Статья
Видеофрагмент (мини-экранизация) как результат литературного проекта
Т. Бабийчук,
преподаватель
Бердичевского педагогического колледжа
Метод литературных проектов предполагает групповую деятельность студентов под руководством преподавателя (преподаватель в роли консультанта). Этот метод побуждает студентов к «глубокого и сознательного погружения в текст, умение вести диалог «читатель - художественное произведение», «читатель - автор» (последнее способствует стимулированию интереса студентов к учению творчества писателя).
О. Пехота отмечает, что ученик (студент), работая над литературным проектом, должен ответить на вопрос : «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить» [2:150].
Последовательность работы. Преподаватель объявляет тему, организует коллективное обсуждение ее с обязательным указанием цели проекта, способов его выполнения, источников информации. Среди источников информации - экскурсии, материалы библиотек, видеотек, телепередачи, аудиозаписи музыкальных произведений, сеть Интернет. Преподаватель помогает сформировать группы, которые самостоятельно собирают, обрабатывают материал: фото, репродукции картин, музыку, отрывки из телефильмов, спектаклей и т.д. Студенты готовят сообщения, плакаты, фотоколлажи, мини-видеозаписи, инсценировки и т.д. Следующий этап работы - презентация проекта; последний этап - обсуждение проекта.
В Бердичевском педагогическом колледже оригинальным результатом работы метода литературных проектов становится созданный творческой группой студентов видеофрагмент (в/ф). Группа (в основном 5-8 человек ) получает задание создать мини-экранизацию (5-10 минут) художественного произведения. В группе, как правило, роли распределяются так: сценарист, режиссер, актеры, оператор, костюмер, художник, звукорежиссер, композитор и т.д. Каждый выполняет то задание, которое ему наиболее импонирует и в котором имеется наибольшая возможность самореализации. Видеофрагмент - это чрезвычайно яркая работа, которая всегда вызывает неподдельный интерес у зрителей.
Замечание. Создавая сценарий, студенты сразу должны быть сориентированы на сценическое решение своего замысла собственными силами. Конечно, выполнить такое условие не просто, ведь следует решить ряд вопросов, в частности: как представить художественное произведение, в котором главные роли - мужские, и именно в уста мужчин вложенные знаковые мысли произведения; как представить художественное произведение, когда нет возможности воспроизвести соответствующий интерьер, костюмы; а что делать с гримом, ведь герои - часто пожилые люди, а актеры - 15-18-летние юноши и девушки?
Работы наших студентов, как видим, привязанные к конкретным (не идеальных) условиях, поэтому нуждаются в особой выдумки, предприимчивости, а еще - пристального внимания к имеющихся резервов. Это последнее помогает увидеть и открыть в хорошо известном новые черты, стороны, качества, что является чрезвычайно ценным для будущего специалиста в системе «человек - Человек».
В то же время мы предлагаем участникам проекта выполнить другое задание: мысленно реализовать свой замысел в профессиональном кинематографе. Приглашая пофантазировать на одну из тем: «Я - Александр Довженко, «Я - Иван Миколайчук», «Я - Георгий Якутович», «Я - Юрий Ильенко», мы призываем юношей и девушек до глубокого вхождения не только в художественное произведение, но и в смежные искусства, а также историю, философию, народоведение, этнография, эстетику и т.д.
После презентации видеофрагмента зрители обмениваются впечатлениями, задают вопросы авторам, отмечают, на их взгляд, положительные и отрицательные стороны проекта. Видеофрагмент всегда вызывает у зрителей чрезвычайно сильную реакцию: студенты начинают верить, что создать настоящее кино - дело посильная, интересная и нужная. При обсуждении, как правило, утверждается: приобщение современного студента или школьника к литературе, к активному, систематическому, осмысленного чтения возможно прежде всего через кино, которое заинтересовывает зрителей.
