Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

О кредитно-модульную систему организации учебного процесса и о кое-чем другом

Д. Луцик,

заслуженный работник образования Украины, профессор,

заведующий кафедры методики гуманитарных дисциплин

Дрогобычского государственного педагогического университета

имени Ивана Франко



Вхождение Украины в единого европейского и мирового образовательного и научного пространства путем внедрения в систему высшего образования Украины основных идей, сформулированных Болонской декларацией 1999 года и другими документами Болонского процесса, соответствует внешней политике нашего государства. Ведь главный вектор внешней политики Украины - это интеграция с европейским сообществом. Эта интеграция происходит в политической, экономической, правовой, культурологической и других отраслях. И это понятно. Ведь мы европейское государство, лидерство Европы в техническом прогрессе, достижениях в экономической сфере и социальной сфере привлекают внимание не только украинцев.

Изучение пластов европейской культуры, опыт ориентации в учебном процессе на воспитание инициативного, предприимчивого, ответственного работника, на личность учащихся и студентов заслуживают внимания.

Надо отметить, что в Украине сделано немало, чтобы приблизить наше государство, украинский народ к европейской цивилизации. Это касается также и образовательной отрасли. Речь идет о реализации требований Закона Украины «О высшем образовании», в том числе об интеграции системы высшего образования Украины в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы.

Сейчас Министерство образования и науки определило значительное количество высших учебных заведений, в том числе и Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко, для проведения педагогического эксперимента по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации.

До такого эксперимента в Дрогобычском государственном педагогическом университете отнеслись ответственно. Этот вопрос рассмотрен на заседании Ученого совета, систематически проводятся семинары по проблеме, есть уже определенные наработки. Мелкие недоразумения решаются оперативно. Но есть проблемы, которые на уровне учебного заведения решить невозможно. Приведу примеры.

Один из элементов интеграции в европейскую систему образования заключается в том, чтобы были одинаковые образовательно-квалификационные уровни специалистов с соответствующим образованием, ведь в европейских странах в основном есть два образовательно-квалификационные уровни: бакалавр, магистр. В то же время в Законе Украины «О высшем образовании» в части об образовательно-квалификационную подготовку специалистов записано: «Младший специалист, бакалавр, специалист, магистр». И порой такие уровни подготовки специалистов доходят до абсурда, ведь класоводи, которые закончили педучилище, получают дипломы с записью: «Учитель начальных классов», и студенты, которые заочно сдали государственные экзамены на бакалавра, получают дипломы с записью «Педагогическое образование» и получающих квалификацию бакалавра педагогического образования, учителя начальных классов.

Аналогичный запись в дипломах студентов-заочников, которые получили квалификацию «специалист».

Министерство образования и науки Украины положительно решить этот вопрос не может. Его может решить только Верховная Рада, внеся соответствующие изменения в Закон Украины «О высшем образовании».

Для того чтобы наши выпускники получали дипломы, которые были бы признаны в странах Европы, чиновники от образования некоторых государств предлагают внести изменения в наши стандарты высшего образования.

«Стандарты высшего образования является основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности высших учебных заведений независимо от их типов, уровней аккредитации и формы обучения», - сказано в Законе Украины «О высшем образовании».

В прошлом учебном году мы получили проекты государственных стандартов образования для подготовки учителей различных специальностей. Несмотря на существенные недостатки проектов этих стандартов, положительным является то, что в них заложены основы для подготовки специалистов для Украины, для подготовки украинского учителя.

Нам не надо бояться, что не признают наших дипломов о высшем образовании из отдельных отраслей. Просто надо в нашей стране также не признавать дипломы о получении высшего образования европейскими и американскими студентами, ведь зарубежные студенты не изучали многих предметов в соответствии с образовательно-квалификационных уровней высшего образования.

Следовательно, важной проблемой является унификация содержания, образовательно-квалификационных характеристик европейского мирового пространства. Но здесь нас подстерегает опасность. Ведь мы почему-то, даже не знаю почему, все время стремимся заимствовать содержание образования по подготовке специалистов. Но если речь идет об интеграции нашего образования в европейское пространство, то должны предложить до этого унифицированного содержания образования свои достижения из различных отраслей человеческих знаний, потому что Украина, украинский народ никогда не были на задворках мировой, в частности европейской цивилизации. Мы внесли ценный вклад в европейскую науку, культуру, образование.

