Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО

Витязь новой украинской поэзии

Изучение творчества Василия Симоненко

Система уроков

Л. Литвин,

учитель украинского языка и литературы

Киев



Урок 1

Жизнь как вспышка



Цель урока: познакомить одиннадцатиклассников с судьбой-звездой и музой-гимном Василия Симоненко; развивать образное мышление, творческое воображение через язык лирики поэта и произведения музыки и фотоискусства; воспитывать чувство уважения к народным Певцам-гор прометеев.



Тип урока: бинарный урок-композиция.



Проблема: можно ли считать Василия Симоненко рыцарем народа и витязем новой украинской поэзии?



Эпиграф урока:

Сын мужицкий. Золотое корни.

Одчайдушна молния брови,

Вспышка - и холуйське паутину

Зажег пожаром головы.

И. Драч. «Василию Симоненко»



Ход урока И. Учитель читает стихотворение Ирины Денисенко дыбе Василия Симоненко».

Стою на Симоненковій земли.

Приехала для исповеди, не отчета.

К забору вишни ютятся маленькие,

И вижу: цветом залило полмира.

Здесь домик аккуратненький-чепурная

Глазами угрюмо смотрит в прошлое,

А уже весна изобилует как весна,

Что даже самого черствого тронет.

Гостеприимно двери в дом проскриплять,

И я почему-то не поспешу к дому.

Думаю: может первые пробегут

Маленькие Василию ноженята.

Кусочек хлебушка мальчик хапоне,

Что, видимо, от всего найчерствіший.

Откусит - и горький глоток глотнет,

И сядет боль переливать в стихи.

«Ничего, - мама скажет, - оживем»,

Василечка погладит по головке.

...И первая в небе звезда проплывет,

Сяйне ослепительным сиянием на полу.

А мальчишка, доверчивое, малое.

Худесеньке, поднимет глазки,

И миром где надежда проплывет,

И станет под окнами возле дома,,,

Стою на Симоненковій земли,

Где ветер выигрывает нехитрые гаммы.

И сотни дум, словно корабли,

Языков память, проплывают над веками...

Показ фото №1 (дом В. Симоненко) на экран через кодоскоп.



II. Литературно-музыкальная композиция

Ученик читает стихотворение В. Симоненко «Прощание Федора Кравчука, колхозного конюха, со старым домом» (первые 12 строк).

Звучит мелодия песни «Лебеди материнства».

Учитель. Слышите, сквозь стекла хижины несется чудо-песня - то молодая крестьянка Анна выводит нежную колыбельную для сынка Василька, что родился в 1935 году на второй день после Рождества Христова :

Мечтают крыльями из тумана лебеди розовые,

Сыплют ночи в лиманы звезды сургучные.

Заглядывает в окошко сказка серыми глазами.

Материнская добрая ласка у нее за плечами.

Ученицы исполняют песню «Лебеди материнства» на сл. В. Симоненко, муз. А. Пашкевича.

Учитель. «Больше всего люблю землю, людей, поэзию и... село Биивцы на Полтавщине, где мама подарила мне жизнь,» - писал в одном из писем Василий Симоненко.

Звучит стихотворение В. Симоненко «Одинокая мать».

Учитель. Можно все на свете выбирать, кроме судьбы, А жестокая судьба-мачеха насмеялась над Васильком еще до его рождения - у мальчишки не было отца, а была только любящая мать.

Показ фото №2 (матери с сыном) на экран через кодоскоп.

Ученик читает стихотворение в. Симоненко «С детства».

Учитель. «Вася пошел в деда... Федор Трофимович был первым Василевим другом и наставником, - вспоминает мать В. Симоненко. - Мой отец был очень умный, самостоятельно изучил грамоту, много читал... А мальчику Васе, усевшись на печи, дед рассказывал нашу древнюю-древнюю историю.»

Звучит песня « В Царьграде на рыночков».

Ученик читает из «Дневника» В. Симоненко такие записи: «Слушаю небо, и слушаю землю, и слушаю дедову язык. И в мое сердце вливается какая-то незримая сила, что на веки-вечные привяжет меня к этой земле, к певучей тихой речи.

...Чем гуще изморозь падала на дедову голову, тем больше он любил меня и щедро раскрывал свою душевную сокровищницу. Он старел на моих глазах, и ему казалось, что сила его и даже сама жизнь его переливаются в меня, потому что не было у деда сыновей - покосили их поветрия и пули...

- Безсмертячко ты мое кирпате, - шептал дед, когда я засыпал под музыку его слов. Это были очень хорошие слова, потому что плохих дед не говорил мне,»

Учитель. Поэтому смерть дедушки глубоко поразила 14-летнего Василия и запечатлелась в памяти на всю жизнь. Она горьким воспоминанием обозвался в стихотворении В. Симоненко «Дед умер».

Ученик читает стихотворение В. Симоненко «Дед умер».

Учитель. Воспоминание о деда Федора живет и ныне в новелле В. Симоненко «Дума про деда»: «В понедельник деда уже не было. Суровый и прекрасный, он лежал в гробу на старенькой дубовой скамье. А на улице светило солнце, скрипел снег и кукурікали петухи на оттепель.

