Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МИХАИЛ СТЕЛЬМАХ

Внеклассное чтение

Природа в поэзии Михаила Стельмаха

Урок-презентация 6 класс

Н. Головецкая,

учитель украинского языка и литературы;

Т. Солошенко,

учитель биологии

Черкасская обл.

Цель: приобщать учащихся к чтению детской поэзии М. П. Стельмаха; вырабатывать навыки выразительного чтения поэтических произведений; развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», стремление помогать им, защищать от обидчиков.

Тип урока: интегрированный урок по украинской литературе и биологии.

Оборудование: портрет М. Стельмаха, иллюстрации учащихся к тех стихов, которые они декламируют.

Эпиграф урока:

По студеных годах вновь идет рассвет,

И дорога имеет сказкой удаль,

Как мое детство, как мое прощание,

Как моя годами стишена печаль...

М. П. Стельмах

Ход урока

И. Мотивация учебной деятельности

Решения кроссворда

Же

В

Ч

Г

Е

А

Г

Б

Б

В

Е

В

К

В

Б

Е

К

П

Г

И

Б

И

Л

В

Г

А

С

Т

Е

Л

Ь

М

А

Х

В

Г

К

А

К

А

К

А

Х

И

1. Самый большой лежебока.

2. Настоящий охотник за мышами.

3. Животное-строитель.

4. Животное, у которого хвост - руль.

5. Животное, которое умеет плавать и летать. К своего дома добирается тем же путем.

6. еда ежа.

7. Кто движется назад?

8. Животное-избушка.

II. Вступительное слово учителя

М. П. Стельмах появился на свет на Подолье, в живописном уголке Украины. Вот здесь Мише впервые улыбнулись вечера ясным месяцем, рассветы - зірницею, а глубокие дни - красным солнцем. Родился будущий писатель 24 мая 1912 года в с. Дяківцях Литинского района Винницкой области в бедной крестьянской семье. Но богатой она была на нежность и любовь. Мише родители, дедушка и бабушка учили его любить и уважать людей, природу, видеть в окружающем мире и прекрасное и таинственное. Поэтому мальчик тянулся к красоте и добру, как подсолнечник к солнца. Сказки, легенды, думы и песни - это для него как животворный воздух. Именно этим объясняется и большая жажда к знаниям - неудержимое влечение к книге.

Много и правды, и неправды пришлось познать М. П. Стельмаху-писателю. Прошел кровавыми дорогами Великой Отечественной войны, был трижды ранен. И не растерял того прекрасного и доброго, что с детства имел в сердце. Щедро делился своим талантом с людьми.

Писатель создал пять романов, писал новеллы, рассказы, стихи для взрослых и детей.

III. Объявление темы и цели урока

Сейчас мы совершим путешествие в поэтический мир М. Стельмаха, в котором живут трудолюбивые цапок и бурундучок, заяц и бобер,ленивый и хитрый лис, журавель из журавкой, мастерица белочка и другие звери и птицы. Все стихотворения о «братьях наших меньших» вошли в сборник «Как журавель собирал щавель».

IV. Изложение нового материала

Сообщение учителя биологии.

Бурундучок

Далеко в тайге, на окруженных высокими деревьями зеленых полянах, можно встретить маленьких зверушек, которые наполняют жизнью лесную глушь и тишину. Это прыткие и ловкие, похожие на вивірок, бурундуки. Живут они в неглубоких норах под деревьями, устраивая в них большие амбары для запасов. И все же для жилья выбирают дупла деревьев.

В течение лета и осени бурундуки делают запасы, собирая свыше четырех килограммов различной еды, которую хранят в образцовом порядке - отдельно семена трав, кедровые орехи, хлеб. Также они любят полакомиться семечками подсолнуха.

Бурундук меньше белочку. Его размер 13 - 15 сантиметров, из которых 10 приходится на хвост.

Он рыженький, с черными продольными полосками на мордочке и спинке и с пышным хвостом. Враги бурундучків - ястребы, куницы, хорьки. А медведи находят и разрушают их гнезда.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бурундукова семья».

