Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

500-летнему юбилею Роксоланы посвящается

«Засвидетельствовала перед всем миром большие возможности украинской нации»

С. Жила,

доктор педагогических наук, профессор

Чернигов



История этой женщины выписана не только выдающимися датами и событиями, но и соткана из маленьких секретов, из неразгаданных загадок и великих тайн.

Наталья Ясинская

Изучение повести Юрия Колесниченко и Сергея Плачинды «Роксолана» в 8 классе по проекту программы для средней общеобразовательной школы с украинским и русским языками обучения «Украинская литература 5-12-е классы» должно сопровождаться историческими и этнографическими комментариями, а также смежными мыс-тецтвами: живописью, графикой, фрагментами игрового кино, музыкой. Это поможет школьникам лучше представить жизнь украинцев, крымских татар, турок XVI века, зриміше увидеть образ Роксоланы в интерьере своей эпохи.

Исторические и этнографические комментарии или справки должны быть небольшими по размерам, но весомыми, наполненными интересными фактическими материалами. Скажем, о Роксолане можно предложить такие сведения.

Роксолана (Настя Лисовская) - жена турецкого султана Сулеймана И, украинка по происхождению.

Ученые до сих пор не пришли к согласию относительно даты рождения Насти Лисовской. По некоторым источникам, она увидела мир 1505, а по другим - 1506 года. Вторую дату считаем достоверными, поскольку точно известно, что султан был на 11 лет старше нее, а он родился в 1495 году.

Востоковед Агатангел Крымский подтверждает факт происхождении Роксоланы из города Рогатина (ныне Ивано-Франковская область), он отмечает: «Венецианские послы в своих письмах - «реляциях» с Царго-рода систематически отмечают, что Роксолана - «родом русинка (украинка)» ( 1, с 184).

Историк Владимир Сергийчук доказывает, что в 1518 году тринадцатилетняя Настя Лисовская во время набега татар на Галичину попала в плен к крымским татарам ( 2, с.29).

Гнали пленных до Кафы - города невольников, где на одном из базаров и была продана Настя Лисовская султанского гарема.

В гарем к Сулейману И попала Роксолана еще перед тем, как он занял султанский престол (1520-1566 - годы правления Сулеймана). Основанием для этого могут служить сообщения венецианских послов, что в 1521 году украинская пленница от Сулеймана И имела уже детей. В частности Пьетро Брагідо отмечал 1526 года, что ее первый сын, по имени Селим, имеет пять лет. Итак, свою первую Роксолана родила ребенка в 15-летнем возрасте (в 1521 году). Она становится любимой женой султана Сулеймана И. Историки называли его злейшим, самым могущественным из повелителей Турции. Сулейман Законодатель - так величали его в Передней Азии и Северной Африке, Сулейманом Великолепным нарекли его в Европе. Везде это имя произносилось с трепетом, ведь немногие существовало государств на трех континентах, которые бы не подвергались опустошительных набегов османов.

«Был Сулейман И не только грозным, умным, но и красивым, высокого роста, стройный, орлиный нос, тонкая бородка. Высокообразованный - кроме восточных языков, знал султан еще и славянские» (3, с 47).

А какой же была та, которую современники называли солнцем его обширных владений, первой женщиной Востока и Европы?

По внешним своим видом не принадлежала Роксолана до обычного типа тех азиатских красавиц, в которых должны быть страстные оливковые черные глаза, алчные уста, высокая грудь, роскошная фигура: такие женщины считались в Турции за идеал женской гаремной красоты, хоть быстро отцветали и становились для мужчин неинтересными. О Роксолане современники говорили разное. Одни утверждали: «Красавица!», а другие - «Не очень хорошая!» Однако все сходились на одном: «Имеет грациозную, элегантно небольшую фигуру, одухотворенное милое личико».

Но самое важное - это была очень умная женщина, изящная и благородная, одаренный поэтическим и музыкальным талантом. Личность Роксоланы не могли обойти в своих отчетах, хрониках и очерках ни царедворцы, ни послы иностранных государств, прибывающих в Стамбул. Особенно их удивляло то, что они впервые встретили здесь женщину, которая свободно владеет пятью языками.

