Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Архетипы в современной поэзии

Идейно-художественные особенности образов-архетипов в творчестве Петра Розвозчика

В. Дидковский,

заведующий кабинетом литературного краеведения

СОШ N11 ступеней № 15 Белая Церковь



Архетипы, по мнению швейцарского психолога и психиатра Карла Густава Юнга, откладываются в памяти и психике человека островками закодированной информации, эмоциональными переживаниями, остатками энергетического этнокультурного подъема и дают единый образ психической жизни нации [6]. Эти символические образы сформировались в человеке под влиянием некогда услышанного рассказа, сказки, песни, увиденного яркого национального обряда и прочее [1, с 13]. Есть такие общечеловеческие первообрази архетипы Матери, Отца, Души, Мудрости, Земли, Семьи, Дома, Бога, Слова, Земледельца и Воина-кочевника и т.д.

Воссоздавая национальный характер лирического героя, художник вроде и не задумывается над какими-то теоретическими литературоведческими или философско-психологическими категориями. Тайна творчества, казалось бы, свободная от всяких канонов. Есть лишь условные границы жанровой специфики, общелитературные нормы, а что касается создания образа, его внутреннего содержания и словесного воплощения - то это волеизъявление творческого индивидуума. В процессе творчества психика человека, очевидно, возвращается к той закодированной информации, до того «национального бессознательного», которое в литературе раскрывается преимущественно через архетипы.

Самое яркое архетипы появляются в мифах, фантазиях, снах, галлюцинациях, художественном творчестве и т.д в виде издревле устойчивых мотивов и ассоциаций, названных Юнгом «архетипічними идеями» [4, с.65].

Проанализируем идейно-логические связи и особенности создания образов-архетипов в лирике современного украинского поэта Петра Розвозчика, обратившись к трем его самобытных сборников - «Кони свободы» (1996), «На ладонях подорожника» (1998) и «Земля Свитовида» (2004). Эти книги члена Национального Союза писателей Украины (1998), лауреата Белоцерковской городской литературно-художественной премии имени Ивана Нечуя-Левицкого (2004) «внесли новую струю в литературной жизни Киевщины», нашли своего почитателя и читателя, значительно обогатив духовный мир каждого, кто читал эти стихи» [5, 53].

Архетипы поэзии Петра Розвозчика, обозначены большой энергетикой любви к земле и человека, доступные широкому кругу читателей и воспринимаются как подсознательно, так и на уровне логики. Некоторые образы Петра Розвозчика имеют лишь архетипну основу или отдельные признаки архетипов. Всех их следует рассматривать в контексте исследования образов-архетипов, поскольку они легко идентифицируются через художественную выразительность.



Архетип Солнца

Важное место в галерее образов поэта занимает образ небесного светила...

Сборник П.Розвозчика «Кони свободы», вышедшая в 1996 году, насквозь испещрены солнечными образами: «запручалося солнце от боли» («Баллада о памяти рода»), «солнце стекает ручьями» («В Чуфуткале»), «стекла улыбаются сонцево» («Пробуждение»), «И солнце с крыльца сошел, согрело каждый подсолнух..» («Страна подсолнухов») и др...

Поэзию «Ласточкино гнездо» автор назвал сказкой, в которой рассказывается о том, как ласточка вылечила своих ослепших птенцов соком чистотела. Нет худшего бедствия на земле, как живом солнца не видеть. Не видеть солнца правды, солнца человеческого счастья - это тоже трагедия. В аллегорическом образе ласточки-матушки - несчастная Украина, которая «деткам-осліпкам заряда» ищет. Ослеп народ, страх его «зажал в чор-нющі тиски» молчания и повиновения. Долго искала Украина-ненька целебное зелье для своих деток. Мир прекрасен, столько в нем «цвета-расцвета, как солнца», а дети - слепые!..

В этом стихотворении изображен вечные мытарства сыновей и дочерей Украины в поисках Солнца свободы!..

