уровне воплощается творческая сила народного духа, его помыслы, надежды, вера и воля ( там же, с.25).

Считаем целесообразным обратить внимание на то, что целью воспитательной деятельности родителей и педагогов Огиенко считал активную, духовную личность с высокими гражданскими качествами. Ученый доказывал, что в учебно-воспитательном процессе должны формироваться, прежде всего, национальное сознание и самосознание, мировоззрение, патриотизм, уважение к исконным традициям своего народа, глубокая духовность личности. По мнению И. И. Огиенко, в цели и содержании воспитательного процесса должна доминировать идея духовной направленности. Таким образом, благодаря ориентации на духовные достижения народа, формирование устойчивых духовнотворчих, націотворчих и государственно-созидательных качеств детей и молодежи способствует их всестороннему развитию (там же, с.78).

Достоин внимания тот факт, что реализовать свои гражданские воспитательные взгляды в практической деятельности Огиенко смог в 1918-1920 гг., когда был ректором Каменец-Подольского Государственного Украинского Университета (К-ПДУУ). Вместе с такими опытными педагогами, как Л. Белецкий, В. Биднов, П. Бучинский С. Русова, М. Столяров, Огиенко сделал попытку построить духовно-гражданскую модель воспитательной деятельности, по которой предусматривалось воспитание человека - гражданина, сына своей Родины, преданного патриота и христианина.

Духовная направленность гражданского вихован-ния, по мнению Огиенко, позволит не только сохранить нравственные идеалы нации, но и построить этическую систему национальных взглядов граждан государства. Так, в работе «Украинская культура и наша Церковь» Огиенко отмечает, что человек всегда хочет жить общественной жизнью и всегда стремится, чтобы в жизни это было лучше, чем оно есть. В своей жизни каждый обычный человек, по его мнению, влияет на свое окружение, а когда она еще и слишком способный, то преподносит это окружение на высший уровень. Состояние жизни то отдельного человека или всего общества называем культурой. Культура бывает, констатирует Огиенко, тройная:

- духовная - состояние духовной жизни человека;

- социальная - состояние и формы общественной жизни людей;

- материальная - состояние материального обеспечения в жизни человека (с.10).

Таким образом, культурное развитие нации будет влиять, по мнению Огиенко, и на выбор воспитательного содержания граждан государства.

Так, им были предложены следующие конкретные методы и формы воспитания духовных ценностей личности: организация и проведение лекций, бесед, содержание которых должно отражать морально-этические ориентации личности; убеждения средствами проповедей, используя примеры из жизни и деятельности выдающихся «мужей» К. Острожского, И. Почаевского, И. Мазепы, Д. Туптало, Бы. Хмельницкого и др.; создание ситуаций с целью выявления и формирования в процессе жизнедеятельности системы духовно-этических устремлений; целенаправленное прогнозирование воспитательного процесса с использованием духовной литературы; поощрение личности, сознательного усвоения норм и правил «христианского» поведения; диспуты, которые обеспечивают осмысление и оценку христианского наследия, позволяют активизировать умственную деятельность, развивать умение выражать свои мысли в спорах с оппонентами; анализ нравственных конфликтных ситуаций, требующих выбора линии поведения и позволяют реализовать знания в конкретной деятельности, а также подготовка и проведение собраний, докладов, рефератов, воспитательных занятий на темы: «Духовность и бытие человека», «Духовные ценности: утраты, поиски, возвращение» и др.; устройство традиционных христианских праздников с целью нравственного воспитания учащихся; изучение духовной литературы, организация книжных выставок и витрин новых книг; обеспечение единства и преемственности в изучении украинских народных традиций в процессе кружковых занятий (например, «Кружок сохранения родного языка», «Кружок народного творчества», «Кружок ценителей украинской культуры» и др.); выпуск интересных по форме и содержанию журналов, газет, где бы раскрывались основы духовности личности; проведение походов и экскурсий с целью ознакомления с историко-культурным наследием родного народа (Кучинская И. 0. Воспитания духовных ценностей детей и молодежи в творческом наследии Ивана Огиенко. - Каменец-Подольский: «Абетка - НОВА», 2002. - С.68-69).