Она прекрасно знала и понимала изящную арабскую поэзию и даже давала очень дельные советы Сулейману относительно его собственных лирических произведений, которые он подписывал псевдонимом «Мухиббі». С итальянскими дипломатами общалась латыни, с польскими - на польском языке. А на турецком разговаривала и писала так же свободно, как и родным украинским.

Роксолане было суждено сыграть огромную роль не только в личной судьбе своего мужа - султана, но и в ведении внешней и внутренней политики Османской империи 20-50-х pp. XVI века.

А. Крымский писал о Насте Лисовской:

«Свою жену Роксолану (из рода попівну - украинку из Галичины) любил Сулейман Великолепный якнайщиріш и охотно советовался с ней о государственных делах и, видимо, не давал ее умным словам больше веры и внимания, чем словам опытных государственных мужей» ( 1, с 147).

И отмечал далее: «Над тем недосягаемо высоким, мудрым властелином имела неслыханно огромную силу его не так красива, как умная женщина, которую европейцы XVI века звали Роксоланой, или Росса, а турки титулували «Хуррем - султан» (Радостная султанша) (1, с 184).

И на склоне лет Хуррем-султанша не переставала соблазнять Сулеймана своими чарами, и даже чем дальше - тем сильнее. Когда ей исполнилось 50 лет - почтенный возраст для женщины, - А. Крымский, - по сообщению посла тогдашней венецької республики XVI века, писал: «Для его величества султана это такая любимая жена, что, - говорят, - как он ее узнал, с тех пор уже не захотел знать какой-то другой женщины: ну а чего такого не делал еще никто из его предшественников, потому что у турков есть обычай - менять женщин» - и далее - «Его величество султан такечки сильно любит Роксолану, что в Османской династии еще не было женщины, которая была бы, радовалась большим уважением. Говорят, что у нее милый, скромный вид, и она очень хорошо знает натуру великого властителя» (1, с 186-187).

Роксолана славилась не только знанием «натуры» султана, но и незаурядным дипломатическим талантом, незаурядным политическим талантом, что позволило ей подняться не только до высших лиц Турции, но и сравниться и, возможно, стать выше самого Сулеймана i Великолепного.

Желательно перед изучением повести подать этнографические комментарии о нападения крымских татар на Украину. Можно воспользоваться материалами Гийома Левассера де Боплана о том, как выступают крымчаки на вражескую землю с намерением ограбить ее, сжечь и захватить невольников. В помощь ученикам и учителям предлагаем отдельные фрагменты этнографического исследования о людоловов французского ученого из его книги «Описание Украины, нескольких провинций Королевства Польского, которые тянутся от границ Московии до границ Трансильвании, вместе с их обычаями, способом жизни и ведения войн»:

Татары перемещаются по 100 лошадей в ряду, фактически по 300, поскольку каждый татарин ведет под уздцы еще двух лошадей, которые служат для запасу. их передний ряд может занимать [вширь] от 800 до 1000 шагов, а вглубь они имеют где-то от 800 до 1000 лошадей и занимают более С, даже 4 больших лье, если держатся тесными рядами, потому что иначе они розтягаються больше, чем на десять лье. Для того, кто этого не видел [воочию], это будет странное зрелище, поскольку 80 тыс. татар ведут более 200 тыс. лошадей; не так густо деревьев в лесу, как их лошадей тогда в степи. Когда видишь их издалека, то кажется, что это на горизонте поднимается какая-то туча, увеличиваясь по мере того, как поднимается, и наполняя ужасом смелых, имею в виду тех, кто не привык видеть таких полчищ одновременно. Разбегаясь повсюду по селам, они окружают их, выставляя по четыре сторожевые посты вокруг и поддерживая крупные очаги в течение всей ночи, опасаясь, чтобы какой-то из крестьян не убежал. Потом грабят, жгут и убивают всех тех, кто оказывает им сопротивление, а тех, кто сдался, забирают с собой, и не только мужчин и женщин с грудными детьми, но также и скот, как, например, лошадей, волов, коров, баранов, коз и др. Насчет свиней, то вечером их всех сгоняют, запирают в сарае или в другом здании, а потом с четырех углов поджигают в связи с брезгливостью, которую чувствуют к этим животным.