...Я никого так не люблю, как дедов. Это живая мудрость, неписаная история нашего народа. На своих согнутых плечах несут они столько красоты и нежности, что может позавидовать им любой.

- А посмотри, что я принес от зайца...

Он посадит на колени свое черные или светлые безсмертячко, и он, разинув рот, слушать его простодушные рассказы, в которых переплетутся действительность и фантазия, И когда-нибудь обязательно проснется в его душе дедова красота, и питать его дедова мудрость и дедова, язык.»

Учитель. Мать и дедушка оберегали свое безсмертячко - своего Василька - от человеческой жестокости и несправедливости, а людишки, словно змеи, немилосердно попадали ядовитым «байстрюк», «безотцовщина» в самое сердце парнишки.

Ученица читает стихотворение В. Симоненко «Кривда».

Учитель. А болезненных душевных ран было нанесено судьбой немало. Детство его слышало рыдания матерей, что сходили с ума от горя над похоронками с фронта, оно брело скородити послевоенные поля; тяжело добывать хлеб насущный.

Ученик читает стихотворение В. Симоненко « Красные ландыши».

Показ фото №3 (Василий-мальчик) на экран через кодоскоп.

Учитель. Детство его видел страшный оскал костлявого Желтого князя - голода 47 года.

Ученик читает отрывки из поэмы «Симфония прощания» (тихо звучит музыка С. Бах «Кантата №202»).

Учитель. Детство его, полуголодное и босе, помнило маленькие материнские руки, которые крутили тяжелые жернова, что худо-бедно поддерживали послевоенное существование сына с матерью.

Ученица читает стихотворение В. Симоненко «Жернова».

Учитель. «Целую руки, крутили жернова в канун космической эры», - так завершает стихотворение «Жернова». Симоненко. Он целует нежные материнские руки, что взрастили и викохали его, защищали от злой судьбы.

Ученик читает стихотворение В. Симоненко «Сколько не суждено страдать...»

Звучит песня «Песня про рушник» А. Малышко в исполнении Квитки Цисык.

Учитель. Мать учила своего Василька любить жизнь, любить родную землю, любить людей на этой земле. Материнскую науку обозначил для себя сын как жизненное кредо.

Ученица читает стихотворение В. Симоненко « Ты знаешь, что ты - человек».

Учитель. Быть человеком - это просто или сложно? Как не затеряться среди других людей, в городских юрбовиськах? Поймет ли Киев парня с глубокой полтавской провинции? Такие мысли тревожили молодого Симоненко, что поступил в Киевского университета им. Т. Шевченко на факультет журналистики,

Показ фото № 4 (Василий-студент) на экран через кодоскоп.

Ученик читает стихотворение в. Симоненко «Я...» до слов «...множество вселенных разных».

Учитель. Вселенную души Симоненко-человека не мог уместиться в этих затасканных рамках, в которых держали студентов «идеологического» факультета - будущих специалистов партийной прессы.

Ученица читает стихотворение В. Симоненко «Юность в других всегда загадочная...».

Учитель. «Уже на первом курсе, - вспоминает однокурсник Симоненко Анатолий Шевченко, - среди нас были «поэты», «драматурги», «критики» - «мастера» из всех жанров. Только Василий оставался никем».

Нет! Он имел призвание человека, который любит жизнь, которая честна с собой и своим народом.

Ученик читает первую строфу стихотворения В. Симоненко «Я» и такие строки:

Я хочу быть невменяемым,

Я хочу в огонь и сгорите,

Чтобы не жалеть за прожитым,

Дымком на свете не чадіть.

Показ фото №5 на экран через кодоскоп.

Учитель. Так, Василий Симоненко рано понял свое предназначение и не боялся его, боялся только одного: хватит ли мужества не упасть на выбранном им пути поэта-борца за права и счастье народа.

Ученик читает запись из «Дневника» В. Симоненко: «Часто сомнения уничтожают любую уверенность в своей мужественности. Я не знаю, как буду держаться, когда посыплются на мою голову настоящие испытания. Или останусь человеком, так ослепит не только глаза, но и разум? Потеря мужественности - это потеря человеческого достоинства, которую я ставлю превыше всего. Даже над самой жизнью.»

Ученица читает стихотворение в. Симоненко «Не лицемерить, не чванитись спесиво».

Исполнение песни « їхав козак на війноньку».

Учитель. Отстаивать правду и сопротивляться злу учила В. Симоненко мать Анна Федоровна. Письма от матери белыми лебедями вскрывались серые будни университетского обучения, что было исполнено догмами, формализмом, шаблонами.

Ученик читает стихотворение В. Симоненко «Письмо».

Учитель. Воспоминания детства напомнили другое обучение - в школе, куда Василий летел как на крыльях, в солнечную погоду и снежную завию, в розталь и лютые морозы.

Показ фото №6 (школы) на экран через кодоскоп.

Ученица читает воспоминания матери: «В школе он учился только на «отлично». Десятилетку окончил с золотой медалью, а учиться ему было ой как нелегко!..