Необходимо отметить, что в воспитательной практике в период национального возрождения доминировал духовно-национальный идеал. Так, А. Коваль в статье «Григорий Ващенко - создатель украинской воспитательно-образовательной системы» («Родная школа». - 1993. - №2) акцентирует внимание на том, что, выбирая все лучшее из прошлого, он (Ващенко) создал яркий образ воспитательного идеала, пути и цели воспитания: чтобы Украина имела сознательных патриотов своей земли и нации, что является предпосылкой развития, силы и могущества государства как гаранта свобод, необходимых для жизни индивида, семьи и нации в целом (с.3). О. Коваль подчеркивает, что в основу воспитания украинской молодежи профессор Г. Ващенко ставит общечеловеческие и национальные стоимости, взлелеянные на протяжении веков. До сих стоимостей принадлежит моральный закон творения добра и борьбы со злом, искания правды и построения справедливого строя, опирающегося на воспитание любви и красоты. Эти общечеловеческие стоимости вытекают из важного источника, которым для нас является христианская релігія. ее учение о бессмертии человеческой души дают направления человеческой силу и определяют абсолютную цель жизни человека. Однако человек как социальное существо приходит в мир и проживает в общине, которая имеет свои особенности, свои обычаи, свой образ жизни, свой национальный характер, свою виплескану веками национальную культуру. Принадлежность к данной общности, которая имеет общую историческую судьбу и желает жить своей независимой жизнью, называем нацией, ее интересы и всестороннее развитие могут быть защищены только в своем собственном государстве (там же, с.4).

Таким образом, невозможно, по мнению Ващенко, решить вопрос относительно подражания христианского воспитательного идеала без высокого назначения национальной идеи как одного из возможных средств достижения идеалов Истины, Добра и Красоты. Развитая национальная идея, стремление к самоидентификации с нацией, национальная гордость и самоуважение в сочетании с уважением ко всем этносам, которые являются патриотами и, как граждане, самоотверженно служат Родине, а также осознание неоценимого значения родного языка, в которой На генетическом уровне воплощается творческая сила народного духа, его помыслы, мечты, надежды, вера и воля, - все это делает личность духовно значимой, национально сознательной и морально обогащенной.

Ученый Вайсфельд в работе «Идеалы воспитания» (Киев, 1910) подчеркивает: «стремление и идеалы - вот что характеризует педагогическое отношение к детям» (с.9). Заметим, что в период национального возрождения (1905-1920 гг.) именно духовно-национальные идеалы сформировали гражданско-национальные идеи в воспитательной деятельности. М. Грушевский считал («На пороге новой Украины»), что идеи национального согласия и гармонии должны войти в жизнь, глубоко залечь в нем, как фундамент, на котором будет строиться новая жизнь (Гражданин-Государство-Гражданское воспитание. Антология /Составители М. П. Рогозин и В. В. Сухомлинская. - Донецк. - 2001. - С.75). Грушевский был убежден, что только тогда, как государство, община «станет не пустой вывеской, пустой декоративной фразой, повторяемой лишь «для приличия», а будет центром мысли и воли, предметом культа, религии, которым она была для древнего Елина или Римлянина; когда послужить сотворению Великой Украины в том значении, как я употребил это слово, станет самым высоким и самым большим счастьем для каждого сознательного украинского гражданина по правде и по совести, - тогда только сбудется сия Великая Украина, и украинский народ сможет сказать перед миром, что он послужил общему делу человечества» (там же, с.79).

Следовательно, появляются новые требования к воспитанию молодежи - это коллективизм, альтруизм, общественное мировоззрение, труд, идейность.

Так, например, И. Гэп в работе «Самоуправа школьников» (Киев, 1919) в §3 («Значения для державногромадського воспитания») подчеркивает, что ребенок должен рано набраться чувствование гражданской общности. «Ту правду, что совместный труд и альтруизм имеют большое значение для настоящей жизни в общине, она должна действительно пережить. Эта правда приходит в ее сознании с помощью групповой работы, при которой дело единицы нужное для дела общественности, и через школу или класса, если они имеют для понимания того, что честь общественности основывается на поведении единицы» (Гэп. Самоуправа школьников. - Киев. - 1919. - С.75).

Я. Чепига в своем труде «К свободной трудовой школы!» («Свободная школа». - 1918-1919. - №8-9.- С.81-85) констатирует, что когда происходит переоценка всех ценностей, школа должна радикально изменить свою структуру. И первое, что надо сделать, это предоставить школе вид трудовой общины, где будет воспитываться новый гражданин для обновленной общины.

