Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Роль видеофрагментов (мини-экранизаций) в решении педагогических задач на занятиях по украинской литературе

Т. Бабийчук,

преподаватель Бердичевского

педагогического колледжа

Технические средства обучения открывают неограниченные возможности для проведения уроков литературы и внеклассных занятий на высоком уровне [9:179]. Видеофрагменты (мини-экранизации) - это 7 - 12-минутные экранизации художественных произведений. С целью определение наиболее оптимальных путей использования видеофрагментов (в/ф) занятиях по украинской литературе рассмотрим педагогические возможности в/ф как разновидности учебного кино. Так, в методическом письме Министерства образования [2] названные педагогические задачи, которые можно решить с помощью учебного кино. Это, по мнению авторов, прежде всего облегчения восприятия тяжелых текстов, углубление анализа художественных произведений, конкретизация и яркость восприятия темы, усиление эмоциональной реакции. Исследования психологов показывают, что восприятие и переработка детьми информации, полученной с экрана, осуществляется на более высоком уровне психической активности, что способствует более глубокому и полному усвоению материала [2:5]. Так, А. Степанов, обосновывая влияние учебных телепередач на школьника, утверждает, что при этом происходят качественные изменения как в познавательной деятельности, так и в мотивации к обучению. А. Степанов, в частности, обращает внимание на повышение активности во время обучения, которая выражается в устойчивости внимания. На тех уроках, где используется телевидение, возникает познавательный интерес к темы. Положительно влияет экран и на память, потому что материал, поданный с экрана, хранится дольше, запоминается быстрее и точнее воспроизводится [2:6]. М. Махмутов считает, что наиболее эффективным способом активизации познавательной деятельности учащихся является наглядность, в частности учебное кино, становится тогда, когда она (наглядность) сочетается с постановкой проблемных вопросов и задач [7: 88]. Действительно, экран является очень удобным средством для создания проблемной ситуации. Работа с в/ф предусматривает, прежде всего, деятельностный подход к изучению материала. Студент работает в аудитории и дома, единолично или коллективно, он учится самостоятельно получать знания с помощью такого привлекательного ЗН, как в/ф. С помощью в/ф развиваем творческую личность. Творчество, по Л. Выготским, возникает там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, какой бы крупинкой не казалось это новое по сравнению с творчеством гения [3],. Собственно, в/ф - это яркий пример реализации творческой личности, это образец коллективной творчества студентов. Как показывает анализ учебных занятий, в/ф имеют большие возможности для научной организации труда на занятиях. Научно организованное обучение, по данным исследований В. Давыдова, Д. Эльконина, Н. Менчинської, О. Скрипченка, значительно ускоряет переход детей до высших этапов их умственного развития [14:9].

В/ф является средством активизации образного и логического мышления. А. Кудрявцев справедливо подытоживал: «...учебный кинофильм в руках опытного, вдумчивого педагога является мощным средством активизации не только образного, но и логического мышления учащихся, помогает образованию в их сознании тесных и устойчивых связей между существенным (конкретным) и абстрактным (логическим) компонентом мислительних процессов, развитию способности к быстрых и легких переходов от одного вида мышления (образного) к другому (логического), способствует совершенствованию и эффективности умственной деятельности» [6:83-84].

В/ф позволяют формировать, по Г. Іоніним, и «маленького писателя, и литературоведа и критика», а не только читателя. В/ф формируют у зрителей эстетические вкусы. Действительно, в/ф помогают пассивных зрителей превратить в активных, творческих, мыслящих исследователей с развитым эстетическим вкусом. В дальнейшем, как показали анкеты, студенты не просто «глотали» очередной зарубежный фильм, а пытались найти ответы после его просмотра на ряд собственных вопросов, то есть у них уже сформировалось критическое отношение к телепродукции, определились критерии восприятия.

Благодаря в/ф студенты накапливают солидный эмоциональный опыт, который будет иметь значительный влияние на их общее развитие.

