Статья
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Поэма Тараса Шевченко «Кавказ» - «Гимн свободе»
Система уроков
Л. Верготі,
учитель украинского языка и литературы
Ильичевск
Цель урока: в аспекте раскрытия темы выяснить общественно-политическую позицию Т. Шевченко, объяснить цель обращения к образу Прометея; развивать образное мышление, умение воспринимать художественный текст в его единстве с историческим контекстом; воспитывать уважение к другим нациям, к борцам за свободу своего народа.
Оборудование: иллюстрации к произведению, учебник, тексты. Ход урока
И. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Анализ письменной работы.
2. Работа над ошибками.
II. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Вступительное слово учителя.
Нет, пожалуй, ни одного научного исследования о творчестве Тараса Шевченко, авторы которого не касались бы «Кавказа». Есть немало работ, где освещаются отдельные аспекты этого произведения. Идейно-тематический диапазон «Кавказа» по сравнению с поэмой «Сон», отмечает Ю. Ивакин, существенно расширился. Ученый напоминает высказывания Ивана Франко о «Кавказ» как «огнисту инвективу против «темного царства», как «лучшее свидетельство мощного всеобъемлющего, искренне человеческого чувства нашего поэта», пылкого сторонника «всякой борьбы за свободу, всякого соревнования против «темного царства».
В комментарии Ю. Ивакина есть и подробная справка о Якова де Бальмена, которому посвящено стихотворение, и экскурс в связи с образом Шевченко Прометея, и разнообразные пояснения к тексту, которые помогают глубже постичь его содержание, и замечания относительно поэтики произведения.
Светится огнями помещичий дом, наигрывает оркестр во время именинного бала княгини Волховской, который она давала ежегодно в своем имении в с Мойсіївка на Полтавщине. Бал был в разгаре, когда к дому подъехали Тарас Шевченко и Евгений Гребенка
«Проходя через главный подъезд, - вспоминает О. Афанасьев-Чужбинский, - я услышал голоса: «Гребенка! Гребенка!» - и остановился. Евгений Павлович подъезжающий к крыльцу в сопровождении незнакомца. Они вышли. Спутник его был среднего роста, коренастый, на первый взгляд лицо его казалось обычным, но глаза светились таким умным и лучистым светом, что я невольно обратил на него внимание. Гребенка сразу же поздоровался со мной, взял за плечи и, толкнув своего спутника, познакомил нас. Это был Т. Г Шевченко.»
Среди приглашенных гостей привлекал к себе внимание Яков де Бальмен, блестящий молодой граф, очень красивый, очень талантливый человек.
Бывший крепостной и граф сблизились: оба живописцы, оба писатели, оба украинские патриоты. А еще их объединяла подлинная человечность и высокая мораль. Можно представить их заинтересованную беседу, когда они теплой летней ночи прогуливались по аллеям парка. Светился огнями помещичье имение, наигрывал оркестр - бал заканчивался. А Тарас Шевченко и Яков де Бальмен все говорили и говорили о поэзии, живописи, о том, что их больше всего интересовало и волновало.
2. Историческая основа произведения. Сообщение ученика.
В первой половине XIX в. имперское деление мира был фактически узаконенным. Все сильные тогдашние государства заглядывали «за край света... нет страны, чтобы загарбать...» Захватывали кто как хотел и кто как мог. Договариваясь друг с другом о «сферы влияния», отталкивали друг друга от наиболее лакомых кусков, чтобы их захватить.
Российский царизм постоянно проводил жестокую колонізаторську политику. История знает немало доказательств этого. Захватнической была война 1840-1845рр. царской России против народов Кавказа. Свободолюбивые горцы не подчинялись, мужественно оказывали сопротивление самодержавию. Особенно обострилась эта борьба в Северном Дагестане и Чечне, где ее возглавил смелый военачальник Шамиль. Силы были неравными, и война закончилась насильственным присоединением Кавказа к России.
В этой войне во время Даргинского похода 14 июля 1845 года погиб друг Шевченко, художник Яков де Бальмен. Его смерть дала толчок к написанию поэмы. В посвящении поэт пишет: «Искреннему моему Якову де Бальмену».
Эпиграф произведения также связан с гибелью друга:
Кто даст главе моей воду,
И глазам моим источник слез,
И плачуся и день, и ночь о побиенных.
Иеремии. Глава 9, стих 1
Но главная причина написания поэмы другая. Осенью 1845 года с Кавказа возвращается украинский фольклорист А. Афанасьев-Чужбинськии, и Шевченко идет к нему, чтобы узнать малейшие подробности быта горцев. Восхищен их мужеством, пылая гневом не до тех, кто убил его друга, а в хищных колонизаторов, которые заставили де Бальмена отстаивать имперские интересы, Тарас Шевченко написал «Кавказ», в котором ставит вопрос о праве на счастье всех угнетенных народов. «Кавказ», по выражению Франка, построенный уже на широкой, общечеловеческой основе.
Поэтому не удивительно, когда Шевченко передали ценный подарок от Иакова - любовно иллюстрированную и нарядно переплетенную книгу, на одном из чистых листов этой книги поэт написал карандашом строки, которые через некоторое время станут широкоизвестными, их будет знать чуть ли не каждый украинец:
За горами горы, окутанные облаком,
Засеянные горем, кровію политые...
Пожалуй, эти слова уже звучали в душе поэта; начиналось рождения выдающегося произведения.
3. Теория литературы (повторение).
Сарказм - злая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Сатира - вид комического, наиболее беспощадно высмеивает человеческое несовершенство; выражает резко отрицательное отношение автора к изображаемому.
