Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ОЛЕСЬ ГОНЧАР

«Меч - это лишь сила, а песня - то бессмертие»

Изучение новеллы Олеся Гончара «Фантазия лунной ночи»

8 класс

С. Жила,

доктор педагогических наук, профессор

Чернигов







По программе по украинской литературе для 5-12 классов авторского коллектива под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента АПН Украины Нилы Иосифовны Волошиной в 8 классе изучается новелла Олеся Гончара с его романа «Берег любви» - «Фантазия лунной ночи», которую Анатолий Погребной назвал «редким по своей силе «произведением в произведении», где красота формы и философичность содержания находятся между собой в гармоничном связи»(2,с.191).

Эта притчева философско-психологическая лирико-романтическая новелла вдохновенно утверждает вечность красоты искусства и взаимосвязи культурных цивилизаций. В романе «Берег любви» молодой археолог, «считывая» каменные свидетельства предков на развалинах старой крепости, упевнюється: «Веки соединяются крепче, чем это мы себе представляем. Бессмертная вить творчества - это, несомненно, и самая определенная реальность, что ее ничто не разломит, что над ней не властно и время!» Археолог Росавський ищет ответа на вопрос, который не дает ему покоя: «Насколько изменилась (человек. - С.Ж.), а в чем осталась такой, как и была в античности? Олений рог сменила на трактор, галеру - на космический корабль, а беспокойство, а тяга к вечной тайне, разве он у человека исчез?»

Олесь Гончар создал в новелле поэтически обобщенный, возвышенный, волнующий образ знаменитого римского поэта, «певца любви, певца богов», Публия Овидия Назона, который по воле Октавиана Августа, римского императора, оказался в напівварварській греческой колонии во Фракии (современная Констанца в Румынии). Писатель в произведении не показывает причин антиномии (противоречия) искусства и власти. Кстати, сам Овидий в одном из писем элегий из ссылки называет как возможны две причины - «песни» и «ошибка» (или «оплошность»):

Через две вещи я потерпел - песни и неосмотрительность,

Что за тем вторым стоит, должен вечно молчат.

Я же не такой, чтобы посмел тебе, Цезарю,

бередить раны,

Более чем достаточно, что я раз только поразил тебя.

(Скорбная элегия 9-13 гг. н.э. в переводе А. Содомори)

Литературоведы же считают, что причиной ссылки могли быть его «Любовные элегии» и «Искусство любви», которые якобы разоблачали политику гражданской морали Октавиана, эпическая поэма «Метаморфозы», в котором поэт показал не только историю Рима, но и цивилизации вообще (перевоплощение людей в растения, цветы, каміния, животных и неодушевленных предметов у героев - воспроизводили идею изменчивости, текучести, непостоянства реально существующего, а следовательно, и Римской империи как таковой). Кроме того, Овидий очень много знал интимных подробностей из жизни императорской семьи (Октавиана Августа и его жене Ливии) и некоторые политические каверзы императорской семьи. Владимир Звиняцковский пишет, что тайна «неосмотрительности» Овидия, до двухтысячного юбилея которой мы приближаемся, до сих пор остается тайной, а один современный американский ученый насчитал сто одиннадцать версий, которые за две тысячи лет были высказаны другими учеными по этому поводу (3, с 100).

Достигнув вершины славы, поэт теряет все: и семью, и друзей, и общение, и рукописи своих произведений, и богатую библиотеку, и роскошную виллу с волшебным садом! Без суда и следствия, по приказу Октавиана Августа, Овидий отправляется взбудораженным декабрьским морем к устью Дуная в городок Томы, где и поселяется среди дикой природы и полудиких людей, на краю мира.

Олесь Гончар в новелле об этом пишет так: «Серой пустынностью, ледяными ветрами встретило его это античное крайсвіття. Все было здесь необычно: и безграничность пространств, и вой метели ночью, и здичавлений вид гарнизоны, что возвращалась со стен крепости в намерзах снегу, кутаясь в бараньи и волчьи шкуры до пят.... Вот тут оказался в этом крайсвітнім изгнании, недосяжнім для твоих могучих богов, для твоих веселых с берегов Тибра любовниц. Владетельный Рим знает, чем наказывать поэта, что впадает в немилость: не наказывает чашу с отравленным вином, не африканскими львами на арене Колизея, наказывает безвістю, одиночеством, забвением, к-смертным этим изгнанием между льдов и снега, где нет и никогда не будет потребности в поэтах!» (1, с.220)