Занятия из литературы среди других занятий отличаются эмоциональностью. Принцип эмоциональности обучения (на наш взгляд, самый главный принцип в проведении уроков украинской литературы) предполагает, что в процессе познавательной деятельности у студентов возникает определенное эмоциональное состояние, чувства, которые могут стимулировать качественное усвоение знаний. В. Недилько справедливо отметил, что «...художественное произведение - это всегда волнение, вспышка чувств, борьба взглядов, любовь и ненависть. Он сам по себе возбуждает, волнует ученика, вызывает у него различные эмоции... Словесник, строя урок..., всегда учитывает и элемент эмоциональности как один из важнейших факторов, что обеспечивает эффективность учебного процесса» 10:78]. Отсюда задача педагога, по убеждению М. Фіцули - управлять формированием эмоций, что активизируют учебно-познавательную дальность, и предотвращать появление тех, которые негативно сказываются на ней [16 :116]. Г. Токмань констатирует, что, к сожалению, в юношеском возрасте может быть потеряна эмоциональность восприятия, поскольку старшеклассники направленные на информативность в обучении... они становятся прагматиками [15:44]. Поэтому Г. Токмань предлагает использовать на занятиях декламацию, мелодекламация, инсценировки, пение, а также свое учительское слово, свой монолог, продумывая и его содержание, и форму изложения - вплоть до мимики, жеста. Мы предлагаем в/ф.

В сравнению с другими видами ТСО видео имеет очевидные преимущества: за единицу времени студент получает значительно больше информации, которая прочнее усваивается, запоминается, ведь поступает одновременно двумя каналами - зрительным и слуховым.

По помощи в/ф, как показали экспериментальные исследования, один и тот же материал усваивается не только более прочно, но и за более короткий промежуток времени. Так, систематически используя в/ф, можно сэкономить около 30% учебного времени.

Кратко укажем на другие положительные стороны педагогического процесса с привлечением в/ф. Они, к сожалению, остаются вне поля зрения ученых, разрабатывающих вопросы как АВЗН, так и учебного кино.

Введение в/ф в учебный процесс связано со значительной интенсификацией умственной деятельности студентов. Следовательно, требуя от студента работать в режиме интенсивного обучения, мы ставим под угрозу его здоровье. При интенсивной, активной деятельности в организме человека происходят изменения. Преподаватель должен быть проинформирован о такие изменения, чтобы предотвратить негативным моментам, которые сопровождают повышение нагрузки, и не допустить чрезмерных перегрузок, что вызывают стрессы, психосоматические заболевания, депрессии [13:184], усталость т.д. Психофизиологическая безопасность студентов должна быть неотъемлемой составляющей частью учебной деятельности.

Известно, что в конце XX века появились новые болезни, что их медики отнесли к разряду психосоматических (гр. soma - тело). Ученые связывают возникновение этих болезней с эмоциональным напряжением в виде страха, ненависти, агрессии, отчаяния т.д. В исследованиях ведущих отечественных психологов В. Ротенберга и В. Аршавского говорится о том, что именно поисковая активность усиливает сопротивляемость организма к вредным воздействиям. «Поисковая активность - это деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки факторам и обстоятельствам, которые угрожают ей» [12:12]. Поиск, по мнению ученых, делает невозможным депрессию, тревогу, беспомощность. Таким образом, активный успешный поиск позволит человеку победить коварные болезни века. Подчеркиваем: поиск должен быть обязательно успешным.

В основе педагогической технологии ..создание ситуации успеха», считает А. Пехота, личностно ориентированный подход к процессу обучения и воспитания. Ситуация успеха - это субъективное психическое состояние удовлетворения следствием физического или морального напряжения исполнителя дела, создателя явления. Заряд активного оптимизма, полученный в юности, закаляет характер, повышает жизненную устойчивость, способность к противодействию. Успех, который переживает ребенок неоднократно, открывает период освобождение скрытых возможностей личности, преобразования и реализации духовных сил [11 :43]. Педагогическая технология - создание ситуации успеха - разрабатывалась А. Макаренко, В. Сухомлинским, А. Бєлкіним, В. Глассер, У. Ротенбергом, С. Бондаренко. Такая атмосфера успеха благодаря в/ф доминирует на занятиях, поскольку, во-первых, решаются интересные задачи личностно значимого характера; во-вторых, даются варианты заданий (при этом учитываются предпочтения студентов, а также возможности, уровень знаний последних). Следовательно, в/ф создают на занятии комфортную для всех участников образовательного процесса атмосферу.

