Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Психолого-педагогические аспекты восприятия произведений художественной литературы

В. Халин,

преподаватель Житомирского государственного

университета имени Ивана Франко



Пожалуй, ни у кого не вызывает возражений утверждение, что основой приобщения к богатствам литературы является эстетическое восприятие художественных произведений. А глубина этого восприятия обусловлена пониманием языка искусства, умением за словом, действиями, поступками и противоречиями героев видеть авторскую эстетическую позицию, его анализ жизненных проблем.

В загальнопсихологічному понимании восприятием (перцепцией) называется отражение предметов и явлений мира в момент их воздействия на органы чувств человека. Оно тесно связано с ощущениями, которые отражают отдельные свойства или качества окружающего мира: зеленый горошек, красный мак, холодная вода, кислый борщ, черствый хлеб, горячий чай. Но если ощущения переживаются как свойства того или иного предмета, то восприятие - это целостное отражение, отражение того, что действует на органы чувств именно в определенный момент в целом. Так, например, человек воспринимает, выйдя на двор, восход солнца, росу на траве, прохладу утра; в классе - парты, доску, учеников, учителя и т. д. Ощущения входят в структуру восприятия, которая является более сложным психологическим процессом.

Как правило, при этом подчеркивают, что ощущение и восприятие собирают конкретные впечатления об окружающей действительности, ее факты и события, память хранит накопленные сведения, а их преобразования и осмысления происходит с помощью воображения и мышления [1, с 125].

Подытоживая сказанное, отметим: «Восприятие - это психический процесс отражения в мозге человека предметов и явлений в целом, в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном воздействии на органы чувств [2, с 144]».

Открытие сущностных особенностей восприятия и его современное понимание основывается на исследованиях психологов, среди которых следует назвать имена многих отечественных авторов.

Так, с именем академика Г. С. Костюка связаны исследования рефлекторной роли восприятия, значение предыдущего опыта в восприятии. Эти положения как важные психологические факторы используют методисты, учителя-практики, воспитатели. Ученый уделял большое внимание изучению возрастных особенностей учащихся и их учету в организации учебно-воспитательного процесса, исследованию взаимосвязи обучения и психологического развития личности, закономерностей умственного развития, формированию способностей и др., а также восприятию текста с точки зрения его прочтения и понимания смысла прочитанного [3], особенностям создания литературных образов писателем и т.д. Восприятия как познавательная функция психики, заключающаяся в создании чувственного образа мира, рассматривается в учебнике по психологии П. А. Мясоеда [4]. Процесс восприятия традиционно анализируется также в учебнике по психологии, вышедший под редакцией А. В. Киричука и В. А. Роменця [5], и в других трудах отечественных психологов.

Ученые отмечают, что в результате восприятия возникают субъективные образы воспринимаемых объектов - представление. Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем объект восприятия), речью (называем его словом), чувствами (проявляем свое отношение к нему), волей (сознательным усилием организуем перцептивну деятельность). Важную роль в процессе восприятия играет эмоциональное состояние личности, особенно при восприятии художественного произведения. Однако художественное восприятие имеет ряд свойств, которые выделяют его как особый феномен, понимание и осмысление которого требует знания закономерностей и эстетики, и дидактики, и литературоведения, и, конечно, психологии.

Будучи внутренним психологическим актом, функцией человеческой психики, восприятия в то же время не сводится к тому первичного процесса, который выделяют психологи в цепочке: ощущение - восприятие - мышление. Его своеобразие обусловлено особенностями самого искусства, спецификой художественного образа как важнейшей эстетической категории, сочетающий в себе средство отображения и познания, осмысления и оценки проблем человеческого бытия, выражение отношения к нему.

Следовательно процесс художественного восприятия принадлежит к числу самых сложных духовных процессов в жизни человека. Его сложность, как свидетельствует логика нашего изложения, обусловленная сложностью функционирования самого искусства, в котором воздействие на реципиента обнаруживает и прямо (вербально, словесно) выражена мысль, и концепция, воплощенная в системе образов, и стиль произведения, и особенности литературного рода и жанра.

В этом плане можно остановиться на двух особенностях различных текстов с точки зрения их лингвистического анализа. В лингвистических исследованиях характер текста определяется особенностями информации (сообщения), что несет текст, а сама информация рассматривается как основная категория текста.

Различают содержательно-фактуальну информацию [ЗФІ] - сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходят, происходили или будут происходить в окружающем нас мире - реальном или воображаемом. Например: я работаю над проблемой художественного восприятия; Днепр впадает в Черное море; Житомир - город, расположенный на реке Тетерев; Чипка Варениченко - герой литературного произведения.

