Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Поэма Тараса Шевченко «Кавказ» - «Гимн свободе»

Система уроков

Л. Верготі,

учитель украинского языка и литературы

Ильичевск



Цель урока: в аспекте раскрытия темы выяснить общественно-политическую позицию Т. Шевченко, объяснить цель обращения к образу Прометея; развивать образное мышление, умение воспринимать художественный текст в его единстве с историческим контекстом; воспитывать уважение к другим нациям, к борцам за свободу своего народа.

Оборудование: иллюстрации к произведению, учебник, тексты. Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Анализ письменной работы.

2. Работа над ошибками.

II. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Вступительное слово учителя.

Нет, пожалуй, ни одного научного исследования о творчестве Тараса Шевченко, авторы которого не касались бы «Кавказа». Есть немало работ, где освещаются отдельные аспекты этого произведения. Идейно-тематический диапазон «Кавказа» по сравнению с поэмой «Сон», отмечает Ю. Ивакин, существенно расширился. Ученый напоминает высказывания Ивана Франко о «Кавказ» как «огнисту инвективу против «темного царства», как «лучшее свидетельство мощного всеобъемлющего, искренне человеческого чувства нашего поэта», пылкого сторонника «всякой борьбы за свободу, всякого соревнования против «темного царства».

В комментарии Ю. Ивакина есть и подробная справка о Якова де Бальмена, которому посвящено стихотворение, и экскурс в связи с образом Шевченко Прометея, и разнообразные пояснения к тексту, которые помогают глубже постичь его содержание, и замечания относительно поэтики произведения.

Светится огнями помещичий дом, наигрывает оркестр во время именинного бала княгини Волховской, который она давала ежегодно в своем имении в с Мойсіївка на Полтавщине. Бал был в разгаре, когда к дому подъехали Тарас Шевченко и Евгений Гребенка

«Проходя через главный подъезд, - вспоминает О. Афанасьев-Чужбинский, - я услышал голоса: «Гребенка! Гребенка!» - и остановился. Евгений Павлович подъезжающий к крыльцу в сопровождении незнакомца. Они вышли. Спутник его был среднего роста, коренастый, на первый взгляд лицо его казалось обычным, но глаза светились таким умным и лучистым светом, что я невольно обратил на него внимание. Гребенка сразу же поздоровался со мной, взял за плечи и, толкнув своего спутника, познакомил нас. Это был Т. Г Шевченко.»

Среди приглашенных гостей привлекал к себе внимание Яков де Бальмен, блестящий молодой граф, очень красивый, очень талантливый человек.

Бывший крепостной и граф сблизились: оба живописцы, оба писатели, оба украинские патриоты. А еще их объединяла подлинная человечность и высокая мораль. Можно представить их заинтересованную беседу, когда они теплой летней ночи прогуливались по аллеям парка. Светился огнями помещичье имение, наигрывал оркестр - бал заканчивался. А Тарас Шевченко и Яков де Бальмен все говорили и говорили о поэзии, живописи, о том, что их больше всего интересовало и волновало.

2. Историческая основа произведения. Сообщение ученика.

В первой половине XIX в. имперское деление мира был фактически узаконенным. Все сильные тогдашние государства заглядывали «за край света... нет страны, чтобы загарбать...» Захватывали кто как хотел и кто как мог. Договариваясь друг с другом о «сферы влияния», отталкивали друг друга от наиболее лакомых кусков, чтобы их захватить.

Российский царизм постоянно проводил жестокую колонізаторську политику. История знает немало доказательств этого. Захватнической была война 1840-1845рр. царской России против народов Кавказа. Свободолюбивые горцы не подчинялись, мужественно оказывали сопротивление самодержавию. Особенно обострилась эта борьба в Северном Дагестане и Чечне, где ее возглавил смелый военачальник Шамиль. Силы были неравными, и война закончилась насильственным присоединением Кавказа к России.

В этой войне во время Даргинского похода 14 июля 1845 года погиб друг Шевченко, художник Яков де Бальмен. Его смерть дала толчок к написанию поэмы. В посвящении поэт пишет: «Искреннему моему Якову де Бальмену».

Эпиграф произведения также связан с гибелью друга:

Кто даст главе моей воду,

И глазам моим источник слез,

И плачуся и день, и ночь о побиенных.

Иеремии. Глава 9, стих 1

Но главная причина написания поэмы другая. Осенью 1845 года с Кавказа возвращается украинский фольклорист А. Афанасьев-Чужбинськии, и Шевченко идет к нему, чтобы узнать малейшие подробности быта горцев. Восхищен их мужеством, пылая гневом не до тех, кто убил его друга, а в хищных колонизаторов, которые заставили де Бальмена отстаивать имперские интересы, Тарас Шевченко написал «Кавказ», в котором ставит вопрос о праве на счастье всех угнетенных народов. «Кавказ», по выражению Франка, построенный уже на широкой, общечеловеческой основе.

Поэтому не удивительно, когда Шевченко передали ценный подарок от Иакова - любовно иллюстрированную и нарядно переплетенную книгу, на одном из чистых листов этой книги поэт написал карандашом строки, которые через некоторое время станут широкоизвестными, их будет знать чуть ли не каждый украинец:

За горами горы, окутанные облаком,

Засеянные горем, кровію политые...

Пожалуй, эти слова уже звучали в душе поэта; начиналось рождения выдающегося произведения.

3. Теория литературы (повторение).

Сарказм - злая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Сатира - вид комического, наиболее беспощадно высмеивает человеческое несовершенство; выражает резко отрицательное отношение автора к изображаемому.