Для личностно развивающего обучения далеко не безразлично, какую психологическую цену платит ученик за свои интеллектуальные достижения. Понятно, что обучение, которое создает для ребенка ситуацию психологического дискомфорта, чрезмерного напряжения, не может считаться оптимальным. «Щадить ребенка» - должна быть ведущей заповедью личностно развивающего обучения [13:].

Многочисленные исследования врачей, гигиенистов подтвердили, что во время обучения имеет место утомление, что неблагоприятно сказывается на здоровье тех, кто учится. Одной из причин утомления является перегрузка на занятиях. Полностью избавиться от утомления нельзя. Ведь, считает М. Громбах, - это неизбежное следствие любой длительной и напряженной работы. Стремление педагогов лишить учеников такой работы одновременно отрицает не только педагогические, но и гигиенические принципы, поскольку только интенсивная деятельность является залогом полноценного функционирования и развития молодого организма. Задача состоит в дозировке такой деятельности, при которой утомление, которое возникает, полностью исчезает в период отдыха [4: 58]. Несоблюдение этого условия приводит к накоплению утомления, что в конечном итоге вызывает нервно-психические расстройства. В последние десятилетия XX в. были научно разработаны нормативные требования регламентирование различных видов деятельности для предотвращения преждевременному утомлению. Используя в/ф, мы имеем возможность предотвратить перегрузке студентов, их усталости, поскольку предлагаем привлекательный вид деятельности и поисково-исследовательский характер работы.

Вторым фактором утомляемости является скука, которая может быть вызвана неинтересными формами работы на занятиях. Следовательно, чем больше интерес, тем меньше утомление. В/ф делают занятия интересными, потому что вызывают положительные эмоции, а это позволяет предотвратить утомлению. Психологами доказано, что знания, подкрепленные положительными эмоциями, усваиваются лучше.

С учитывая вышесказанное, в/ф в то же время помогают исключить такие факторы риска в учебном процессе, как стресс. Стресс, как правило, провоцируется межличностными конфликтами участников педпроцесса, авторитаризмом преподавателя, неадаптованістю студента к занятию. Благодаря в/ф ствоюються комфортные условия для результативной работы абсолютно всех студентов и преподавателя в частности.

Еще одной причиной переутомления,по А. Найн и С Сєриковим, является постоянная нагрузка на одни и те же центры полушарий головного мозга, что, как известно, вызывает резкий перераспределение мозговых кровотоків, которые провоцируют бессонницу [8:53]. Два полушария человеческого мозга - не одинаковые прежде всего в своих функциях. Левое полушарие управляет логическим мышлением, а правое - образным. Чем более отлажено действуют оба полушария, тем более продуктивной является умственная деятельность. Современная система обычно - это насилие над мозгом, загрузка преимущественно одной, левого полушария, что противоречит устройства мозга, самой детской природе [17:55]. На занятиях по литературе, к сожалению, доминантное развитие получает левое полушарие головного мозга. Это осуществляется за счет правого полушария, возможности которой в полную силу не использованы. На практике это означает, что студенты получают формальные знания, которые оказываются балластом в будущем, хотя могли быть использованы с большим успехом! Выход из данной ситуации заключается в том, чтобы создать разумное равновесие между правой и левым полушариями интегрируя их на протяжении всего занятия, то есть следует не только учитывать, но и влиять на эмоциональное, телесное. Преподаватель должен добиться, чтобы все анализаторы (слуховой, зрительный, двигательный и т.д.), которыми руководит права полушарие, включились в полноценную работу.

Решение педагогических задач на занятиях по украинской литературы с помощью видеофрагментов

Тема

Трудности

Краткое содержание в/ф,

Эффект,

п/п

занятия

в проведении занятия

используется

достигается при использовании в/ф

1

Иван Франко. „Перекрестные тропы"

Абстрактность понятий

Повесть „Перекрестные тропы": • диалог Евгения Рафаловича и Регины (рассказ о себе)

Конкретизация представлений

2

Николай

Волновой.

