Статья
АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
Я выбираю красоту
Изучение фольклорных источников произведений Александра Довженко
7 класс
Н. Логвиненко,
научный сотрудник Института педагогики АПН Украины
Киев
Имея народные источники, талант Довженко в целом не поддается любым сравнением.
Г. Соболев
Талант Александра Довженко - блестящий, талант могучей личности. От которых «духовно-поэтических берегов отчалил», что взял из своего исторического детства, что оставил в прошлом, что завещал будущем?
Дать ответы на эти вопросы помогают воспоминания современников Великого Мастера, литературные исследования ученых, для которых О. Довженко всегда оставался удивительно мудрым человеком, «человеком народной», поражал своей активностью, напряжением духовных поисков, хозяйственной заинтересованностью во всех подробностях народного бытия, постоянным стремлением «добавить» к своей духовной творчестве что-то немедленно-практическое...» [11, с.157], «думал красиво» и учил это делать других.
Умение 0. Довженко открывать удивительные миры красоты в природе, сопричастности к труду, в характерах людей давало основания Л. Новиченкові считать, что в Украине «после Шевченко, видимо, не было художника, у которого социальная глубина, революционный пафос, чрезвычайно острое чувство современности сочетались бы с таким народнопісенним и «античным» чувством прекрасного в жизни, человеку, природе. ... Он выделялся особой силой поэтического воссоздания прекрасного и высокого в народе... как Будто человек пришел из былин, дум, легенд, сказок, из заколдованного фольклорного мира - и меру той одухотворенной и высокой поэзии перенесла на отражение своего небывалого времени, к которому она относилась так же неотъемлемо, как волна принадлежит океану... Довженко неизменно настаивал на обязательные художника усиливать человеческую чуткость зрителя, читателя, слушателя к «всего прекрасного и человечного» [11, с.173]. И это, по нашему мнению, один из заветов Мастера, который сегодня мы должны донести до школьника, изучая самые яркие его произведения.
- Народнопоетична творчества!.. Что в мире твоем очаровательном? Какие источники питали человека-творца? С чего брала она силы для вдохновения?
Творческие связи Александра Довженко с фольклором родного народа исследовали ученые разных поколений (И. Белодед, Ю. Барабаш, М. Власов, Л. Новиченко, А. Гончар, П. Тычина, Г. Соболев, Ю. Кочерган, О. Поляруш и другие). Выяснение результатов таких связей дает широкие возможности глубже проникнуть в творческую лабораторию писателя, приобщиться к сокровищнице нев'янучих ценностей великой культуры.
Александр Петрович Довженко - человек, которая «сформировала себя на эпическом восприятии истории украинского народа, на песни, на поэтике эпического древнего слова. Голоса Довженко всегда были присущи интонации народных певцов, открытый голос, направленный на преодоление наибольшего пространства, который разделяет спикера со своими слушателями. Патетика в данном случае усиливает значимость, весомость события, делает те логические ударения на основном в повествовании, которые не дадут присутствующим быть просто пассивными наблюдателями или слушателями, они станут соучастниками, сотворцами», - говорит Павел Мовчан [10, с.3]. В этом, по его мнению, была человеческая и творческая сущность Александра Довженко - человека, эпическое мышление которой обеспечивало неповторимую интонацию и надлежащую высоту звучания каждому предложению в тексте.
Борис Степанишин, выясняя кредо великого украинского кинорежиссера и писателя Александра Довженко, составляющей которого является и источники творчества, констатирует: «Это были литературно-художественные традиции Украины, ее фольклор, язык и национальный дух народа».
«Создавала меня украинская земля..., - говорит и сам Довженко, - кормила хлебом и медом, поила мыслями, чувствами, купала в верованиях и обычаях нашего народа, вкладывала в мою душу свои гордые поэмы, любовь к себе»[15, с.7].
Красота украинской земли произвела на всю жизнь и эстетические глубины Довженко-художника. «Если выбирать между правдой и красотой, - писал он, - я выбираю красоту. И когда мы не внемлем красоты, мы никогда не поймем правды ни в прошлом, ни в современном, ни в будущим. Красота нас всему учит».
О. Довженко-искусствовед был «носителем положительной эстетической программы, которая и сегодня сохраняет свою актуальность», поскольку самое пристальное внимание художника, по твердому убеждению Г. Корогодского, была обращена на большие сокровища народного искусства с его глубоким и простым содержанием, была связана с ним [8, с 556].
