Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Духовное единство двух художников

Тарас Шевченко и Евгений Сверстюк

9 класс

Г. Машталер,

учитель украинского языка и литературы

Ивано-Франковская обл.

Запричастімося энергией тех светлых личностей, которым суждено стать светочами времени и эпохи. Это художники, которые закладывали и построили крепость собственного Духа на фундаменте наиболее благородных цивилизационных достижений, куда увіходила и достойная восхищения и удивления культура страданий. Это светлые энергетические личности. Каждое их откровения в слове вырывалось неожиданными пророчествами, мощными взрывами и открытиями. Только нужно научиться читать и понимать его. «Каждый по-настоящему большой требует не возвеличивание, а понимание, прежде всего, понимание его источников и святынь», - пишет Евгений Сверстюк.

Как надо понимать творчество Тараса Шевченко по генетическим кодом, за психологическими ощущениями жизни, по его философским осмыслением, с высокой способностью к любви и самопожертвованию?

На эти вопросы найдем ответ в книге Евгения Сверстюка «На празднике надежд». Литературные статьи выдающегося философа, эссеиста, поэта написаны на высо-ких регистрах, воспринимаются как художественное открытие, как воспроизведение новой, неведомой ранее художественной ценности. Они помогут учащимся почувствовать атмосферу храма, в котором действует с полным посвящением поэт, ту внутреннюю биографию писателя, полный боли, змордований прошел сквозь зоны крепостнического мира и сказал:

Боже милый,

Как хочется жить,

И любить Твою правду,

И весь мир обнять.

Подаем ключевые фрагменты урока «Духовное единство двух великих художников - Тараса Шевченко и Евгения Сверстюка» в 9 классе, на котором раскрыто творчество Кобзаря через восприятие и толкование исследователя Евгения Сверстюка.

Начинаем урок вступительным словом учителя, продолжительность которого 3-5 минут, но вместимость его, как и образная эмоциональность, должны быть очень значительными. Целесообразность связной вступления как важного элемента урока неоспорима. Это и направление размышлений учеников, и образец логического, последовательного, образно-художественного изложения мысли. Отсутствие такого элемента на уроке, стремление переложить все содержание урока на самостоятельную проработку учащимися путем однозначных вопросов и ответов приводит к тому, что ученики часто выкладывают мысли неполно и непоследовательно. Научить связной рассказы можно главным образом при условии наличия ее на уроке ежедневно, в лучшем образце, то есть из уст самого учителя.

Подаем вступительное слово учителя.

- Евгений Сверстюк подарил нашему молодому поколению прекрасную книжку «На празднике надежд». Она дает ответ на вопрос: быть собой или никем.

Быть - это быть сыном!

Быть - это быть в оппозиции, быть со шпагой.

Быть - значит выполнять долг.

Когда принимать правду - тогда игра по закону чести.

Каждая статья, эссе, мысль настолько глубинные, мудрые, совершенствуют человека, его душу, очищают от всего мелкого, зовут к высокому, человечного. Голосом писателя говорит правда гордой духовности. Где еще найдем такое глубинное проникновение в тайну Его пророчеств, как не в книжке Есть. Сверстюка «Год высокого солнца»?! Эти слова мы должны знать наизусть, как и «Завещание» Тараса Шевченко:

- Нас глубоко поражает большая любовь Шевченко - любовь к Украине. Любовь проходит через всю украинскую литературу. Из нее сделали тему. Из нее произвели амплуа. Время из нее делали профессию. Но даже среди искренних идеалистов Шевченко чем-то выделяется.

Или только тем, что Он первый полюбил ее, Как сын любит мать, Хоть бы она была слабая, Старая, изможденная, бедная?

Кажется, не только тем. Страдание имеет свой язык. Этого языка глухие говоруны не слышат. Они делают вид, что понимают, о чем пишет Шевченко, они думают - о господ, крепостных... Это то же самое, что говорить о соборе, то кирпич, железо и дерево.

Шевченко пишет о встревоженную душу человека, о его борение с активным злом, с густой темнотой. О порывы и порывы к своей Небесной отчизны. Сквозь беспросветные тучи и безнадежно искалеченное жизни.

