Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

«Слово, лекарства...»

Языковая личность Александра Захаренко

Л. Мацько,

доктор филологических наук, профессор,

действительный член АПН Украины;

О. Семеног,

доктор педагогических наук, доцент

Киев

Уникальность языка в ее многомерности: язык одновременно сиюминутная и вечная, конкретно-чувственная и общая, материальная и идеальная, физическая и духовная, индивидуальная для каждого говорящего и общая для всех. ее общественные функции (коммуникативная, идентификационная, номинативная, мислетворча, познавательная, экспрессивная, емотивна, волюнтативна, эстетическая, мифологическая) направлены на жизненные потребности говорящих и духовное совершенствование коллектива и личности. Такие общественные функции современного украинского языка и поле их духовного влияния важно помнить именно сейчас, когда Украинское государство переходит от авторитарного жизни к демократическому, в котором особое значение приобретают такие качества личности, как справедливость, честность, правдивость и близки к тем, что составляют более широкий концепт духовности: толерантность, порядочность, скромность, уважение.

Известный современный украинский философ Сергей Крымский считает, что сегодня Украине нужна не новая идеология, а духовность, ибо на рубеже тысячелетий проявился закон спасения человечества, который свидетельствует, что «человек существо вертикальная, потому что ее жизнь определяется не так вдоль - количеством прожитых лет, как в высь ценностного восхождения». Именно «высь ценностного восхождения» достигается языке, которая служит и средством когнитивной деятельности говорящего, и знаковой системой коммуникации - носителем основных национальных кодов: ментально-идентификационного, культурно-истерического, коммуникативного. Более образно эту идею выразил поэт Дмитрий Павлычко: «Жизнь человека ...исчисляется и измеряется тем, сколько находится она в небесах духа, в небесах любви, в небесах творческого деяния, а не тем, сколько хлеба и соли она будет потреблять и сколько позношує одежды».

Основной эволюционный принцип - возвышение человека над самим собой - осуществляется в большей мере именно благодаря родному языку как носителю духовных начал человечества, вербальной возможности осознания человеком своего превосходства в естественном мире. Аксиоматической есть на сегодня тезис о языке как основной (хотя и не единственное) средство самоосознания (себя самой), самосозидания, самовыражения и самореализации личности, ее социализации в обществе и государстве. Известный психолог О.Леонтьев связь между языком и личностью определил так: «...язык есть прежде всего язык личности [10, с.282], то есть без языка нет личности, как и язык не существует вне личности. Ученый утверждает, что язык является путеводителем по миру на пути к себе, то есть личность не может познать и понять себя без языка, а соответственно и реализоваться.

В украинском педагогическом дискурсе лінгводидактичною проблемой остается проблема аксиологического аспекта формирования языковой личности, раскрывает ее ценностно-оценочные ориентации в выборе языка общения. К сожалению, и среди учеников, и студентов распространенный языковой нигилизм, отсутствуют перспективы собственного языкового развития и совершенствования [12, с.3]. В таких социокультурных условиях возрастает роль высокопрофессионального, компетентного учителя.

Многочисленные опросы, проведенные среди образовательного сообщества, дают возможность нарисовать портрет современного педагога как «человека культуры» и педагога-творца, который осознал свои национальные корни и чтит воспитательные ценности других народов, умеет распознать, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант, захватить «живым», эмоциональным, страстным словом родного языка и через нее формировать толерантную личность с развитым чувством понимания и уважения других культур. Именно талантливый Мастер, а не урокодавець наполняет языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческие, информационную, исследовательскую компетенции учащейся молодежи новым содержанием [16].

Многогранной, сформированной языковой личностью видел учителя директор Павлышской школы на Кировоградщине Василий Александрович Сухомлинский. В то время, когда «словесному воспитанию» уделяли второстепенную роль, его статье «Родное слово», «Слово о слове», «Слово учителя в нравственном воспитании», «Слово к наследнику», «Слово к родителям», «Слово к ученикам», книга «Сердце отдаю детям» направлены на формирование культуромовної личности. «В руках воспитателя слово, - подчеркивал великий педагог-гуманист, - такой мощный инструмент, как музыкальный инструмента руках музыканта, как краски в руках живописца, как резец и мрамор в руках скульптора ... без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, педагогики. Слово - это якобы тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мастерство» [17, с.160].