Во время перерыва, который длится неделю, они собирают всю добычу, которая состоит из пленников и скота, и делят ее между собой. Эта картина может растрогать самые нечеловеческие сердца, когда разводится муж с женой, мать с дочерью без всякой надежды еще когда-нибудь увидеться, потому что идут в жалкое рабство к безбожников-магометан, где испытывают безграничной наруги. их грубость подталкивает их к мерзких поступков, как например: бесславия девушек, изнасилования женщин на глазах их отцов и мужей, даже обрезание детей перед родителями, чтобы обратить их к Магомету.

Словом, самые твердые сердца зригнулися бы, слыша крики и пение, плач и стоны этих несчастных русинов, ибо этот народ и поет, и плачет со слезами. Этих несчастных теперь разделены в разные стороны: одних - в Константинополь, вторых - в Крым, еще иных - в Анатолию [Иа Natolie] 26 и т.д. Вот такая короткая история о том, как татары, напав, за неполных две недели захватывают в плен людей в количестве более 50 тыс. душ, как обходятся со своими пленниками, поделив их, а потом, после возвращения к своему краю, продают по собственному усмотрению.

После ознакомления с историческими справками и этнографическими комментариями желательно переходить к работе над текстом повести Юрия Колесниченко и Сергея Плачинды «Роксолана». По нашему мнению, результативными здесь будут такие методы и методические приемы, как чтение по ролям, художественное чтение, инсценировка, мелодекламация отдельных отрывков произведения по выбору школьников и учителей. В поле зрения учащихся должны обязательно попасть сильнейшие фрагменты повести, в частности: сцены сопротивления рогатинцев татарам, прием Роксоланы Сулейманом (первая их встреча, которая показала гордость и свободолюбие украинской пленницы) и т.п.

Небольшой утинок первого раздела повести может читаться по ролям. К этому виду чтения восьмиклассники готовятся дома (роли распределены заранее). Отрывок о нападении татар на Рогатин будет идти сразу же за этнографическими комментариями о людоловов, что будет способствовать усилению впечатлений от прочитанного.

Фрагмент четвертого раздела с условным названием «В приемной зале султана» желательно произнести в музыкальном сопровождении. Мелодекламация этого отрывка должно произвести на восьмиклассников особое впечатление: вызов Насти Лисовской Османском мировые, гордость украинской пленницы должны запомниться и поразить юные сердца.

Раздел шестой (фрагмент) целесообразно инсценировать. Ученики его условно называют «ни Один турок больше не ступит на землю Запорожской государства - Украины». А из раздела двенадцатого желательно произнести наизусть монолог Насти от слов «Нет, не зря прожила на свете» до слов: «Моя родина, моя Украина будет жить И будет Жить вечно! Жить и бороться!» ( 5, с.65).

Эмоциональное восприятие текста «Роксоланы» настроит восьмиклассников на анализ повести. Ученики определят тему произведения, выделяют проблемы, затронутые писателями, раскроют особенности композиции и сюжета, роль позасюжетних элементов. Далее школьники будут работать над системой образов повести, главное внимание зосереджуватимуть на образе легендарной Роксоланы. Подытожив разговор о повістеву Роксолану, словесники переходят к работе над образом Роксоланы графической, живописной, кинематографической.

Фигура Роксоланы окутана множеством легенд, забавных выдумок, переводов. Трудно сказать, кто в мире не писал про эту удивительную пленницу из Украины, которая так очаровала самого могущественного султана Османской империи, что он на протяжении 15-ти лет ни разу не заглянул в свой гарем, в котором было почти 400 красавиц, собранных с четырех концов Земли.

Наталья Ясинская отмечает: «Из известных в мире женщин такое огромное внимание к себе привлекала, пожалуй, только Клеопатра. Просто удивления достойно, сколько за рубежом существует литературы о ней (о Роксолане. - С.Ж.), в том числе повестей и романов. Кажется, что только ленивый не писал в XVII, XVIII, XIX в. о султаншу-славянку» (6, с.ЗЗ).