Своей новеллой Олесь Гончар популяризирует не столько документальные знания о пребывании Овидия в диких гетских и скифских степях, сколько создает художественное видение о опального поэта. Поэтому, по нашему мнению, вставной произведение и имеет название «Фантазия лунной ночи». Одна из героинь романа «Берег любви» Инна Ягнич хочет побыть наедине с Овидием Назоном на берегу Черного моря. Она умеет это делать (соединять прошлое с настоящим). За то инна и видит, как поэт идет морем, ступает сандалиями на лунную дорожку: «Путник. Из Вечного города - в вечное изгнание» (1, с.220). Слово «фантазия» в заголовке касательное к Инне Ягнич, ведь ее увлечение Овидием такое сильное, что его образ оживает в Інниній фантазии, мечтах; до самого автора (Олеся Гончара), историю жизни поэта пропускает через собственное «я». Нам кажется, что эта новелла вводится в ткань романа «Берег любви» для того, чтобы выразить взгляды на тоталитарную систему, ее бесперспективность. Может, Гончар предусматривает такой способ развал крупнейшей мировой империи - СССР, а может, и вводит себя в контекст родной культуры, ищет в Овидия силы для жизни в условиях тоталитаризма.

Павел Загребельный, анализируя прозу Олеся Гончара, отмечал: «...в основе настоящего творчества всегда лежала воображение. И есть ли что-нибудь привлекательнее человеческое воображение! Жизнь дает материал, дает средства, дает краски, а уже художник выстраивает из этого свой художественный мир, свой космос, свой универсум, и чем он более просторный, чем прекраснее, чем самый правдивый, тем больше мы верим художнику и охотнее идем за ним» (4, с.78).

Новелла является плодом творческой фантазии писателя. Олесь Терентьевич создает перед нашим внутренним взором картины, которые заставляют задуматься над судьбой поэта-изгоя. Писатель применяет выразительные средства художественного выражения: самоанализ героя (Овидий сопоставляет свою жизнь в Риме и в изгнании, автор подает это через своеобразный коллаж миров=Рим+дикая степь и коллаж народов=римляне-люди+степняки-полулюди-кентавры-люди, Орфеї, лучшие богов), внутренний и внешний монологи, диалоги Овидия и Кигитки, полилог (Овидий - центурион - Кигитка), поток сознания, сочетание субъективного и объективного в воспроизведении настроения главного персонажа, среды, в котором оказался опальный поэт, эмоциональные потоки автора синтез эпической и лирической, эпической и драматической рассказы. В художественно совершенной новелле убедительно передано чувство первого в истории мировых литератур писателя, который оказался в изгнании. Психологический рисунок из жизни писателя-изгоя на чужбине является точным, правдивым, пройнятим глубокими выбритыми мыслями и чувствами, наполненной философскими смыслами. В нем искусно сочетается прошлое и настоящее. «Фантазия лунной ночи» - новелла настроенческая. Направление мыслей Овидия меняется от пессимистического до оптимистического толка. В произведении Олесь Гончар подает различные срезы чувств изгнанника. Сначала читатель видит Овидия на фоне буйной варварской зимы в большом отчаянии: «Сюда меня брошен на растерзание свирепой одиночества. Правду, видимо, говорит твой центурион:

- Хилый, виніжений, згинеш, Овидию, здесь. И память сгинет о тебе - лишь цезари вечно живут!» (1,с. 222)

Зима, кажется, виморожувала ему душу, навевала тяжелые мысли:

«Изгиба, изгиба... Не будет следа моего. Холодная эта немереное безпоемна пустыня все поглотит. Не вернут в Рим даже бренные останки поэта Овидия, построит над ним крепостная залога лишь тяжелый ледяной саркофаг» (1, с 222).

Мир, что окружает поэта, кажется ему неприветливым, мрачным, местное население он воспринимает как полулюдей, называет их степными кентаврами, думает о них скептически уже потому, что они никогда не видели Вечного города.

Приходит весна - и меняется настроение Овидия. Ему открылось не только небо, такое высокое, такое голубое, совсем как небо Италики!», - ай люди, которые были способными на дружбу, на мудрость и шутка...», а кроме того, «имели способность к пению! Пели как Орфеї, как давние твои боги, нет, лучше за богов...» (1, с 222-223).