Искренне болел за судьбу родного языка и директор Сахновской школы Черкасской области Александр Антонович Захаренко: «Красоту своей речи дети должны почувствовать душой и сердцем, и не идти ни на какие суржики, ибо мусор, грязь, что обескровливает родной язык» [3 ]. Сейчас украиноязычная ребенок, молодой человек чувствует вокруг себя вакуум родной культуры. Небрежное речи, грубые ругательства, примитивный и бедный словарь, неуклюжие, оборванные синтаксические конструкции, чрезмерные інтер'єктиви, невнятная дикция свидетельствуют душевную ущербность говорящего, понижают не только эстетическое впечатление, но и духовное влияние от такого общения. Собственной образовательной и общественной деятельностью А. Захаренко утверждал: прежде всего учитель, директор школы является носителем україноментальної речевой культуры. Только высокоразвитая языковая личность учителя способна обеспечить эффективное педагогическое воздействие на эмоционально-чувственный мир учеников.

Наполненные философской энергетикой добра и любви книги Народного учителя Советского Союза А. А. Захаренко - про учителя и ученика, для учителя, ученика и родителей. Каждой из них («Гордієві узлы современной школы. Как их решить», «Противоречивые мнения», «Спешите делать добро», «Советы коллеге, рожденные в школе над Росью», «Слово к потомкам», «210 школьных линеек», «Энциклопедия школьного рода» и др.) свойственна редкая неповторимость и глубина содержания. Педагогические рассказы-размышления о моральные, гражданские, трудовые аспекты человеческого бытия достигают философского обобщения.

Главное в книгах А. Захаренко - поиск путей, как «создать в селе такую школу, чтобы дети росли в ней мыслящими, трудолюбивыми, благодарными, любящими свой край, чувствительными к добру и красоте» [14]. Реализуется эта цель в содержательности, прозрачности, раскованности мыслей, их логическом единстве, смысловом нагрузке, проблемности. Полностью согласны с высказыванием академика В. Я. Савченко: «Перечитывая страницы книг, чувствуешь пульс его сердца, слышишь проникновенную интонацию живого слова мудрого учителя, директора, родителя, гражданина» [там же].

На системное изучение, должное осмысление, широкое использование и развитие в современной школе заслуживают ключевые темы и идеи Александра Захаренко: семья, ребенок, учитель, языковая культура, литературное воспитание, основы исследовательской работы в школе и т.д. В статье в общих чертах опишем основные факторы языковой личности О.А.Захаренка, охарактеризуем педагога как ритора. Этот аспект остается малоисследованным в лінгвометодиці и педагогике. Родниковой базой служат труды, речи и выступления талантливого учителя [1-6], а также научные исследования и воспоминания благодарных современников[1; 8; 9; 11; 14; 18] о «романтическую, желанную и в то же время очень практичного, целеустремленного, настроенного на конкретные дела человека» [14].

Есть основания считать, что основы языковой культуры будущий учитель О.А.Захаренко получил в семье. Об этом свидетельствует и искреннее пожелание родного отца педагога А. И. Захаренко «Люби и знай свой край». Этой цитатой-эпиграфом начинается четырехтомная «Энциклопедия школьного рода». В мудрой и глубокой книге читаем также: «Те чувства любви к родному краю, Отцовской земле рожденные с детства, с материнского молока, со школы, с лелеч гнезда, что на зеленых лугах, голубой ленты Роси и бескрайних пшеничных полей, из Девичьих гор». Родные приучали взвешенно относиться к каждому слову: когда-то отец говорил мне: «Слова, что лекарства, помогают человеку только, когда они сказаны от души, не загрязненные рублевым грязью».

На основе повнозмістовних, философских рассуждений А. А. Захаренко о роли семьи можно составить своеобразный педагогический катехизис.

«Семья - это тот эликсир психического здоровья, который должен быть у каждого ребенка. ее (ребенка) никогда не надо унижать, следует всегда быть внимательным, жить мыслями ребенка, и тогда наступает «чудо» - вырастают у них крылья, расправляйте их для полета и для веры в свои способности, свою причастность к большому делу народов всей Украины, а то и всего мира» [3].