В густоліссі круг гати

Бурундук строит домик.

Целый день его топор

Веселит птиц и зверя,

Целый день, целый день

Только и слышно - «динь!» и «дзень!»

А маленькие бурундучата

С боров несут к папе

И грибочки, и орехи...

А старая бурундучиха

Эти грибочки целые дни

На широком сушит пни.

Не убогую и не богатую

Бурундук поставил дом,

Засадил вокруг садик,

А теперь сыновей и дочерей

В теплой хате - не в норе -

Посадил за буквари.

Учатся дети - вплоть до звезды,

Учатся только на пятерки!

Учитель литературы.

- Каким вы увидели в этом стихотворении бурундучка?

- Понравилась тебе бурундукова семья? Почему?

Сообщение учителя биологии.

Черепаха

Зверушка, которая носит на спине свой домик, довольно интересно.

Ее лапы похожи на ласты, она может прятать их под панцирь так же, как и голову. Черепахи живут в воде, плавают и ныряют, а если почуют опасность, то долгое время сидят под водой. Это очень чувствительные и осторожные существа. На берег они выходят только для того, чтобы отложить яйца. Они откладывают 100-120 яиц в ямку. Когда маленькие зверюшки вылупятся, то сразу спешат к воде.

Морская черепаха каретта - хищник, она ест моллюсков, рыбу, раков. Другие черепахи питаются водорослями. Черепахи нуждаются в помощи, ведь люди уничтожают их ради мяса и панцирей.

Выразительное чтение учеником наизусть стихотворения «Черепаха».

Кот увидел черепаху,

Черепаху-костомаху,

И и говорит: - Вот неудачник!

Сверху миска,

Снизу миска,

А между ними черепаха.

Где взялось на тебя бедствие?

Черепаха говорит тихо:

- Еще давно когда-то мой дед

В косаря украл обед.

Тот обед вдвоем мисках

Над щелочами вкусно пах.

Дед поднял первую миску,

В вторую влез, словно в колыбель,

И кисель до заката ел,

А кисель миски слепил.

Так появилась черепаха,

Черепаха-кость.

А ты, котик, не кради,

Не минуешь тогда беды.

Учитель литературы.

- Что осуждает и от чего предостерегает М. Стельмах в этом стихотворении?

- Вызывает ли у вас симпатию черепаха? Почему?

Сообщение учителя биологии.

Кошки

Каждый из нас много раз видел кошек, разных по окраске меха, размерам, нравом...

Все они очень милые, ласковые, с красивыми мягкими движениями. Подавляющее большинство людей очень любит кошек.

Кошка - одно из животных, прирученных человеком с давних времен. Еще египтяне пять тысяч лет назад имели прирученных кошек, которых считали священными животными или связанными с богом солнца Ра. Ведь зрачки кошки расширяются во все глаза и сужаются в щелки в обратной последовательности от освещения. Ночью глаза котов светятся, словно излучая накопленное за день свет.

Убийство кошки было большим преступлением. Египтяне бальзамировали кошек после смерти и хоронили их в специальных ящиках из серебра и золота.

Родоначальницей домашней есть степная кошка, которую по древней страны Нубии привезли в Египет. С Египта кошки попали в Аравии, Индии, Азии, а впоследствии и до Европы.

На начале XX в. люди начали заниматься разведением различных пород кошек. На данный время существует более 70 таких пород. Все они четко делятся на три группы:

- длинношерстные;

- полудлинношерстные;

- короткошерстные (просмотр иллюстраций).

Кошки, в отличие от собак, в доме своего хозяина сохраняют полную независимость. При всем уважении к человеку и преданности кошка не становится ее слугой. Но привязанность к хозяину сильнее, чем привычка к месту, где они живут.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Забудько».

Очень утром, на рассвете,

Шпарит котик на рыбалку.

Котик мигом всівсь на ком -

Закидывает в реку удочку.

К полдня просидел,

А ничего не поймал,

Потому забылся на крючок

Наживить червячок.

Учитель литературы.

- Каким показал его автор в этом стихотворении?

Сообщение учителя биологии.