Зрители искренне благодарят авторам мини-видеофильмов, рождается атмосфера доверительности, благородства, высокого вдохновения. Необыкновенные минуты радости, гордости - переживают актеры - молодые люди, которые уже реализовали себя на конкретном этапе своей жизни и от этого получили удовольствие. Стоит сказать и о воспитание устойчивого интереса к украинской литературы, театра, кино.
Создание видеофрагментов силами студентов в свое время высоко оценил известный методист Л. Прессман [4].
Методом литературных проектов можно пользоваться как в аудиторный время, так и во внеаудиторных формах работы, в частности на факультативах, в кружковой работе, в работе студенческого научного общества (филологическая секция).
Видеофрагменты как результат реализации метода литературных проектов в педагогическом колледже способствуют развитию интеллектуально-творческих способностей студентов, коррекции межличностных отношений в коллективе, актуализации творческого потенциала будущих педагогов.
Проиллюстрируем вышесказанное.
Так, создавая видеофрагмент по новелле «Мать» Николая Хвылевого, студенты прежде всего определяют цель творческого литературного проекта:
• Помочь зрителям почувствовать страшную картину, смертельный отчаяние матери, способной помирить сыновей, которые охвачены непреодолимым желанием - уничтожить друг друга.
• Воспитать устойчивый интерес к настоящей, несфальшованої истории Украины.
• Заинтересовать творчеством М. Волнового, вызвать желание прочитать произведения писателя, задуматься над мыслями автора, провести ассоциации с современностью.
• Через собственное прочтение новеллы «Мать» дать сценическое решение этого произведения.
Ориентировочный ход выполнения опытно-поисковой части творческого литературного проекта
Интерьер: комната с низким потолком (это удручает).
Общий план: человек в черном (траур) перед иконой в углу (тупик - тупик).
Средний план: мать молится; губы беззвучно шепчут молитву; женщина то и дело застывает.
Крупный план: сухие воспаленные глаза (выплакала).
Стук.
Крупный план: медленное движение головы (не верит).
Средний план: быстрое випростування (сын) - к двери.
Общий план: врывается красноармеец Андрей, грубо отстраняет мать, опрокидывает вещи; иметь останавливается; напрасно ловит сыну руки, сыновей взгляд.
Стук.
Крупный план: в ужасе глаза Андрея.
Средний план: Андрей протягивает руки, бросается к матери, обнимает ее.
Общий план: мать открывает дверь, прячет сына на чердак; дверь заслоняет собой.
Ускоренная съемка: замедленно врывается белогвардеец Остап, все опрокидывает, как только Андрей (все повторяется, как в страшном сне).
Крупный план: жестокие глаза Остапа.
Средний план: Остап шантажирует мать.
Деталь: сабля Остапа (блеск).
Общий план: мать усердно молится; тихо входит Андрей; мать бросается к нему; Андрей отводит ее руки.
Деталь: топор Андрея (блеск).
Общий план: мать на коленях перед иконой.
Музыкальное оформление (на слова диктора): тревожные аккорды, звук нарастает и резко обрывается.
Освещение: полумрак.
Слова диктора: 20-е годы XX века. Гражданская война. Остап и Андрей - сыновья одной матери - оказываются по разные стороны баррикад. Разное воспитание, разное образование, разное социальное положение, разные характеры, разное мировоззрение. Общее - жестокость, ненависть, цинизм, пренебрежение кровными обязанностями во имя торжества собственной псев-доідеї. Чтобы не видеть, как брат убивает брата, под топор ложится сама мать.
Текст видеофрагмента, созданного на материале новеллы Николая Хвылевого «Мать»
И сцена
Мать на коленях молится. Стук в дверь. Мать бросается открывать. Быстро входит Андрей, рыщет по комнате, не обращая внимания на мать.
Мать (болезненно.) Чего ты пришел ко мне?
Андрей. Я пришел к тебе, чтобы ты помогла мне в моем деле.