«Крепкая, богатая духом, здоровая умом наша сахнівська семья. Какую не возьми, сразу почувствуешь силу чистого источника свежести, человечности, патриотического духа и желание осуществить задуманное, сохранить для потомков наше прекрасное село, родную школу с ее бесконечными замыслами и мечтами [7, с 76].

«...каждая мать, каждый отец становятся едиными во всем мире педагогами, которые ведут по жизни свою малышню, спотыкаясь, ища свои пути, набивая шишки, не ведая, что придет время и разлетятся ластовенята, кто куда, со своего гнездышка. А пока не разлетелись, то родители, дети - ваша кровь и плоть, и сделайте все, чтобы они были лучше, чем вы, чтобы они были сильнее, умнее от Вас, чтобы были шустрые, сообразительные, выжили в этом мире, чтобы любовь и добро были основными идеалами здорового человека, человека завтрашнего дня, человека нового общества» [6].

Педагог владел языком земли. На страницах статей, книг «рассыпаны» эмоционально окрашенные, благородные, величавые слова, устойчивые обороты, образные сравнения. Каждое его слово речи и выступления - это сочный и акварельный мазок:

«Живите по принципу ласточки: она сама не поест, а детям принесет»;.

«Ваши старенькие родители немощные и больные люди. Продолжите их сознательную жизнь хоть на минутку»;.

«Какая холодная и хорошая вода из колодца, как весенний березовый сок. Наберешь в ладони и чувствуешь - ты тоже природа»;.

«Пусть судьба улыбается вам и вашим семьям весенним солнышком всегда и везде!»;

«Любите жизнь, потому что оно единственное и никогда не повторится... Наслаждайтесь жизнью...Живите так, чтобы вам никто не упрекнул, что вы просто прозябали, оставьте после себя добрый след. А еще прошу, дети мои, никогда никому не кланяйтесь, не становитесь на колени перед врагом и начальством» [5, с.213].

Сам яркий пример «сильной языковой личности», Александр Антонович виокреслює черты языковой личности учителя. Волнением за учительство был перенят выступление О. А. Захаренко на парламентских слушаниях о состоянии образования в Украине в 1997 году. Педагог-академик подчеркивал фанатичной преданности учителей школе и детям:

«Если еще не все плохо в мире, то это благодаря мудрости, вере и уверенности нашего учителя, которого не остановить и не запугать ни кризисами, ни модными реформациями. Любовью к детям он жил, живет сейчас и долгие годы будет сиять звездой в сердцах тех, кто делает первые шаги борьбы за жизнь в новом мире».

Непременным условием успешной деятельности учителя, считал духовный отец сахнівчан, прежде всего является хорошее знание «родной колыбельной языка», «Шевченковой языка», «ее величавой красоты, голубиной нежности, любимого щедрости, соловьиный музыкальности» [ 7, с 291], высокая культура устной и письменной речи. Талантливый педагог убедительно доказывал, что каждый ребенок - это творческая личность, которая развивает себя посредством языка. Поэтому в душе учителя должно быть «заложено: следить за чистотой собственной речи, культурой высказываний, «выметать» частицы грязи, что иногда, самопроизвольно, залетают в наш огород, ведь язык - это национальная святыня, ее надо беречь, чтобы не было никаких кассетных скандалов, а через них потери авторитета нации» [5, с 131].

Настоящий воспитатель, по концепции В. Захаренко, - это тот, «кто не такой, как все, кто ежедневно радует их новинкой, кто не обыденно серая, а праздничная творческая личность, кто имеет знания основательные, с сомнением и доказательством, с собственным мнением и элементом научного исследования», пробуждает в детях природную одаренность, стремится создать необходимый эмоционально-интеллектуальный комфорт и для учеников, и для себя, получая от этого моральное удовлетворение. «Без творческого учителя не может быть ни новой школы, ни нового общества, ни свободной Украины» [4, с 3-4].