Ирония - иносказание, выражающее насмешку или лукавство; осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается.
4. Анализ поэмы «Кавказ» за опорными смысловыми блоками.
И блок. «Прометей и орел»:
- панорама гор;
- мрачное настроение;
- Прометей (народ) не покоренный в своем стремлении к свободе;
- орел (царское правительство);
- «долбал ребра»;
- «душа наша» - идентификация Бога и церкви.
II блок. «Молитва»:
- монолог - обращение к Богу;
- правда - высшая справедливость;
- упрек Богу, порожденный отчаянием;
- «кровавые реки» - возвращение к основной теме произведения: кавказская война.
III блок. «Охота на волю»:
- появление лейтмотива;
- едкая ирония, сатира, сарказм;
- картина результатов войны;
- бесстыдное прославления «подвигов» царских войск;
- настоящая слава горцам.
IV блок. «Кавказская тема»:
- первый голос - позиция России;
- ирония обещаний кавказцам;
- лживость христианских намерений;
- «од молдаванина до финна все молчит, ибо благоденствует»;
- обращение в Сына Божьего - Христа;
- в «поле и море» - Украина, на очереди - «синие горы»;
V блок. «Яков де Бальмен»:
- элегия щемящее прощание с дорогим человеком;
- о какой неволю имел говорить Шевченко в последней строке?
Во время анализа первого блока стоит прослушать сообщение ученика о мифологического Прометея и, как дополнение, - слово учителя о том, кто из художников обращался к этому защитника народа.
Анализируя второй смысловой блок, следует подробнее остановиться на неординарном отношении поэта к Богу, ибо все его высказывания: «...а до того я не знаю Бога», «...Нет Господа на небе», «...прокляну святогоБога» появились как упрек Богу, как протест, адресованный ему, Всевышнему, за вопиющую несправедливость.
В третьем смысловом блоке надо показать высокое искусство Шевченкового сатирического слова. Впечатляющая картина результатов захватнической войны не требует комментариев. Лучше остановиться на конкретных картинах, связанных со словом «слава».
В четвертом смысловом блоке следует продолжить показ элементов сарказма, сатиры, иронии, использованных Т. Шевченко в поэме.
Сарказм:
- монолог колонизатора, который научит, «как в тюрьме класть, кандалы ковать»;
- оксюморон - сочетание резко контрастных понятий: «На всіх язиках все мовчить, бо благоденствує».
Сатира:
- обличение царских прислужников, их антинародной сущности и лицемерия: «Вы любите на брату шкуру, а не душу».
Ирония:
- слово «благоденствует» - горькая ирония на официальную царскую лексику.
- желание угнетателей бросить кавказским народам их же чурек (особый хлеб в виде большой лепешки).
- насмешки из официальных царских актов: «Мы не гішпани; упаси нас Боже, чтобы краденое перекупать».
Если учащимся трудно определить эти элементы, то можно остановиться на таких вопросах, что вяжутся в еди-не целое, освещая кавказскую тему в поэме:
- захватническая политика царизма, созданный официальной пропагандой миф о искреннее желание просветить «дикие кавказские племена;
- ироническое звучание обещания первого голоса, официального царского представителя;
- уговоры непокорных горцев подчиниться;
- сущность рациональной политики» российского самодержавия;
- лицемерие официальной церкви;
- обращение в Сына Божьего - Христа направлено против православной церкви как опоры самодержавия.
Возможна интересная интерпретация слов:
...только дайте
Свои синие горы
Останнії..., потому что уже взяли
И поле, и море.
Усталость «и поле, и море» ощущается Украина. На очереди - «синие горы». Последний, пятый смысловой блок особого комментария не требует, потому что позади остались взрывы, потоясіння, громы, вогнисті молнии инвектив. Зато - элегия щемящее прощание с дорогим человеком:
О друг мой добрый! Дружище незабытый!..
Заплачь с казаками мелкими слезами
И меня из неволи в степи выгляди.
IV. Закрепление изученного материала
1. Какую неволю имел в виду Шевченко, говоря: «И меня из неволи в степи выгляди»?
(Может, для него «неволя» - это жизнь в несвободной Украине. А может, он предчувствовал другую неволю - ту, которая начнется для него с апреля 1847 года. После «Кавказа», этого мощного удара по ненавистной Российской империи, он предвкушал месть с ее стороны. Но все это догадки...)
2. Что символизирует в поэме образ Прометея, с чем ассоциируется орел? (Образ Прометея в поэме Т. Шевченко символизирует силу народа, его мощь и непокорность. Орел же ассоциируется с двуглавым орлом самодержавия. Царизм, враждебные силы не могут сковать живой души народа. Народ бессмертен! Именно это - основное в образе Прометея. Уверенно звучат слова поэмы:
Не умирает душа наша,
Не умирает воля.)
3. На кого направлена сатира поэмы?
(Сатира поэмы была направлена на защиту народов Кавказа. Но судьба кавказцев - это судьба всей России, в том числе и украинцев.
Создавая обобщенный образ проводников царской политики, поэт осуждает тех негодяев, которые, прикрываясь псевдогуманними фразами, несли народу горе. С едкой иронией звучат слова о желании угнетателей бросить кавказским народам их же чурак, «как той собаке», чтобы добиться того, чтобы народ платил им за солнце.)
4. Какова идея «Кавказа»?
(Хватит дремать, хватит подчиняться и молчать; надо всем народам объединиться и восстать против гнета самодержавия.)
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из поэмы «Кавказ». Составить план к теме: поэма «Кавказ» - гневная сатира на самодержавно-крепостнический строй.
|
|