Белка

Выверка, или белка, найнепосидючіше зверек. Летом она постоянно в движении: цепляется длинными когтями за кору, а задние лапки, как будто накрученные пружины, помогают ей в прыжках, а пушистый хвост помогает держаться в воздухе.

В белки может быть основная и еще запасные дома, чтобы пересидеть непогоду или составить зимние запасы. В своем дупле она скрывается только во время непогоды и в сильную жару.

Питаются эти зверушки орехами, грибами, семенами, а также птичьими яйцами и птенцами.

Когда весной появляются маленькие бельчата, то белка выкармливает их молоком.

Белка на воле живет 2-4 года, а в неволе, если хороший уход, до 15 лет.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Белка сумочку сшила».

Белка сумочку сшила

Не для чего, а для дела,

Зайца вышила на ней,

Шагает в лес скорей.

А в лесу, а в лесу

Есть орехи на орехе.

Под пеньочками

Грибочки,

Есть и груши, есть и кислицы,

И жолуддя в траве.

Белка сумочку свою

Расстегнула в роще

И от утра до заката

В сумку сносит питания.

Белка зимой в холода

Не застучит беда.

Будет белка с детками

Борщ варить с грибками,

Будут в белки для утехи

И кислицы, и орехи.

Учитель литературы.

- Для чего белка сшила сумочку?

- Какая главная черта характера этой зверушки?

- Симпатизирует белке автор?

Сообщение учителя биологии.

Гусь

Это типичные водоплавающие птицы, которые очень хорошо приспособлены к жизни у воды.

Питаются гуси преимущественно растительной пищей. Они хорошо плавают и ныряют, выискивая на дне водоемов растительность, мелких беспозвоночных. Живут эти птицы преимущественно родственными группами или парами, которые создаются на всю жизнь. Свои гнезда дикие птицы бу-дуют в зарослях водной растительности. Самка снесет 5-9 яиц и бережно их насиживает. Малыши вылупляются на 30-31 день, хорошо опушенные. Уже через несколько часов, обсохшие, путешествуют за матерью в поисках пищи.

В теплые края птицы собираются в конце октября - начале ноября. Зимуют гуси в Египте и Африке. К родным очагам возвращаются в марте - апреле.

Гуси - самые первые птицы, которых одомашнила человек. Предками домашних гусей были китайские гуси. Одомашнивание этих птиц произошло около 100 тысяч лет назад, и с тех пор гуси принесли людям много пользы.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Гусь».

Наш гусь залез на кладку,

Стал, как всегда, на зарядку,

Вернулся влево, вправо,

Четко делает вольные упражнения,

Вот сделал гусь зарядку

И и в речку - бух из кладки! -

Моет крылья, чистит лапки.

Говорит качур: - Так-так-так,

Физкультурник наш гусь!

Учитель литературы.

- Полезным делом занимается гусь? Почему вы так думаете?

- А ты делаешь каждый день зарядку?

Сообщение учителя биологии.

Еж

О ежей существует множество легенд, что они ловят мышей, едят яблоки и т.д. И питается еж вредными насекомыми, слизнями. В нашей стране существует два вида ежей: ушастый и звичайний. еж - единственное животное, подпускает близко к себя человека, но не потому, что он храбрый - просто он плохо видит. Заслышав опасность, он моментально сворачивается клубком.

Как это не удивительно, но ежики едят ядовитых змей, яд на них не действует и даже ежи нападают первыми. Летом еж живет в гнезде под кустом или в ямке под пеньком. Зимой залегает в спячку и более 6 месяцев проводит без пищи.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Еж и лис».

С ежа смеялся лис: -

В тебя чуб не так порос,

Это не чуб - какой-то клубок

Или то иголок, булавок.

В парикмахерскую ты бы побежал -

Там шпильки бы свои постриг

Или гребінчика приобрел -

Чуб по моде причесало.

Только это произнес лис,

А к нему змей підліз.

С ужасом лис побежал обратно,

И ползет к лису гад.

Лис до пня скорее - верть,

И ползет за лисом смерть.