В педагогических размышлениях Захаренко определены критерии профессионально-речевой культуры учителя и пути ее совершенствования: обязательное знание норм современного литературного языка, использование их как в формах устной, так и письменной речи; владения терминологической культурой и педагогически ориентированным этикетом, способность к организации и проведению диалога с использованием разнообразия вопросов, анализ собственной речи, демонстрация учащимся аккуратности и грамотности оформления всех видов записей, формирование умений анализировать, сопоставлять, аргументировать, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником (составление конспектов, тезисов, аннотаций, рецензий), со словарями, справочниками, энциклопедиями.

Замечательный знаток детских душ, 0. А. Захаренко подчеркивал терапевтическую функцию учительского слова, потребности коллег в знаниях по медицине и психологии. По мнению директора школы, прежде всего своим горячим, солнечным, целебным словом учитель может предостеречь ученика от излома души, предотвратить сердечной травме или заживить рану, которая кровоточит.

Педагога волновали проблемы практического и воспитательного аспектов языкового образования, ибо только задействовав их, можно обеспечить формирование у учащихся языкового чутья (Г. В. Гоголь называл это «языковым ухом») и языкового вкуса, а соответственно и эстетического интереса к родному языку, желание говорить на нем красиво, ловко, с удовольствием. Одновременно и органично с обучением должно осуществляться языковое воспитание и формирование осознанной положительной речевого поведения.

Лучшим средством влияния на человека, средством воспитания, основным источником удовлетворения языков-но-эстетических потребностей личности В. А. Захаренко считал книгу. Главная задача литературного образования, по его глубокому убеждению, - это научить ученика читать книги, то есть осмысливать, переживать то, что изображает автор, оценивать, т.е. соотносить прочитанное со своими представлениями и ценностями, тогда не будет в ученических сочинениях «никакой стандартной, штампованной фразы». «Следует в школе пользоваться правом правого и левого листка, - замечал Александр Антонович, - то есть всегда характеризовать творчество писателя объективно, позволять ученикам делать самостоятельные выводы, высказывать собственное мнение» [3].

Изучение трудов педагога и ученого позволяет утверждать: Александр Антонович Захаренко - настоящий «носитель элитарной речевой культуры», врожденный оратор, который владел богатством украинского лексикона, умел дружньощирим, живым, изящным словом заинтересовать, убедить, побудить, привлечь, сроднить. Манера, стиль общения мудрого, доброжелательного, порядочного человека были демократическими. Это вмотивовувалося высоким уровнем общей культуры, мовнокомунікативної компетенции, способностями к развитию собственного творческого потенциала.

Не повышать голос на учеников, не срываться, всегда владеть собой и не говорить лишнего - таким был девиз Александра Антоновича как ритора. На протяжении сорока лет сельский учитель физики и математики создавал в классе атмосферу непринужденной, полезного сотрудничества, духовного общения и мышления, превращал учащихся на соучастников творческого процесса познания. При этом максимально беспокоился о доступности учебного материала, обеспечивая его понимание: умел увлекательно изложить суть дела и ненавязчиво приобщить к ней других.

В научных кругах или личной дружеской беседе слушателей особенно очаровывала произносима манера Захаренко. Метко эти качества охарактеризовал выпускник Сахновской школы, главный редактор журнала «Педагогика толерантности» Я. Береговой: «Его ораторскому мастерству мог бы позавидовать сам Цицерон» [1, с. 112]. Приятный разноцветный тембр, спокойный, наполненный животворною энергией и победоносным оптимизмом голос, насыщенная добрым юмором речь, умение говорить четко, лаконично, искренне, модулюючи темп речи и интонации. Эмоционально насыщенное, колоритное, мощное вещание директора было похоже на художественные оттенки, напоминало своеобразную игру света и теней на картине художника. Поражала внутренняя и контекстная тональность каждого слова, разнообразие личностных языковых клише, синтаксических конструкций.

«Спешим работы добро. Духовное добро. Оно в стократ ценнее от материального. Повторимся в наших питомцах прекрасными чертами национальной культуры, патриотическим духом любви к своему народу, любви к высшему качеству человека - творчества!»

«Да, вечность живая, потому что в ней время от времени вспыхивает жизни. Иногда удивительно яркое. А бывает и серое, обыденное. Только всегда чрезвычайно короткое. Все не успеваешь до чего дожить, что-то сделать».

