Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Изучаем творчество Тараса Шевченко

Система уроков

Л. Верготі,

учитель украинского языка и литературы

Ильичевск



Трагедия Женщины-покрытки в поэме «Катерина»



Цель: осветить проблемы социального неравенства и тяжелой судьбе крестьянки в тогдашнем обществе; развивать вдумчивое восприятие художественного текста, умение соотносить события произведения с фактами тогдашней действительности; воспитывать уважение к женщине-матери, материнства.



Оборудование: иллюстрации, учебник, текст поэмы, репродукция картины «Катерина» Т. Шевченко.



Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся

- Рассказать о важнейших фактах из жизни

Т. Шевченко.

- На какие периоды делится творчество поэта?

- Дать характеристику раннего творчества поэта.

- Осветить жанровые особенности раннего творчества.

- Выразительное чтение отрывков из баллады «Причинная» и «Тополь» и др.

- Определить художественные особенности баллад Т. Шевченко.



II. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

Вступительное слово учителя.

Женская недоля для Т. Г. Шевченко - это социальная трагедия, всенародное бедствие, порожденное крепостной произволом. Образ несчастной закрепощенной женщины поэт носил «как будто гвоздь в сердце убит». Этот крик души, крик израненного сердца вылился жгучим гневом господ-злодеев, которые топтали женское достоинство, разоряли женскую красоту, распинали материнскую радость.

Украинский Кобзарь прославил мать и материнство на весь мир, стал истинным и великим заместителем наиболее угнетаемой среди угнетаемых - женщины-труженицы, которая в условиях крепостнического лихолетья была лишена самого высокого и самого святого права - материнского счастья.

Обездоленный женщина-рабыня стала постоянным спутником Шевченко поэтической музы. Окутанную нежной любовью и лаской, он пронес ее, страдницю, сквозь всю свою творческую жизнь.

Все творчество Шевченко учит жить по правде, видеть красоту человека в его душевном благородстве и готовности делать добро:

Хорошо жить

Тому, чья душа и дума

Добро научилась любит.

Поетове милосердия является основой всего его творчества.

В 1838 году появляется пронзительно-трагическая «Екатерина», что свидетельствует трагедию сердца, трагедию обиженного и оскорбленного чувства. Вы прочитали поэму Т. Шевченко, теперь попробуем проанализировать ее.

Беседа с учениками.

- Описать внешность Екатерины. Ее нрав, ведущая черта?

Екатерина - красивая крестьянская девушка. У нее черные брови, карие глазки, «белое личико - как цветок на поле». Автор использовал эпитеты и сравнения, ласкательные слова для описания портрета своей героини. Но его больше интересуют его моральные качества.

По натуре Екатерина искренняя, довірлива. ее сердце открыто к людям, как цветок к солнцу. Поэтому она «полюбила москалика, как знало сердечко», искренне, верно и глубоко. Искренность - главная черта ее характера.

Екатерина веселая, нежная в отношении к любимому. Любовь еще полнее раскрывает ее благородную натуру. Сама честная, она считает таким и избранника своего сердца и отдается ему, потому что верит, что станет его женой.

Екатерина искренне полюбила москаля, а он ее коварно предал. Она доверила ему свои девичьи чувства, а он над ней посмеялся. Она прижималась к нему, а он от нее отрекся. Поэт горячо сочувствует ей, мучается ее муками, болеет ее болями.

Екатерина - кристально чистая, бескорыстная, эмоциональная натура. Главная ее красота - красота верной любви, которое губит ее, знеславлює девушку и ее родителей.

Родители предупреждали ее, учили, но Екатерина пренебрегла их советами. Это пренебрежение обернулась наказанием для сердешної крестьянской девушки. Материнство с большого счастья стало для нее невыразимым горем.

Екатерина рожает внебрачного ребенка, байстря, как тогда говорили. Драматизм его положения заключается в том, что она уже покрытка, но внутренний мир ее такой ясный, что для нее страшная суть этой драмы еще не поняла. Она все ждет возвращения милого. И Шевченко-поэт знает, что ее ждет, и с отцовской нежностью, тревогой, любовью пишет:

Катерина, сердце мое!

Горе с тобой!

Где ты в мире денешься,

С малым сиротой?

С большой нежностью и любовью поэт относится к своей героине.

Почему же родители Екатерины были вынуждены прогнать ее из дома? Как она реагировала на родительскую волю?

Екатерина впервые поняла свою вину, когда родители выгнали ее из дома, когда ее мамочка «как мертвая, на пол повалилась». Тогда она тяжело зарыдала и в отчаянии воскликнула: «Что я наделала!» В этом возгласе - отчаяние, раскаяние, запоздалое осознание чрезмерной доверчивости и большой вины перед семьей. Она опозорила не только девичью честь, но и опозорила своих родителей, нанесла им тяжелой обиды. Осиротевшие родители по ее вине преждевременно сходят в могилу, потому что такого позора не могли пережить.

Сердце цепенеет от боли, кровь стынет в жилах, когда Катерина слышит проклятие родной матери: «как ягодку, как птичку, любила, растила свою дочь, свой «цвет розовый». В словах матери слились горький гнев и искренняя любовь к своему ребенку, болезненные проклятие и нежная материнская ласка. Випроваджуючи дочь из дома, она желает ей счастья:

Будь счастлива в чужих людях, К нам не возвращайся! Не возвращайся, дитя мое, С дальнего края...