Может, с тех искалеченных ран и выглядит душа заглядывает нам в глаза большими глазами страданий.

Имеем впервые прочтения произведений Шевченко с точки зрения духовных проблем: национальные принципы превыше всего. Любовь к Богу и брата своего. Вера в непобедимость правды. Верность Украине и самоотверженный труд для нее, подлинность любви и веры, ибо фарисейство религиозное и патриотическое - смертный грех против духа.

На этом уроке отходим от стандартных уроков-монологов к модели социальной реальности - урока-диалога. Ведь такой урок предполагает основным не преподавание, а познания, когда происходит живое общение, что требует проблемных ситуаций, искания.

Каждый ученик заранее получил раздаточный материал такого содержания.



1 карточка

- Знай лексическое значение слов, которые употребляет в своих произведениях Евгений Сверстюк.

1. Этнос (то же, что этническая общность) - группа людей, которая сложилась исторически и связана общностью территории, языка, культуры быта и особенностями психического склада.

2. Элита (с французского - лучшее, отборное) - люди, которые выделяются среди других своим общественным положением, умом, способностями и др.

3. Этика (с греческого) - наука о морали, ее происхождение, развитие и роль в общественной и личной жизни людей.

4. Приоритет (с латинского - первый) - первенство в открытии, изобретении, высказывании идеи.

5. Феномен (с греческого - то, что появляется) - исключительное, необычное, редкое явление, в философии И. Канта - то, что не постигается опытом и не доступное человеческому познанию.

6. Лакейство (в пренебрежительном смысле) - подхалимство, вислужування перед кем-нибудь.

7. Конъюнктура (с латинского - соединяю) - совокупность условий, положение вещей, стечение обстоятельств, которые могут влиять на ход и исход какого-либо дела или процесса.

8. Синтеза (с греческого - соединение, составление) - метод изучения предмета в целостности и взаимосвязи его частей.

9. Эссе (с французского - проба, очерк) - научные, исторические, критические и другие очерки, которые отличаются непринужденной, свободной трактовкой вопроса.



2 карточка

Прочитать литературно-критическую статью Евгения Сверстюка о Тарасе Шевченко и высказать свои соображения по ключевой мысли (на выбор).

Вопрос.

1. «Шевченко своей творческой страстью внутренне розкріпачував людей и учил их быть людьми» (статья «На девятое марта»).

2. Христианский идеал згармонізованої человека в творчестве Т. Шевченко (статья «Феномен Шевченко»).

3. Образность «Кобзаря» - это большая загадка багатогранности в видимой простоте (статья «Феномен Шевченко»).

4. Тринадцать стихотворений Шевченко, написанных в каземате - «воспоминания о будущем, прозрение в двадцатый век в отчуждения» (статья «Феномен Шевченко»):

а) мерцающие обломки украинской судьбы, рассеянные в пространстве и времени («Садок вишневий коло хати», «За байраком байрак», «Ой одна я, одна», «Ой люли, люли», «Мне все равно», «Не бросай матери», «Чего ты ходишь на могилу», «Ой три пути широкой - терном зарастают», «Веселое солнышко пряталось», «Рано утром новобранцы», «В неволе тяжело», «Косарь», «мы еще сойдемся снова»);

б) право иметь свое лицо и память, самовозобновляемые - ведущая идея притчи «Не спалось»...

5. «Именно Шевченко вечно грезит душа народа, чтобы причиститись его словом, увидеть его глазами себя на плинному плесе реки жизни (статья «Феномен Шевченко»).

Такие вопросы методически правильные, потому что на них нельзя ответить, не зная фактического материала, и не можно ответить, зная только фактический материал. Роль учителя при этом была організовуюча и направляющая.

Своеобразным аккордом прозвучал отрывок из статьи «На девятое марта», что стало толчком к выводу:

«К нему втаптывали тропу миллионы паломников, тысячи актеров, что только в молитве ему виповідали свою роль, сотни последователей, которые клялись ему в верности, и десятки детей, молчаливо приходили на могилу отца.