Художники мира изображали нашу землячку как яркую историческую личность еще при жизни Роксоланы. Ученым известны около десяти прижизненных его портретов, хотя и не все они являются документальными, немало - апокрифических, то есть мнимых. Сегодня существует значительная по объему и художественной стоимостью графическая и изобразительное роксоланіана, созданная художниками как Украины, так и мира. Словесникам необходимо будет подготовить выставку живописных и графических репродукций с портретов и картин, посвященных Роксолане. Выставка может иметь название «Деликатная украинская красота» или «Чарующая сила», или «Женщина - легенда», «Образ легендарной украинки», «Сага о Роксолане», «Умница, красавица, чародейка...», «Первая женщина Востока и Европы», «Загадочная русинка».

В процессе изучения повести Сергея Плачинды и Юрия Колесниченко «Роксолана» словесники имеют с богатой иконографии жены Десятого Большого самого могущественного Султана Османской империи выбирать те образы, которые удостоверяют физическую и умственную одаренность индивидуальности, восхваляют ее, выражают восхищение ею. Бесспорно, прежде всего, должны широко привлекаться прижизненные полотна, поскольку они могут дать больше информации о портретовану, помогут лучше объяснить причины огромной власти, которую имела над Сулейманом Великолепным загадочная русинка.

Из графических изображений можно взять репродукцию с портретной сборки, которая была опубликована в 1596 году в Германии в г. Франкфурте. Этот портрет неизвестного художника 1556 г. помещено в книге А.крымского «История Турции» (под номером 34 - Султанша Роксолана, украинская поповна, жена Сулеймана Великолепного), перепечатано репродукцию в альбоме «Из украинской старины» (с.65. № 14-15), им иллюстрирован произведение п. загребельного «Роксолана».

Писатель ввел в свой роман тот факт, когда знаменитый художник из Венеции Вечеллио прибыл в Стамбул нарисовать всемогущую султаншу, султана и их дочь Михримах (раздел «Кровь» книги второй «Страсти»):

«Языков понимая душевное состояние султанши, художник нарисовал на холсте очертание ее лица. Несколько едва заметных прикосновений угольком к туго напнутого полотна - и уже прозирнуло с белого поля капризное личико, наставляя на всех дерзкое подбородок, одаривая мир загадочным причудливым улыбкой, в котором обещание и угроза, хвала и проклятие, и не знаешь: радоваться ему или бояться его».

И далее читаем у Павла Загребельного о том, что гениальный художник пробился сквозь драгоценности, в которые была одета Роксолана: «он нашел за ними... лица, проник в его тайны, раскрыл в нем глубоко затаенные страдания, горечь, боль и показал все в ее усміхові, в розовом свечении щек, в трепетании прозрачных ноздрей, в упрямом подбородке. Виднелись из маленького лица жестокая беспощадность нинішності, застенчивая нерешительность будущее, горькую боль по навеки утраченному прошлому, которое не вернется никогда, никогда и поэтому такое болезненное и прекрасное!» ( 7, с.356).

Павел Архипович запишет в своем произведении:

«Так и придет Роксолана до далеких потомков со своим горьким улыбкой, но не с картины знаменитого венецианца, существование которой засвидетельствует в своих «Жизнеописаниях» только Вазари, а с гравюры неизвестного художника, который предусмотрительно сделал ее из той картины» ( 7, с.356).

Описаниям Павла Загребельного можно воспользоваться во время анализа графического портрета неизвестного художника «Султанша Роксолана» (1556 г.).

Из живописных изображений Роксоланы желательно взять полотно художника Паоло Веронезе, который был современником Сулеймана Великолепного и его жены, «Брак в Кане» (1563). На картине изображается первое чудо Иисуса Христа, который во время свадьбы превратил воду в вино. Из 138 человек, которые изображены на свадебном пиру (размеры полотна позволили это сделать 6,6 х 9,9 м), много гостей имеют документальный характер. Искусствоведы утверждают, что среди участников действа находятся турецкий султан Сулейман И со своей брачной женой Роксоланой (левая часть полотна, две крайние фигуры).