Когда вдруг клубок шпилек

Подкатился под пенек,

Покатился до змеи

И булавками убил ее.

Видит лис - это не клубок,

А задорный ежик!

Ежику поклонился лис,

Лапку с благодарностью пожал

И и от радости аж плачет: -

Не стриги шпильки, їжаче!

Учитель литературы.

- Каковы герои стихотворения за своими поступками?

- Ежа можно назвать героем?

Сообщение учителя биологии.

Журавль

Журавли всегда были для людей символом тоски по родному дому. Мало кто, находясь на чужбине и услышав журавлиное курлыканье, не мечтал вернуться к теплу семейного очага.

Журавли - прекрасные птицы с тонкой длинной шеей, длинными сильными ногами и крепким клювом. Живут птицы возле больших болот, особенно у тех, что граничат с полями. Журавли глубоко заходят в воду, умеют плавать, высоко и красиво летают. Это умные, смелые, а иногда кровожадные птахи. пищей для журавлей есть лягушки, черви, мелкие насекомые, семена, клубни и корешки.

Журавли - общительные птицы. Журавлиное супругов всегда верное друг другу. В своих родственников эти птицы относятся дружелюбно. Они не терпят беспорядка и любят жить в согласии. Нарушителей спокойствия журавли предостерегают грозными криками и ударами клюва.

Вместе с тем эти птицы очень игривые и, розгулявшись, они выполняют целые танцы с подбрасыванием камней и щепок.

Журавли всегда выставляют стражу перед стаей, а если их напугать, то прежде чем вернуться на прежнее место, они выставляют соглядатаев.

Журавли легко приручаются и становятся верными друзьями.

В теплые края они всегда летят одним и тем же путем без отдыха, пока не доберутся до теплых краев.

Выразительное чтение учеником наизусть стихотворения «Журавлик и рукавицы»

К журавлика под стог

Барашек из села прибежал.

Он принес в своей сумке

Для журавлика буханку,

Немного яровой пшеницы

И красные перчатки.

И не знает птица,

Зачем птицы рукавицы:

Или на ноги надеть,

Или на крылья нацепить,

Или принести в хижину,

Где живет ребенок ?

Выразительное чтение стихотворения «Журавль».

Журавль для барашка

Накосил стожок сенца

И и мастерит ясельця,

Не себе - для барашка.

Пусть барашек - добрый гость -

С яселець сено ест,

Пусть не дергает он стог,

Потому сломать может рог.

Учитель литературы.

~ Почему барашек и журавль подружились?

- Какой должна быть настоящая дружба?

Сообщение учителя биологии.

Барсук

Барсук - крупнейший тюфяков, он очень любит спать. Летом спит целый день, а зимой - круглосуточно. Лишь изредка он просыпается и бродит по лесу. Чаще всего такое бывает в оттепель и во время ливня, когда вода попадает в нору и перебивает сон лежебоки.

Это очень аккуратный зверь, неприхотлив к еде. Он ест личинок и червей, слизней, ловит лягушек и мышей.

В поисках пищи барсук легко раскапывает землю когтями. Они служат ему и для обороны, но нрава он мирной и до драки становится в крайнем случае.

Барсук - зверь большой, с короткими и сильными ногами, острыми когтями, маленькой председателем. Он медленный, но при необходимости быстро бегает и ловко ловит добычу. А тоннели он может рыть со скоростью больше метра в минуту.

Барсук - очень чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Нора глубокая со многими ходами. Барсук, как и медведь залегает в спячку, но перед этим он сгребает лапами до норы опавшие листья и потом крепко засыпает.

Врагами этих животных есть волк и рысь.

Барсуки - звери полезные. Они уничтожают грызунов, ядовитых змей, слизняков.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Барсук».

У гати, круг хатки,

Засадил барсук две грядки

И світанням на заре

Завалился спать в норе.

Спал барсук два дня и две ночи,

Вплоть запухли у него глаза,

Потом встал, умял пирог,

Зевнул и... снова лег.

Круг гати, где две грядки,

Видит заяц непорядки:

Не полив посев барсук,

Заяц в нору - тук-тук-тук!