Озвучить эти и другие высказывания исследователей творчества Александра Довженко, что знает учитель, привлекаем и семиклассников, которые умеют выразительно читать, в совершенстве владеют техникой чтения, могут их прокомментировать или подготовить вопросы для одноклассников. Коллективно определенные ключевые слова высказываний записываем в рабочие тетради. Среди них могут быть: сокровища народного искусства, его глубокий и простой смысл; носитель положительной эстетической программы: красота учит нас всему; национальный дух народа; думать красиво и учить это делать других; удивительные миры красоты в природе; удивительно мудрый человек - человек народная; сила поэтического воссоздания прекрасного и высокого в народе; очарованный фольклорный мир; человеческая отзывчивость; внимание ко всему прекрасному и человечному и др.
Такая работа помогает сделать важные акценты, запомнить самое главное.
После этого учитель обобщит: итак, фольклор, представления о красоте, о нравственных основах, которые воплотились в народном поэтическом творчестве, с детства формировали мировоззрение Александра Петровича Довженко, его эстетические взгляды; были теми важными факторами, которые повлияли и на формирование самобытного таланта писателя, киносценариста, кинорежиссера... Важную роль в этом, по мнению А. Есть. Поляруша, сыграли и традиции классического наследия, в частности, таких мастеров, как Т. Г. Шевченко и М. В. Гоголь. «Они пленили художника народностью идеала, тесной связью с фольклором, пристальным вниманием к героических фигур борцов за свободу родного края, широкими философскими и лирическими размышлениями и т.д.»[13, с.166]. Это и побудило Александра Довженко до глубокого изучения фольклора, чтобы проникнуть в народное художественное мышление, что положительно влияло на рост его мастерства.
Источники формирования таланта Довженко ярко описаны в повести «Зачарованная Десна». В этом ученики убедятся, изучая произведение в старших классах.
Про народное творчество как один из источников национальной самобытности произведений писателя и режиссера указывали М. Рыльский, П. Тычина, А. Гончар, Л. Новиченко.
Исследуя творческие связи А. Довженко с фольклором, ученые считают, что народность его искусства является одной из ведущих черт тех взаимоотношений, что и раскрывает « национальную природу таланта художника, его органическая связь с художественным мышлением народа, с национальными традициями искусства».
Учитель охарактеризует народность как основную черту творчества 0. Довженко, стремясь донести до учащихся особенности мировосприятия, художественного мышления писателя, что поможет лучше понять явления, события, образы, созданные мастером. Перед семиклассниками поставим задачу - внимательно слушая объяснения, в рабочие тетради записать: «Народность - это...».
Подаем материал, с которым учитель сможет подготовиться к рассказа-объяснения.
В справочнике «Литературоведческие термины» В. Лесина читаем: «Народность литературы - одна из важнейших особенностей прогрессивной художественного творчества, которая в совершенной художественной форме правдиво и доходчиво изображает жизнь народа, служит ему, выражает его стремление, интересы, потребности, эстетические идеалы. Народность также предусматривает общественную значимость произведений, их связь с фольклором, с выработанными народом эстетическими ценностями, с предшествующими культурными традициями, с использованием сокровищ народной речи.
Степень народности произведения зависит от того, как правдиво, широко и глубоко раскрыл в нем автор важные для народа события и явления, насколько в интересах народа и с передовых идейных позиций оценил он изображаемое, насколько высоким является его эстетический идеал, художественное совершенство и яркость картин и образов, доступность произведения читателям» [с.130].
А для Александра Петровича понятие народности произведения, считает Л.Новиченко, мало необыкновенно глубокий личный смысл, ибо определяло, по мнению ученого, самое важное и характерное в эстетическом мировоззрении Художника. Литературовед отмечал: «Народность искусства Довженко - это не только высота идейных позиций, что отвечает коренным интересам и стремлениям народа. Народ в своем коллективном образе является и главным героем этого художника, потому что почти все фильмы Довженко, как и его литературные киноповести, - это романтично-страстное исследование о украинский народ в разные эпохи его исторического бытия. И, наконец, народность для автора «Земли» и «Поэмы о море» - то необычный масштаб изображения лиц и индивидуальных явлений, который возникает при последовательном соотнесении и даже сочетание «судьбы человеческой и судьбы народной». Эта черта в высшей степени характерна именно для Довженко - одного из величайших мастеров обобщающего эпического искусства XX в. Масштабность, возвышение отдельного исторического и всенародного были органическими приметам его художественного мышления» [11, с 163].
Народность эстетического идеала О. Довженко, по многочисленным наблюдениям ученого Ю. Барабаша, была в основе народности литературы и ее определяющим критерием [2, с.207].