Безусловно, это был непревзойденный оратор. Его талант - в титанической, кропотливой работы над речью, каждая из которых добавляла слушателям что-то новое в повороте мысли и ее аргументах. Более трех тысяч выступлений директора школы стали настоящим украшением многочисленных школьных линеек, съездов Творческого союза учителей Украины, учительских форумов, выступлений на телестудии в Останкино и в радиопрограмме «Педагогические размышления» С. Каракоз, на собрании Академии педагогических наук, сессиях Верховной Рады, запомнились слушателям как яркие, самобытные, впечатляющие уроки разума, мудрости, человечности, нравственности.

О. А. Захаренко хорошо осознавал информационно-пропагандистскую функцию публицистики: она должна влиять и на разум, и на чувства. Педагог в совершенстве владел методикой «живого общения», умел аргументированно дискутировать (в этом помогали глубокие знания из разных наук), вести интересный, конструктивный диалог, не испытывая нехватки слов, уместно заметить и уважать собеседников. Всегда тщательно продумывал стратегию выступления: определял его целевую установку, сквозная задача, собственное видение проблемы, приемы интерес класса или аудитории (оригинальный, необычный начало, контраверсивне вопросы, психологические паузы), создавал действенную словесную форму речи. Его умение быстро реагировать на реакцию слушателей, хорошее понимание человеческой психологии помогало «раскрутить» участников диалога на сознательное восприятие содержания разговора, мышления и размышления, создать т.н. ауру межличностного общения [13].

Живая мысль, живое слово, обращенное к нуждам настоящего, задивлене в будущее, с синтезом прошлого, образность изложения, эмоциональность, свободное оперирование языковыми средствами стали доминантами выступлений директора Сахновской школы. Показателями лекторского мастерства оратора важно признать научность и информативность изложения; доказательность, аргументированность, доступность, последовательность излагаемых вопросов; методическая разработанность материала; четкую ориентацию на проблему и одновременно нешаблонность, естественность и т.д.

Вот начало одного из пятиминутных выступлений на школьной линейке о долголетии:

«Чтобы человек дольше жил, надо, чтобы не старела душа. А что же такое душа ? Видимо, это просто наш внутренний мир» [8, с 4].

А это окончание дискуссий о счастье и ценность жизни:

«Самыми счастливыми себя считают мечтатели, которые со школы научились настойчивости, чтобы шаг за шагом, день за днем достигать поставленных перед собой близких или заоблачных мечтаний. Мечтайте, фантазируйте, превращая грязь современного кризиса, реалии сегодняшнего дня в красоту вашего бытия. Пусть среди пустыни «похмельного бреда» зацветут оазисы счастливых людей, ценящих гармонию, красоту, удовольствие и мечты» [7, с 229].

В речах О. Захаренко нашла отражение одна из доминантных признаков украинской ментальности - эмоциональность, что осознается как признак жизнеспособности народа и его оптимизма. Он критически оценивал положительное и отрицательное в украинском национальном менталитете. Очевидно, считал мудрый учитель, его поколение надо лишить рис равнодушия, лени, расхлябанности, научить собранности, научить лучше работать над собой. Пламенный патриот, он призвал к этому всю педагогическую общественность. «Нацию можно спасти, заботясь не только об экологии окружающей среды, но и о душе нации, которой так необходима физическая и духовная чистота» [ 5 ].

Анализ текстов доказывает, что педагог обогатил родной язык немалым количеством новых аксиологических смыслов, отражающих украинскую ментальность. Сахнівський волшебник по-особому понимал, например, такие слова, как Толерантность, Порядочность, Патриотизм, Скромность, Уважение, Великодушие, Благодарность. Мовотворчість автора педагогических размышлений представлена и оригинальными, «экологически чистыми» собственными названиями: Колодец совести, Поляна памяти, Девичьи горы, что в жизни сельского сообщества получили внятного национально-культурной окраски.