Богатую поэзию на аллегорические образы нечего и искать: ласточка, тиски, кара, цвет-расцвет, зелья, ветер, царство гладушника, муравей, пелена, солнце, закут, небо... Подавляющее большинство этих образов имеют архетипни признаки.

В сборнике «На ладонях подорожника» смысловой спектр образа-архетипа Солнца углубляется.

«Дети молодого дождя» - третий раздел сборника «На ладонях подорожника» - доверху полон любви к родному краю, к человеку и опять же освящен теплом и золотом солнца.

Колоритный верлибр «Дом» передает извечную тоску человеческого сердца за родительским домом. Эту поэзию следовало бы рассматривать в контексте одноименного об-раз-архетипа, но, как уже упоминалось ранее, несколько поэтических образов Петра Розвозчика часто сливаются в одно целое, усиливая и дополняя друг друга, что является одним из предметов нашего исследования. В данном случае наблюдаем идеальный вариант такого слияния праобразів. Но нас здесь прежде всего интересует образ солнца://солнце//сидя на завалинке //вспоминает //хижине //молодежи //певучие //русые косы //.

Солнце на завалинке - мать, вспоминает молодость, тоскует за своими лучшими годами, когда дом еще была молодая и веселая. Какой любовью к матери, какой неземной тоской полны последние строки. Солнце и мать - слиты воедино образы-архетипы любви и тепла, текучести и вечности земного бытия. Видим один из типичных для творчества П.Розвозчика средство создания образов-архетипов - персонификация (олицетворение).

Поэзия в прозе «Живу на берегу космической реки» - гимн Вселенной. Лирический герой черпает из космической реки «оранжевый сок жизни», купается в золоте волн». Он понимает жизненную силу космической энергии, эпицентром которой является солнце. Автор творит оригинальный метафорический образ «сонцеспаду»: //Господи-Вселенная, благодарю тебя, //приютивший меня, человека, //возле спасительного сонцеспаду //.

В цикле «Рождественские мотивы» центральный образ - зимнее солнце: // Проснулся //утро Рождественский, //солнца каравай завязал //в снежную белую платок //и несет ужин //до бабушки Зимы. //А бабушка внука ждет, //морозов с клуни не выпускает, //віхолу при в 'связала к забору, // чтобы не испугала ребенка.

Небольшая по объему поэтическая сказка. Нет в ней, на первый взгляд, четко обозначенного образа-архетипа Солнца, но его древний дух, бесспорно, присутствует. И снова через маленькую образную деталь, сравнивая солнце с буханкой хлеба, поэт подчеркивает его жизнеутверждающую силу. Автор творит персонифицированные образы Рождественского утра и бабушки Зимы, от которых веет живым фольклорным теплом. Читая такую поэтическую сказку малышам, воспитываем любовь не только к поэтическому слову, но и семьи, рода своего и народных традиций и обычаев.

На наш взгляд, именно с произведений такого уровня, такого художественного уровня должны состоять школьные хрестоматии.



Архетип Лошадей

Уже само название первой поэтической книги Петра Розвозчика «Кони свободы» состоит из органического сочетания двух распространенных архетипов. И мало вероятно, что во время поиска названия сборника поэт находился в плену какого-терминологически-понятийного круга. Он просто творил образ под влиянием того самого «коллективного бессознательного», что определяет национальный характер. Иногда это образы-символы, иногда - архетипы! Часто границы между этими двумя видами образов установить невозможно. Петр Розвозчик отдает предпочтение таким разновидностям металогічного типа художественного образа, как символ, аллегория, подтекст. Если же говорить об основных образы-архетипы сборника «Кони свободы», то следует выделить прежде всего такие: Душа, Род, Память, Источник, Дерево, Мать, Тополь, Бог, Янычары-манкурты, Предки, Мудрец, Сердце, Ветер, Дорога, Кандалы, Воля, Облака, Снег, Лошади, Звезды, Окна, Дом, Колодец, Космос, Подсолнухи, Гром, Сич, Казак, Кобзарь, Огонь, Дождь, Скрипка, Река, Ночь...