... Весной или осенью - то еще ничего, а зимой - сущая беда. Послевоенные же зимы были лютые и снежные, а пальто у Васи - потрепанное, а сапоги - дырявые. Только никогда он не опоздал на урок. Было, спрашиваю его: «Трудно тебе, Вася?..» А он весело отвечает: «Да чего там трудно? Пока дойду до школы, то все уроки повторю, а как обратно возвращаюсь, то все песни переспіваю».

Звучит песня «Ой в лузе красная калина наклонилась...»

Учитель. Пророческой стала первая сборка Симоненкової поэзии «Тишина и гром». Она показала, что в литературу пришел самобытный мастер, который сознательно выбрал ниву поэта-защитника родного народа.

Ученик читает стихотворение В. Симоненко «Есть тысячи дорог...»

Звучит песня «Стоит явор над водой».

Учитель. Его нива, богатая любовью и ненавистью, нежностью и гневом, золотым колосом правды, мозолила глаза партийной номенклатуре. А еще больше не нравилась ей поэта неподкупность, его обостренная чувствительность к несправедливости. Система занесла руку не только над Симоненковою нивой, но и над самим сеятелем.

13 декабря 1963 года его не стало - он умер в черкасской больнице в расцвете творческих сил в возрасте 28 лет.

Ученица читает стихотворение М. Винграновского «Год неспокойного солнца».

Наш Василий идет по самой длинной в мире дороге.

С открытыми 28-летними глазами.

Наш Василий идет по последний в мире дороге

С остановленным сердцем, с опущенными руками,

В которых вчера еще говорило перо поэта-мужа.

В темно-коричневом костюме,

В белой рубашке, защібненій матерью

под подбородком,

В ботинках, зашнурованной женой,

С кручи Днепра с 28-ми своих лет

Наш Василий стартовал на немыслимую в мире орбиту,

Имя которой наши слезы и горе,

И тихая клятва моя на солонім плечи...

Мой Василию,

Дело не в том пузатом автобусе,

Підперезанім черной лентой,

И дело не в черных тех світофотах,

И не в черных тех воробьям.

Что вицвірінькувались из-под колес,

И дело не в п'яненьких гробовщиках

С черными лопатами под крестами ...

Дело, Василий, не в этом,

Ты бы сам так сказал,

Если бы не летел сейчас ты с наибольшей

скоростью в мире,

Чтобы стать воодушевлением в нашем небе,

Смотреть и убеждаться,

Что мы действуем для счастья народа из Днепра.

Мы всегда в чімсь не успевали...

Но, наш Василий, какое поколение

В такой мере вибачливій

Вправе засвидетельствовать то,

Что я говорю с непокрытой головой и сердцем?

Ни слова лжи,

Ни грамма коварства,

Подлости, хитрости или недоверия,

Клеветы -

У нас не было между нами,

У нас не было и не будет!

Так я говорю или нет?

Я говорю правду, потому что за душой этой правды

Стоит Украина.

Ученик читает стихотворение В. Симоненко «Я слышу в ночи осенние...».

Звучит песня «Ой в поле могила...»

Учитель. Отошел за грань жизни. Симоненко. Но он даже мертвый был страшен брежневско-сусловській партократии. 15 лет имя поэта и его произведения были за завесой молчания. Серая морось эпохи застоя надеялась превратить в пепел огонь его души. Однако он не умер, а воскрес зарей на украинском небосклоне.

Ученик читает стихотворение в. Симоненко «Столько у тебя глаз...».

Учитель читает стихотворение В. Симоненко «Прохожий» (11 первых строк). Звучит мелодия песни «Лебеди материнства».

III. Итог урока

Каким предстал в вашем воображении Симоненко-человек?

Каким представляете Симоненко-поэта?

Каким изобразили бы В. Симоненко на холсте?

Какая музыка наиболее полно воспроизвела бы В душу. Симоненко?



IV. Домашнее задание

Составить мини-размышление «Василий Симоненко на Чернечей горе».



Урок 2

Историческая судьба Украины в гражданской лирике Василия Симоненко



Цель урока: формировать умения и навыки анализировать идейно-тематическое содержание гражданской лирики В. Симоненко и видеть и понимать ее смысл; развивать наблюдательность, внимание, умение чувствовать поэтическое слово, творчески мыслить, аргументировано излагать мысли; воспитывать чувство спопеляючого гнева народных палачей и пылкой любви.



Тип урока: бинарный урок-істріософічний диалог.

Проблема: почему стихи поэта о судьбе Украины является предостережением украинскому народу?



Эпиграф урока:

Древний, обворованный народ!

Над тобой прошумів разбой,

И палачи не украли твою красоту,

Не всушили сильный мозг твой.

В. Симоненко



Ход урока

I. Объявление темы и проблемы урока

II. Работа с эпиграфом

Почему эти строки из стихотворения В. Симоненко могут быть запевом урока? Растолкуйте значение эпитетов «древний», «обворованный» относительно слова «народ».

III. Восприятие нового материала.

Девушка, одетая в гуцульские наряды, исполняет песню:

Ходит Сталин, Сталин ходит по бережку, по бережку,

Загоняет Украину плеткой, плеткой.

Иди, иди, Украина, в коммуну,

Продам тебя москалю рыжему.

Будет тебя москаль рыжий учить,

Как в колхозе дурно работать.