Содержательно-фактуальна информация всегда експліцитна по своей природе, то есть она выражена вербально [6, с.26-50]. А следовательно, когда человек воспринимает содержание с помощью прямого значения слов, она воспринимает содержательно-фактуальну информацию. Для такого восприятия нужно только знание соответствующего языка и понимание того логического значения, которое выражено определенным сообщением.

Содержательно-концептуальная информация [ОКИ] раскрывает своеобразие индивидуально-авторского понимания взаимоотношений между сведениями, передает ЗФІ, отражает отношение к определенным событиям и явлениям, их оценку. Содержательно-концептуальная информация может иметь место в научно-познавательных текстах, где она подается, как правило, популярно, доступно.

Однако ОКИ - преимущественно категория текстов художественных, где для ее понимания и восприятия нужна работа мысли и воображения читателя. Она снимает определенную неопределенность (энтропию) в частично воспринятых сообщениях о предметы и явления, предполагает понимание замысла автора, раскрывающая эстетический смысл, выраженный образами и ситуациями произведения. Восприятие такого смысла требует не только работы мысли и воображения, но и определенный, если так можно выразиться, «сприймального эстетического опыта», то есть опыта общения с искусством.

И, наконец, содержательно-підтекстова информация [ЗПІ] есть фактически скрытой информацией, добываемое из ЗФІ благодаря возникновению ассоциативных связей, порожденных словесными оскорблениями и прирощеним значением слов в художественном тексте. Она может выступать как смысл, выраженный содержанием события, ситуаций произведения, и не сводится к сумме содержаний, выраженных отдельными частями художественного целого.

Такую информацию мы встречаем только в художественных текстах. Простейшим примером, где она присутствует во всей своей убедительности, могут быть пословицы и поговорки. Например: за дурной головой и ногам горе; новое ситечко на колышке висит; не зная броду, не суйся в воду. Каждый из приведенных здесь примеров свидетельствует, что прямой смысл этих предложений является формой выражения скрытого смысла, в котором обобщен жизненный опыт народа и ради которого создан названы пословицы.

Но для того, чтобы этот смысл открыть, мало знать только прямое значение слов, из которых состоит предложение. Нужна работа мысли, способность к абстрагированию и обобщению, необходима воображение, чувство слова, понимание его конкретного значения и обобщающего смысла, выраженного пословицей как эстетическим целым.

Другими словами, речь идет о систематизированный ряд знаний, умений, развития воображения, способности к обобщению и абстрагированию, в результате чего читатель (реципиент) способен воспринять подтекст, выраженный художественным текстом. В ?брелок со сложностью этого процесса в жизни пришла целая наука, предметом которой является лингвистический анализ текста [7].

Исходя из того, что форма бытия искусства литературы, художественное произведение предстает перед читателем как микромир, в котором отразился большой макромир социально-человеческой действительности, в обыденном и привычном - духовные сущности бытия. А понимание взаимосвязи ЗФІ, ОКИ и ЗПІ является тем необходимым фактором, который определяет способность читателя эстетически воспринимать литературный текст.

Сложность восприятия художественного произведения предопределяется также тем, что он содержит в себе отпечаток эпохи, в которую и под влиянием которой создан, а также эпохи, в которую произведение приходит к читателю; в нем отражена личность автора, его взгляды и оценки.

Говоря о художественное произведение, необходимо подчеркнуть, что он становится явлением искусства именно благодаря своей художественности, которая проявляется в целостности текста и не является суммой смыслов частей, из которых он состоит, но имеет сверх суммарный характер [8, с.62-67].

Чтобы выявить самую главную суть художественного восприятия произведения литературы, характерную только для него, необходимо обратить внимание на следующее: в процессе чтения происходит восприятие картин жизни, созданных писателем. На основе чего? На основе осмысления того, что выражает художественное слово. Слова текста будто диктуют эти картины в воображении читателя. А следовательно восприятия литературного произведения - это восприятие того, что создает воображение, опираясь на механизм художественного вещания, на смысл, выраженный словами, «сцепление мыслей», как отметил в свое время Лев Толстой.

В этом сложность и своеобразие, которым обусловлено, наряду с другими факторами, и традиционное словоупотребление в работах по литературоведению, эстетике, методике, когда звучит утверждение типа: «в произведениях искусства и литературы»... Конечно, никто не отрицает, что литература тоже искусство, но уже сам факт подобного словоупотребления подчеркивает своеобразие специфики литературы - особого искусства, искусства слова, образы которого создаются не на основе средств, действующих на органы чувств, как, например, цвет или звук, а на основе интеллектуального понимания смысла слова.

