Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Кобылянская Ольга. Повесть "Земля" и биография




Родилась Ольга Кобылянская 27 ноября 1863р. в городке Гура-Юмора в Южной Буковине в многодетной семье мелкого чиновника. С детских лет она знала не только украинский, но и польский и немецкий языки, которыми говорили в ее семье. Детство и юность будущей писательницы прошли в румынско-немецких городках Гура-Юмора, Сучава, Кимполунг. Позже она жила в с. Дымка, а с 1891р. - в Черновцах.

В Южной Буковине, заселенной преимущественно немцами и румынами, жили и украинцы. Но украинских школ или культурно-образовательных заведений в 60 - 80-е гг. здесь не было. Немецкая школа не могла дать Кобылянской каких-либо знаний по истории культуры украинского народа. Первые литературные произведения О. Кобылянской, написанные на немецком языке еще без четкого представления, "что значит слово "литература", приходятся на начало 80-х гг. ("Гортенза, или очерк из жизни одной девушки", "Судьба или воля?"). Ранние неопубликованные произведения Кобылянской ("Гортенза", "Рисунок из народной жизни на Буковине", "Видение", "Человек из народа" и др.) сегодня хранят преимущественно познавательное значение, отражая отдельные сцены из жизни местечковой интеллигенции, людей из народа.

Немецкий язык, как и немецкая культура, сыграли положительную роль в жизни и творчестве Кобылянской. Они, как справедливо заметила Леся Украинка, помогли Кобылянской выйти в широкий мир общечеловеческой культуры. Но для утверждения Кобылянской как украинской писательницы необходимо было глубоко знать не только украинский язык, но и достояние украинской литературы. Эту истину она все яснее начала осознавать и с конца 80-х годов настойчиво изучает культурное наследие своего народа, проявляет все больший интерес к его жизни.

Тогда же она принимает активное участие в так называемом феминистической руси, который затронул немало наболевших вопросов, над которыми задумывались представители передовой интеллигенции. Став в 1894р. одним из инициаторов создания "Общества русских женщин на Буковине", Кобылянская обосновала цель этого движения в брошюре "Несколько об идее женского движения". Писательница подняла вопрос о бедственном положении женщины "среднего сословия", активно выступила за равноправие женщины и мужчины, за ее право на достойную человека жизнь.

Эти мысли оказались в ранних произведениях писательницы. В некоторых из них ("Гортенза", "Она вышла замуж" и др.), описывая духовный мир своих героинь, писательница делает акцент на их поисках личного счастья. В "Человеке", а еще больше в "Царевне" личное счастье героинь Кобылянской в большей или меньшей степени связывается с социальными проблемами, активной позицией человека в жизни, с необходимостью бороться с обстоятельствами, которые сковывают развитие ее духовных сил.

Продолжая проблематику "Человека", повесть "Царевна" (1895) свидетельствовала о расширении мировоззрения писательницы, углубление ее реалистической манеры, средств психологического анализа. Повесть имеет сложную творческую историю. Писалась она и доопрацьовувалась длительное время (1888 - 1893), первоначальный текст ее был немецкий, более поздний - украинский. Напечатана повесть была в газете "Буковина" (1895) и того же года вышла в Черновцах отдельным изданием.

Коснувшись морально-этических проблем жизни интеллигенции в таких новеллах, как "Аристократка" (1896), "Impromptu phantasie", Кобылянская продолжает разрабатывать их в последующих произведениях и создает три целостных образы женщин-інтелігенток в рассказе "Valse melancolique" (1898). Впоследствии она возвращается к этой теме в повестях "Ниоба" (1905), "Через кладку", "За ситуациями" (1913).

Тема интеллигенции проходит через все творчество Кобылянской - от ее ранних рассказов и повестей к "Апостола черни".

Изображение жизни села, его социально-психологических и морально-этических проблем стало второй ведущей линией творчества Кобылянской. "Дневники" писательницы убедительно свидетельствуют, что во второй половине 80-х гг. она уже задумывается над судьбой народа, связывая проникновения в его жизнь с овладением социалистических идей. В новелле "Нищенка" (1895) писательница впервые показывает человека из народа, которая оказалась без средств к существованию, живет на милостыню. В середине 90-х гг. писательница углубляет знания жизни крестьянства, чему способствуют ее тесные контакты с жителями буковинских сел, в частности Дымки, которая впоследствии войдет в ее творчество страшной трагедией-братоубийством ("Земля").