Сахнівський волшебник совершенстве владел культур-но-историческим опытом своего народа. Свидетельством этому трансформированы им народные фразеологизмы, идиомы, пословицы, поговорки, крылатые выражения, выстроенные на их основе собственные афоризмы, которые являются свидетельством высокой культуры мовомислення. Вот некоторые захаренкізми:

«Если не можешь ничего дать - дай волю. Если не можешь ничем помочь - не мешай».

«Дети..., я без вас - как корабль без парусов»;

«Будущая школа - это ежедневная приятная усталость от творческого труда»;

«Школа без мечты - что птица без крыльев»;

«Опыт из чужих мыслей не приходит, он приходит через шишки и синяки, что их человек достает, отстаивая свои убеждения»;

«Остановиться - значит не существовать»;

«Если хочешь изменить мир к лучшему, сохранить его чистую красоту, девственную святость, начинай это делать с себя! И не завтра, а сегодня, с этой минуты!»

Следовательно, высокий уровень мовнокомунікативної компетенции О. А. Захаренко дает основания предоставить ему статус т.н. сильной языковой личности, что, безусловно, заслуживает подражания. Его труды - это своеобразная экология души, благодатный материал для научных исследований современной молодежи. В педагогическом наследии Александра Антоновича Захаренко много идей, которые нам еще нужно должным образом осмыслить и развить. Это и идеи украинской народной педагогики, новой гуманной педагогической культуры, и педагогики творческого труда, семейно-школьных оздоровительных, трудовых традиций, педагогики милосердия и т.д.



Литература

1. Береговой А. А. Директор села //Педагогика толерантности. - 2002. - N2. - С.101-129.

2. Захаренко О. А. Гордієві узлы современной школы. Как их решить //Педагогика толерантности. - 1999. - N3-4.

3. Захаренко О. Советы коллеге, рожденные в школе над Росью. // Образование Украины. - 2005. - №59-60; 61-62; 63; 64; 68; 69; 71; 83; 84; 87; 96.

4.Захаренко О. А. Спешите делать добро: Размышления педагога-академика о судьбе образования и ребенка, учителя и семьи, края и Родины. - Черкассы, 1997. - 28 с.

5. Захаренко О. А. Слово к потомкам. - К. : СПД Богданова A.M., 2006. - 216с.

6. Захаренко О. Противоречивые мнения: 3 кн. директора Сахнів. школы «Энциклопедия школьного рода» //Образование. - 2001. - 28 нояб. - 5 дек. - С.2-3.

7. Захаренко О. А., Захаренко С. О. 210 школьных линеек. Общешкольные линейки, проведенные в сельской школе в течение 1998 - 2000 гг. - Сахновка, 2002. - 293с.

8. Каракоз С Слово об учителе //Образование. - 2003. - 22-29 янв. - С.З-5.

9. Корюненко М. Александр Захаренко: спешите делать добро. //Образование. - 2006. - 12 сентября. - С.4-5.

10. Леонтьев А. Психолингвистика и личность //Основы психолингвистики. - М. - Санкт-Петербург, 2003. - С.210-290.

11. Малеваный Ю. И. Сахнівський феномен // Педагогика толерантности. - 2004. - N2. - 3. - С.60-65.

12. Мацько Л. И. Аспекты языковой личности в проспекції педагогического дискурса /Дивослово.- 2006. - №7.-С.2-4.

13. МацькоЛ. /., Мацко А. М. Риторика: Учеб. пособие. - К.: Высшая школа, 2003. - 311 с.

14. Савченко А. Я. Сахнівський феномен //В кн.. Захаренко О. А. Слово к потомкам. - К. : СПД Богданова А. М., 2006. - С. 3.

15. Семеног О. Языковое родинознавство (воспитательный потенциал лінгвокультури родного края): Учеб. пособие. - К., Глухов: РВВ ГГПУ, 2003. - 108 с

16. Семеног О. М. Профессиональная подготовка будущих учителей украинского языка и литературы: Монография. - Сумы: ВВП «Мечта»-1» ООО, 2005.- 404 с

17. Сухомлинский В. О. Слово о слове // Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5-ти т. - К.: Рад. шк., 1977. - Т.5. Статьи. - С 160-167.

18. Яковенко В. Авторская школа над Росью // Образование. - 2006. - №30-32; 34; 47.