В воспоминаниях об о. П. Довженко О. Гончар в частности, писал: «Народность - это, видно, и было качество, которую он высоко ценил в искусстве. Замечательным свидетельством этого являются его собственные произведения, его киноэпос. Зато малейшая фальшь, любая разновидность хуторянской ограниченности, псевдонародність имели в лице Довженко своего беспощадного висміювача» [3, с.171].
О народности творчества художника говорит и С. Плачинда в своей обстоятельной монографии о А. Довженко, подчеркивая: «...На все события и явления - большие и малые, эпохальные и обыденные - он смотрел глазами народа. Он перенял все лучшие черты народа: трудолюбие, мудрость, неубиваемый оптимизм, непосредственность характера, юмор...»[12, с 8]. Важно отметить, по мнению исследователя, А. Довженко творит образы, идя именно от представлений тружеников о идеал героя, воплощенный в фольклоре. Поэтому и напоминают они отдельными чертами героев дум, былин, поражают сказочностью. В создании национального колорита, раскрытии народной души, в воплощении авторского замысла творения образов большую роль играет народный юмор, обычаи, детали быта. (Заметим, что убедиться в этом сможем во время чтения произведений А. Довженко, например, предсмертный ритуал дедов в новелле «Ночь перед боем»).
Исследовательница творчества А. Довженко Ю. Кочерган видит глубокую народность его художественного таланта как в постановке проблем, так и в характере их художественного решения. «Даже эпизодические герои писателя, - считает исследовательница, - обладают глубокой духовной силой, что делает их незабываемыми. Это качество таланта Довженко близка пафоса Сент-Экзюпери, для которого быть человеком означало нести ответственность за все на свете» [9, с 114].
Уроки народного творчества помогли О. Довженко выработать программные требования, когда речь шла о этику, эстетику, психологию, культуру человека. Предметом постоянных исследований и звеличень художника, самой большой его любовью был самобытный народный ум, «острый, колючий, мыслящий конкретно и в то же время отнюдь не чужд великой философии возраста, иногда грубоватый во внешнем проявлении - и полон внутренней интеллигентности...» [11, с .170] - обязательное требование. О. Довженко считал наивысшим своим заданием - показать «цветения народного гения», напоминал об этом неоднократно своим коллегам. Он неустанно учил своего читателя и зрителя «мыслить всегда значительными социальными категориями». И видеть, что человек... - часть народа и, наконец, человечества, - констатирует Л. Новиченко.
О. Довженко принадлежит к тем художникам, которые обладают особой склонностью и особым даром расширять рядовые события и явления, о которых они рассказывают, до масштабов национально-исторических и всемирно-исторических. Словно видя свою задачу в том, чтобы духовно выводить своего читателя и зрителя на мировую дорогу, раскрывать перед ним общечеловеческие горизонты того, что происходит в его жизни, что творит он сам, отдельное, индивидуальное он настойчиво подносит к общему. И отсюда, по мнению ученых, становится понятным, почему в «этике Довженко такое первостепенное значение имеет философская категория народа: через свою причастность к всенародной дела, к борьбе за светлое будущее рядовой человека причастна ко всему человечеству, до всемирного исторического процесса. Вот почему для этого мастера всегда таким важным был коллективный образ современника - образ народа в его историческом движении. Именно гуманистическое начало в человеке для Довженко неотделимо от начала народного, лишенного, конечно, всякого узкого или фальшивого его понимания « [11, с.164].
После лекции учителя слушаем, что записали ученики, коллективно обсуждаем их заметки, наконец формулируем определение понятия народности и основные особенности народности Довженкових произведений.
Предыдущие ученические записи могут быть такими: главный герой произведений этого художника - народ; необычный масштаб изображения индивидуальных лиц и явлений; народность эстетического идеала художника впитала лучшие черты народа: трудолюбие, мудрость, неубиваемый оптимизм, непосредственность характера, юмор; писатель создает образ, идя от представлений работников о идеал героя, воплощенный в фольклоре; первостепенное значение имеет философская категория народа: через свою причастность к всенародной дела; коллективный образ современника, гуманистическое начало; масштабность изображения и др.
Имеем надежду, что семиклассники смогут из рассказа-объяснения учителя определить особенности народности произведений А. Довженко, углубив начальное понимание понятия «народность литературы».
Постоянные творческие связи 0. Довженко с народнопоетичною наследием родного народа определили характерную черту его индивидуального стиля - синтез, широкие художественные обобщения в осмыслении общественных явлений и особый подход к созданию образов, характеров. «Все героические фигуры его произведений - монументальные, масштабные, предстают в романтическом плане. Это люди исключительной стойкости, силы воли, их характеры, как правило, уже сформированы, раскрываются в момент наивысшего напряжения, когда решается судьба народа, Отечества»[13, с.167]. Исследователи отмечают, что этому способствовало обращение автора к народному представление о герое, выраженного в фольклоре, глубокое знание жизни, совершенное овладение богатства уснорозмовної лексики, мовностилістичних особенностей фольклора. Писатель широко использует гиперболу, символ, метафору - именно те тропы, которые помогали творить «зримые образы». Речь героев красочная, богатая фразеологические элементы народного юмора, глубоко индивидуализированная.