А встреча с юной степной красавицей у костра меняет жизненную ситуацию поэта: «Если бы ему в тот вечер вернулась молодость! Если бы эта юная танцовщица и певица могла полюбить его, знікчемнілого, состаренного, всеми забытого изгоя!» (1, с 224).

Овідієві хотелось любви - и она пришла. Он получил этот неожиданный подарок судьбы. Красавица полюбила изгоя за то, что он был певцом. Поэту девушка признается: «Душа твоя полна света. К чему коснешься словом - повсюду появляется красота, мой степ от нее расцветает... Естественно за это полюбить» (1, с 224). Оказалось: степовичка способна высоко оценить талантливого художника. Мы видим влюбленность Кигитки в человеческую необычность, неповторимость. А когда - то-еще не так давно - Овидий думал, что в этих диких степях нет потребности в поэтах. Он тогда, зимой, ошибся, а теперь, весной, радовался приязнью и самоотверженной любовью «богоравной» Данаи (Кигитки), которая помогла ему почувствовать, что мир вокруг такой прекрасный, дала силу даже в изгнании восхвалять, благословлять жизнь: «чувствовал, как она своими песнями возрождает его. Слышал, как кровь начинает нуртувати в жилах горячо и молодо» (1, с 224).

Овидий Назон, очарованный любовью девушки и вылечен ее степным чар-зельем, пораженный ее вдохновенными песнями, превращается в смелого и гордого поэта. Кигитка своей нежностью дарила могущество его сердцу. Овідієве перерождение, это «бесстрашие поэта», положило начало его глубокую сентенцию:

- Риме и ты, Октавіане Августе! Вдребезги разлетятся твои легионы, а песня ее все переживет! (1, с 225).

Николай Жулинский, комментируя «Фантазию лунной ночи», отметит: «Римский поэт-засланец Публий Овидий Назон был убежден, что могучий Рим вечный, неудержимый прогресс его железных легионов проведет сквозь века славу Вечному городу и обеспечит на тысячелетия повиновение варваров. И, познав душу народа, среди которого ему суждено завершать свой путь на земле по воле всесильного Августа, он с удивлением и радостью осознает: слепая, холодная и жестокая сила спадет, разлетятся вдребезги легионы, а песня будет жить. Ибо она рождается из светлой души народа, из любви, из любви к человеку, веры в бессмертие народа и человечества». И далее философ утверждает: «Только настоящий человек, человек духовный, моральный, жаждущая добротворение, творчески деятельная, может стать частью общечеловеческого света. Потому что ее свет, свет вершинного, идеального самовыражения вливается в стихию солнца, в гармонию жизни, в большое творчество природы» (5, с.370-371).

«Фантазия лунной ночи», что своими художественно-смысловыми векторами направлена в прошлое, современное и будущее, имеет неограниченные возможности для красивой и плодотворной работы над ее текстом. И словесники, и восьмиклассники в процессе изучения этой притчевої сильной новеллы смогут получить интеллектуально-эмоциональное удовлетворение. Оно пробудит воображение учащихся и побуждать их к сопереживанию.

Предлагаем примерные вопросы для беседы с восьмиклассниками по повести Олеся Гончара «Фантазия лунной ночи»:

1. Общеизвестно, что специфической жанровой особенностью новеллы есть четкая очерченность фабулы, которая делает сюжет новеллы гостроподійним. Охарактеризуйте особенности сюжета новеллы «Фантазия лунной ночи».

2. Или присущая этой новелле парадоксальность? Так? Нет? Свое мнение аргументируйте фрагментами текста. Имеет ли место в произведении сатирический пафос?

3. Докажите, что Олесь Гончар в новелле мастерски сочетает художественное время и пространство и предсказывает будущее персонажей. Сравните жизнь Овидия в Вечном городе и в изгнании.

4. Когда у Овидия произошло изменение в восприятии местного населения? Чем она была вызвана?

5. Прокомментируйте мнение Олеся Гончара о цивилизационную миссию гетских народов: «Еще не было ни сарматкам, ни половчанок, не было и надменных веселых славянок, еще им предстояло только вродитись, а очаг степное для них уже полыхало, а их прародитель - огненный танец - уже кружил, брязкотів украшениями, и песня-праматерь уже создавалась, ткалася с человеческой замыслы, из тишины и звезд» (1, с 223). Докажите, что в этой новелле сталкиваются различные цивилизации и культуры. Не кажется ли вам, что Олесь Гончар бросает проекцию с гетских степей в сегодняшнюю Украину, когда говорит о танец и песню и способность к пению. А вы как представляете процесс создания таких нев'янучих в веках развлечений, как танцы и пение?