Образы лошадей в творчестве поэта встречаются нечасто, но это весомые образы, непременно связанные с историческим прошлым края. Например, в цикле «Причудливые пейзажи» поэзия «Хмарохан»: // Роз'ядрюють грозу ордынские кони, //витоптуючи пряди горизонта... В этих строках метафорическое отображение грозового неба. Казалось бы, обычный образ, но добавление эпитета «ордынские» поэт создает яркий архетип исторической памяти. Обратим внимание: только один эпитет - и уже образ-архетип.

В поэзии «Кони свободы» - подлинный образ-архетип. И укор, и гнев, и призыв, и боль в сердце поэта; //А потомки - лошадей свободы, // неосмотрительные, розсідлали...//Где же те лошади воронії, //казацкую силу знали?.. // За Днепром ржут где-то кони.//За Днепром? Или за веками? Этот архетип берет свое начало из фольклора, где образ буйногривого коня вороного всегда был символом свободы и рыцарства!

Использование фольклорных источников - один из любимых П. Розвозчиком средств создания об-раз-архетипов.

Таким образом, в творчестве поэта наблюдаем образы-архетипы - эпизодические и глубинные, знаковые. Одни создаются с помощью весомых художественных деталей, другие-за яркую метафору, что красной нитью пронизывает все произведение, а то и книгу.



Архетип Рода

Главный мотив сборника «Кони свободы» - это возвращение к исторической памяти, к истокам национального самосознания народа. Изображая современный мир со всеми его проблемами, автор непременно углубляется в прошлое, обращается к истокам праславянского духовности. Стержнем национального поэт считает «память рода».

Украина сегодня оторвалась от своего извечного корни, и только духовное возвращение к прошлому, к свободному духу предков должен дать соотечественникам силу для развития и возрождения нации.

В стихотворении «Баллада о памяти рода» П. Розвозчик вспоминает отдельные эпизоды на пути исторического мытарства народа. Память рода состоит из радости и боли. Именно историческая память о пережитом лихолетье должна объединить народ в единую силу. Автор выстраивает архетип Рода, используя художественные приемы, присущие романтическим балладам: // чернобыльская Тень, атомнокрила //моего сына заживо сожгла...//Відродись, мой любистка, //Украины зеленым парусом! //... Не вернулся из похода мой прадед, //потому татарская стрела его смерти запрагла. //А он стал источником... //Пей из него, мой род, память//. В первой из приведенных строф для создания образа Рода, что должно возродиться из пепла, поэт использует контраст цветов - темный, что является символом смерти, и зеленый - цвет жизни.

«Среди цветовой гаммы стихи современного украинского поэта Петра Розвозчика, - отмечает в литературном исследовании «Изобразительная функция цветов в поэзии Петра Розвозчика» Н. Мочалова, - важное место наряду с классическим черным и белым занимает зеленый - цвет роста, цілительної энергии и перемен» [4, с 53].

И это действительно так: цвет в создании образов-архетипов играет особую роль и заслуживает отдельного детального исследования. Это еще один прием изображения образа-архетипа в поэзии П. Розвозчика.

Поэт везде ищет следы прошлого. Даже на скалах каменных лирический герой читает «далеких веков мемуары бледные», стремится проникнуть в глубь веков, чтобы постичь святую для него тайну: //Мой предку, гукни, //на какой глубине //искать троп к тебе.

Все подвластно времени: //Реку моего рода (что в память течет) //обескровливает время, как вампир («Я весла погубил...»).

Причину обескровливания «реки памяти» автор советует искать в «душах наших слепых».

Свою неприкаянную душу лирический герой стихотворения «Господи-Боже Иисусе Христе...»снаряжает «у предков степь», чтобы найти светлые дни прошлого, зажечь из них «большую свечу» и «при святом огне рода потлумлену душу відчуть!»

Душа художника не находит покоя, стремится к общению с предками, воображение вырисовывает колесницу Времени, способная перенести лирического героя в прошлую эпоху: //Память в отчаянии зовет //угасших веков лица: //- Проторохкоти, коліснице, //если нет, то хотя бы наснися! («В Чуфут-Кале»).