Анализ творческих связей художника с фольклором позволил Ю. Кочерган выделить их основные черты:
- О. Довженко умело подает яркие портретные характеристики в живописном фольклорно-гиперболизированном плане, сочетая с тем психологическое состояние героя. Такая портретная характеристика помогает определить суть и напряжение всех сил, потерь и достижений героя в определенных жизненных событиях;
- от характеров героев, которые художник чувствовал потребность передать в контексте идей определенного времени, зависели сюжеты повестей, рассказов (исследователи отмечают, что героями произведений А. Довженко были настоящие люди - лучшие представители того времени). Характерным признаком сюжета была калейдоскопичность, когда сюжетные эпизоды сменяют друг друга, как кадры в кино, при этом все подано в обобщении, близком к символов;
- характеристики внутреннего состояния персонажа - романтично-возвышенные; раскрывая психологию образа, не оставлял без внимания и мельчайших деталей. Поэтическая деталь, часто гиперболическая, помогает понять черты глубокого социального и нравственного обобщения, всегда присущие героям 0. Довженко;
- важное смысловую нагрузку в текстах имеет пейзаж: через него автор подает психологический образ родной земли, внутреннее состояние героя;
- О. Довженко использует в текстах лирические отступления - путь к пониманию психологического состояния героя. А еще автор - активный участник исторических событий, в действительности отмечали все современники писателя, великого гражданина своего Отечества;
- в смысловой и эмоциональной выразительности характеров важная роль принадлежит зачинам-повторам. Это персонифицированные образы народной думы, народной песни.
Выделенные нами слова могут составить список ключевых понятий, что поможет учащимся определять основные черты фольклорно-художественных связей во время самостоятельного исследования проблемы.
Благодаря освоению народного художественного наследия, углублению в психологию человека принципы создания образов развивались с каждым новым этапом творчества писателя.
Так, в годы Второй мировой войны, стремясь подчеркнуть патриотизм, мужество, силу воли защитников Отечества, О. Довженко проводит прямые параллели между героями народного эпоса и героями своих новелл, очерков, рассказов, благодаря чему защитники родной земли вырастали в сказочных великанов, способных творить невозможное.
Размышления писателя годы Великой Отечественной войны: «Народ не хочет чтива о войне торгово-описательного. Народу надо показать его изнутри, в его страданиях, в его сомнениях, в его борьбе, обновлении, и показать его путь и перспективы. Народ надо возвеличить, и успокоить, и воспитать в добре, ибо зла выпало на его долю столько, что хватило бы и на десять колен» [6, с.440] - является как бы ключом для раскрытия специфики создания героического характера в его творчестве этих лет.
Акцент на особенностях письма Мастера этого периода сделан нами не случайно, поскольку семиклассники изучают рассказы О. Довженко «Ночь перед боем» и «Воля к жизни» - произведения, выросшие из жизни. Как известно, Александр Петрович Довженко в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Поэтому настоящие факты становились основой для написания новелл, рассказов, публицистических выступлений. (При необходимости дадим определение названных литературных жанров и объясним разницу между ними).
«Ночь перед боем» - это рассказ о стариках, с которыми встречался сам автор. И с его согласия впервые произведение было напечатано как очерк, как документ, свидетельствует исследователь творчества А. Довженко О. Поляруш, слово «рассказ» появилось в более поздних передруках.
Стремление увидеть своих героев на экране способствовало написанию киноповестей, что впитали в себя большинство рассказов, углубили созданные ранее образы. Из произведений о событиях войны не вошли в повестей рассказ «Стой, смерть, остановись!», «Мать», «Ночь перед боем». Рассказ «Воля к жизни» вошло в «Повести пламенных лет».
«Черпая сюжеты произведений из жизни, - говорит О. Поляруш, - Довженко засвидетельствовал верность своей специфике художественных обобщений - образы простых бойцов, женщин, дедов вырастали в сказочных великанов, удивляли силой воли. Этому в определенной мере способствовало творческое использование народного художественного мышления. Довженко обращался к гиперболы, метафоры, порой до символа, резкого контраста, народных представлений о прекрасном и безобразном [13, с.76].