Необходимость

Рассказ „Кот в сапогах":

Облегчение

обобщение

• монологи лирического героя на тему:

перехода от

Прозаическая

„женщина и революция";

конкретного

творчество

• диалог лирического героя и товарища Жучка (встреча в послевоенное время)

к абстрактного, от частного к общему

3

Николай

Сложность

Комедия „Мина Мазайло":

Определение

Кулиш. „Мина Мазайло"

произведения

• диалог Рине и Ули о захвате
Мокия украинском языке;

• диалог Ули и Мокия о богатстве
украинского языка;

• монолог шовіністки тети Моти

• монолог комсомольца о нуме-
ралізацію

существенных признаков

4

Валерьян Підмогиль-ный. „Город"

Необходимость сравнения произведений, образов

Роман „Город":

• диалоги Степана Радченко и Зоськи Голумбовської (самораскрытие Степана как эгоиста, жестокой и подлого человека)

Подчеркивание общих и отличительных признаков

5

Иван Нечуй-

Недостаточно

Роман „Князь Иеремия Вышне-

Экономия времени

Левицкий.

времени на вил-

вецький":

„Князь Иеремия Вуз-невецький"

ния произведения

• диалог женщин-прочанок об торта
ри, причиненные Иеремией на родном
рода;

• диалог Иеремии и Тодозі Світайлівни
(признание Иеремии в любви)

6

Украинская литература на современном этапе

Много матеріалу на одне занятия

Повесть „Под одной крышей со смертью" Александра Винокурова:

• диалог писателя Торяника и
убийцы Жерняка о „зачистке"
общества;

диалог Торяника и следователя Соловея
о гуманизме

Выразительность каждого элемента занятия

7

Василий Барка. „Желтый

Мало студентов прочли произведение

Роман „Желтый князь":

• диалоги Дарьи Александровны и свек-

Понимание идейной спря-

князь"

(недостаточная

количество

экземпляров)

движения, соседки о голодоморе

мованости произведения

Выровнять ситуацию можно различными способами, в частности, внедряя в учебный процесс такие формы и методы, которые стимулируют развитие образного мышления. Итак, снова целесообразным является использование видео. Видео способствует перераспределению такой нагрузки; таким образом, видео исключает переутомление;более того - видео повышает трудоспособность.

Есть. Соловьева предупреждала, что существует определенный порог, за которым наступает неизбежный конфликт между скоростью повідомлюваної информации и способностью ее усваивать. Однако этот конфликт можно устранить благодаря фрагментарном метода использования учебного фильма с последующей соответствующей работой за каждым фрагментом [1:11].

В/ф помогают осуществить катарсис (гр. catharsis - очищение). Психологический смысл понятие заключается в эмоциональном потрясении, просветлении, что его испытывает человек, находясь под влиянием произведений искусства. Это потрясение может привести к освобождение человека от негативных переживаний и гнетущих мыслей. Еще Пифагор считал, что душа человека страдает от греховных страстей - гнева, честолюбия, страха, ревности и тому подобное. Вылечить человека, по мнению ученого, могут специально подобранные мелодии. О катарсис - внутреннее очищение, освобождение души от греховных страстей - писали древнегреческие философы и эстеты Платон, Гераклит, Аристотель, выдающиеся деятели эпохи Возрождения. Так, И.-В. Гете убеждал, что с помощью искусства восстанавливается гармония разрушенного внутреннего мира. Л. Выготский в работе «Психология искусства» [3] отмечал, что неприятные и болезненные аффекты разряжаются, уничтожаются, меняются на диаметрально противоположные во время общения человека с произведениями искусства, что нашло свое отражение в психотерапевтической практике И. Брейєра и 3. Фрейда.

Студенты во время демонстрации в/ф попадают в вихрь страстей, борінь, размышлений, побед и поражений героев, судьбы которых студентам неравнодушные.

Бесспорно, в/ф - не универсальное средство решения всех педагогических задач. Однако с помощи в/ф возможен более простой и быстрый способ их решения. (См. таблицу на с 18.)