С одним он был немой и призрачный, как вечное божество. Авторов он прощал всеблагим прощающим улыбкой. От последователей мрачно принимал присягу. А дети обновлялись возле него, и каждый по-своему ближе чувствовал начало и лучше продолжение себя.»

Углубившись в творчество Тараса Шевченко и Евгения Сверстюка, ученики заметили много общего в их эстетических позициях, поэтическом видении мира, философских взглядах. Это не подражание. Это духовное единство двух великих художников. А еще ученики-гимназисты научились логично и последовательно излагать материал, видеть сквозь призму авторских рассуждений творчество Кобзаря.

Евгений Сверстюк - один из тех, кто несет на своих плечах духовность. Отражает сутки - противоречивую, непростую. Делает ее щедрее и мудрее. Поэтому ученики должны больше знать о личности Евгения Сверстюка. Приемы изучения материалов о писателе могут быть разными: рассказ, комментируемое чтение, запись учащимися некоторых особо важных выводов, высказываний в тетради, элементы беседы.

И наиболее эффективным методом является организация самостоятельной работы исследовательского характера. Тогда ученик сам учится, у него формируются учебные умения, даже привычка систематически работать в сфере литературного образования.

Предложим ученикам такой тезисное план, по которому они будут работать дома творчески, самостоятельно подбирая материал, чтобы выкристаллизовался образ писателя Евгения Сверстюка - загадочного, неповторимого, что был светилом шестидесятничества.

Ученикам дано право самостоятельно выбирать какую-то тезис, составить коротенькие сообщения. Возможно, что один и тот же вопрос выберет большинство учащихся (значит, этот мотив им по душе). Главное, чтобы педагог создал в коллективе атмосферу увлечение произведениями, чтобы интеллектуальные интересы стали теми нитями, которые связывают отдельных школьников самыми сокровенными, самыми сложными отношениями - отношениями мышления.



План

Сам автор о себе.

1. «Была своя хата с большим садом. Своя с дида-прадида земля. Свой хлеб» (статья «На моем веку»)

2. «Склоняюсь перед памятью моих неграмотных родителей» (статья «На моем веку»)

3. «Вопрос о выборе пути стояло рано» (статья «На моем веку»)

4. «На столе у следователей КГБ лежал мой дневник» (статья «Перед входом в туннель»)

5. «В камере была жуткая тишина» (статья «Перед входом в туннель»)

6. «Игра по законам чести» (статья «Перед входом в туннель»)

7. «Мне никогда не грозило раздвоение лица на суть и выгодное маску» (статья «Последнее слово на суде»)

8. «Сумел ли я хотя бы на миг вознестись к требованиям времени, к уровню обязанности - пусть об этом судит народный, а потом суд истории»

(статья «Последнее слово на суде»)

9. «Ожидание праздника... и творить праздник определяет мой жизненный стиль..., на праздник надежд приносим свое свечение» (статья «Слово к читателю»)



II. Размышления литературоведов о личности Евгения Сверстюка.

1. «Евгений Сверстюк - одна из самых заметных фигур эпохи шестидесятников..., своеобразный нравственный камертон, по которому сверяем чистоту тона нашего голоса». (статья Михайлины Коцюбинской «Сквозь большую призму»)

2. «Размышления о судьбе и место родной культуры - великой культуры со своим лицом, глубокими корнями и высоким цензом моральных ценностей». (статья Михайлины Коцюбинской «Сквозь большую призму»)

3. «Своеобразие методы Сверстюка - через литературное произведение видеть и живописать судьбу народа». (статья И. Кошелівця «Отдельный Евгений Сверстюк»)

4. «Писатель всегда держит высокую моральную позицию «этос личности». (статья Ю. Вивташа «Сопротивление как стиль»)

Литературный и жизненный материал оказался настолько збагачуючим, а внутренний мир и воображение детей - настолько пораженными прочитанным, что эта вспышка заинтересованностью творчеством двух великих художников разных эпох оставил глубокий след в душах людей. Они нашли ответ на вопрос: «Надо восстановить человека. Но как? Начинать надо с правды.»