Работай, дурак, в колхозе и каждый день,

Будет тебе такой-сякой трудодень.

Или ты голый, голодный, а пой, а пой!

И в полный голос вождя прославляй, прославляй!

Слово учителя. Петр i, Екатерина II, Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев... Сколько заброд пыталось вмешаться в судьбу украинского народа, ворваться в украинскую душу! Грязными ногами втаптывали в грязь презрения и повиновения тело матери Украины, а загребущими руками терзали его. 400 лет медленного умирания, 400 лет холодного взгляда смерти, 400 лет страха и позора... 400 лет ожидания мессии-освободителя.

Чтение «Баллады о пришлого мужчины» за лицами: автор, пришлый человек (имеет сумки за плечами и в руке посох).

Диалог барда (а это учитель, держит в руках гитару) и потомков:

- Почему на троицу забродив до народа тот, что имелся зачать мессию?

- Это было знамением для народа?

- Почему люди без колебаний и сомнений поверили заброді?

- Как народ относился к приблуды?

- Чем жил народ на протяжении пребывания в их стране зайди?

- Какие чувства и настроения завладели сердцами людей?

- Какие думы пленили разум людей?

- На кого превратился народ на протяжении ЗО лет ожидания мессии? Почему?

- Что увидел люд по смерти заброды?

- Кого, по вашему мнению, обобщил образ зайди?

- Почему политических вождей поэт называет кастратами?

- Где нужно искать мессию? Кто может им быть?

Слово учителя. Свою государствообразующей импотенцию вожди неистово пытались компенсировать потенцией кулака. Ведь зайшлість «Божьих избранников» естественно влечет безразличие к народу, в страну которого забродили, а значит и ненависть к ним. А то, что ненавидели, пытались уничтожить, и уничтожить не одного - целую нацию!

Чтение стихотворения «Ворота замка Стюартов» учеником в черном плаще с мечом в руках.

Диалог художника (учитель держит палитру) и потомков:

- Какая картина возникает в вашем воображении?

- Какие цвета преобладают на ней? Почему?

- Что символизируют эти цвета?

- Какие чувства окутают ценитель такого искусства?

- О чем размышлял бы он?

- На каких деталях картины вы сосредоточили свой взгляд? Почему?

- Что эти детали символизируют?

- Какую сутки отражает это полотно?

- Какое название вы дали бы этой картине?

- Надо ли выставлять такие полотна в музеях? Почему?

Слово учителя. Сколько таких страшных картин

было написано жестокой эпохой сталинизма! Миллионы жертв с грязной тряпкой на глазах покоятся в братских могилах, которые разбросаны по всей Украине неизвестными кладбищами.

Симоненко, отыскивая вместе с художницей Аллой Горской тайные захоронения жертв сталинских репрессий, обошел десятки сел Киевщины и на собственные глаза увидел преступления тоталитарного режима. Как не ненавидеть систему, которая во имя своего господства уничтожала целую нацию, а потом украдкой, чтобы люди не видели правды, бросала трупы в огромные котлованы и уравнивала их с землей, Это окончательно расстреляло иллюзии поэта относительно системы, которая властвовала в Украине.

Ученик в наряде оракула читает поэзию «Пророчество 17 года».

Диалог психолога и потомков:

- Какими чувствами проникнуто каждая строка стихотворения? Почему?

- Что вызывает ярость поэта?

- Почему это кладбище имеет название «кладбище иллюзий»?

- Что похоронены на этом кладбище?

- Чего хочет от народа душа поэта? Почему?

Зачем это ей?

- С какими чувствами обращается поэт к преступникам?

- В чем уверен поэт? Откуда такая уверенность?

Произведение в переводе с греческого означает «все курю»? Докажите, что стихотворение «Пророчество 17 года» отражает это определение.

Слово учителя. На кладбище иллюзий покоится обворован народная вера в счастье, народная мечта о свободе, обпльоване народное убеждение в справедливости, опозоренный человеческий труд на благо народа. Над этими могилами звучат некрологи, написанные В. Симоненко. И один из них «Некролог кукурузном кочанные, что сгнил на заготпункті».

Ученик с черной повязкой траура на рукаве читает этот стих.

Диалог гробовщика и потомков:

- Кого хоронят?

- Почему никто не плачет по умершим? Не играют траурных мелодий? Нет панахидних речей?

- Из чего сделана гроб? Что это означает?

- Кто виноват в смерти кукурузного початка?

- Может волновать кого-то смерть початка?

- Что символизирует этот кочан?

- Надо над таким умершим насыпать на высокую могилу? Почему?

Слово учителя. Видя, как мается в нужде и без прав украинская народность, зотарена в задротовнику с названием «СССР» и годована обещаниями о «коммунистическом рае», В. Симоненко пишет стихотворение «Вор».

Ученик читает стихотворение «Вор».

Диалог судьи (учитель в мантии и парике) и потомков:

- Почему крестьянин пошел воровать?

- Действительно крестьянин воровал у самого себя?

- Понимает труженик постыдность своего поступка?

- Стыдно ему?

- Что заставляло крестьян разворовывать достижения своего труда? Это унижало их ?

- Кто его совести руки связал?

- Кто виноват в преступлении крестьянина?