Дочь плачет и на коленях просит прощения у отца. Но уже ничто не может смыть ее позора. И тут Екатерине приходит мысль о трагическом обездоленность ее сына:

Спрячусь, дитя мое,

Сама под водой,

А ты искупишь грех мой

В людях сиротой,

Безотцовщиной!...

- Как прощалась Екатерина с родным домом и как это ее характеризует?

Потрясена жестоким приговором, отрывал ее от всего знакомого и родного, бросал в объятия чужбины и безнадежности, она поклонилась родителям, дому, взяла из-под вишни кроху земли и оставила свой дом и своих родных. От пережитых страшных душевных мук Екатерина знесилилась, она целует и прижимает к себе сына. Ведь ребенок ни в чем не провинилась.

Одинокая женщина, изгнанная родителями, стоит «при битой дороге». Здесь она дает волю слезам.

Строки, изображающие Екатерину, которая «за слезами, горькими и света не видит», проникнуты теплым лиризмом, любовью поэта к обездоленным людям.

С нежной теплотой, любовью раскрывает Шевченко душу покрытки, в которой теплая материнская любовь на время заслоняет все ее боли. И снова на фоне мрачной картины просматриваются светлые черты:

Только сына обнимает,

Целует и плачет.

- А оно, как ангелочек,

Ничего не знает.

- Какой вы увидели Екатерину во время встречи с чумаками? Почему, на ваш взгляд, так тяжело было Екатерине брать милостыню?

Ради материнства Екатерина жертвует своей гордостью - становится нищенкой.

Вот она в заплатанной свитке, лаптях, с мешком за плечами, на руках ребенок. Дорогой Катерина встречается с чумаками. Закрыв детеныш, она уважительно обращается к ним и просит милостыню, хоть не сразу решается на это, а только после внутренней борьбы: «Берет шага, аж трясется». ей, взрослой и физически здоровой женщине, стыдно протягивать руку. И она бы никогда на это не пошла, если бы не обязанность матери кормить сына. Здесь раскрывается благородная натура Екатерины, которая решается с малышкой на руках идти куда глаза глядят, чтобы найти милого, преодолевает трудный путь в Московщину.

- Какая сила вытолкнула раздетую Екатерину на путь, словно стрелу из лука?

В лютый мороз и пронизывающий ветер Екатерина босса, неодягнена полетела на путь, как только услышала, что идут военные:

Через пеньки, сугробами,

Летит, еле дышит,

Босса стала среди пути.

Эта сила - любовь, страдание и надежда на счастливую супружескую жизнь, которой она так стремилась. Ведь Екатерина выстрадала его в тяжких душевных муках. И ничем нельзя измерить силу чувств, глубину ее страданий и прочность надежд.

В ту счастливую минуту она была на такой вершине душевного подъема, - что не заметила даже, что босса стоит на морозе. Нежа своего милого, она забыла про свои страдания и муки и заговорила с любовью:

- Дорогой мой Иван!

Сердце мое любимое!

Где же ты так медлил?

Слушаешь эти слова, и кажется, что это говорит люба дружинонька, а не заброшенная покрытка посреди пути зимой, в лютую метель. Кажется, что она вот сейчас в теплой господе излучает на него всю силу и жажду своего нерозтраченого чувства. И жизнь бывает обманчивое, а счастье часто - призрак.

Соблазнитель, познав Екатерину, пытается удрать, делая вид, что никогда не видел ее.

- Расскажите о психическом состоянии Екатерины после позорного бегства офицера.

Екатерина не могла допустить и мысли, что тот, кто клялся вечно любить, может отречься от нее, надругаться над ее чувствами. Она наивно думает, что он действительно не узнал ее, и дальше продолжает ласково напоминать ему о себе:

Чего же утікаєш?

Разве забыл Екатерину?

Разве не узнаешь?

Посмотри, мой голубчик,

Посмотри на меня:

Я Катя твоя люба,

Зачем рвешь стремена?

И вдруг наступает прозрение и из груди вырывается обессиленный отчаянный упрек:

Боже мой! Иван!

И ты меня покидаешь?

А ты же клялся!

Екатерина, словно чайка-племянница, скулит-плачет над своим ребенком и над собственной судьбой, выражает свои сожаления и надежды: к милому в садик ходила, для него родила сына, терпеливо сносила стыд покрытки, а теперь нашла любимого и просит не сторониться ее, готова даже принести себя в жертву - быть ему наймичкой.

Оставь меня, забудь меня.

И не бросай сына.

А когда негодяй убегает, сердце беспомощным женщины-матери проникается гневом, и она взрывается проклятием:

Хотя бы его не бросала лихая година!

Это уже был предел всех сил Екатерины. В ней что-то надломилось, и она, на грани безумия, бросила среди пути ребенка, а сама утопилась в пруду. Так закончилась трагическая история девушки-покрытки.

- Ваши размышления над фактом самоубийства Катерины.

Причины самоубийства Катерины: измена в чувствах и клятве, презрение односельчан, жестокий приговор родителей, отвратительное издевательство любовника и беспросветное будущее ее сына.

Шевченко тяжело болел за судьбу своей героини. Он также с большой любовью говорит об осиротевшем си-на Екатерины:

Что осталось байстрюкові?

Кто с ним заговорит?