6. Олесь Гончар писал, что жизнь держится на человечности, достоинства, любви. Докажите справедливость этого рассуждения фрагментами текста новеллы. Согласны ли вы с мнением писателя?

7. Литературоведы отмечали, что в новеллах Олеся Гончара всегда побеждает свет, неизбежно утверждается вера в человека и гуманистическую миссию ее земного и космического бытия. Докажите, что главный герой новеллы «Фантазия лунной ночи» является олицетворением победы добра над злом. Согласны ли вы с мнением Овидия о том, что нет ничего вечного в мире, только искусство и творчество не подлежит этому закону? Свои соображения аргументируйте.

8. Не кажется ли вам, что Кигитка предстает в новелле как символ поэзии, искусства? Можно утверждать, что имя Кигитка является поэтическим выражением личности?

9. Докажите справедливость мыслей Павла Загребельного, высказанных о прозу Олеся Гончара, страницами «Фантазии лунной ночи»:

- «Гончар вырабатывает свои произведения, как ласточка лепит гнездо. Он выстраивает малейшую деталь» (4, с.77).

- «Проза должна быть поэтическая. Это его высказывание (Гончара. - С.Ж.). Он чувствует звучание каждой своей вещи так же, как композитор, который держит в памяти сотни тысяч звуковых комбинаций» (4, с 77).

- «В прозе для меня с точки зрения стиля самое главное и самое важное - ее плотность. Ненавижу пустопорожнюю болтовню, хлялі описания того и сего, неуклюжие указания передвижений героев в пространстве (он пошел туда, она пошла сюда), никудышные диалоги (он сказал то, она сказала то). Проза должна быть сконденсирована до той плотности звездного вещества далеких галактик, где кубический сантиметр весит не килограмм, а целых тонн! Ничего лишнего, ничего не добавишь, ничего не отнимешь. Не просунешь иглы. Выражаясь языком последних технических достижений: даже лазерный луч не проникнет в эту плотность. Такой мне представляется проза Гончара. Словно ураганный ветер в степи или на море. Нигде не рождается, нигде не умирает, летит, мчится, заполняет собой весь мир, и ты летишь за ним, и забываешь обо всем, кроме этого ветра, и начинаешь верить, что ветер это и есть мир, в котором ты живешь и будешь жить всегда» (4, с.80).

10. Прокомментируйте воспоминания украинского писателя Романа Иванычука о посещении памятника Публия Овидия Назона в румынском портовом городе Констанце: «Я стою на набережной в Констанце перед памятником великому поэту всех времен и народов Публію Овидию Назону, которого за то, что воспроизводил в книге стихов «Наука любви» жизнь империи, каким оно было фальшивым и развратным, а не каким бы хотел видеть его на страницах манускриптов - по принципам первоначального социалистического реализма - император, осужден на пожизненную ссылку. Не думаю, что Сталин так глубоко изучал римскую историю времен Августа, и формулу приговора над деятелями культуры, которые ему мешали, заимствовал у римского императора, который вынес Овідієві чисто большевистский вердикт: «Ты виноват, и тебя наказывают, а в чем твоя вина - сам лучше знаешь».

Тираны не учатся друг у друга, они учатся в единой во всех возрастах школе тирании, а потому их образ жизни, организация зрелищ, что отупляют народ, методика борьбы с противником и формулировки приговоров над невинниками такие похожие...

Овидий провинился перед императором тоже своими «Метаморфозами», в которых осмыслил вечную жизнь в не устоявшихся навечно формах, чем насмерть перепугал Августа. Приравняв себя к Юпитеру и желая поверить в собственную выдумку, император не допускал в своем сознании возможностей любых изменений и выслал дерзкого поэта в фракийский городок Томы, где жили геты и сарматы, чтобы он там каялся в «прелести живота своего» - помните приговор Петру Калнышевскому? - и ломал свой позвоночник унизительными «Скорбними елегіями» и «Письмами с Понта», надеясь, что цезарь когда утолит свой гнев и позволит поэту умереть в родном доме.

Напрасные надежды: цезари добиваются покаяния от поэтов для профанации идей, поэтами провозглашенных, а не ради помилования даже морально сломанных певцов. Они боятся их и мертвых, однако во всех случаях, против своей воли, увековечивают их память: благодарные потомки ставят памятники пророкам на чужбине, и стоят они гораздо дольше, чем длится жизнь тиранов и созданные ими имперские системы» (8, с 161-162).