- Кто преступник?

- Кого надо судить? За что?

Звучит «Реквием» В. А. Моцарта.

Учитель читает стихотворение «Где сейчас вы, палачи моего народа?» Диалог летописца (у учителя в руках древние грамоты) и потомков:

- Какую сутки отражает эта поэзия?

- Почему чувствуем дыхание современности?

- О какой украинский народ, кающийся или восставший, говорит поэт?

- В чем поэт видит силу нашего народа?

- На что способен такой народ?

- Где народ черпает силу?

- Что пророчит поэт палачам Украины?

- В чем убежден поэт?

- Пока будет наш народ жить?

Ученики исполняют песню на слова ивана Франко «Не пора, не пора, не пора...»

IV. Итог урока

Которой сошла с строк Симоненкової поэзии историческая судьба Украины? О чем предостерегает украинцев поэт?

Какие выводы из собственного исторического опыта должен сделать наш народ?

V. Домашнее задание

Создать обложку книги с избранными произведениями В. Симоненко об исторической судьбе Украины и написать краткое предисловие к этому изданию; выучить наизусть стихотворение поэта «Украине».



Посвящение Украине



Цель урока: ознакомить учеников с творческой фигурой Симоненко-патриота, научить понимать идейно-тематическое содержание лирики поэта патриотического звучания средствами художественного слова, музыки, публицистики; развивать образное мышление, умение синтезировать и анализировать публицистику и поэзию; воспитывать чувство патриотического чина.



Тип урока: бинарный урок - творческое исследование.



Проблема: кого надо считать патриотом Украины?

Эпиграф урока:

Когда мечами злоба небо кроет

И крушит твою красоту вековую,

Я тогда с именем твоим умираю

И в твоем имени живу!

В. Симоненко



Ход урока

Ученики-«певцы» исполняют песню «Вырастешь ты, сын...» на слова В. Симоненко и музыку А. Пашкевича.

I. Объявление темы и проблемы урока

II. Изучение нового материала

Слово учителя.

Чьему сердцу дорога эта песня?

Мать и Родина - всегда с человеком. Даже в смерти, в эмиграции, богатстве и бедности. И сейчас, когда людей зовет искушение познать чужие земли и другие народы, зов родного края все равно в сто крат сильнее, а красота родной земли в сто крат милее и более заманчива. Потому что над Украиной ангелами-хранителями летают рожевокрилі лебеди материнства. Такое удивительное название носит и стихотворение В. Симоненко.

Ученики-«декламаторы» читают стихотворение «Лебеди материнства».

Учитель. Кто может написать такие трепетные признание Родине в любви?

Работа с эпиграфом.

Как эпиграф созвучен теме урока «Посвящение Украине»? Что посвящает Родине Василий Симоненко? Кто может посвятить родной земле свою жизнь? Кто может называться патриотом?

Ученики-историки читают строки из статьи Симона Петлюры «Патриотизм».

«Патриотизм - это активная любовь к своей Отчизне, к своему народу; это чин, благородные устремления каждого сына народа заслужить это имя. Пассивная любовь к земле, любовь в запечье не является патриотизмом !..

Древние греки справедливо говорили, что для того, чтобы заслужить имя патриота, необходимо готовиться всю свою жизнь; необходимо всем телом и душой стремиться, чтобы быть каждую минуту готовым на патриотическое дело. Отчизна требует его на каждом шагу.»

Беседа с учащимися-литературоведами.

- Почему стихотворение называется «Лебеди материнства»?

- Что отражает эта название: тему или основную мысль?

- Какова основная мысль стихотворения?

- Какие части можно определить в этой поэзии?

- Дайте название каждой части;

- Какие мысли окутывают молодую мать, склонившуюся над колыбелью сына?

- Какие образы-символы должны охранять сыну колыбель?

- О чем мечтает мать, когда ее сын станет на пороге юности?

- Почему желает сыну успеть встретить любовь и настоящего друга?

- О чем размышляет мать, когда к ее сыну придет пора возмужания?

- Что тогда должен выбрать сын на всю жизненную дорогу?

- Почему мать и Родина вне выбором?

- О чем думает мать, если ее сын погибнет на чужом поле?

- Кем хочет видеть своего сына мать?

- Какие общечеловеческие ценности лежат в основе

главной мысли произведения?

Учитель. Или каждому украинцу присуще чувство патриотизма? Есть ли разница между патриотизмом галичанина и схидняка?

Ученики-«историки» выражают свои мысли.

1-й историк. «Исторические и политические обстоятельства обусловили высокий уровень патриотизма в Западной Украине и ниже его уровень на Востоке и Юге Украины. Некоторая разница в чертах патриотического сознания западных украинцев и восточных обусловлена неодинаковыми условиями ее формирования. «Западноукраинский» тип патриотического сознания более инициативный, энергичный, волевой, действенный, фанатичный, активный, целеустремленный.

2-й историк. «Восточноукраинский» тип - более эмоциональный, романтический, лирический, сентиментальный, чувствительный, рациональный. Потому что официальной пропагандой, которая проникла во все сферы общественной жизни, культуры, образования, науки, информации был сформирован упрощенный и выгодный метрополии психологический тип украинца - эдакого вялого, чудаковатого, примитивного, безвольного мужика или работяги, патриотизм которого достигал не далее сорочки-вышиванки, галушек и песни про вареники или Галю.