Роксолана на этой картине изображена молодой, умной, волевой, со своим микромиром. Жену султана изображено на фоне античной колонны из розового мрамора, которую она затеняет своей красотой. Милая головка с тонкими неправильными чертами лица: высоким лбом, красивым носиком, капризными яркими губами, острым подбородком, палахкими рум'янцями на пухлых щечках, а еще выразительные глаза и белая рука с ямочками, которая лежит под широко расставленными маленькими персами женщины - все это помогает художнику показать на холсте малейшие движения ее внутреннего мира, которые она в силу своей непосредственности еще не способна скрыть. Художник творит идеал души, ума и тела. Освещения портретируемого подчинено стремлению художника привлечь внимание зрителя к лицу, красота которого соответствует духовному подъему героїні. ее спокойный, обращенный к людям взгляд он гармонично дополнил изысканным платьем с преобладанием бело-серебристо-голубых оттенков и волшебными жемчугом на шее и витиевато вплетенными в золотоволосую головку. В сопоставлении с двумя затененными мужчинами, которые окружают Роксолану с обеих сторон, женщина с помощью яркого света воспринимается зрителем как сияющая, репрезентативная госпожа.

По нашему мнению, обязательно для выставки и для анализа следует отобрать репродукцию портрета Роксоланы (конец XVI - начало XVII вв.) неизвестного художника из экспозиции Львовского исторического музея. Этот древнейший из отечественных портретов Роксоланы, писанный маслом на липовой доске, очень похож на образ, созданный Паоло Веронезе, поэтому не вызывает никаких сомнений о модели. Одни искусствоведы считают, что это работа итальянского художника, другие - украинского, который в своем изображении шел по образцу одного из итальянских художников (Джулио Романо, Корреджио или представителя школы Тициана).

На портрете художник изобразил красивую и гордую женщину в ярком турецком наряде; ее высокое положение подчеркивает большой белый тюрбан с красноватыми полосами, который придает лицу Роксоланы торжественности, таинственности. В Турции такие тюрбаны имели право носить только мужчины. Галина Стельмащук отмечает, что тюрбаноподібні головные уборы получили распространение в западноевропейской знати и их появление, как дань моде, следует благодарить заимствованием с Востока; носили их и в Восточной Галиции как мужчины, так и женщины. Мы охотно соглашаемся с мнением исследовательницы: «Правдоподобно, что художник не был мусульманином, а следовательно, не знал обычных норм турок, которые запрещали носить чалму женщинам. Зная свои обычаи и западноевропейские, он воспроизвел на голове Роксоланы головной убор, который должен воспроизвести состояние Роксоланы в чужой ей стране» ( 8, с.145).

Из глубины веков на нас смотрят глаза властной женщины. Большие, умные, они будто заглядывают в самую душу, в самое сердце. Тонкие брови, словно два крыла, подчеркивают очарование и красоту повелительницы трех континентов. Тонкие, крепко сжатые губы (как розовый бутон) - свидетельство твердого характера и решимости. Длинное золотое кудрявые волосы мягкими волнами спадают на плечи, придавая фигуре нежности и женственности.

В цветовой гамме полотна, светотеневых эффектах, особенностях лепки формы портретируемой чувствуется влияние итальянских живописцев. Однако это работа украинского мастера, который пишет волевую украинку по-своему.

Словесники для выставки сделают копии репродукций Тициана «Портрет Роксоланы», Мельхиор Льор «Роксолана в старшем возрасте», Луки Долинского «Портрет Роксоланы», Михаила Фиголя «Роксолана», Феодосия Гуменюка «Роксолана», Николая Канюса «Звезда Востока (Роксолана)» и другие.

Ученики читают любимый портрет Роксоланы. Подаем описание Роксоланы за работой неизвестного художника XVI века. (дерево, масло), выполненный восьмикласницею.

Передо мной портрет славной женщины, женщины-легенды, имя которой вызывает восхищение в душах наших современников, навевает воспоминания о нашей истории, о непокорность и загадочность, о божественную энергию, которую несет каждая украинка. Тринадцатилетней девочкой-пленницей вошла она к Главной Ворот Стамбула, а стала самой могущественной султаншей империи Великих Османов. В течение сорока одного года своей красотой и умом покоряла не только Турцию, но и весь мир.