0. Довженко всегда подчеркивал (когда отдельные художники слова видели образцы героического лишь в прошлом, не замечали подвигов защитников Отечества), что в центре произведения должен быть образ современника, достоин славы предков. «В нашу, величественнее всех крупных войн, в эту вот трагедийную пору, неужели же никого поставить на образец в большие гордые ряды? Неужели, пак, никому стать рядом? Неужели так высохли, позморщувались души? Не свелись рыцари? Не оплошал наш род?
Нет, не осунулся наш род! Не перевелись и рыцари на нашей земле. Жива душа народная. Есть кому стать с Богуном и с Байдой, есть кому пол!» [7, с 150]. Выделенные нами слова могут стать эпиграфом к урокам, на которых будут изучаться произведения 0. Довженко о войне.
Исследователи утверждают, что писатель сам создавал героические образы, как это делал наш народ в думах и песнях, и требовал этого от других. Убедиться в этом предлагаем ученикам во время ознакомления с произведениями А. Довженко.
Перед началом обработки рассказ «Ночь перед боем» поставим перед семиклассниками задание: Проанализируйте, как отразились творческие связи писателя с фольклором в рассказе? Какие из них самые выразительные? (Вопросы можно записать на доске и в рабочие тетради).
Рассказы читаем в классе, определяем тему произведения, главных героев. Во время характеристики капитана Колодуба повторим вышеупомянутые вопросы, дадим ученикам время над ними подумать, потом проведем беседу:
- На кого из фольклорных героев похож капитан Колодуб? Которыми народ изображает своих героев в народных сказках, думах, песнях, легендах? Какие художественные средства раскрывают любовь людей к своим защитникам?
- Какие народнопоэтические средства помогают писателю создать героический образ капитана Колодуба?
Не трудно будет, по нашему мнению, семиклассникам вспомнить героев народных дум и песен (в рассказе их вспоминает и автор), их подвигах, поведение во время особых испытаний. Фольклор издавна воспевал твердость духа, непокорность врагу, любовь к родине, свободолюбие ставились превыше всего. Так и О. Довженко выписывает события в романтически-приподнятом стиле, у него все величественное, необычное. Он верит в такое состояние души, когда в последние минуты жизни человек чувствует себя могущественным. Поэтому подобное испытывает и капитан Колодуб, что в бою был сторуким, «из любого ада выходил победителем»(5, с 562). Этим герой 0. Довженко напоминает героев фантастических сказок, перед которыми расступается вода, раздвигаются горы, стелется путь в непроходимых чащах. Портретная деталь («на вид вы такой, простите, и маленькие и не очень вроде как и здоровы») является противопоставлением (резким контрастом) к непобедимой силы человеческого духа. Автор гіперболізує физические силы воина в бою, которым движет ненависть к врагам Отечества и любовь к родному народу, родной земле.
- Кто помог колхозном садоводу Колодубу стать непобедимым защитником Отечества, кто «перевернул ему всю душу»?
- Который ценнейших урок, как эстафету, передает своим подчиненным?
Повторным выборочным чтением учащиеся сопровождают свои ответы, поскольку у О. Довженко каждое предложение в тексте должно «неповторимую интонацию и надлежащую высоту звучания» (П. Мовчан). А образы дедов - «добрых годовых духов» - является олицетворением красоты и величия нашего народа.
Далее учитель заметит, что ученые отмечают ярко выраженное дидактическое (поучительное) направленности произведения: автор стремился обострить чувства ненависти к врагу, звал до последнего вздоха защищать каждый клочок родной земли, поэтому раскрытие характеров дедов Платона и Савки отошло на второй план.
- Согласны ли вы с таким утверждением ? Выскажите свои соображения.
Чтобы помочь учащимся дать ответы, спланируем их поиски: сначала проанализируйте внешность деда Платона и Савки (Или она помогает раскрыть характер дедов-перевозчиков?); дальше - их разговоры, воспоминания о сыновьях; действия, поступки (Как проявляются черты их характера?); особенности языка старых людей (способствует Ли она увиразненню общего, типичного в образах, видите за ней обычаи нашего народа, его мировоззрение, «мудрую философию, подаренную дедам жизненным опытом»?):
Поскольку поиски имеют определенные этапы, выслушаем соображения учащихся последовательно, а потом можем сделать определенные обобщения или дополнения.
Глубокие знания писателя о жизни народа, его обычаи и обряды, которые черпались из сокровищницы народной поэзии, помогли художнику создать яркие образы старых людей, которые занимают в его произведениях особое место. И первое свидетельство тому портретные характеристики : «Савка вышел из своего домика и смотрел на нас как нарисованный. Было ему лет семьдесят, а может, и больше. Он был маленький, с подстриженной бородкой. Был бы он сильно похож на святого Николая-угодника, когда бы огромная, как коровий кизяк, старая кепка не лежала у него на ушах и землистый, так сказать, цвета свитер не висел на нем, как на мальчике родителей пиджак» [5, с 563-564].