Чрезвычайно широкий диапазон имеет образ Рода - от семейных, кровных связей до великого рода диаспоры: //Земля моих предков - живительная земля - //дарит бессмертном родовые силу. //Моя Украина, как мать к сыну, //ко мне устами веков говорит ее... // И в буйно крестообразный, плотный узор //диаспора рода моего разрослась («Устами веков»).

Память Рода в Петра Розвозчика - это не только символически-обобщенный образ-архетип, не только общественно-философское обобщение, это еще и память о конкретных личностей, выдающихся людей, которые прославили род, защитили, сохранили его. Великого Кобзаря поэт называет «Спасителем рода»: //Путями//гулкими//встречала //своего Мудреца //Украина. //Спасителя //Рода... Поэзия «22 мая» возвращает читателя к событиям позапрошлого века - перезахоронения праха Пророка Украины Тараса Шевченко, воскрес как Великомученик!

В стихотворении «У скалы Довбуша» рассказывается еще об одну историческую фигуру, изображенную поэтом в том же идейном направлении. Это Олекса Довбуш, народный мститель, защитник обиженного рода, погиб от пули проклятой, низко-коварной».

Часто в поэзии П. Розвозчика появляются реальные образы Днепра, Карпат, Хортицы, Великого Луга... И это все обереги Рода.

Вспоминает автор и легендарный образ казака Мамая: //Вкраїна услышала и пришла, //шатаясь, словно ковыль: //- Мой сын Мамаю, //я силы не имею, //и надеюсь в жюри: //века спасут наш Род...

Итак, поэт выстраивает архетип Рода через обобщенно-символические образы и в то же время на конкретном историческом материале.



Архетип Дома

Одним из самых привлекательных образов-архетипов в лирике Петра Розвозчика, по нашему мнению, является образ Дома. Он ассоциируется с детством, теплом и уютом, радостной и печальной улыбкой матери, духом предков.

Почему человека на склоне лет так неотвратимо тянет в родительский дом?.. Извечная загадка бытия...

Родительский дом для П. Розвозчика - центр Вселенной. Отсюда начинается жизненная дорога, здесь начинается духовность...

Дом - живое существо. Она имеет душу и тело. Человек творил жилище по своему подобию. Здесь «стекла улыбаются сонцево», «старческие глаза слезятся в печали» (метафора лежит на поверхности, но ее привлекательность и значимость от этого не уменьшаются. Она поняла, она близка, потому что от нее веет теплом и любовью).

Сборник «Кони свободы» завершается поэзией «Путешествие на остров детства». Сначала поэт изображает дорогу, что также является образом-архетипом, а дальше возвращает читателя к образу родного «дома». Этим он подчеркивает, что духовные силы человек черпает из глубин отчей дома, земли предков. Возвращение в отчий дом дает человеку силу, что вливается в его организм живительными соками.

Родительское подворье, где впервые шагнула детская нога, - самое святое место на земле, пробуждает особый трепет человеческой души : //Подхожу к дому. //Двор уснул. //А калитка узнала, //до рук приторкнулася смирно. //По волне отозвалась и шибко.

Олицетворение «двор уснуло», «калитка узнала», «отозвалась шибко» - настолько естественны, что забываешь о переносное значение слов, видишь перед собой только живой образ - чувственный, слуховой, осязательный.

В родительском доме человек переосмысливает свои деяния, родительский дом дает покой от суеты мирской, возвращает в далекое прошлое, что никогда не вернется: /// родительская хата качает //меня и нашептывает сны, //далекие, забытые, детские...

На первых страницах сборника «На ладонях подорожника» читатель встретится с художественно совершенным верлибром «Хата». Это метафора от первого и до последнего слова.

Поэзия, полна грусти и трепетной тревоги, несет в себе знаковые символы. Одинокая крестьянская изба, забытая сыновьями, что «невыносимо долго выбираются из плена забвения», - это горький символ Украины, национальной трагедии.