Глубоко правдивые картины из жизни села Кобылянская дала в новеллах "Банк ру-стикальний", "На полях", "У св. Ивана", "Время", "Некультурная".

Выдающимся достижением украинской литературы, весомым вкладом писательницы в разработку темы земли в мировой литературе есть повесть Кобылянской "Земля". "Факты, побудившие меня написать "Землю", правдивы. Лица почти все что к другу также из жизни взяты. Я просто физически терпела под з'явиськом тех фактов, и когда писала, ох, как волнами рыдала!.." - вспоминает О. Кобылянская в автобиографическом очерке "О себе самой". Именно это дало основания Франко назвать "Землю" произведением, которое, помимо художественной ценности, "будет иметь длительное значение еще и как документ способа мышления нашего народа во время настоящего тяжкого лихолетья".

В начале 900-х гг., разрабатывая проблемы, намеченные в ранних произведениях, писательница стремится расширить сферу своих художественных поисков, обращается к абстрактно-символических тем и образов ("Аккорды", "Крест", "Месяц" и др.), пишет ряд стихотворений в прозе, среди которых есть мастерские художественные миниатюры. Кобылянская печатает отдельные произведения в модернистских журналах "Мир", "Украинская хата".

Реалистические и романтические тенденции творчества Кобылянской своеобразно сочетаются в одном из ее лучших произведений - повести "В воскресенье рано зелье копала", в основе которой - мотив романтической песни-баллады "Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці", что неоднократно прорабатывался украинскими писателями, в частности М. Старицким в драме под одноименным названием. Повесть переведена на многие языки, инсценирована, с успехом идет на сценах театров нашей страны.

Творчество Кобылянской 20 - 30-х гг., в период, когда Северная Буковина оказалась под властью боярской Румынии, проходила в особенно сложных и тяжелых условиях. Украинский язык и культура в этом крае жестоко преследовались, однако и в таких условиях Кобылянская налаживает контакты с украинской литературной молодежью прогрессивного журнала "Луч" (1921 - 1923), с львовским месячником "Новые пути", с харьковским издательством "Рух", где в течение 1927 - 1929рр. вышли ее "Произведения" в девяти томах.

В произведениях Кобылянской периода первой мировой войны и времен боярско-румынской оккупации Северной Буковины появились некоторые новые мотивы. В рассказы писательницы вошла тема войны ("Иуда", "Письмо осужденного солдата к своей жене", "Навстречу судьбе" (1917), "Сошел с ума" (1923) и др.), что была одной из ведущих В творчестве В. Стефаника, Марка Черемшины, О. Маковея, К. Гриневичевой и др.

В некоторых рассказах и новеллах послевоенного периода Кобылянская обратилась к отражению тех морально-этических проблем, ставших предметом художественного анализа во многих ее произведениях, написанных в конце XIX - начале XX вв. Так, мотивы "Земли" находят своеобразное продолжение и определенное углубление в социально-бытовом рассказе "Волчица".

Творчество Кобылянской 20 - 30-х гг подпадает под определенное влияние символизма ("Снится", "Пресвятая богородице, помилуй нас!"). В романе "Апостол черни" писательница определенной степени идеализирует буковинское духовенство, наделяя таких духовных пастырей, как о. Захарий, многими гражданскими и христианскими добродетелями.

Выступив в середине 90-х гг. как украинская писательница с рассказами и повестями из жизни интеллигенции, Кобылянская течение почти полувека создала десятки рассказов, очерков, новелл, повестей, критических и публицистических статей, переводов, оставила значительное по объему переписки. Большая часть его произведений написана на немецком языке. Из них лишь немногие были напечатаны в периодических изданиях; в 1901 г. они вышли отдельной книгой под названием "Kleinrussische Novellen". Отдельную идейно-тематическую группу составляют мемуарные и публицистические произведения Кобылянской, написанные в советский период ее деятельности.

Обстоятельствами жизни и творчеством Кобылянская глубоко вросла в буковинский грунт. Вместе с тем она никогда не замыкалась в узких рамках этнографических и охватывала зрением всю Украину. Активная участница всеукраинского литературного процесса, Кобылянская постоянно общалась с культурами других народов, в частности тех, которые жили в Австро-Венгерской империи. Благодаря новаторству, созвучности прогрессивным тенденциям мировой литературы проза Кобылянской в ее вершинных проявлениях вызывала и вызывает значительный интерес не только в нашей стране, но и за ее пределами. Лучшие произведения писательницы вышли в переводах на многие языки, в частности славянскими, сыграли и играют важную роль в міжслов'янських литературных контактах, поднимая международный престиж украинского художественного слова.