Чтобы ученики ярче представили внешность этого мудрого деда, можно продемонстрировать им изображение Святого Николая, сравнить его портрет с описанием деда Савки О. Довженко, провести небольшую беседу, в облике Святого Николая указывает на его величие и святость и какая портретная деталь говорит о деда Савку как обычного человека?
Красивым и строгим рисует автор и деда Платона.
- Что позволяет читателю ярко представить себе этого мудрого человека?
- Что делало деда Платона красивым?
Семиклассники отыщут в тексте лишь определенные портретные детали: «...старый я уже быстро ходит. Отходил уже свое «; «Я смотрел на... строгого кормчего деда поднимался надо мной на фоне торжественного неба»; «Он стоял на корме с веслом, строгий и красивый, и смотрел вперед поверх нас»; «По сухому темному лицу текли слезы и падали в Десну»[5, с 564, 566, 568, 569], что вместе с уверенными действиями и горькими размышлениями об отступлении наших войск позволяет читателю увидеть удивительно мудрую, красивую человека.
Итак, портретные характеристики героев достаточно эпизодические, но яркие. Представить фигуры мудрых дедов-перевозчиков позволяют их действия и разговоры, которыми они стремятся внушить воинам веру в победу над ненавистным врагом.
- Какие доказательства находят для этого?
- Кого из героев народных песен вспоминают и почему?
- Какими чертами наделял народ своих защитников?
- Какие из них присущи героям Довженковского рассказы?
Выборочным комментируемым чтением продолжим работу над текстом рассказа. Звучат воспоминания дедов сыновей Льва и Демида, выделяем те черты их характера, роднящие с героями народных произведений: «Когда бы вот Лев со своим полком и был здесь, тот бы не стал отдаляться, нет. Тот бы этого лодки повернул назад, и по шиям, по шиям!.. Тот не одступить, нет, черта с два!» [5, с 566]; «Вот и мой Демид. Его огнем печи, на куски режь, ну не одступить. Куда твое дело! [5, с 566]; и как обобщение: «Человеческая душа молодецкая сильнее любой танкетку! Была, есть и будет! Как то в песнях о Морозенко поют: «Где проехал Морозенко - кривавая река», о! Вот был воин!» [5, с 568].
Именно народные взгляды на старых людей определили подход О. Довженко, констатирует Поляруш, к образам старых людей. «Деды - носители опыта, мудрости, розважності. Это идет от обычаев многих народов мира. Мудрый седой дед - традиционная фигура в волшебных сказках. Ум и большой жизненный опыт прославляются в думе «Атаман Матяш старый», в ряде исторических песен». Поэтому мудрыми и гневными судцями, непокорными и мужественными, бесстрашными героями вывел писатель дедов Савку и Платона в рассказе «Ночь перед боем». Своим поведением и разговорами зажигают огонь ненависти к врагам родной земли в сердцах молодых воинов.
«Притворно равнодушен диалог» дедов-перевозчиков читаем в классе.
- Какими были слова старых рыбаков для тех, кто отступал? (Обидные, горькие, но справедливые).
- Они выносят приговор тем, кто спасает свою жизнь, забывая о судьбе всего народа? (Они спокойные и рассудительные, сдержанные. Недовольно относятся к тем, кто отступает. Возможно, не всегда справедливо и не на адрес упрекают им, одетым в новое время лишенным силы духа, но сколько горькой правды и боли в их словах: «Это же все придется забирать обратно! А это все кровь!» [5, с 566]; «Стойте тикать! Чем дальше вы убегаете, тем больше крови прольется! И не только вашей, солдатской, но и материнской и детской крови» [5, с 568].
- Оставила ли след в сердцах воинов встреча со старыми рыбаками-перевозчиками? Если «да», то какой?
Дети могут подумать, привести несколько примеров, ведь в лодке беглецов было человек пятнадцать. Но не прочитать слова горькой правды, что «викресали из сердец воинов огонь ночью», нельзя. Думаем, капитан Колодуб сказал за всех. Читаем отрывок от слов «Сейчас я Герой Советского Союза» ...до слов «И поклониться деду Платону в ноги за науку...» [5, с 569 - 570].