Забыли сыновья о родной дом, что, окутана тоской вспоминает «молодые певчие русые косы». И где-то в глубине души поэта звучит надежда, что сыновья вернутся. А пока что дом грустит: //Подстелив //под больные колени //споришеве дерюга //закрытый //темным платком //крыши //молится окнами //дом...

Образ-архетип крестьянской Избы очень весомый и яркий. Этот образ не может не трогать сердца человеческого, его патриотических струн. Он проникнут тревогой о возвращении современников к собственным истокам, без чего не имеет будущего ни один сущий на земле народ, потому что именно эти истоки питают росток духовности.

В этой поэзии образы Дома и Матери - неразделимы: //солнце //сидя на завалинке //вспоминает //хижине //молодежи //певучие //русые косы.

Обратим внимание на яркие слуховые и зрительные детали - «поющие» и «русы». С помощью этих деталей возникают существенные образы. А зрительная деталь «русые» является определяющей для совмещения двух образов - матери и дома.

Образ-архетип Дома встает и в цикле Украина». Родительский дом морено голодом, палено войнами, терзано репрессиями, а она выжила всем врагам на зло: //3 вышиванок-хаток //стали выщипать //и нити красочные, //и строптивые души...//Правнуче потомку, //распознай палачей. Зрительная деталь «нити красочные» олицетворяет в себе безграничный мир украинского фольклора, быта и обычаев. Через эту значимую и неповторимую деталь поэт передает всю трагедию украинского рода - запрет языка, преследования поэтов и художников, голодоморы и репрессии. П. Розвозчик напоминает о вековечном истребление цвета нации.

Деталь настолько значима, что без нее образ-архетип Дома, а значит и Украины, вообще в этой поэзии не состоялся бы.

Детство, колодец, родительская хата до глубины наполняют беспокойная душа поэта. С любовью и трепетом он ступает на священное родительское подворье: //Коленями нажимаю //на цямриння //и поквапцем заглядываю //в зеркальце родничка //там плещется //мое далекое //беззаботная //детство //осторожно зачерпываю его //лопуховим кружечкой//и несу//за притихлу долину //в родительский дом («Коленями нажимаю на цямриння»).

С маленькой родительской хижины вырастает значимый образ-архетип Дома. Поэт как бы подчеркивает, что большой Дом-Украина состоит из множества родительских домов. Незаметно, непринужденно поэт подводит читателя именно к такому выводу.

Образ-архетип дома в сборнике «На ладонях подорожника» завершается акростихом, в котором звучит горький упрек внукам: //Кто ее построил, заселил. // А теперь здесь живут внуки...//Тот, забытый, тесал ее, стеклил, //А внуки сидят, сложа руки...



Архетип ДушіОдним из самых распространенных образов-архетипов в творчестве П. Розвозчика есть образ Души. В сборнике «Кони воли» этот образ многоплановый и очень весомый! О этот сборник поэт А. Королей отозвался так: «Это поэзия великой тоски по утраченному...! тревоги. В первую очередь - тревога за душу человека...» [, с.4].

Вчитайтесь в цикл стихов «Струны моего «я». На острие «седьмой струны» звучит решительно: //Душа - это храм. А тело - суета? //Суетный храме мой, страданий Христа //не опогань. Душа - это то святое и высокое, что человека делает Человеком.

В поэзии «Вечности душа недремна...» лирический ге-рой утверждает: //Я наконец поднялся во весь рост. /// душе //не подобает // более //спать!

Поэт вспоминает об извечных Карпаты, которые являются символом величия и нескоримості украинского духа, оберегом Нации. Неслучайно автор этих строк сливает воедино два образа - Гор и Души, используя для этого не просто прием оживления, а высшую форму олицетворение - одухотворение: //Я - в Карпатах, где и люди, и горы //Имеют души неподкупно-гордые.

Душа должна быть гордой и трудолюбивой, настойчивой в поисках истины: //Ідуша - веков тяжеленное ворота //отклоняет, //и, дрожа, //заглядывает: //что там?//В історіє святая!