Читая повесть Сергея Плачинды и Юрия Колесниченко «Роксолана», я пыталась представить ее себе. А сейчас вижу на портрете неизвестного художника Роксолану - молодую красивую женщину средних лет. Лицо кругловиде, милое. Чувствуется нежность гладкой кожи, без единой морщины, и легкий румянец на щеках. Взгляд больших, глубоких, задумчивых глаз свидетельствует о незаурядный ум и твердость характера. Высокий лоб обрамляет золотисто-русые кудрявые волосы, сияющими потоками спадает на плечи. Шелковистые темные брови дугой подняты над глазами, будто замерли в недоумении или немом вопросе. Нос ровный, правильной формы, губы по-детски припухлые, кончики подняты вверх и назад, кажется, загадочная улыбка блуждает по лицу, напоминая улыбку Джоконды. Подбородок немного заострен. На женщине одежда турецкий. Вокруг полной, будто мраморной, шеи мы не видим никаких украшений, но край платья у горловины украшен едва заметной золотистой вышивкой. На голове традиционный турецкий убор - высокая чалма, также вышитая узорами в турецком стиле. ее гордая осанка говорит об уверенности в себе, о том, что это человек с сознанием своего человеческого достоинства. Хотя где-то в краєчках ее взгляда чувствуется грусть и печаль. О чем?...

Желательно, чтобы юные искусствоведы не только прочитали созданные художниками образы нашей удивительной землячки, но и сопоставили их с тем, который выписали на страницах повести Сергей Плачинда и Юрий Колесниченко.

Образ фантастической женщины творился и в украинском кинематографе и театре. Словесники, исходя из своих возможностей, подумают над тем, как ознакомить своих воспитанников с этими образами.

Изучение повести Сергея Плачинды и Юрия Колесниченко «Роксолана» может завершаться такой итоговой беседой:

1. Какие художественные средства используют писатели для описания средневекового портрета и портретных деталей Насти Лисовской, загадочной Роксоланы, Хурем - «розвеселеної»? А как творят портрет Роксоланы художники?

2. Почему украинцы называли татаров людоловами? Какие художественные средства применяют Юрий Колесниченко и Сергей Плачинда в картинах уничтожение рогатинцев ордынцами?

3. О чем свидетельствуют размышления Насти в степи, ее поведение на страшном торговиську в Кафе, разговор с галерщики? Охарактеризуйте духовный мир украинской пленницы.

4. Докажите, что Роксолана имела сильный характер, решительный, смелый, расчетливый, всегда сохраняла достоинство украинки.

5. Чем вы объясните удивительное вознесение славянской рабыни, украинки Насти Лисовской на небывалую высоту и утверждение ее на чужой земле (красотой, необычной для мрачного гарема веселым нравом, природным умом, сильной волей)?

6. Прокомментируйте мысли писателя Романа Иваничука о Роксолане.

И в этот раз нашелся желающий экскурсовод, который предложил нам поехать к усыпальницы Сулеймана Великолепного и Роксоланы. Было это для меня и заманчиво, и страшно: мне не хотелось видеть могилу гениальной украинки рядом с тюрбе тяжкого врага Украины.

Давно я лишился веры в сладкие легенды о патриотизме Насти Лисовской, которая якобы ежегодно в пасхальную субботу відмикала хурдиги и выпускала украинских пленников на волю. Неправда это. Она была заядлой узурпаторкою власти, убийцей сыновей своего мужа от другой жены, матерью Селима Меета (Пьяного), который люто ненавидел казацкое племя, основательницей многочисленных мечетей и медресе в Стамбуле, и никогда не мучила ее тоска по утраченной Украиной, где кобзари сочиняли и пели думы и песни о султаншу-украинку, и, наверное, ни разу не приснился Роксолане Рогатин.

И я поехал и стоял в задумчивости перед гробом Роксоланы. И гордость начинал мою душу не за ее поступки, а за Украину, что родила уникальную в мире женщину, которая за всю многовековую историю Османской империи сумела стать единственной женой всемогущего султана-законодателя, могла приходить на совет дивана, да еще и с открытым лицом, что по шариату каралось смертью; ради нее верховный священник шейхульислам должен был вписать специальную суру в Коране, которая позволяла именно так себя вести «найславетнішій жене славного султана»; имела право Роксолана принимать иностранных послов и позировать чужинецьким ізографам, и фактически она правила огромной империей именем своего мужа.