Так, в Концепции литературного образования указано, что «общая цель литературного образования - ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая к национальному и мирового искусства слова в его взаимосвязях с языком, историей, музыкой, живописью, архитектурой, к духовным достижениям выдающихся писателей; воспитывать потребность в чтении, интерес к художественному слову, высокие эстетические вкусы, способность творчески воспринимать прочитанное; сформировать на этой основе правильное понимание национальных и общечеловеческих ценностей и этим способствовать воспитанию духовно богатого, искренне преданного своему народу гражданина независимой Украины» [5: 2]. Эти задачи можно, как видим, успешно решить на занятиях по литературы, где используются в/ф.

Предлагаем текст в/ф, созданного на основе романа «Город» Валерьяна Пидмогильного.

И сцена

Зоська возится. Входит Степан, целует руки Зосьці.

Зоська. Что с тобой, божественный?

Степан (ластится). Зосько, ты моя единственная, у меня, кроме тебя, никого больше нет...

Зоська (лукаво). Какой ты лжец!

Степан. Действительно! Ни родных, ни знакомых (подавленно). Я одинешенек в целом городе. И сегодня мне так, будто я здесь первый день...Так тяжело...

Зоська (нежно). Біднесенький! Ему трудно! Степан (радостно). Ты любишь меня? (Пауза.) По что? Зоська. А у тебя... у тебя голос красивый... И глаза. Глаза. Ох, эти глаза!.. (Пауза.) А душа у тебя плохая. Плохая какая-то душа.

Степан (настороженно). Откуда ты знаешь? Зоська. Знаю. Но ты нравишься мне. И снаружи ты хороший, очень хороший. Ты, ты ... божественный!

Степа. Зосько!.. (бросается к ней) Я не могу без тебя, не могу! Давай...поженимось! Зоська. Ты сошел с ума!

Степан. Нет! Мы давно знаем друг друга. И мне будет лучше, потому что живу, как нищий, без никакого уюта, и тебе. Материально вполне обеспечен. Скажи, ты хочешь? Зосько...

Зоська (доверительно). Конечно, хочу. Если бы ты знал, как мне надоело быть любовницей. Сколько я перемучилась.

Степан. Ну, тогда до завтра. А там подумаем, когда пойдем да загса. И как умеблюємо комнату. И что будем кушать на завтрак... Все, любимая, спешу! Надо непременно быть на одной встрече!

Степан прижимает Зоську, потом уходит. Зоська. Бывай! (Напевает веселую песенку.) Зоська. Замуж... Завтра... Степан... Любимый... (Большая пауза.) А что я, собственно, о него знаю? Почти ничего. Он ничего о себе не рассказывал. Странно! Странно... все время - и ничего... Ах, Зосько, ты же хороший психолог. Неужели ты ничего не видишь, не понимаешь, не предчувствуешь? (ходит) Он простой мужлан, который приехал до города по науку. Он любит деревню, потому что хотел вернуться туда, чтобы просветить его... Но не вернулся... И не вернется. И науку забросил... Ага.. нет, Нет, не любит он села! По-моему, он его просто стесняется! А город? Так...Сначала он ненавидел город. Чужое... Ни одного знакомого лица... Совсем чужой уклад жизнь... Никто на него не обращал внимания... И, ненавидя город, он все же хотел непременно вивершитись над ним... Покорить... А зачем? Думаю, он вообще привык всех подчинять. Привык смотреть на всех сверху вниз. В городе он понемногу получил все: имя, знакомства... И деньги... Так, так... Он умный. Он очень умный... Он пишет... Пишет... Но почему в его опубликованных произведениях нет... той души какой? Он, кажется, может переступить через каждого человека... Ой! Страшно! Но... Но ведь он любит меня! И мы поженимся. И я его люблю... Наверное, если бы я потеряла его, то умерла бы... Господи, что же это за любовь такая: сердце говорит одно, а разум совсем другое... Сердце отрицает очевидное... Но я слушаюсь сердца..! (Поет грустную песню.)