Не обошел П. Розвозчик и Души казацкой: //Где-то за порогами времени //казацкие души не спят: //видится им очень часто //хортицкая родная земля, //и, неспоганена и сильная, //и неприступная и праздники, //и, что все рыцарские души //звала в бой! Рыцари Украины недремлющим оком и до сих пор охраняют родную землю, болея за судьбу потомков. Заходит речь о душе казацкие - появляется архетип Хортицы, что является историческим душой казачества. Недаром охотились на нее царские воеводы. Уничтожая Хортицу, стремились уничтожить казацкий дух и душу.

Казаки, Хортица, Душа - вот еще один смысловой связи между архетипами.

Использует П. Розвозчик и такой редкий в лирике прием создания архетипних образов, как иронию. Легкой иронией проникнута изысканная метафора: //схватив душу, словно шляпу, //странствую в дебри самозабвения...(«Когда меня осмикують каждый раз...»). А дальше поэт поднимает актуальную проблему «раздвоенности души»: //Блуждаю. Спотикаюсь... И касаюсь//ветвей души, терновой, чужой... //Ба, нет, своей! Но что это?//Моя душа меня не узнает...

Самое важное в этой драматической ситуации - найти свое «я», возродиться. А спасет человека в этом случае - вера: //Душе, огонь и искупление - //то твой спасенье, згорай //в пламени веры!

Так художник свободно входит в плоскость еще одного праобразу - Веры. Ибо душа без Веры, без Бога.

Сохранить душу, не предать ей - то святой долг человеческий! А душу имеет все на земле: и Человек, и Вселенная, и маленький журавлик, что улетает в теплые края. Не имел бы тот журавлик души, не возвращался в родные пенаты: //Ой мамочка, глянь: в теплые края //улетают журавли, //вобрав в душу искреннюю //сказку родной земли («Ой мамочка, глянь: в теплые края»).

Лирический герой этой поэзии Петра Розвозчика глубоко верит в народные легенды, поверья, в то, что души переселяются в заре и живут вечно: //Предки судьбу спасать //от унижений, глума и измен. //На небесном пьедестале //души их теперь зорять.

Однако образ-архетип души в лирике П. Розвозчика не мистический, а реально-исторический. Душа - это первооснова жизни, ядро духовного существование. ее тайны спрятаны в далеком прошлом, которое еще предстоит вернуть потомкам.

Чтобы понять себя, мы должны устремиться к истокам, должны постичь, понять свое место и предназначение на Земле и во Вселенной. И только тогда станем народом гордым, богатым духовно.

Как видим, подавляющее большинство образов-архетипов в поэзии П. Розвозчика внутренне взаимосвязаны, переплетаются, трансформируются, дополняют друг друга.

Поэт пытается пробудить душу своего современника от спячки, от равнодушия и черствости, возродить в ней духовные ценности и традиции, без чего рост национального самосознания невозможно.



Архетип Матери

Образ Матери - достаточно разноплановый. Это и образ матери, что на мир благословила, и образ Украины-матери, и Хортицы-матери, и Матери-Хранительницы Рода.

Образ-архетип Украины-матери берет свое начало из обычного образа женщины-матери.

Возвращение к историческому прошлому, к периоду славного казачества является вообще характерным для творчества автора, который всегда тесно связывает современное с будущим: //А грохот порогов //где-то в казацкой эпохе //творит симфонию грома//на чорториях Днепра. //Ждет запорожцев домой //Хортица-мать старая («Хортицы сердце немеет»).

А вот еще один пример тесного переплетения образов - Рода, Хранительницы и Матери: //А широкополая мой род из далей: //- Опомнись! //И Оранта - в глаза! И мать - в сны... («Задыхаюсь в усталости бетонного лета»).

Заслуживает внимания образ «широкополая мой род». Через этот-яркий метафорический эпитет автор передает свое почтение и уважение к великому Роду украинцев, к Роду, был недолей разбросан по всех земных мирах. Эти строки, полные внутренней силы, несут в себе тревогу за будущее.

Поэт утверждает, что мерилом всех человеческих добродетелей является Мать. Внутренняя динамика, психологическая нагрузка творятся с помощью синтаксических средств: побудительных и неполных предложений.