Учитель. О какой тип украинца-патриота вещает

B. Симоненко в стихотворении «Прирученным патриотам»?

Ученики-«декламаторы» читают стихотворение «Прирученным патриотам».

Ученики-«литературоведы» отвечают на вопросы:

- Кого В. Симоненко называет прирученными патриотами?

- Кто их приручил?

- Как их приручили?

- Как такие людишки пытаются проявить свой так называемый патриотизм?

- Знают псевдопатриоты историю своего народа?

- Ощущают ли они народные боли и сожаления? Почему?

- Чем же заняты прирученные патриоты?

- Кому они служат?

- К чему призывает прирученных патриотов поэт?

- Какими чувствами проникнута эта поэзия? Почему?

Учитель. Какой поступок может называться патриотическим?

Ученики-«историки» читают строки из статьи C. Петлюры «Патриотизм». «Патриотическим поступком может называться только то, что приносит пользу целому народу, а не отдельным его классам или группам. Другого патриотизма не существовало и не существует...

...Великие произведения тем и славятся, что они обняті чувством неразделенной любви к Отечеству, а не к порізнених, враждующих между собой частей народа или общей Родины,

Великие украинцы - Т. Шевченко и И. Франко...любили целый народ, отдавая ему себя, всю свою душу.

Не материальные цели, не групповые устремления завладевали их душой; народное счастье не давало им покоя, счастья всей Украины тревожило их душу».

Учитель. Можно ли стихотворение В. Симоненко «В букварях ты наряжена и заспідничена» считать проявлением патриотического поступка?

Ученики-«декламаторы» читают этот стих.

Беседа с учащимися-«литературоведами»:

- Какой изображали Украину в учебниках для первоклашек?

- Привлекательным является такой образ Родины?

- Какими чувствами наполнено сердце поэта, когда он видит искаженный образ Матери?

- Какую Украину любит поэт? Почему?

- К чему призывает. Симоненко свою Украину?

- Имеет ли Украина, по мнению поэта, потенциал великой державы?

- При каких условиях она станет достойной страной?

- Какова любовь автора к родине-Украины?

- Растолкуйте понятие «требовательная любовь».

Ученики-«певцы» исполняют песню «Неопалимая купина» на сл. Анны Канич и муз. Натали Кулинич и Романа Олейника:

Украино-мама, где ты взяла силы

Все снести страдания, муки неземные?!

Сколько ты под сердцем деток похоронила...

Сколько потеряла их на чужбине!..



Припев:

Сила - в тебе, народ мой,

Судьба у нас общая, одна.

Искра казацкого рода -

Неопалимая моя купина.



Матерью-вдовой тоскуешь на пороге:

Разорили села, уже и земля не та.

Чайкой ты дерешься при битой дороге.

Чаєнят скликаєш снова к гнезду.

Припев.



Удовина песня несется над мирами...

Надрывная, глубокая, как ее горестях.

Кто же не откликнется на голос мамы?

Может, только камень мертвый на земле.



Учитель. Способны быть патриотами художники слова? Ученики-«историки» читают строки из статьи С. Петлюры «Патриотизм».

Патриотизм и в дальнейшем остается большим, могучим стимулом для благородных и творческих единиц или целого народа на пути к осуществлению национальных или общечеловеческих идеалов.

Только сила, могучість этого слова влекла величайших гениев человеческого Духа к творчеству, рвала до лучших исторических поступков...

Патриотизм был источником и порывом к величайших произведений человеческого Духа.

Ученые, философы, политики, поэты - все работают над улучшением жизни собственного народа...»

Учитель. Является ли патриотом Василий Симоненко?

«Ученики-«декламаторы» читают стихотворение поэта «Украине» наизусть.

Беседа с учащимися-«литературоведами»:

- Какой предстала Украина перед взором поэта?

- Чем является Украина для поэта? Почему?

- Ради чего живет и творит поэт?

- Кого поэт не хочет видеть у своей матери Украины? Почему?

- О чем сожалеет поэт? Почему?

- Почему идет до Украины, как на молитву?

- В чем видит свой сыновний долг В. Симоненко?

Учитель. Может, для того, чтобы быть патриотом, достаточно знать историю своего народа?

Ученики-историки читают строки из статьи С. Петлюры «Патриотизм»:

«Когда произношу это слово, в моем воображении предстают незабываемые моменты исторических дней под Крутами. Страшные и величественные картины!..

«Нас мало, но дух наш и единство с крицы», - слышу из уст молодого сына, смело и откровенно идет на неравный бой с нечестным врагом.

«Мама, мы умираем, но чтобы Украина вечно жила!» - в предсмертных муках зовет его товарищ и погибающий славной смертью с именем Отечества и Матери на устах...

Когда же наконец родится гений-художник, что оживит в нашем добросовестные красоту смерти за благосостояние Отечества?

Есть краски, которыми зарисує он эти благородные профили лучших сыновей Украины?..

Нет !..

А они такие необходимые...