Пусть кто-то найдет аналог! Пусть кто-то назовет мне правительницу, равную княгине Ольге. Или - поэтессу ранга Леси Украинки...

И пусть мне кто разыщет в своем национальном быту женщину типа Одарки, которая нападает с макогоном на зацного рыцаря Карася за то, что тот дома не ночевал! Потому что и этот пример - не марниця: величие украинской женщины заключается в уважении нашего общества к родительки, хранительницы домашнего очага, воспитательницы патриотов, воинов, в любви мужчин к высшей красоты родной земли.

Я уверен: Украина станет тогда могущественной державой, когда мы вернем традиционную дань уважения женщине, которую напівдика азиатчина, с целью родить нацию, загнала на самые тяжелые работы.

Пусть с миром покоится Роксолана - не за любовь, той любви у нее не было, а за то, что показала прежде всего миром большие возможности украинской нации,

7. При жизни эта женщина имела шесть имен: Настя, Рушен (сяйлива), Хурем (розсміяна, розвеселена), Хасеки (ближайшая и самая дорогая для падишаха, милая его сердцу - это титул, полученный после рождения сына), Місафір (тур. - чужестранка). Роксолана, или Росса (большая русинка, так называли европейцы).

Какими из перечисленных имен пользуются авторы повести?

Можно Роксолану назвать символично еще и ясенцом (неопалимая купина)?

В сборник исторических повестей Сергея Плачинды и Юрия Колесниченко «Неопалимая купина», что начинается «Роксоланой», помещено преамбулу (от лат. praeat bulus - предшествующий), первая часть которой звучит так:

Этот цветок всегда волновала людей. Ясенец ее имя. Но еще в давние времена украинцы называли ее неопалимой купиной. Потому что в жаркий день на солнцепеке, она паровала эфирным маслом и тогда эту красоту можно было легко поджечь. Пылало пламя над ней, но цветок не мучилась. Угасал огонь и она снова цвела, развивалась.

8. Историк Владимир Сергийчук высоко оценивает повесть Юрия Колесниченко и Сергея Плачинды «Роксолана» в статье «Роксолана в литературе и истории»:

«Обаятельная, деятельная, волевая Роксолана, что и на миг не забывает своего родного края. Именно такой предстает Настя Лисовская в повести Сергея Плачинды. Произведение этот небольшой - всего пятьдесят пять страниц, но в свое время вызвал живой интерес читателей. И даже после появления в десять раз большего по объему книги Павла Загребельного о украинскую девушку из Прикарпатья много читателей, насколько мне известно, отдают предпочтение той тоненькой повістині. Ведь именно в ней идет речь о том, что Сулейман обещает Роксолане не идти турецким войском на украинские земли. Именно турецким (подчеркивание мое. - B.C.), потому что татары и в самом деле за жизнь Роксоланы не раз и не два разоряли ее родину».

А за что вам больше всего нравится повесть?

Как вы оцениваете желание Роксоланы помочь порабощенной родной земле, своему народу?



Литература

1. Крымский А. История Турции. - 2-е изд., испр., - Киев-Львов: Олир, 1996. - 288 с.

2. Сергийчук Владимир. Роксолана в литературе и истории // Наука и общество. -1988. - № 7. - С.28-32.

3. Козуля В. Султанша мощнейшей в мире // Козуля А. Женщины в истории Украины. - К.: Украинский центр духовной культуры, 1993. - С.45-50.

4. Боплан Г. Л. Описание Украины. - К.: Наукова думка, 1990. - 254 с

5. Плачинда С, Колесниченко Ю. Неопалимая купина. Исторические повести. (Ил.. Ж.Покулитої, Ф.Гуменюка). - К.: «Грайлик», 1993.- 280 с.

6. Ясинская Наталья. Извечная загадка красоты // Женщина. - 2005. - Август. - С 32-33.

7. Загребельный П. А. Роксолана: Роман. - К.: Днепр, 1983.- 583 с.

8. Галина Стельмащук. Какой он, головной убор Роксоланы?//Берегиня. 1996. - № 1-2. - С 143-145.

9. Иванычук Р. И. Дороги вольные и невольні: Воспоминания. - К.: Укр. писатель, - 1996. - 166 с