Итак, наблюдаем тесное переплетение, органическая связь между образами-архетипами, которые дополняют друг друга, трансформируются и т.д.



Архетип Дороги

Одна из особенностей творчества Петра Розвозчика заключается в том, что его образы (в том числе и архетипни) часто прослеживаются пристальным читателем между строк, что дает широкий простор для полета философской мысли.

В стихотворении «Дорога» одноименный образ-архетип персонифицируется. Он полон динамики, движения: дорога - «рассуждала», «обрадовалась», «бежала-бежала», «остановилась», «ускубнула травы», «путешествовала»...

Поражает незаурядная фантазия художника: дорога на овиді становится продолжением сонцетворної радуги, от которой вся поэзия радужно полнится теплом, светом и какой-то сказочно-детской искренностью: //Ой обрадовалась же дорога, //словно коза круторога, //ускубнула травы, //обошла рвы, //у овиду //дорожке //стала //и //на радугу //устремилась.

В обычных вещах видит необычное, сказочное. Это призвание настоящего поэта - видеть мир по-особому, через призму образов. Но по той вроде легкостью формы и содержания стоит философское осмысление бытия, изображается конец жизненного пути, что перерастает в тропинку, а дальше уходит в небо. И никакой трагедии, никакого отчаяния.

Почему нас обходит судьба? Почему так много проблем? Потому что угасла любовь: к ближнему, к своего рода и корни, к Всевышнему...Почему обмелела река любви? Потому пересохли источники, заилились истоки духовности...Но наш народ, как и все человечество не погибнет - его спасет незглибимість красоты и мудрости, духовная одержимость и настоящая вера в высокие, идеалах.

Такие основные мотивы сборника П. Розвозчика «Земля Световида». Книга полна шевченковской тревогой за судьбу Украины и тютюнниківською любовью к человеку. В сборнике много самобытных образов, наполненных глубоким художественной философией, живописной выразительностью и пластикой. Автор дает новый импульсе любимым образам-архетипам Дороги, Степи, Лошади, Неба, Солнца, Времени, Матери, Бога, Души, Судьбы и др.

Среди произведений новой книги есть немало притч, которые свидетельствуют о высокие художественно-эстетические вкусы мастера и его жизненную мудрость.

Поэт стремится склонить душу современника к первозданному, извечного, что должно стать источником возрождения духовности нашего народа [2, с 13].

Лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко Дмитро Креминь так откликнулся на новую сборку автора: «Петру Розвозчику в книге «Земля Свитовида» удивительным образом удалось избежать традиционной баркаролы, кобзы или бандуры с гитарой на-вперемешку, и книга получилась цельной, образно монолитной, хотя здесь есть даже поэзии дочорнобильських времен (1983), не говоря о восьмидесятые и девяностые - как протоукраинские по календарю и поэтическим чувством. Тонко чувствуя вселенную и маленькую былину, поэт не отрекается от поэтической школы, виртуозной аллитерации по и ломаного ритма, тянет его и к зрительной, графической модели, как в поэзии «Сыны Световида».

Мудро выстроена «храм книги»: «Речитатив дороги», «Костер на овиді», «В сетях времени», «Незглибимість».

Мне очень радостно, что в исторической Белой Церкви, театральной и литературной оазисе над Росью (отсюда Ю. Кузнецов, здесь - В. Миняйло и др.) живет и творит одаренный, утонченный поэт П. Розвозчик»

В сборнике «Земля Свитовида» среди других выделяется образ-архетип Дороги.

Дорога - это судьба человеческая... Дорога и бывает длинной и короткой, тяжелой и легкой, бывает дорогой, а порой - узенькой тропинке. И человек должен идти той дорогой жизни - то шествовать твердым гостинцем, то продираться глухими дебрями. Поэт верит в судьбу, от которой не отречься и не сбежать: //Закадычная //со мной //капризна //тропинка: //бабушкой //устало //горбится, //наверх //девчонкой //сп...