От жизни, народного способа художественного обобщения идут такие черты дедов, как спокойствие и внешняя равнодушие к смерти. И Платон и Савка спокойно относятся к смерти. «Кому на войне суждено умереть - так не выкрутишься», - говорит старый Савка. Но это не простое безразличие к смерти. Жизнь нужно отдать за Отечество. И деды доказывают, что они не только другим могут упрекать. Они опрокидывают лодки и погибают в волнах Десны вместе с врагом. Описание их героической смерти, в частности последний диалог (его обязательно озвучим) старых мстителей, свидетельствует, что писатель глубоко знает жизнь народа, его обычаи, обряды, которые нашли широкое отражение и в фольклоре, идет от них.
Поэтому вполне справедливым представляется мнение Ю. Барабаша, что готовность к подвигу дедов, до смерти - это не их индивидуальные особенности, а «черты народного характера « [2, с 121].
Речь персонажей насыщена просторічними и песенными элементами, являются народными и приемы сатиры: высмеивая трусов и паникеров, деды используют форму притворного непонимания («что-То вы, ребята, не тот, не как его, не туда как будто идете» [5, с.564], свойственную народной речи уничижительную форму среднего рода, рассказ о недостающих для высмеивания присутствующих («...равно, черти его отца бери пусть, вроде того, что возле тебя в очках сидит, тоже в новом ременные, и еще револьвер витято и кричит - вези, говорит, скорей, кулак!» [5, с.566].
Это способствует увиразненню общего, типичного в характерах героев рассказа.
Деды Платон и Савка - творцы победы и новой жизни, они в мыслях возвышаются до всенародных проблем; своими разговорами подают, на первых взгляд невидимый, урок мужества, отваги, ненависти к врагам - оккупантов родной земли, что со временем утвердит в сердцах воинов непобедимый дух. Простые воины вырастают в монументальные фигуры, не случайно капитан Колодуб вышел на берег хоть совершенно опустошен, но вместе с тем и какой-то другой, новый: он как будто утопил в Десне и свое сожаление, и тоску, и отчаяние отступления. «Я оглянулся. За Десной горело. И красное зарево пожара как-то по-новому осветила мою душу. Невыносимый огонь пропік меня насквозь. На одно мгновение мне показалось, что кинься я сейчас обратно в Десны - и вода расступилась перед! мной. Этого я, ребята, никогда не забуду...»[5, с.568-569].
Обобщая, стоит отметить, что гипербола и символы, художественная деталь, которая передает чувства, настроение, психологическое состояние героев, помогают автору подчеркнуть, что его герои олицетворяют весь народ в борьбе и безсмерті, утверждают веру в народные силы, учат не сдаваться врагам. По мнению многих исследователей, деды в кіноповістях, рассказах Довженко олицетворяют мудрость народа, его героическую историю. В их судьбе отразились успехи и неудачи, темнота и мудрость. Деды Савка и Платон - воплощение лучших традиций родной земли: глубокой народной щедрости, мудрости и мужества.
Актуальными рассказы были не только в годы Великой Отечественной войны. их важное значение не будет отрицать никто и сегодня, поскольку помогают молодежи воспитывать стойкость, силу воли в достижении определенной цели, воспитывать чувство уважения и почтения к защитникам Отечества.
Слова многих героев из произведений А. Довженко становятся крылатыми: их хочется перечитывать еще и еще раз - такой глубокий смысл вложенный в них. Вдумаемся: «А воину надо напиться сейчас крупкой ненависти к врагу и презрения к смерти. ... Сожалению подтачивает человека, как и шашель. Побеждают гордые, а не жалісливії»[5, с 568]; «Душа, парень, она бывает всякая. Одна глубокая и быстрая, как Днепр, вторая, как Десна вот, третья, как лужица - по щиколотку, а порой бывает, что и лужицы нет, а так что-то мокреньке, как будто, звиняйте, вич окропил» [5, с 567] - не к каждому из нас обращается большой О. Довженко?
Рассказы, публицистика, документальные фильмы 0. Довженко сыграли активную мобилизующую роль в воспитании высоких патриотических чувств народа в годы Великой Отечественной войны, служат этому и сегодня. Могучая сила патриотического чувства самого художника поражала всех, кто знал О. Довженко. Так, в частности Олесь Гончар вспоминал: «Судьба народа, судьба порабощенной оккупантами Украины стала думой его бессонных ночей, его жгучей болью и страданием. Полны священной ненависти к врагу народные мстители-партизаны, многострадальные матери, невольниці-девчонка-и, весь подавленный, но непокоренный народ, что на него упала ночь оккупации, нашел в лице Довженко одного из самых глубоких, найемоціональніших выразителей своих чувств» [3, с 169].