Мать. Какая же твое дело, сынок? Почему же она именно твоя и почему она не может быть моей?
Андрей. А потому не может быть твоей, что ты ничего не понимаешь!
Мать. Боже мой! Неужели же я не твоя мама, что не найду с тобой, своим дорогим сыном, общего языка?
Андрей. Не найдешь. Потому что такого языка ты ищешь и с моим братом Остапом. С моим злейшим врагом.
Мать. С твоим злейшим врагом? Сынок! Что ты говоришь! Ах, Боже мой! (Плачет.)
Андрей. Брось, старая, выводить, ты меня не разжалобишь да и некогда мне. Слушай пристально (хватает мать за плечи): с твоей помощью я должен пролезть в брата штаба (оглядывается, прислушивается, смотрит в окно). Прячь меня, мамочка, и как можно скорее. Прячь меня от моего брата Остапа!
Страшный стук.
Мать. На чердак! [Закрывает за Андреем дверь.)
Быстро входит Остап, все переворачивает в комнате. Мать онемела.
Остап (со злостью.) Ну, так где ты спрятала моего брата Андрея, моего злейшего врага?
Мать. Не видела я Андрея! Не видела!
Остап. Не ври, старая! {Сверкнула сабля.) Ты думаешь, что я пощажу своего злейшего врага? В борьбе для меня нет братьев! В борьбе для меня нет (смотрит на мать) даже матери!
Мать. Что ты говоришь, Остап? Побойся Бога! Неужели ты, сын мой, забыл о своей матери и о своем обещании кормить меня сладкими конфетами на старости лет?
Остап (смеется). Ха-ха-ха! Моя мать придумала сладкие конфеты! Моя мать хочет меня разжалобить! Ха-ха-ха! Нет, старая, конфеты тебя не спасут! Спасибо тебе, что ты меня родила и воспитала. Родить - это совсем не тяжелая штука. А воспитать - твой природный долг!
Мать. Это мне адский сон снится!
Остап. Стели мне постель на крыльце, а сама... сама ложись в ячейке и не спи, а думай (хватает мать за плечи). Хорошо думай, а утром скажешь, где спрятала Андрея! (Выходит.)
II сцена
Мать молится, тихо входит Андрей.
Мать (бросается к сыну). Андрей, беги, Остап уже спит! Беги быстрее!
Андрей. Итак, брат мой Остап отдыхает. А где же он спит, мамочка?
Мать. Господи, зачем тебе! Беги сам!
Андрей (хватает мать). Так где спит мой брат Остап? (Сверкнула секира).
Мать (плачет). Он (медленно, растягивая слова) спит у меня в каморке на кровати, а я... я сплю на крыльце. Я - на крыльце, а он - на моей кровати. В ячейке.
Андрей. Ладно, иди! Иди на крыльцо. Тихо ложись и спи. А я сейчас приду. К тебе в ячейку. Ха-ха-ха! (Сверкнула секира, Андрей выходит.)
Мать. Боже, помоги мне! (Бьет поклоны, застывает.)
Литература
1. Марутина И. Н. Методика создания мультимедийных проектов по литературе // Литература. 1 сентября. - 2003. - №1. - С. 30-33.
2. Образовательные технологии: Учеб. метод, пособ. / Пехота О. М., Киктенко А. 3., Любарская О. М. и др.; За заг. ред. О. М. Пехо-ты. - К.; А.С.К., 2001. - 256 с.
3. Педагогические технологии в непрерывном профессиональном образовании: Моногр. /С. О. Сысоева, А. М. Алексюк, П. М. Воловик, А. И. Кульчицкая, Л. Есть. Сигаева, Я. В. Цехмистер и др. Под ред. С. О. Сысоевой. - К.: ВІПОЛ, 2001. - 502 с.
4. Прессман Л. П. Методика применения технических средств обучения: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1988. -191 с.
|
|