Учитывая оригинальность новеллы, содержанием своим связанной с художниками разных культур (Овидий - представитель римской, а Кигитка, за Степаном Пинчуком, является символом поэзии, искусства, что ведет свою родословную с прастарих, праісторичних времен), изучать «Фантазию лунной ночи» желательно во взаимосвязях со смежными видами искусств (изобразительным, музыкой, элементами театра).

Для рассмотрения в классе необходимо взять фреску «Овидий», на которой изображен древнеримского поэта в венке из вечнозеленого лавра. Чтение фрески может сопровождаться беседой, связанной с двумя искусствами - изобразительным и литературой. Приводим ориентировочные вопросы к такой беседы:

1. Общеизвестно, что римляне скрупулезно создавали и продумывали интерьер своих жилищ. Стены они расписывали фресками. О чем свидетельствует фреска Овидия?

Словарная подсказка восьмиклассникам: «Фреска».

По-итальянски «фреска» означает «свежий». В искусстве фресками называют рисунки, выполненные на сырой штукатурке. Когда штукатурка высыхает, высыхает и краска, рисунок закрепляется и сохраняется до тех пор, пока цела сама поверхность.

2. Художник изобразил Овидия в венке из лавра.

В новелле Олеся Гончара поэт размышляет: «Никогда не вырастет тебе на этих берегах венок из вечнозеленого лавра! Вместо венка, скорее саркофаг тебе выкуют скифские морозы из своей непроламної, похожего на белый мрамор феррарський льда» (1, с. 220).

Как вы думаете, почему ошибался Овидий?

Прокомментируйте мнение историка-археолога, академика, члена союзов писателей Украины и России Юрия Шилова:

«Мифы и легенды древней Греции, которая считается самым древним государством Европы, берут свои истоки из Северного Причерноморья» (7, с.61).

Словарная подсказка восьмиклассникам: «Саркофаг».

Саркофаг - гроб, сделанный, как правило, из известняка, В саркофагах хоронили людей в Древней Греции и Риме.

3. О чем свидетельствуют размышления поэта-изгнанника: «Если бы разрешено было вернуться на берега Тибра, описал бы всю их (гетов, скифов. - С.Ж.) фантастическую дикость, собственноручно на стелах, на белых бы мраморах вырезал изображения этих загадочных с луками и поющими стрелами существ»(1, с.221).

Или свидетельствует фреска Овидия одаренность художника?

Французский художник-романтик Эжен Делакруа древнеримскому поэту Овидию посвятил четыре картины. Учитель украинской литературы во время изучения новеллы Олеся Гончара «Фантазия лунной ночи» для рассмотрения в классе возьмет лучшую из них - «Овидий у скифов»(Дерево, масло. 1862 году.).

На полотне изображен обессиленного изгнанника в суровых и непривычных условиях диких степей и семью скифов, которая трепетно заботится о некогда розніженого, а теперь несчастного поэта, переполненного страданиями. Художественной доминантой этой картины является чуткость и искренность суровых, но добрых людей, среди которых оказался опальный художник. Известно из книг Овидия, написанных в 10-12 гг. н.э., о том, как поэт-изгнанник спасение от морального уничтожения находит в сближении с туземным населением - причерноморскими скифами.

Овидий оставил яркие и трепетные рисунки из жизни народа, который в Риме считали варварским, а в опального поэта постепенно начал вызывать искреннюю приязнь и горячее сочувствие. Художник переживает, что добрым людям постоянно приходится оборонять свою землю от нападений чужаков: «Тот несчастный, что пашет, плуг в одной, меч держит в другой руке». Овидий и сам неоднократно вместе со скифами сражался с врагами, защищая себя и их от уничтожения. В ссылке поэт напишет, что научился языка сарматской и гетської и снискал славу певца у народов, среди которых жил.

Ученики рассматривают репродукцию картины Эжена Делакруа «Овидий у скифов», сопоставят ее с графической работой «Банкетное ложе» (10, с 656), найдут в тексте новеллы эпизоды, которые раскроют содержание графического изображения развлечений знатных римлян, прокомментируют мнению литературоведа Галины Подлесной: «Контраст был разительный: многолюдный Рим, мировая столица - и дикие степи Скифии; блестящий придворный поэт - и нищий, немощный изгнанник» (11, с 309).