Ни семьи, ни хаты;

Пути, пески, горе...

Поэт подчеркивает сочувственное отношение к Ивану-сироты простых людей:

Дала, говорят, бровенята,

И не дала судьбы!

В образе Катерины поэт раскрыл благородство души крестьянской девушки, большие душевные силы, красоту самых благородных порывов человека, стремление к счастью и невозможность для бесправной, социально угнетенной женщины достичь его даже в личной жизни.

Поэт глубоко проник во внутренний мир своей героини, передал и кристально чистые порывы юной души, и тревоги и боли безталанної матери. Поэт плакал-рыдал над безталанням обиженных девушек, матерей, детей-сирот. Милосердием и любовью проникнуты строки поэмы «Катерина». Страдания, боли, которые не могут оставит равнодушным поэта, убеждают, что на земле ничего лучшего нет, как тая иметь молодая со своим ребеночком малым».

Мне их жаль! Мой Боже милый,

Даруй словам святую силу -

Людськеє сердце пробивать,

Людськії слезы проливать...

IV. Итог урока Заключительное слово учителя.

Тема поэмы «Катерина» пленила также творческое воображение Шевченко-художника. Он нарисовал одноименную картину в 1842 году, на которой изображен эпизод разлуки девушки с любимым. Обесславленная, опечаленная Екатерина показана крупным освещенным планом. В тени на втором плане - офицер-искуситель, украдкой, оглядываясь, убегает от девушки. Картина является художественной иллюстрацией к завязки в поэме:

Пришли вести недобрії -

В поход затрубили.

Пошел москаль в Турцию...

Внимательно присматриваясь к героям картины, убеждаемся, что уже никогда не вернется панич-офицер к Екатерине, не будет иметь будущий ребенок отца. Катерину ждет трудная судьба поруганной покритки. ее материнство прикуте к позорному столбу «грешной любви». Всю жизнь она будет носить тяжкий крест девичьего «грехопадения».

Роль автора поэмы в определенной степени на картине исполняет крестьянин-ложечник, что сидит под старым дубом и, грустно глядя на Екатерину, сочувствует ее женской недоли.

Автор размышляет, учит, предостерегает, волнуется, любит, раскрывает свое отношение к героине произведения.

В эпилоге поэмы - дворянская семья, которая едет в Киев, встречает кобзарей, а с ними красивого, чернобрового мальчика. Госпожа похвалила ребенка, а господин отвернулся, «познал, отвратительный... познал отец своего сына, и не хочет принять».

До недавнего времени определяли как произведение реалистическую социально-бытовую поэму. Эту мысль высказал еще Сергей Ефремов: «...Вполне реальная относительно способа трактовки темы «Екатерины».

То, что в поэме любит героиня, а москаль только играется с ней, очевидно каждому. Для него его жена, что сидит в Берлине, - уважаемый человек своего круга, а украинская вродливиця - то временная прихоть, игрушка, которой поиграли и выбросили. Такое же бездушное отношение и к сыну.

Д. Чижевский рассматривает «Екатерину» как «байронічну», то есть романтическую поэму «свободно? формы». По его мнению, образ матери-покрытки символизирует судьбу Украины, «підманеної и обманутой «москалем», что бросает сына; сын - современное Шевченко поколения, что должен отомстить за мать.

Прекрасно отражает всю сложность ситуации в поэме и незабываемое живописное полотно Шевченко «Катерина». Современные шевченковеды видят в ней благородный образ прекрасной, но попираемой Украины.

Иван Светличный подчеркивает другой аспект поэмы, он говорит о общечеловеческую обиду, которая довела Катерину до самоубийства. «То сущая правда: Шевченко, сам бывший крепостной, никогда, ни на мгновение не забывал горькой судьбе своих родных братьев и сестер. И - большой реалист - Шевченко мужественно смотрел правде в глаза и видел, как подневольной жизни здеморалізувало самые широкие слои простых, крепостным людей, как они одичали в своем животном бытии, - деградировали до страшного в своей реальности людоедства. Моральная деградация народа была для Шевченко свершившимся фактом, и он не пробовал ее уменьшить». Екатерина говорит над ребенком:

С собаками, мой сыночек,

Люби улице!

Собаки покусают злые,

И не заговорят,

Не расскажут, смеясь...

«Люди хуже собак - таков окончательный приговор обездоленной героини, и такой же подтекст всей поэмы Шевченко» (Иван Светличный).

Эти различные, иногда противоположные прочтения поэмы «Катерина» свидетельствуют об исключительной важности этого произведения в творчестве Шевченко. Его реалистическая основа, жизненная правдивость и «байронический» стиль, «свободная форма», символ сочетаются в удивительном синкретизме, давая важный жизненный материал для размышлений каждому поколению внимательных читателей.

IV. Задание на дом

Написать сочинение «Мои размышления во время чтения поэмы Т. Шевченко «Катерина».



Историческая драма «Назар Стодоля»

Цель: привлечь внимание учащихся к традициям украинского народа, отраженных в произведении, лиризма и юмора в изображении человеческих отношений и чувств; развивать творческое восприятие художественного текста, образное мышление, наблюдательность; воспитывать любовь к родному языку и культуре.

Оборудование: иллюстрации к пьесе, учебник, тексты произведения.

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Какие художественные произведения называются историческими?

2. Что такое историческая драма?