Уровень усвоения знаний учащихся с творчеством Т. Шевченко и Е.сверстюка проверяем по тестам.



Тесты И уровень (10 баллов)

1. Укажите литературное направление, к которому принадлежит произведение Шевченко «Причинная».

1. Сентиментализм

2. Реализм

3. Барокко

4. Романтизм

5. Классицизм

2. В каком году вышли Шевченко стихотворения и поэмы отдельной книжкой под названием «Кобзарь»?

1. 1847 г.

2. 1841р.

3. 1840 г.

4. 1849 г.

5. 1850 г.

3. Из какого произведения Т. Шевченко эти слова?

Идите, сыны, погуляйте,

Поищите судьбы.

Сыновья мои небольшие,

Неразумные дети,

Кто вас искренне без матери

Поздравит в мире?

Сыновья мои! Орлы мои!

Летите в Украину.

1. «Галайда»

2. «Варнак»

3. «Иван Подкова»

4. «Балагур»

5. «Гайдамаки»

4. В образе которой героини видим психическое раздвоение, то есть суть жизненной драмы матери? Укажите название произведения, из которого взяты слова:

Она слышит с той хаты,

Как ребенок дышит.

1. Катерина («Катерина»)

2. Анна («Наймичка»)

3. Оксана («Гайдамаки»)

4. Марина («Марина»)

5. Оксана («Слепая»)

5. Какую поэму Т. Шевченко И. Франко назвал «смелым манифестом слова против темного царства»?

1. «Еретик»

2. «Кавказ»

3. «Разрытая могила»

4. «Сон» («У всякого своя доля»)

5. «И мертвым, и живым...»

6. Укажите произведение, в котором Кобзарь считает, что украинский народ имеет все основания для формирования своей культуры («В своем доме своя и правда, и сила, и воля»).

1. «И мертвым, и живым...»

2. »Кавказ»

3. «Еретик»

4. «Исаия. Глава 35»

5. «Мне все равно...»

7. Какое из произведений Т. Шевченко назвал «мистерией»?

1. «Сон»

2. «Кавказ»

3. «Разрытая могила»

4. «Неофиты»

5. «Большой погреб»

8. В какой из периодов своей жизни Т. Шевченко написал такие строки?

Мне все равно, буду

Я жить в Украине, или нет,

Или кто вспомнит, забудет

Меня в снегу на чужбине -

Однаковісінько мне.

1. В ссылке.

2. В период «трех лет».

3. В каземате перед ссылкой.

4. Во время обучения в Академии.

5. После ссылки.

9. В которой литературно-критической статьи Евгений Сверстюк написал о Т. Шевченко: «Он звулканив слова, записанные запорожской кровью и вспаханы крепостным плугом»?

1. «В пути к Шевченко»

2. «Феномен Шевченко»

3. «Последняя слеза»

4. «Шевченко непрочитанное»

5. «На девятое марта»

10. «Шевченко в нас больше чем великий поэт - он национальный пророк и мученик, распятый и воскресший», - так пишет Евгений Сверстюк в статье:

1. «Как высокого солнца»

2. «Феномен Шевченко»

3. «Шевченко непрочитанное»

4. «На девятое марта»

5. «Последняя слеза»



II уровень (11 баллов)

Дать ответы на вопросы.

1. Какие проблемы поднимает Т. Шевченко в произведении «И мертвым, и живым...»? Подтвердит цитатной планом.

2. Как в произведении «Великий льох» раскрыто идею о величайшее сокровище народа - идею самостоятельного государства?

3. Дать определение понятий: баллада, поэма, повесть, эссе, феномен.

4. Привести примеры крылатых слов (афоризмов) Т. Г. Шевченко.



III уровень

Написать творческую работу на одну из предложенных тем.

1. «Шевченко писал о встревоженную душу человека, о его борение со злом...»

2. «Каждый по-настоящему большой требует не возвеличивание, а понимание, прежде всего, понимание его источников и святынь.»

3. «Шевченко в нас больше чем великий поэт - он национальный пророк и мученик, распятый и воскресший».