В сильных классах для углубления понимания образа Кигитки, названной Овидием Данаей, нельзя зала-читы репродукции картин Тициана «Даная» (1550-е гг.), Рембрандта «Даная» (1636 г.), Яна Госсарта (Мабюзе) «Даная» (1527р.). (12, с.350; 13, с.42-43).

Учитель украинской литературы необходимо использовать силу эмоционального воздействия музыки, ее интеллектуальность, интимность и способность объединять юный коллектив в едином чувстве. Литература и музыка тесно связаны между собой и образуют сложную систему образно-символического языка, с помощью которой передаются объемнее и глубже художественные смыслы. Композиторы считают музыку художественным воспроизведением человеческой речи в тончайших ее оттенках. Но есть художественные достоинства в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных нюансов, чем в сочетании слов. Для усиления эмпатии (сопереживания) восьмиклассников, для возбуждения их духовных способностей в процессе изучения новеллы словесники могут использовать различные типы синтеза. Новелла Олеся Гончара является совершенным вставным произведением, в котором нет ничего случайного и лишнего, все здесь имеет свой внутренний, мотивированное содержанием целого, смысл и выполняет определенную смысловую нагрузку. Заголовок новеллы свидетельствует приближение литературного произведения музыкального. Как известно, в музыке фантазией называется пьеса в свободной форме. Словесники могут предложить образец музыкальной фантазии и поразмышлять со школьниками об особенностях жанра, найти общее и отличное в литературном и музыкальном произведениях. В этой новелле мы слышим музыку, воплощенную в литературном тексте. Ученики должны отыскать фрагменты произведения, наделенные поэтичностью и музыкальностью. Музыка любви Овидия и Кигитки, наполненная глубокой философией, должна очаровать восьмиклассников. Олесь Гончар, художник и философ, проникает в сущность любви Кигитки и Овидия, через которую помогает познать космическую энергию причерноморских гетов. Финальный полилог новеллы желательно предложить произнести по ролям в музыкальном сопровождении по выбору учащихся или словесника. Если подготовить мелодекламацию школьники не смогут, то перед художественным чтением этого фрагмента может звучать музыка как психологический настрой - заблаговременная эмоционально-образная установка на восприятие художественного текста (активизирует и сосредотачивает внимание учащихся на поэтичности и музыкальности прозы). Целесообразно предложить прослушать фрагмент «Лунной сонаты» Л.Бетховена и высказать ассоциации, касающиеся новеллы, навеянные музыкальным произведением.

Изучение «Фантазии лунной ночи» с помощью разных видов чтения, инсценировки, глубоко продуманной беседы в взаимосвязях с различными видами искусств должны дать эстетическому чутью и умственные восьмиклассников много наслаждения.



Литература

1. Гончар О. Т. Фантазия лунной ночи // Гончар ВОТ. Сочинения в 6-ти томах. - Т.6. - К.: Днепр, 1979. - С 219-224.

2. Погребной А. Г. Олесь Гончар: Очерк творчества. - К.: Днепр, 1987. - 242с: ил. - (Литературный портрет).

3. Звиняцковский В. Зарубежная литература: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генезис, 2004. - 352 с: ил.

4. Загребельный П. А. Размышления на именины // Слово о Олеся Гончара: Очерки, статьи, письма, эссе, исследования (Сост. В. Коваль). - К.: Сов. писатель. 1988. - С 70-84.

5. Жулинский М. Г. Когда человек бывает большой? // Там же. - С.366-372.

6. Пинчук С. Синтез современного и прошлого в романах Олеся Гончара // Там же. - С 474-507.

7. Шилов Ю. О. Пращуры. Древнейшая история Руси. -

Винница: Континент-Прим., 2006. - 168с: ил.

8. Иванычук Р. И. Дороги вольные и невольні: Воспоминания. - К.: Укр. писатель, 1996. - 166с.

9. Эжен Делякруа: Альбом. - М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1961. - № ЗО.

10. Пащенко В. /., Пащенко Н. I. Античная литература: Учебник. - К.: Лыбидь, 2001. - 718с: ил.

11. Подлесная Г. Н. Античная литература для всех и каждого.-К.: Техника, 2003. - 384с: ил.

12. Мифы народов мира. Энциклопедия (В 2 томах). Гл. ред.С. А. Токарев. - М.: «Советская энциклопедия», 1980. - Т.1.А-К. -672с: ил.

13. Великие художники Нидерландов XV-XVII вв.: Альбом. - М.: Олма-Пресс Образование, 2005. - 143с: ил.