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Вступительное слово учителя.

Первой пьесе Тараса Шевченко была историческая трагедия «Никита Гайдай», написанная на русском языке. Рукопись произведения потеряно, лишь один отрывок из него опубликован в журнале «Маяк». Позже эту трагедию автор переделал в драму «Невеста», из которой сохранился отрывок («Песня караульного в тюрьме»). В этом теорі отражено времена Хмельнитчины.

Русским же языком в 1843-1844 годах была написана историческая драма «Назар Стодоля», которую с помощью друзей переведены на украинский. Этой пьесе повезло больше. В 1845 году участники любительского кружка медико-хирургической академии сделали постановку пьесы. Текст украинского перевода напечатан в журнале «Основа».

Если в «Гайдамаках» Шевченко лишь вскользь коснулся разногласий между старшинской верхушкой и запорожскими «голотой», то сюжет драмы «Назар Стодоля» построен на конфликте между этими слоями казачества. Здесь с большей выразительностью оказалось правильное понимание писателем исторического прошлого, его критическая оценка отношений между состояниями времен Гетманщины. В пьесе этот социальный конфликт разворачивается в бытовом плане как столкновение противоположных характеров. В основу образа Кичатого положены не его общественное положение, а негативные черты характера.

«Назар Стодоля» является одним из шедевров национальной драматургии. Автор переносит нас до Украины XVII века, в бурные и беспокойные времена. Шевченко раскрывает характеры персонажей драмы через их отношение к Родине, к древним традициям, к собственному нравственного долга перед нацией. Видим, что «положительные персонажи произведения не мыслят будущего без свободы, ведь свобода - это наивысшее воплощение счастья. Отрицательные герои драмы проявляют себя как корыстные и эгоистичные негодяи. От таких черт характера к обыкновенной измены - лишь один шаг.

Казак Назар Стодоля и дочь сотника Хомы Кичатого Галя занимаются любовью. Однако сотник задумал выдать дочь не за казака-сером, а за полковника-богача. Этому способствует ключница Стеша, а влюбленным помогает собрат Назара Гнат Карый. После долгой и упорной борьбы сотник вынужден дать согласие на брак дочери с казаком.

2. Выразительное чтение выбранного учителем отрывка из произведения с действующими лицами.

3. Беседа с учениками.

- Что можно сказать о характерах героев пьесы

(Хомы, Назара, Гали)?

Шевченко очень любил и уважал украинских казаков и сожалел, что, к сожалению, казачество прошла без следа. Казак в поэзии Тараса Григорьевича был олицетворением мужества, храбрости, справедливости. Казак всегда честен с собой и другими. Это верный товарищ, никогда не предаст и пожертвует всем ради друга. Таким и является главный герой драмы - казак Назар Стодоля. Это смелый человек, умеет постоять за свое достоинство. «Я тот, - говорит он, - кто и самому гетману не даст себя на посмех». Удача Назара поэтическая, страстная, казак глубоко, эмоционально воспринимает окружающую красоту: «А ночь-то, ночь! - восклицает Назар к похищенной Гали. - Как будто празникує наше счастье. Тихая, светлая, как твои ясные глаза». Его натура раскрывается и через язык. Назар уважает общество вместе с собратом Игнатом. Он спас от смерти Хому Кичатого - отца своей невесты. Назар Стодоля горд и искренен: никогда не падал он на колени даже перед гетманом, но стал на колени перед отцом Гали. Любовь для него дороже всего на свете.

Верный друг Назар, Игнат Карый, - более сдержан, но более энергичный и отчаянный. Его рвение устойчивее Назарового. За собрата Игнат готов на смерть.

Галя - жизнерадостная, простодушная девушка, благородная душой и чистая сердцем. Беспечна и доверчива, она скорее сердцем, чем умом, поняла, что через родителей намерении выдать ее замуж за полковника может стать несчастливой. Галя хочет воли в чувствах и действиях. Богатство и сытую жизнь не привлекают девушку. Честность, непосредственность и справедливость - основные черты характера Гали.

- Что помогает нам составить собственное мнение о персонажах произведения?

Речь действующих лиц является средством характеристики персонажей.

4. Выразительное чтение отрывка за действующими лицами с комментированием (действие: Кичатый и Стеша).

5. Вопросы к ученикам.

- Какими вы представляете этих действующих лиц?

Эгоистичным собственником, безопасным господином встает

Хома Кичатый. Этом располневшей богачу все мало имений, поэтому он готов отдать дочь за нелюбимого - чигиринского полковника. Тогда «и славу, и почет, и червонцы к себе гарбай: все твое», - вот мечты этого алчного старшины. Хома принимает сватов от старого полковника, а Гали говорит, что они от Назара.

Кичатый - человек морально ничтожна. Когда имеет власть над Серегой, он жестоко издевается над коза-ком-сіромою, когда же ситуация меняется в пользу Назара, падает перед ним на колени, убивается, плачет.

Стеша - тип хитрой, користолюбної посредницы. За добрый гостинец ключница помогает влюбленным соединиться, но сразу же и выдает их сотнику, поскольку рассчитывает выйти за него замуж.

- Как Т. Шевченко изображает своих героев, их взгляды на жизнь?