- Вставай скорее, земляк,

Без воды занял твой плачет!

- Сейчас обую сапоги -

По ведро - и к реке!

Встал барсук, расправил плечи

И - не в дверь, а к печи:

Съел картофель, съел кисель,

Зевнул - и в постель.

Говорят, горе тем грядкам,

Что попали борсукам!

Учитель литературы.

- Почему поступки барсука кажутся нам смешными?

- О какую отрицательную черту характера барсука говорится в стихотворении?

- Как вы понимаете две последние строки стихотворения?

Сообщение учителя биологии.

Заяц

В наших лесах водятся русак, или серый заяц, и беляк. Летом оба имеют буро-серую окраску. Зимой русак чуть светлеет, а беляк становится полностью белым.

Беляк - лесное существо. Днем спит, а ночью ищет еду. Зимой обгрызает кору деревьев. Заяц-беляк легко передвигается по глубокому снегу и очень красиво запутывает свои следы до логова. Зайцы имеют очень хороший слух и издали чуют опасность, а убегая от врага, бегут 70км/ч.

А заяц-русак живет в полях и в степях. Питается озимыми, кочанами, сеном и корой садовых деревьев. Он очень юркий и незаметный в поле и в степи благодаря своей окраске.

Рак

Ракообразные встречаются практически везде, начиная от луж и рек и заканчивая морями и океанами. Некоторые раки выживают даже в пересохших водоемах в течение трех лет. Некоторые ракообразные способны менять окраску под цвет грунта. Одни раки бегают, плавают или ползают, другие - отдают предпочтение сидячему образу жизни. их тела защищают от наступавших вапнисті раковины. Те ракообразные, не имеют раковин, покрытые надежным панцирем ... пластин. Такие панцири имеют речные раки, омары, креветки и крабы. У всех них есть по 10 конечностей. Две передние - это сильные клешни, которыми они добывают пищу и защищаются от врага. На голове имеют три пары челюстей. Размножаются раки, откладывая яйца, похожие на рыбью икру. И очень много этих яичек поедают рыбы. Морские ракообразные служат пищей для многих рыб, усатых китов, птиц. И самой большой угрозой для раков есть грязная вода, от которой они погибают. А если погибнут ракообразные, то погибнет большая часть обитателей моря или реки. Поэтому мы с вами должны делать все возможное, чтобы сохранить этих животных. Скажите, что мы можем сделать для того, чтобы помочь им?

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Заяц и рак» в ролях.

Автор.

Утром заяц возле дуба

Оделся в белую шубу,

Оделся, оглянулся,

В длинные усы улыбнулся:

Заяц.

- Хорошая шуба, шуба пригожих,

И на полюс с ней можно.

Только увы - сапог нет,

А на дворе уже зима...

Автор.

Обознался дятел из клена:

Дятел.

- Есть знакомый рак у меня:

По твоему он заказа

Сошьет сапоги сразу.

Автор.

Не ловил наш заяц гав,

А побежал скорей на стал.

Уселся заяц на колоду

И и кричит прямо в воду:

Заяц.

- Вилізь, раче, из воды,

Выручки зайца из беды,

Сшей новенькие сапожки,

Чтобы звенели подковки,

Чтобы и шпоры звенели,

Злого лиса отгоняли.

Автор.

С воды вылезает рак

И и говорит зайцу так:

Рак.

- Я зимой спочиваю

И работы не принимаю,

Чтобы летом был заказ,

Сшил бы сапоги вмиг.

Автор. Заяц тихо в одвіт:

Заяц.

- Летом тепло и без сапог,

Летом всегда забываю,

Что придет зима к роще.

Думать надо, - говорит рак, -

А теперь ходи уже так.

К свидания, привет...

Автор. Заяц до сих пор без сапог.

Учитель литературы.

- Жалко вам зайца? Почему?

- Рак умеет шить сапоги?

- Может, ссылку на зиму было только причиной отказа?

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание

Подготовить устный связный ответ на вопрос: «Какое животное или птица, упомянутые на сегодня уроке, вам больше всего запомнились и почему?»