Чепига отмечает, что некоторых может пугать то, что нельзя провести этот принцип в государственном масштабе; что для этого учительство не подготовлено, что дома не приспособлены, что школу словесной науки слишком трудно вдруг превратить в школу-лабораторию с мастерскими, станками, опытами, но учителя, как и народ из рабов стали свободными гражданами, свободными творцами государственного тела, и нас не пугает то, что они не подготовлены к такой жизни; мы верим, что народ найдет нужные ему формы, чтобы сама идея стала его идеей, стимулом новых желаний. Так и здесь, по его мнению, «нужна идея, нужен стимул, а то, форма она уберет, нас меньше всего беспокоит. Безусловно, что каждый будет творить по-своему, но творить, и это обеспечивает то, что образование народа оживет, станет его жизнью, культурным и ценным приобретением народа» (там же, с.81-85).

Чепига убежден, что ошибки, неудачи - это тот настоящий путь, которым шли, находили лучшие идеи, получали лучшие человеческие ценности. Пусть будут ошибки, уверяет педагог, будут не те совершенные трудовые школы, которые мы себе представляем, но здесь будет работа - живая, деятельная, творческая. Здесь, на взгляд Чепиги, будут воля, инициатива, активность, а не безволия, агония духа, пассивность. «Мы знаем, что мы в периоде творческих исканий, а не механического исполнения; мы среди жизни и движения, а не мертвой недвижимости. Пусть школа станет педагогичною лабораторией, но мы скорее найдем в своих коллективных исканиях нужные формы, чем ждать на то, что нас предпишуть с горы, из центра» (там же, с.81-85).

Строительство государства, новой системы отношений между ее гражданами потребовало и новых подходов в создании воспитательных ситуаций. Все чаще в своих работах педагоги отмечают формировании гражданского мировоззрения украинской молодежи. «Новые украинские школы» должны были разработать эффективные модели национального воспитания, по которым гражданская идея приобрела бы действующего характера. Ведь без гражданской направленности, как отмечал М. Грушевский, построить демократическое, национально сознательное общество будет невозможно («На пороге новой Украины»).

Обратим внимание на тот факт, что гражданская ситуация, возникшая в Україніу 1917-1920 pp., повлияла и на воспитательную мотивацию. Именно гражданское становление личности стало главной проблемой в воспитании. В это время, когда стремление к государственной независимости воспринималось как возможность национального возрождения, только гражданское воспитание влияло на формирование мировоззренческих взглядов украинцев. Воспитание граждан украинского государства должно повлиять на выбор государственных идеалов и ценностных ориентаций. По этому поводу В. Винниченко в 1920 г. написал в работе «Возрождение нации» (Киев-Вена) в §2 («Цель: национальность, засоб: государственность»): «Наша цель была - возрождение, развитие нашей национальности, пробуждения в нашем народе своей, национального достоинства, чувства необходимости родных форм своего развития. Соискание сих форм и обес-печения их. Государственность же есть только средств для этой важной цели. И через это же процесс получения этой державности уже должен был бы служить пробуджуючим, наштовхуючим и усвідомлюючим фактором. Или вигралось бы или програлось, а процесс был бы все равно и он уже сам выкупил бы и покрыл бы все возможные неудачи» (Винниченко В. Возрождение нации. - Киев-Вена, 1920. -С.257).

Анализ работ М. Грушевского «На пороге новой Украины»; И. Огиенко «Украинская культура», «Украинская церковь»; С. Русовой «Новая школа социального воспитания», «Национализация школы»; С. Сирополко «Задача новой школы»; Я. Чепиги «Социализация народного образования», «К свободной трудовой школы» показал, как за короткий срок в воспитательных взглядах научно-педагогической элиты Украины сформировалась система гражданских ценностей, которая не только изменила воспитательные потребности в педагогическом процессе, но и повлияла на гражданский выбор направления в развитии личности.

Заметим, что именно морально-правовые, духовно-социальные и государственно-национальные пути развития гражданского воспитания в 1905-1920 гг. конкретизировали воспитательные требования по формированию гражданского мировоззрения украинской молодежи. Следовательно, перед педагогами исследуемого периода стала проблема развития гражданского сознания, решение которой должно активизировать национальную цель и национальные потребности.

Прогнозирование и направления национальной ситуации, как свидетельствуют материалы исследования, повлияли на воспитательную динамику общественного развития, которая отражалась в попытке построения новой, общественно-национальной модели становления личности.

Анализ исследования, таким образом, дает основания для утверждения, что именно акцентирование морально-правовой, духовно-социальной и государственно-национальной проблематики в воспитательной политике указанного периода обобщило и конкретизировало основные пути развития гражданского воспитания.