Шевченко резко противопоставляет положительных героев - Назара Стодолю, Игната, Галя и другим героям отрицательным - полковнику, Стэси, Фоме Кичатому, Взгляды на жизнь этих двух групп персонажей являются диаметрально противоположными. Например, для Хомы Кичатого главными жизненными ценностями являются слава, деньги, общая шана. Хома довольно полно охарактеризованный в своих рассуждениях: «как говорить о огонь, да и лезть в огонь? Или как о чорнобриву сироту, так и жениться на ей? Ложь! От огня подальш. Женись не на черных бровях, не на карих глазах, а на хуторе и мельницах, так и будешь человеком, а не дураком». В общении с людьми Кичатый полностью реализует свое недостоинство. Он стремится посеять недоверие между влюбленными - своей дочерью Галей и Назаром Стодолею. В то же время Фома учит Галю идти замуж за нелюбимого человека - богатого полковника. Как же Хома восхваляет этого противного воина! Но грубым вмешательством в личные дела дочери отвратительная роль Кичатого не завершается. Этот человек демонстрирует свое отношение к слободской общины, приказывая челяди гнать в затылок колядников, которые должны прийти. Так за поступками Хомы очень легко может сложиться впечатление о нем. Можно предположить, что упадок всего человечного в душе Кичатого начался с самого обычного кулачества. Фома заявляет самовластно: «Это же мой ребенок, мое добро, слідовательно, моя власть, моя сила над ней. Я отец, я ее царь».

Уравновешивают отрицательных персонажей драмы простые и чистые душой, полны собственного достоинства Назар Стодоля, Галя, Игнат. Они вызывают нешуточную симпатию своей настойчивостью и решительностью в борьбе за личное счастье. Характер Назара лучше всего вырисовывается тогда, когда он понимает, что Кичатый обманул его самого и еще и Галю, Как то подобает истинному козарлюзі, Назар ведет себя степенно, уважая родительские традиции, старших. Одновременно Назар остается страстным, бескомпромиссным, преисполненным чувства человеческого достоинства. Он обращается к людям, полностью убежден в лицемерии Кичатого: «Люди добрые, когда вы не оглохли, так послушайте. Он меня называл своим сыном, а я его своим отцом, и он это слышал тогда, а сегодня оглох. Где же правда? Или честный же он мужчина?» Как видим, Назар Стодоля в трудный для себя момент обращается к обществу, что является лучшим подтверждением его уважения к устоявшихся отношений, которые берут свое начало с давних времен. Назар не мыслит свободы без совести и чести - важнейших человеческих качеств. Свобода, запятнана бесчестием, теряет свой смысл и прелесть.

IV. Закрепление изученного материала

- Что осуждает автор в произведении?

Шевченко обличает и осуждает антигуманный, уродливый характер брака по расчету. Этим автор доказывает, что семью надо строить на взаимной любви, доверии, духовной близости людей.

- Прочитав пьесу, в чем убедились читатели?

Читая драму «Назар Стодоля», читатели убеждаются: истинные счастье и свобода никогда не даются легко. Получить эти вечные ценности человечества можно лишь в нелегких испытаниях, через которые могут пройти только чистые душой и мужественным сердцем люди.

V. Итог урока

Оценивания.

VI. Домашнее задание

Прочитать цикл Шевченковских стихов 1843-1847рр. Выучить наизусть стихотворение «Завещание».



«Завещание» Т. Шевченко - один из самых поэтических манифестов гуманизма

Цель: средствами выразительного чтения передать слова поэта как завещание потомкам, подчеркнуть значение его как программного произведения; развивать у учащихся образное восприятие поэзии, умение сопоставлять зрительные образы с внутренними переживаниями поэта; воспитывать эстетический вкус, эмоциональность в восприятии произведений художественной литературы.



Оборудование: учебник, тексты.



Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся

- К какому периоду творчества относятся стихи цикла «Три лета»?

- Дать определение понятия «лирика».

- Как характеризует автор в стихотворении «Три лета» изменения в своем отношении к тогдашней действительности?

- Под влиянием чего произошли эти изменения?

- Почему он свои «Три лета» называет «злыми»?



II. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Вступительное слово учителя.

«Завет» был написан 24 декабря 1845 года - примерно через 10 дней после послания «И мертвым, и живым...», но эти десять дней тоже были наполнены небывалым творческим подъемом. 17 декабря написано «Холодный яр», 19 декабря - «Псалмы Давида», 20 декабря - «Маленькой Марьяне», 21 декабря - «Проходят дни, проходят ночи», 22 декабря - «Три лета». Каждый день - новый поэтический шедевр.

Шевченко жил тогда в имении приятеля С. Самойлова в с. В'юниці. Хоть и недалеко от Переяслава было это село, однако чувствовал себя оторванным от всего мира. Возможно, именно поэтому он, человек общительный, сумел сосредоточиться. Пришло вдохновение, а с ним - и исключительная концентрированность всех духовных сил. Болезнь этом вроде и не мешала, наоборот, она обострила чутье поэта. Однако случилось худшее - обычное простудное заболевание перешло в воспаление легких. Поднялся жар. Шевченко не мог не знать, что его постигла опасная болезнь, которая тогда очень часто приводила к смерти. Он решил немедленно переехать в Переяслав, где его близкий товарищ А. Козачковский, опытный врач, может спасти его.

Где-то 23 декабря больного Тараса привезли в Переяслав, где он был окружен заботой в доме друга. Через два дня - Рождество, Святой вечер, одно из самых радостных праздников нашего народа.