И настоящие, не фальшивые краски, которые говорили бы в сердца товарищей и братьев и отцов тех, что умирали под Крутами, которые бы напомнили живым завет мертвых героев.»

Звучит «Лунная соната» Л.-В. Бетховена.

Учитель. Этими же путями самопожертвования пойдет и наше молодое поколение украинцев?

Ученики-«декламаторы» читают стихотворение В. Симоненко «Нашей заслуги в том не вижу...

Беседа с учащимися-«литературоведами»:

- Что оставили нам в наследство предки-казаки?

- Что означает эта «мятежная натура»?

- Добавляет нам славы прошла казацкая удаль? Почему?

- Когда же украинец будет достойный бывшей казацкой славы?

- Каким предстанет украинец перед мировой общественностью, если пренебрежет заветы предков?

Народ достоин мировой почета?

Народ бессмертный?

Слово учителя. Каждый патриотический поступок - это экзамен совести и честности сына Отечества.

Каждый член нации должен создавать хотя бы малые патриотические поступки: с малых дел творит история большие заслуги сыновей народа. Из проблесков загорается огонь любви к ней, а из огня активной любви родится имя - ПАТРИОТ.

Каждый член нации - это страж, бдительно и добросовестно исполняет свой долг на высоком посту ЧЕСТИ народа. Неизвестно, на долю которого из них выпадет потребность самопожертвования для охраны этой ЧЕСТИ. Но каждый должен быть к этому готовым» (Симон Петлюра).

Ученики-«певцы» исполняют песню Тараса Петриненко «Украина».



IV. Итог урока

Какую грань бытия украинца отражают рассмотренные на уроке стихи В. Симоненко? Кто такие патриоты?

Что означает понятие «патриотический чин»? Легко или трудно быть патриотом?



V. Домашнее задание

Написать сочинение-размышление «Нам пора для Украины жить...»



Пришла любовь непрошеная и нежданная - Ну как мне за ней не пойти?



Цель урока: открыть учащимся страницу нежной интимной лирики В. Симоненко и этим приобщить их к чувствительной музыки человеческого сердца; развивать чувство поэтического слова, формировать читательские и эстетические вкусы; воспитывать уважение к человеческим чувствам.



Тип урока: урок-мелодия сердца.



Проблема: почему любовь открывает человека в человеке:



Эпиграф урока:

Мне кажется, - может, я не знаю, -

Было и будет так во все времена:

Любовь, как солнце, миру открывает

Безграничную величие человеческой красоты.

И поэтому мир всегда благословляет

И солнце, что встает, и сердце, что любит.

В. Симоненко. «Любовь»



Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Звучит музыкальное произведение И.-С. Баха «Симфония».

Учитель читает наизусть стихотворение В. Симоненко «Любовь».

Вступительное слово учителя. Поистине, самый прекрасный человек - в любви, Счастливый человек - в любви, и она самая несчастная в любви. Потому что это чувство трогает найтрепетніші струны человеческой души, которые отзываются то певучим соловьем на взаимное и искреннее любовь, то тоскливой песней голубя на неразделенную любовь.

Сегодня мы коснемся нежных струн Симоненкової души, которая способна творить симфонию великому чувству любви, особого своей тендітністю и целомудрием.

Звучит песня «Чары ночи» (первые 3 строфы) на слова А. Олеся в исполнении учениц.

II. Изучение нового материала.

Слово учителя. Что-то новое в серді забриніло, Языков сп'янило запахом соцветий, Удит мнение и бодрит тело, Но что - не могу понять... - признается себе лирический герой Василия Симоненко, душу которого обвіяла ароматная вишневая метель.

Какое же это чувство, что пробудило в сердце что-то до сих пор не известное и щемящее? В какой поэзии говорит об этом. Си-моненко?

Ученик читает стихотворение В. Симоненко «Она пришла» наизусть.

Эвристическая беседа:

- Почему автор говорит, что любовь приходит непрошенно и нежданно?

- Готово сердце человека до встречи с любовью? Почему?

- Сопротивляется человеческое сердце зова любви? Почему?

- Каким художественным средством пользуется поэт, создавая образ любви? Почему?

- Какими цветами изобразили бы вы образ любви? Почему?

Учитель. А в какие краски убрал свою любовь лирический герой Симоненкової поэзии: снежно-белые или красные, голубые или солнечные, пасмурные ясные цвета?

Звучит музыкальное произведение И.-С. Баха «Air On A G String from Third orchestra Suite in D».

Ученик читает стихотворение В. Симоненко «Буду тебя ждать там, где вишня белая» наизусть.

Эвристическая беседа:

- Почему у вишни лирический герой ждет встречи с любимой?

- Почему не будет он обижен, если любимая девушка не придет на свидание?

Ученик читает стихотворение В. Симоненко «Развели нас дороги мрачные» наизусть.

Эвристическая беседа:

- Каким настроением проникнута поэзия?

- Какие штрихи портрета создают образ любимой?

- Почему именно эти детали внешности вырисовываются в памяти лирического героя?

- Как юноша относится к любимой, что печалью пересекла его сердце?

Звучит песня В. Ивасюка «Я піду в далекі гори» в исполнении Квитки Цисык в записи.