II сцена

Степан сидит в кресле полупьяный, растрепанный. Степан. Это что, я должен жениться? Должен жениться? Зоська станет моим обязательным приложением, будет жить в этой комнате, кушать за одним столом со мной... Везде будет она, всегда она... Ночью я буду слышать ее дыхание, днем буду видеть ее лицо, вечером она будет открывать двери... Брачные будни - это бесконечная нора! (Встает.) И это смешно - так себя загубить! Боже, кто меня пожалеет, я же погибаю! Женившись, я потеряю много женщин! Зоська пересечет до них мне все пути! (Раздумывает.) Почему я пообещал Зосьці жениться? Я почувствовал к ней... увы... И увлекся этим чувством... Итак, я еще и должен расплачиваться за собственную благость! А она? Как она могла так воспользоваться моим благородным порывом? Неужели не могла отказаться и понять, что такие предложения делают разве что с отчаяния? А может... (пауза). Так, так, это с ее стороны была тонкая, хорошо исчисленная игра. Охота на жениха. На такого жениха, как я! Мошенница! (Нервно ходит.) А может... (останавливается). Может, она меня все-таки любит? (Пауза.) А если любит, то очень неуместно! Пора перестать! (Садится в кресло.)

Входит Зоська, наклоняется к Степану, заигрывает с ним, он отворачивается.

Зоська. Любимый, ты заболел? (Берет за руку.)

Степан. Нет я здоров! (Вырывает руку.)

Зоська. Что случилось?

Степан. Зосько! Вчера я глупостей тебе наплел! Признаю свою ошибку! Но забудь о вчерашнее! Раз и навсегда!

Зоська. Это как же... Ты же сам все выдумал! Ну, хорошо! Пусть все останется, как и раньше!

Степан. И не как раньше, а никак! Понимаешь?

Зоська (с ужасом). То ты меня... совсем ... не любишь?

Степан. Оставь со своей любовью! Надоела ты мне! Отстань от меня! Ты мне не интересная! (Уходит.)

Зоська. Куда ты?

Степан. Искать других! (Выходит. Зоська плачет.)

Литература

1. Использование комплекса экранных и звуковых пособий на уроках литературы: Методическое письмо. - К.: Советская школа, 1974. - 48 с.

2. Использование телевизионных передач для развития речи учащихся: Методические рекомендации / Под ред. Н. М. Смужаниці. - К., 1978. - 51 с

3. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика. - 1987. - 345 с.

4. Громбах С. М. Степень утомительности уроков и ее изучение//Советская педагогика. - 1982. - №10.- С. 58-61.

5. Концепция литературного образования в 12-летней общеобразовательной школе// Украинская литература в общеобразовательной школе.- 2002. - №1. - С.2-12.

6. Кудрявцев А. П. Учебный кинофильм и активизация мышления учащихся// Советская школа. - 1970. - №10. - С 83-89.

7. Махмутов М. Ы. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение., 1977. - 240 с.

8. Найн А. А., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса// Педагогика. - 1998. - №6. - С. 53-57.

9. Научные основы методики литературы/ под ред. Н. И. Волошиной: Учебно-методическое пособие. - К.: Ленвіт, 2002. - 344 с.

10. Неделько В. Я. Методика преподавания украинской литературы в средней школе. - К.: Высшая школа, 1978. - 248 с.

11. Образовательные технологии: Учеб. метод, пособ. / Пехота О. М., КіктенкоА. 3., ЛюбарськаО. М. пр.; Зазаг. ред. О. М. Пєхо-ты. - К.; А.С.К., 2001. - 256 с

12. РотенбергВ. С, Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

13. Саулов О. М. Некоторые проблемы стандартизации информационных образовательных технологий // Проблемы образования: Научно-метоличний сборник. Вип.34. - К.: Научно-метоличний центр высшего образования, 2003. - С 184-192.

14. Скрипченко О. В., Кривовяз О. /., Скрипченко Л. О.

Атлас по психологии обучения и дидактики: Информационно-методический материал. - К., 1995. - 152 с

15. Токмань Г. Методика преподавания литературы в старшей школе: экзистенциально-диалогическая концепция. - К.: Миллениум, 2002. - 318 с.

16. Фіцула М. М. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений образования. - К.: Издательский центр «Академия», 2002. - 528 с

17. Хоружая Л. Гуманизация учебно-воспитательного процесса// Родная школа. - 2000. - №1. - С 54-56.