Читая рассказ «Воля к жизни» дома, семиклассники исследуют вопрос: «Что роднит героя рассказа с героями сказок, легенд, дум? «Примером поисков станет предыдущая классная коллективная работа. На следующем уроке выслушаем соображения учеников, должны быть подтверждены текстовым материалом.
Интересными, по нашему мнению, могут стать ученические исследования в старших классах, когда творчество В. Довженко будет изучаться глубже. Темой исследования может быть тема «Образы дедов в произведениях А. Довженко», поскольку это любимые образы писателя и встретим мы их и в повести «Зачарованная Десна», и в киноповести «Украина в огне».
Важное место в творчестве Художника занимает образ женщины. Это еще одна возможность дать старшеклассникам возможность проявить свои способности в самостоятельной творческой работе - сравнить женские образы произведений А. Довженко с фольклорными.
Воспоминания Юрия Смолича о Александра Довженко, прозвучат в конце работы, будут тем мостиком, который приведет семиклассников до глубинных пространств Довженкової прозы, поскольку и сам писатель был человеком чрезвычайно многогранна, человеком разнообразных интересов и склонностей: живопись и архитектура, планирование городов и садоводство, фольклор родного народа и межпланетные сообщения, древняя история человечества и загадка будущего нашей планеты, народное искусство и проблемы индустриализации родной, некогда сплошь земледельческой родины, - все интересовало, все восхищало его, до всего он брался, все изучал, и все тотчас же начинал популяризировать [16, с.176 ]. Именно с этой, по мнению Ю. Смолича, чрезвычайно характерной Довженкової черты - активно вмешиваться в каждую область жизни - и начинался великий мастер - Довженко-писатель, а сегодня является ярким образцом великого гражданина своей Родины. Как могут не восхищать нас его самые фундаментальные черты характера, которые определяют человека Человеком.
А это отразилось и на его творчестве. Исследователи констатируют: все его творчество целеустремленная, и всегда направлена против зла, всегда - за добро, за преобразование жизни на благо человека, на благо народа, на благо всего человечества. Она обозначена могучим проявлением чувств любви и ненависти. «Довженко любил человека и к человеку подходил всегда только с меркой, когда можно так выразиться, добра: добро он умел отыскать за двенадцатью дверями, за двенадцатью замками» [16, с 177].
Изучая произведения А. П. Довженко, даем возможность современным школьникам открывать для себя удивительные миры украинской души, учиться любить людей, творить добро и красоту, воспитывать в себе активную жизненную позицию.
Литература
1. Андроников И. Поэзия Довженко // Довженко А. Сборник воспоминаний и статей о художнике. - К.: Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы УССР, 1959. - 249 с.-С.157-168.
2. Барабаш Ю. Довженко: Некоторые вопросы эстетики и поэтики. - М.: Худож. лит., 1968. - 270 с.
3. Гончар О. Художник народа // Александр Довженко. Сборник воспоминаний и статей о художнике. - К.: Изд-во образо
творческого искусства и музыкальной Украины УССР, 1959.- 251 с.- С.168-173.
А. Довженко О. Сборник воспоминаний и статей о художнике. - К.: Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы УССР, 1959. - 249 с
5. Довженко О. Киноповести, рассказы. - К.: Наукова думка, 1986. -710с.
6. Довженко О. О красоте. - К., 1968. Т.Довженко О. Произведения: В 5 т. - К.: Днепр, 1964-1966. - Т.1-5. - Т.1 8. Корогодский Г. Большая мистерия: жизнь после смерти. // О. Довженко. Зачарована Десна. - К.: Радуга, 1995.- 574 с.
9. Кочерган Ю. Александр Довженко: Проблемы мастерства. - Львов: Высшая школа, 1983. - 117 с.
10. Мовчан П. Выбор перспективы // Борис Степанишин. Сказка Александра Довженко. - К.: Просвещение, 1994. - 56 с.
11. НовиченкоЛ. Эстетические уроки Довженко. //Л.М. Новиченко. Избранные труды в двух томах. - К.: Днепр, 1984. - Т.2, - 423с.
12. Плачинда С Александр Довженко: Жизнь и творчество. - К.: Сов. писатель, 1964. - 320 с
13. Поляруш О. Александр Довженко и фольклор. - К.: Высшая школа, 1988. - 175с.
14. Соболев Г. Александр Довженко. - М., 1980. - С.46.
15. Степанишин Б. Сказка Александра Довженко. - К.: Просвещение, 1994. - 56 с.
16. Смолич Ю. Александр Довженко // Довженко А. Сборник воспоминаний и статей о художнике. - К.: Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы УССР, 1959. - 249 с.- - С.174-180.
|
|