Так, переменная судьба человеческая. Для отображения той капризности автор использует метафорические образы бабушки и девочки.

Но сам поэт на судьбу не сетует. Пусть уже будет такая, какую Бог послал. Ласкательные формы существительных придают образам искренности и теплоты, правдивости.

Интересно, что ни одного упоминания о дорогу. Но это не что иное как образ-архетип Дороги - Судьбы человеческой. Поэт не растолковывает свои образы. Он оставляет читателю выбор, право на собственное мнение.

Будто мимоходом всплывает образ дороги и в другой миниатюре, строки которой, бесспорно, имеют глубокий философский подтекст, как, собственно, и вся сборка: //Зачерпну //полную //горсть //лета //вроде //лошадь //вороного//сердце //скупаю //перед //дорогой //может //успею //тогда //догнать //себя. Поэт утверждает, что человек находится все время в дороге и, бывает, теряет сама себя в бешеном движении жизни. Она мчится, летит, спешит, То отстает от жизни, то перегоняет время. И лишь в конце пути, как обычно, «догоняет». И чем быстрее человек себя догонит, тем быстрее наступит время прозрения, мудрости...

Образ дороги проходит через все творчество П. Розвозчика, творя в результате многогранный образ-архетип.

Часто в своем творчестве автор возвращается к первозданному, извечного. Умом он воспринимает цивилизацию, но в причаєній души чувствуется ностальгическая любовь к всего нетронутого, дарованного щедростью Создателя://Уволилась//дорога//из тесного,//старой//кожи //гудрона //и легко, //в'юнисто //умчалась //куда //в приволья степей. //Шины, //до //гремели//по ней//мегатонно, //теперь суеверно//притихли, //смутились - //слушают //речитатив ////золотым //материнством //нив... («Речитатив дороги»).

Это уже несколько иной тип образа-архетипа Дороги. Полевая сельская дорога близкая и родная поэту. Его сердце не хочет слышать гул «кожи гудрона» , а золотой «речитатив» материнства нив. Автор зовет современника не просто в «дорогу», а к постижению человеком глубин и значимости первичного. Здесь «дорога» - это путь к самому себе, к очищению, к свободе...

П. Розвозчик принадлежит к когорте романтиков, мечтающих изменить мир, сохранить его первоначальную красоту для будущих поколений...

Образный мир лирики художника - явление оригинальное и неповторимое. Это не просто мастер рифмованного стиха или верлибра, а создатель своеобразной высокохудожественной поэзии, которая поднимается, как пышная украинская паляница, «на дрожжах» образов-архетипов.

Наиболее характерным признаком изобразительного стиля П. Розвозчика есть метафора, где особую роль играет художественная деталь.

Творчество Петра Розвозчика - это глубокие размышления над жизнью и его извечными проблемами. Особенно много философских рассуждений - в образах-архетипах, сама природа которых заставляет мыслить, сопоставлять, делать выводы.

В каждом образе лирики П. Розвозчика следует искать глубины, каждый его образ-архетип - символический, знаковый.

Автор постоянно находится в поиске новых интересных параллелей, из которых вырастают оригинальные метафоры и образы-архетипы, которые не всегда лежат на поверхности. И хорошо, что есть такая поэзия, которая не дает души и разума дремать.



Литература

1. Бийчук Г. Актуализация архетипов национального подсознательного средствами художественного слова. На материале творчества Тараса Шевченко// Дивослово.- 2005. - №10. -С 12-18.

2. Дидковский В. С любовью к человеку // Майдан-брок. - 28 октября 2004. - С12-13

3. Королей А. Поэзия нежности, тревоги и надежды// Радосинь. - 1997.- №3.- С.4

4. Литературный словарь-справочник / под ред. Гром'Яка Г., Ковалева Ю. - К.: Академия, 1997.- 752 с.

5. Мочалова Н. Изобразительная функция цветов в поэзии Петра Розвозчика // Родная школа. - 2005. - № 910. - С 53-57.

6. Юнг К. Г. Аналитическая психология и психотерапия. - Санкт-Петербург: Питер. - 2001. - 512 с.