Слово учителя. Чувство любви для В. Симоненко - святое и священное. Оно, словно небесный ангел, чистый и девственный. Грязь любовных похождений, наслаждения любовными утехами не совместимы с нежно-солнечным любовью лирического героя к девушке.

Ученик читает стихотворение В. Симоненко «Мне казалась пошлою, гадкой..» наизусть.

Эвристическая беседа:

- Почему лирическому герою рассказы приятелей о любовных похождениях казались грязными?

- Почему друзья розпатякували про свои любовные утехи?

- Почему лирический герой никому из них не рассказал про свои свидания с девушкой?

- Могут ли настоящие мужчины смаковать россказнями про свою «любовь»?

- Кем есть такие людишки?

- Какие чувства вызывают у вас образы бравадних юношей и лирического героя?

Учитель. Действительно ли чувство любви всесильное, непобедимо и бессмертно? Действительно ли оно романтично-недосягаемое, не збагнуте никем и является непостижимым порывом к чему-то загадочному и неосуществимого? Ответы на эти вопросы кроются в интимной лирике Василия Симоненко,

Конкурс на лучшего чтеца интимной лирики В. Симоненко. Для декламирование наизусть предложены такие стихи: «Обижайся на меня, как хочешь»; «Я тобі галантно не поклонюсь»; «Ну скажи, разве это фантастически»; «Ты спешила от меня, ты очень торопилась»; «Через души, словно через вокзалы»; «Все обиды и несправедливости к другу...»; «Есть в любви и будни, и праздники».

Ученики выписывают из стихов поэта строки, которые могут быть афоризмами.

Работа с афоризмами.

а) «Есть в любви и будни, и праздники»:

- Может ли любовь иметь будни?

- Что означает понятие «праздник любви»?

- Как надо переживать будни любви и его праздник?

- Что тяжелее пережить? Почему?

б) «Через души, словно через вокзалы, грохочут составы чувств»:

- Какие чувства грохочут через душу?

- Почему чувство любви не уходят, а грохочут?

- Почему поэт ассоциирует душу с вокзалом?

в) «Для любви у нас времени мало, для молчания - у нас века»:

- Почему для любви мало времени?

- Что надо успеть сделать влюбленным?

- О каком вечное молчание говорит поэт?

- О чем предостерегает влюбленных поэт?

- Как вы поняли силу чувства лирического героя - он однолюб или щедрый на любовь к многих женщин?

Слово учителя. Так, лирический герой Василия Симоненко навсегда останется однолюбом. Те «серые глаза и каре пальто», как воспоминание утраченного юношеского чувства, всегда с благодарностью будет вспоминать влюблен, потому то образ счастья, рожденного способностью любить.

Звучит музыкальное произведение А. Моцарта «Квинтет к. 581 - II Laqretto».

Учитель читает стихотворение В. Симоненко « Абажуры» наизусть.

Зажмурит глаза... Разве не звучит где-то из глубины тихая и светлая мелодия? То отвечает своей нерозтраченою любовью лирическая героиня украинской поэтессы Любови Голоты (звучит музыкальное произведение Ф. Листа «Грезы любви»).

Я женщина. Я травина. Я роса.

Я без любви - как калина на морозе.

Как черный шелк, мягкая моя коса,

Как дикий мед, горенять мои слезы.

Я женщина., Я родилась такой.

Это для тебя у меня руки белые,

И голос течет тихой водой,

И материнством цветет мое тело.

Я женщина.

Я певучая, как струна.

Ты только тронь - и я откликнусь сине.

Тебя ожидая,

Была веки одна,

И хочу родить тебе сына.

Я женщина.

Я травина.

Я роса.

Оставь меня.

Вернись ко мне опять.

Из любви родилась красота -

Народжувать и жить мне в любви.

Я женщина. Я травина. Я роса.

Я без любви - как калина на морозе.

Как черный шелк, мягкая моя коса.

Как дикий мед, горенять мои слезы.

Наверное, именно так и вспыхнуло сияние любви между Василием Симоненко и его будущей женой Люсей (показ фото супругов).

Приплыла ты до меня с прибоем воображения,

Неожиданно стала над грустью ожиданий -

Разноцветных мечтаний павианы и павы

Убежали пугливо под купол світань.

Растеряли они свои обольщения и почести,

И сегодня поклоняется сердце мое

Той земной, застенчивому, страстной женственности.

Что красотой жизни - материнством - становится.

Звучит песня В. Ивасюка «Нестримна течія» в исполнении Ани Лорак (фонозапис).

Учитель читает стихотворение В. Симоненко « Ты знаешь, что ты - человек».

Спешите любить жизнь, родную землю, людей на земле и творить добро, потому что любовь открывает в человеке человека.

I

II. Итог урока

Какое стихотворение из интимной лирики В. Симоненко вас больше всего поразил? Почему? Какую картину вы написали бы по этой поэзией? Какие цвета преобладали бы на этом полотне? Почему? Стоит интимная лирика Василия Симоненко стать украшением песенной сокровищницы Украины?



IV. Домашнее задание

Написать сочинение-размышление на тему «Какой стих из интимной лирики В. Симоненко я хотел бы (хотела бы ) прочитать на первом свидании?»