В различных статьях, художественных произведениях много раз описывалось, как создавался «Завещание». Фантазии авторов были подобные. Почти все они подчеркивали, что Шевченко будто чувствовал приближение возможной смерти. Теряя сознание, бредя, он потянулся к карандашу и на листе бумаги написал слова своего «Завещания». После того - полное забвение. В комнату больного зашел А. Козачковский. Он заметил на столике исписанный лист. Взял, стал читать. Перечитал раз, другой, словно не веря, что здесь могло быть такое написано. Какое-то время пораженно смотрел на больного поэта. «Боже! - воскликнул мысленно. - И этот коротенький стих длиннее дольше жизнь. Он - вечный!» Пододвинул стул ближе к кровати больного, сел. Теперь он не отойдет ни на минутку, не имеет права, «Как умру...». Ты не умрешь, Тарас, ты будешь жить еще долго, долго...

Уставший очень, через какое-то время Козачковский незаметно задремал. Встрепенулся словно от чьего-то слишком пристального взгляда. Действительно, на него неотрывно смотрели глубоко запавшие глаза Тарасу. Словно не узнавали. Козачковский радостно бросился к нему - это был взгляд человека, пережившего смертельную кризис, человека, который будто заново входила в земной мир.

- Вот и жив! - выдохнул облегченно. - А ты пишешь: «Как умру...».

Тарас молчал, будто не услышал или не понял сказанного. Но нет, отозвался:

- Когда написал, то пусть уже будет.

Так или примерно так описывали эпизоды, связанные с созданием «Завещания» много авторов. Не будем отрицать, потому что точных данных о том, как все это было на самом деле, к сожалению, нет. Несомненно, что Тарас думал о возможной смерти. И вполне возможно, что строки «Завещания» начали складываться еще раньше, скажем, в В'юниці. И только теперь он доработал их окончательно. Как никогда ранее Тарас Шевченко осознавал свою значимость как поэта: только что он пережил несколько месяцев гениального творческого взлета. Он знал настоящую стоимость созданного им. «Завещание» - последнее произведение, написанное в этот счастливый период. Он завершал вулканический творческий взрыв. После «Завещания» поэт долго, почти полгода, ничего не писать: будет происходить накопление растраченной творческой энергии.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Завещание».

Беседа с учениками.

- Какая идея «Завета»?

- Какая это поэзия по форме?

По форме «Завещание» - монолог. Он состоит из шести строф, которые объединены попарно и образуют как бы три ступени, каждая из них имеет свою ведущую мнению, определенные ритмы и интонацию, а вместе составляют одну гармоничную целостность.

- Что можно сказать о композиции произведения?

Первые две чотирирядкові строфы - это панорамное изображение Надднепрянской Украины. Следующие восемь средних строк - «это субъективное вставка поэта о себе, о его жизни после смерти, о его личном отношении к Богу». Последние две строфы - призыв к борьбе за свободу, за построение новой жизни:

Похороните и вставайте,

Разорвите оковы

И вражьей злой кровью

Волю окропіте.

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой

Не забудьте помянуть

Незлым тихим словом.

Символическое значение поэзии.

Сообщение заранее подготовленного ученика.

Художественная сила изображения картины в знаковости ее деталей, или же, иначе говоря, в их символизме! Для Шевченко образ могилы был характерной чертой украинского пейзажа. Во втором случае этот образ становился символом борьбы народа за свободу. Шевченко считал, что в могилах похоронены те, кто когда-то погиб, защищая Украину. Для Шевченко могила была сакральным, святым местом. Возможно, в этом был один из факторов решения «похороните меня на могиле». Шевченко видел памятник себе высоким, очень высоким. Но эта высочество ему была нужна для того, чтобы постоянно видеть Родину и быть с ней. А еще поэт хотел видеть, как Днепр

...понесет с Украины

В синєє море

Кровь вражескую...

Речь идет о будущем восстание. Поэт не уточняет, что это за восстание, против кого оно будет направлено. Однако на эти вопросы можно найти ответы, если проследить тему восстания в других произведениях поэта.

Вспомним, за что проливали свою и чужую кровь гайдамаки из одноименной поэмы. Они добивались социальной И национальной свободы. В послании «И мертвым, и живым...» поэт угрожал народным наказанием тем, кто предал интересы Украины, ее народ и подался в «дядьки отечества чужого». Что будущее восстание будет иметь целью социальное и национальное освобождение, очень отчетливо засвидетельствовано в «Осии. Глава 14».

Поэт говорит об освобождении народа через всенародное восстание. И Днепр понесет

в синєє море кров ворожу,

вот тогда я все брошу,

и полину до самого Бога

Молиться...адо того

я не знаю Бога.

Объяснение учителем высказывания «а до того я не знаю Бога».

Выражение «а до того я не знаю Бога» не раз вызывал особое внимание шевченковедов. Его усиленно комментировали советские литературоведы, которые стремились убедительно доказать, что эти слова, написанные в день величайшего христианского праздника, говорят о бесспорный атеизм Шевченко. Из круга сторонников такого толкования 16-й строки произведения вы-' пав голос М. Рыльского, который утверждал, что Бог «созревшего Шевченко» - не «верховное существо», а символ «правды, справедливости, гармонии.»