Ирония - иносказание, выражающее насмешку или лукавство; осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается.

4. Анализ поэмы «Кавказ» за опорными смысловыми блоками.

И блок. «Прометей и орел»:

- панорама гор;

- мрачное настроение;

- Прометей (народ) не покоренный в своем стремлении к свободе;

- орел (царское правительство);

- «долбал ребра»;

- «душа наша» - идентификация Бога и церкви.

II блок. «Молитва»:

- монолог - обращение к Богу;

- правда - высшая справедливость;

- упрек Богу, порожденный отчаянием;

- «кровавые реки» - возвращение к основной теме произведения: кавказская война.

III блок. «Охота на волю»:

- появление лейтмотива;

- едкая ирония, сатира, сарказм;

- картина результатов войны;

- бесстыдное прославления «подвигов» царских войск;

- настоящая слава горцам.

IV блок. «Кавказская тема»:

- первый голос - позиция России;

- ирония обещаний кавказцам;

- лживость христианских намерений;

- «од молдаванина до финна все молчит, ибо благоденствует»;

- обращение в Сына Божьего - Христа;

- в «поле и море» - Украина, на очереди - «синие горы»;

V блок. «Яков де Бальмен»:

- элегия щемящее прощание с дорогим человеком;

- о какой неволю имел говорить Шевченко в последней строке?

Во время анализа первого блока стоит прослушать сообщение ученика о мифологического Прометея и, как дополнение, - слово учителя о том, кто из художников обращался к этому защитника народа.

Анализируя второй смысловой блок, следует подробнее остановиться на неординарном отношении поэта к Богу, ибо все его высказывания: «...а до того я не знаю Бога», «...Нет Господа на небе», «...прокляну святогоБога» появились как упрек Богу, как протест, адресованный ему, Всевышнему, за вопиющую несправедливость.

В третьем смысловом блоке надо показать высокое искусство Шевченкового сатирического слова. Впечатляющая картина результатов захватнической войны не требует комментариев. Лучше остановиться на конкретных картинах, связанных со словом «слава».

В четвертом смысловом блоке следует продолжить показ элементов сарказма, сатиры, иронии, использованных Т. Шевченко в поэме.

Сарказм:

- монолог колонизатора, который научит, «как в тюрьме класть, кандалы ковать»;

- оксюморон - сочетание резко контрастных понятий: «На всіх язиках все мовчить, бо благоденствує».

Сатира:

- обличение царских прислужников, их антинародной сущности и лицемерия: «Вы любите на брату шкуру, а не душу».

Ирония:

- слово «благоденствует» - горькая ирония на официальную царскую лексику.

- желание угнетателей бросить кавказским народам их же чурек (особый хлеб в виде большой лепешки).

- насмешки из официальных царских актов: «Мы не гішпани; упаси нас Боже, чтобы краденое перекупать».

Если учащимся трудно определить эти элементы, то можно остановиться на таких вопросах, что вяжутся в еди-не целое, освещая кавказскую тему в поэме:

- захватническая политика царизма, созданный официальной пропагандой миф о искреннее желание просветить «дикие кавказские племена;

- ироническое звучание обещания первого голоса, официального царского представителя;

- уговоры непокорных горцев подчиниться;

- сущность рациональной политики» российского самодержавия;

- лицемерие официальной церкви;

- обращение в Сына Божьего - Христа направлено против православной церкви как опоры самодержавия.

Возможна интересная интерпретация слов:

...только дайте

Свои синие горы

Останнії..., потому что уже взяли

И поле, и море.

Усталость «и поле, и море» ощущается Украина. На очереди - «синие горы». Последний, пятый смысловой блок особого комментария не требует, потому что позади остались взрывы, потоясіння, громы, вогнисті молнии инвектив. Зато - элегия щемящее прощание с дорогим человеком:

О друг мой добрый! Дружище незабытый!..

Заплачь с казаками мелкими слезами

И меня из неволи в степи выгляди.



IV. Закрепление изученного материала

1. Какую неволю имел в виду Шевченко, говоря: «И меня из неволи в степи выгляди»?

(Может, для него «неволя» - это жизнь в несвободной Украине. А может, он предчувствовал другую неволю - ту, которая начнется для него с апреля 1847 года. После «Кавказа», этого мощного удара по ненавистной Российской империи, он предвкушал месть с ее стороны. Но все это догадки...)

2. Что символизирует в поэме образ Прометея, с чем ассоциируется орел? (Образ Прометея в поэме Т. Шевченко символизирует силу народа, его мощь и непокорность. Орел же ассоциируется с двуглавым орлом самодержавия. Царизм, враждебные силы не могут сковать живой души народа. Народ бессмертен! Именно это - основное в образе Прометея. Уверенно звучат слова поэмы:

Не умирает душа наша,

Не умирает воля.)

3. На кого направлена сатира поэмы?

(Сатира поэмы была направлена на защиту народов Кавказа. Но судьба кавказцев - это судьба всей России, в том числе и украинцев.

Создавая обобщенный образ проводников царской политики, поэт осуждает тех негодяев, которые, прикрываясь псевдогуманними фразами, несли народу горе. С едкой иронией звучат слова о желании угнетателей бросить кавказским народам их же чурак, «как той собаке», чтобы добиться того, чтобы народ платил им за солнце.)

4. Какова идея «Кавказа»?

(Хватит дремать, хватит подчиняться и молчать; надо всем народам объединиться и восстать против гнета самодержавия.)

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Кавказ». Составить план к теме: поэма «Кавказ» - гневная сатира на самодержавно-крепостнический строй.