В целом следует еще раз подчеркнуть, что восприятие вообще и особенно художественное восприятие - это исключительно сложный процесс. Сложность его заключается в том, что в акт восприятия человек включает весь комплекс представлений о соответствующий предмет и свои знания о нем. Фактически восприятие любого предмета или явления есть не просто получением определенных чувственных параметров зрительного или слухового характера, а осмыслением увиденного. При этом видеть и осмысливать увиденное - это единый процесс, что происходит в акте восприятия, который может носить длительный или мгновенный характер.

Несмотря на это, трудно согласиться, например, с такими задачами и выводами, которые иногда встречаются в методических статьях: «найти зрительные образы», «пересчитать слуховые образы стихотворения», «каких образов больше» и т.д. Подобные задачи сосредоточивают внимание лишь на акте чувственного восприятия определенных признаков без осмысления той сущности, которую они выражают.

Одновременно хотелось бы сделать замечание, что анализ всех без исключения элементов произведения, как правило, недостижим и ненужный. В этом плане стоит вспомнить мнение известного литературоведа и методиста Г. О. Гуковського, который, исходя из того, что все в произведении служит для выражения авторской эстетической позиции, обосновал необходимость «осмысливать, освещать, анализировать, рассматривать с учениками только те элементы произведения, которые мы можем объяснить, то есть те, о которых можем сказать, для чего они существуют в произведении отношении его идейной основы [9,с.134]».

Это «правило идейной целеустремленности» рассмотрения и изучения произведений, по мнению автора, должно стать законом методики литературы.

Для нас он важен тем, что может быть ориентиром во время анализа и формирования художественного восприятия и учеников, и студентов-филологов. Действительно, для чего автору нужен был образ Чипки Варениченка? Для того, чтобы показать, что в жизни бывают люди, которые совершают преступление? Но это и так всем понятно, и, следовательно, для такой примитивной сентенции не нужно изучать литературу. А для чего нужен был в «Соборе» В. Гончара Лобода? Что дает учащимся и студентам восприятие этого образа? Понимание того, что бывают руководители, которые любят погулять? Но это тоже примитивное восприятие. Пожалуй, ради такой дешевой «философии» автор не создавал бы этого образа. Так в чем же суть лободівщини и почему она прорастает на пустырях человеческих душ, не засеянных любовью, верой, потребностью в красоте? Какое значение имеет образ собора для раскрытия браконьерской сущности натуры Лободы? Что хотел сказать нам этим образом автор? Подобные вопросы могут выступать как вехи, которые направляют восприятие названного образа в русло художественного замысла автора.

Таким образом, художественное восприятие требует большой предварительной работы, подготовленности, высокой специальной и общей культуры. Кроме того, подготовка к полноценного художественного восприятия требует общей, специальной и личной художественно-психологической установки. Художественное восприятие невозможно рассматривать без развития художественных потребностей личности, которые обусловлены культурой данного общества, определенным состоянием субъекта, побуждает его к восприятию художественной литературы. А потому именно художественное восприятие является сложным многогранным процессом, который вбирает в себя определенные художественные потребности и художественные вкусы. Наличие признаков художественного восприятия заключается в сформированности знаний, умений и навыков, развитости художественного вкуса, суждений, оценок, выраженной потребности в общении с искусством, способности к самостоятельной художественного творчества.



Литература

1. Коломинский Я. Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1980. - 224 с.

2. Максимов Л. Ю. В связи дисциплин лингвистического и литературоведческого циклов при подготовке учителя-словесника в национальном педагогическом вузе // Русский язык в школе. - 1979. - №7. - С. 17-23.

3. Психология: Учебник для педагогических вузов / под ред. действительного члена АПН CPCR проф. Г. С. Костюка. - К.: Советская школа, 1968.- 572 с.

4. Мясоед П. А. Общая психология: Учебное пособие. - 2-е изд., доповн. - К.: Высшая школа, 2002. - 487 с.

5. Основы психологии: Учебник/под ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця. - 4-е изд. - К.: Лыбидь, 1999. - 632 с

6. Галич А. А., Назарец В. М., Васильев Является. М. Общее литературоведение: Учебное пособие для вузов. - Ровно: Б.в., 1997. - 544 с.

7. Ковалик И. И., Мацько Л. И., Плющ М. Я. Методика лингвистического анализа текста. - К.: Высшая школа, 1984. - 184 с.

8. Лисовский А. М. Морфология художественности произведения и изучение литературы в школе. - Житомир: Полісся, 2004. - 132 с.

9. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведе-ния в школе. - М.-Л.: Просвещение, 1966. - 266 с.