Один из автографов этого произведения свидетельствует, что 16-ю строчку дался Шевченко нелегко. Сначала вместо него были поставлены самим поэтом точки. Потом на месте точек было вписано «Я не знаю», а еще через некоторое время - «Бога». Шевченко, очевидно, предчувствовал, что его слова могут вызвать разное, даже и неадекватное толкование, и поэтому искал другие варианты. Остановился все-таки на этом.

Среди «диаспорных» толкований привлекает внимание версия профессора Леонида Рудницкого (США). «После смерти поэта, - толкует ученый строка «Я не знаю Бога», - его душа не будет допущена к Богу, пока Украина не станет свободной. Слово «не знаю» тогда понимается в смысле не познаю Бога, но не потому, что поэт Его не хочет знать, а потому, что его душа не будет допущена до Божьего присутствия, потому что она не наполнила своей задачи здесь, на земле... Следует добавить, что этот мотив недопущения души после смерти к Богу очень распространен в поэзии Шевченко. Напомним здесь, для примера, поэму «Великий льох», написанную в то же время, что и «Завещание», в которой три души вынуждены блуждать над миром потому, что они, хоть и бессознательно, но все же провинившихся против Украины. Этот мотив является центральной мыслью второй строфы «Завещания». Он построен на народном поверье, что душа после смерти еще долго кружит над местом его земной жизни...».

Работа с учебником.

Самостоятельная проработка темы «Популярность и значение поэзии «Заповіт».

Проверка самостоятельной работы.



IV. Итог урока

«Завещание» Тараса Шевченко, один из поэтических манифестов гуманизма, является программным произведением автора, неповторимым поэтическим завещанием в мировой поэзии, с которым Великий Кобзарь обратился к современников и грядущих поколений.



V. Домашнее задание

Выучить стихотворение «Завещание» наизусть. Написать небольшое сочинение-размышление «Гражданское мужество поэта».



Идейно-художественное содержание поэмы Т. Г. Шевченко «Большой погреб» Цель: выяснить идейно-художественное содержание поэмы, негативную оценку поэтом акта присоединения Украины к России, раскрыть познавательный и воспитательный потенциал произведения; развивать образное воображение, чутье; воспитывать интерес к общественно-политической жизни украинцев.



Тип урока: целостное восприятие содержания художественного текста.



Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Какие исторические события легли в основу поэмы «Еретик»?

- Какова главная мысль произведения?

- Особенности композиции произведения.

- Выразительно прочитать отрывок из поэмы « Еретик», который произвел наибольшее впечатление. Объяснить почему.

Вступительное слово учителя.

«Каждому воздается по делам его», - предупреждает Священное Писание. «Моя хата с краю, я ничего не знаю», - успокаивает пословица. «Невиновных нет», - это тема нашего разговора.

II. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Слово учителя.

Вы все прочитали поэму « Великий льох». Поняв ее название, мы сможем понять творческий замысел автора, его убеждения, главную мысль произведения.

Недаром так трудно пересказать содержание поэмы «Великий льох». Ведь жанр произведения - не просто поэма, а мистерия, которая сочетает в себе признаки двух родов литературы - лирики и эпоса.

Словарная работа.

Мистерия - массовая драматический спектакль на сюжеты религиозных легенд, которая проходила в праздничный день на майдане в средневековых городах Западной Европы ( XIV-XV вв.). Между сценами религиозного содержания вставлялись светские интермедии.

Мистерии (греч. - тайна, таинство) в Древней Греции, Египте и Риме - тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные в таинство - мисты.

Беседа с учащимися по поэме « Великий льох».

- Кто из образов-персонажей поэмы принадлежит к містів, выполняет мистерию? (Это три души, три вороны, скелеты, откопанные в погребе Бы. Хмельницкого.)

- Почему к містів не принадлежат лирники? (Три лирники не относятся к містів, потому они отправляются к месту событий из «светской» целью - заработать денег своим пением.)

- Почему к містів не принадлежат москали, «начальство мордате»? (Рассказ о «раскопки» москалями погреба - это эпическая сюжетная часть поэмы, которая отражает реальное событие; это событие является понятной всем «непосвященным» частью обряда, таинства, которое выполняется только им и их божеству, но незримое для людей.)

- Что символизируют скелеты? (Скелеты - образы, однородные с тремя душами, тремя воронами. Они живут, действуют, лежат, к солнышку улыбаются, смеются с недалеких москалей. Они - мисты, носители определенного символа в действе-таинстве, где людям отводится роль статистов.)

- Что искали москали в погребе? ( Москали искали в погребе украинского гетмана клад, а нашли скелеты.)

- Какое же таинство происходит в мистерии «Великий льох»? ( Таинство, фрагмент которого - скелеты в неформених кандалах - на мгновение открылось людям, но, нераспознанная ними, так таинством и осталось, не став частью бытия. Очевидно, это таинство искупления грехов, поскольку с очисткой москалями большого погреба снимется проклятие с трех душ, и они будут впущены в раю.)

- Что, по вашему мнению, должно находиться в большом погребе? ( То же, что и в малом, только в большем количестве.)

- Каким образом связаны между собой три души и огромное количество скелетов в нерозкопаному пока большом погребе? Преступление трех душ может быть «выкуплен» ожидаемой находкой в большом погребе? (Первая душа принадлежала девушке, которая перешла с полными ведрами дорогу Бы. Хмельницком, когда тот ехал в Переяслав присягать Москве. Добрый знак дала девушка взлома делу. Поэтому вода в ведрах в одно мгновение стала ядовитой.