Повесть Ольги Кобылянской "Земля" полна тревогами за нравственность соотечественников, за человеческое в человеке и духовную судьбу украинского села. Замысел повести родился от глубокой внутренней боли, что его вызвало братоубийство, как следствие отступничества от законов народной этики, пренебрежение общечеловеческих ценностей, устоявшихся веками цивилизации. Писательница взялась за перо, чтобы в гуманистическом порыве предостеречь мир: "Люди опомнитесь. Так не должно быть, так нельзя!", осмыслить сущность человеческого бытия.

В центре внимания о. кобылянской - судьба семьи Федорчуков. Писательница постепенно показывает зависимость этой семьи от земли, которая сама по себе очаровательна и богата. Для Івоніки Федорчука главное в жизни - земля, труд, честь. Он был когда-то "бедным зарібником", жизнь заставляла его тянуться "перед людьми и Богом", тяжело зарабатывал деньги, чтобы потом купить себе землю. Всегда покорный судьбе, всю жизнь молча и тяжело работал на земле. Эта земля каждый раз набирала большей власти над Івонікою, над всеми его помыслами. Лишь тяжким трудом, тяжелым и неусыпным, он достиг всего. В этом трудолюбивому мужчине живут глубокие человеческие чувства. Земля стала для него живым существом, родной и дорогой, с которой в воображении он разговаривает, обожает ее. Земля для Івоніки составляет смысл его жизни, а потому такой страшной была его трагедия - трагедия разочарования в ней.

Будто от сердца отрывал старый Федорчук своего сына Михаила, отдавая в рекруты. Потому рекрутчина была для крестьян несказанно тяжелым бедствием. Ивоника боится, что Михаил в армии пропитается "чужими обычаями", перестанет быть "исключительно его сокровищем". И с тех пор наяву и в снах отец мнениями с сыном.

И случилось худшее - любимого сына Михаила ему довелось увидеть мертвым. Настоящий труженик, хозяин на земле, полон любви к ней, был коварно убит. Старый отец знал убийцу, но не хотел потерять второго сына. Івоніку раздирали страшные чувства "страх и любовь к живому, и любовь, и сожаление по вмерлим". Любовь в его душе победила ненависть к убийце.

В тяжелом риданні осиротевший отец обращался к земле со словами, которые свидетельствовали о его прозрение: " Не для тебя, сынок, была она, а ты для нее!.."

Убитый горем, он переменился после смерти сына, и зрение его отвернулся от земли. Ибо факт братоубийства открыл старику глаза на реальный мир. И он прозрел.

Зчорніла душа от горя и у его жены. Мария также осознавала, что ее сын Савва стал братоубийцей. Жить с таким грузом было больно и страшно. Ведь Федорчуки главным долгом своей жизни считали приобретение земли, чтобы увидеть своих сыновей богатыми и счастливыми хозяевами, обеспечив себе спокойную старость. И это не сбылось.

Ольга Кобылянская в повести "Земля" показала нам крестьянскую любовь к земле и труду, разочарование крестьянина в земле, трагедию, причиной которой стала именно земля. Крепко привязав всех к себе, никого с Федорчуков не сделала счастливым.

Шаг за шагом все четче вырисовывалась позиция писательницы в любовно выписанных ее щедрым сердцем героях "Земли".

Кобылянская показала, что счастье человека, смысл его жизни не в богатстве, не в земле, а в моральных цінностях.Вона убедительно доказывает: какой бы тяжелой не была человеческая судьба, какие бы обстоятельства не сложились, надо всегда руководствоваться законами совести, высокими нормам народной морали, не сбиваться с дороги, освещенной сиянием духовного опыта многих веков цивилизации.

 

 

Список использованной литературы

1. Кобылянская О. Слова зворушеного сердца. Дневники. Автобиографии. Письма. Статьи и воспоминания.- К., 1982.

2. Кобылянская О. Произведения: В 5 т.- Т. 5.- С. 520.

3. Литературная энциклопедия. - К., 1989.