Вторая душа принадлежала наймычке Ивана Мазепы. Девушка случайно осталась живой, когда после поражения Мазепы под Полтавой его Батурин был дотла уничтожен москалями. Поиздевались и над девушкой. И она, добрая душа, зла в сердце на своих врагов не держала, напоила коня царю, «как вертавсь из-под Полтавы».

Третья душа принадлежала младенцу. Когда ребенок расплакалась, мама для забавы показала ей «золотую галеру» Екатерины II на Днепре, и малыш улыбнулось царицы.)

Вывод.

Получается, что из-за действия трех душ, даже не осознанные, в Украине воцарилась Москва. Очевидно, москали из большого погреба должны забрать скелеты. Поскольку, по народным обычаям, тревожить прах умерших можно только для перезахоронения в родной земле, а забирать скелеты должны москали, то, получается, в большом погребе - скелеты в кандалах неформених. Если бы это были враги Москвы, то она бы снабдила ими Хмельницкого, а так, наверное, в погребе Богдан скрыл истинное добро Украины - уничтоженных им тайно москалей.

Следовательно, цена прощение трех душ одна - полное очищение Украины от москалей.

Работа с текстом поэмы. Выписать и объяснить использование средств сатиры в поэме « Великий льох».

Едкой политической сатирой полны строки раздела «Три лирники». Именно своей «светской» направленностью и наличием сатиры этот раздел претендует на роль интермедии в мистерии. Против кого и чего направлена эта сатира?

1). Первый лирник - о готовности ворон - врагов Украины вмешаться в раскопках большого погреба:

Языков для них то садилось

Москали сделали.

Это сатира на внутреннюю и внешнюю политику России, которая всегда следит за национально-освободительными движениями.

2). Второй лирник:

А для кого же? Мужчины,

Видимо, не посадят

Считает звезды...

Это сатира на кадровую политику Российской империи, где на высокие должности не могли быть допущены гуманисты.

3). Первый лирник:

...А москаль и немец

И там найдут хлебец.

Это указание на национальный характер оккупантов Украины, которые не гнушаются ничем для наживы. 4). Третий лирник:

Может, еще нестись заставят,

Москалей плодить.

Ибо слух есть, что царь хочет

Весь мир покорить.

В этих словах - пренебрежение мудрого народа до наглых пришельцев.

5). Есть в этой части и сатира на барство с его пренебрежением к народу-кормильца:

Вот потоп будет.

Господа туда вылезут

И смотрит будут,

Как мужики тонутимуть...

6). Сатира на бездействие украинской интеллигенции в деле воспитания нации, осознающей своих прав и возможностей:

Те фигуры он для чего:

Чтобы люди не воровали

Воды из реки -» и чтобы исподтишка

Песка не пахали,

Что везде там за Тесьмой.

(Тесьма - река Тясмин, приток Днепра, на которой стоит Чигирин, бывшая резиденция Богдана Хмельницкого, город, откуда начиналась впоследствии Колиивщина. Пахать песок и поливать его водой в этом случае - готовить новую национально-освободительную войну.)

7). Сатира на жадность москалей, возведенную до высот государственных национальных интересов: желанием поживиться сокровищами украинского гетмана одержимо и «начальство мордате» и «правительство»:

...а исправник

Чуть не взбесился!

Ничего, видишь, взять,

А он же трудился!

IV. Закрепление изученного материала

Вопрос к ученикам:

- Что символизируют образы трех ворон, чьи действия они характеризуют?

Вторая:

Я в Париже была

И три злота с Радзивиллом

И Потоцким пропила.

Третья:

Три указа накаркала

На одну дорогу...

Да шесть тысяч в одной версте

Душ передушила....

Первая:

А с вольными казаками

Что я вытворяла?

Кому я их не нанимала,

Не запродавала?

(Это действия польской, русской, украинской знати.)

2). Какова главная мысль «Большого погреба»? (Автор утверждает идею антироссийской освободительной борьбы украинцев как христианский долг, как единственный путь покаяния перед Господом за свои грехи.)

3). Или завершено таинство мистерии? (Таинство мистерии продолжается, ибо души умерших обязательно должны покинуть землю, но « Большой погреб» еще не очищен. Души ждут увольнения, а уволить их могут только живые.)

4). К какому выводу побуждает концовка произведения? (Большим погребом, наверное, назван Украину. Вполне понятно, почему поэма заканчивается строками:

Так малый погреб в Субботове

Москва раскопала!

Большого же того погреба

Еще и не дошукалась.)

5). О чем же рассказывает мистерия «Великий льох»? (Мистерия «Великий льох» рассказывает о невидимую для подавляющего большинства людей духовную борьбу идей в этом мире, когда, казалось бы, невинные поступки приводят к ужасным последствиям: политическое всепрощения украинцев навлекла на их головы власть москалей - это история трех душ. Стремление украинской знати к наживе (первая ворона) привело к уничтожение национально сознательной элиты украинского общества («Батурин сожгла... казаками Финляндию засеяла... и славного Полуботка в тюрьме задушила».)

V. Домашнее задание

Учебник, с 224-227, хрестоматия; с 471-487; прочитать поэму «Кавказ».