Вместе с тем студенты наших педагогических вузов, изучая педагогическое наследие Я. А. Коменского, И. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Дістервега, Гербарная, в определенной степени готовятся к педагогической работе. А изучают ли студенты педагогических колледжей и университетов Западной Европы теоретическую педагогическое наследие К. Ушинского, А. Духновича, Г. Ващенко, В. Сухомлинского и других? А знают ли студенты педагогических колледжей и университетов, что классно-урочная система зародилась в Украине, в Братских школах? Знают ли студенты этих государств, что первым ректором первого в Европе Болонского университета (1158 г.) был украинец Юрий Котермак из Дрогобыча, который вошел в историю как Юрий Дрогобыч? Известно ли им, что Острожская и Киево-Могилянская академии - первые высшие учебные заведения в Восточной Европе.

Мы должны, где только возможно, на европейском уровне подчеркивать, что в разные времена украинской и мировой науки обогащали и развивали Николай Кибальчич, Константин Циолковский, Архип Люлька, Иван Пулюй, Юрий Кондратюк, Валентин Глушков, Михаил Остроградский, Николай Боголюбов и много других. А разве не заслуживают внимания западноевропейских студентов выдающиеся научные труды в области экономики Тадея Рыльского, Сергея Подолинского, Ивана Вернадского, Дмитрия Пихты? Наши студенты знают литературные произведения Байрона и Гете, Джека Лондона и Виктора Гюго, Мицкевича и Пушкина. А знают ли европейские студенты о творчестве Тараса Шевченко, о энциклопедичность знаний и творчество Ивана Франко, Леси Украинки, Михаила Драгоманова? Соломия Крушельницкая, которая пленила мир своим пением и выступала в лучших оперных театрах мира, студентам западноевропейских вузов почти не известна. Примеры можно продолжать.

Итак, говоря об интеграции нашего образования в европейское образовательное пространство, мы не должны думать, что взять, позаимствовать из этого пространства, а предлагать свое содержание, свои образовательно-квалификационные характеристики подготовки специалистов. Стыдно иногда читать, слушать о том, что европейская образовательная система лучше другой. И неправда, наша система лучшая, мы лучше готовим специалистов, выпускники наших вузов не зациклены на узкой специальности, у них широкий кругозор, мы используем прогрессивные педагогические технологии, готовя специалистов с высшим образованием.

Выпускников-учителей нашего университета с удовольствием принимают на работу в Польше. Студенты, которые продолжают обучение в США, Германии, являются лучшими студентами.

А разве не показательно, что в США и Канаде половина программистов, которые работают в различных отраслях хозяйства, - выходцы из Украины и России.

Самое плохое в том, что наше восхваление Запада, западноевропейской образования делает свое черное дело. Ведь, по некоторым социологическим исследованиям, 20 и более процентов студентов готовы при благоприятных условиях отречься от украинского гражданства и принять гражданство другой страны. А разве не показательным в этом плане является и то, что 15 % молодых ученых, защитивших кандидатские диссертации, выезжающих за рубеж, а 10% - докторов наук.

Не ганьбімо, не принижуймо себя перед миром, будем достойными своей нации, своего государства, не чуждаемся своей образовательной системы, потому что она - лучшая в мире.

Что касается кредитно-модульной и модульно-рейтинговой системы организации учебного процесса, то она является прогрессивной. Преподаватели формируют соответствующие модули, которые являются структурной частью изучаемого дисциплины, предусмотрен контроль за качеством изучения и усвоения студентами модулей. Это повышает ответственность студентов за самостоятельную работу, дисциплинирует их. Но беда в том, что наш студент не всегда имеет доступ к компьютеру, тем более к Интернету, не всегда сполна обеспечен учебниками, учебными пособиями, другими средствами обучения. Это негативно влияет на качество самостоятельной работы студентов, а в конечном итоге на семестровый рейтинг.

Одновременно модульно-рейтинговая система задерживает процесс речевого развития. А, как известно, учитель является носителем знаний, духовных и нравственных ценностей с помощью языка. Поэтому для студентов, которые выбрали педагогическую профессию, очень важно знать родной язык, иметь высокий речевое развитие.

«В руках воспитателя слово, - писал В. О. Сухомлинский, - такой же мощное средство, как музыкальный инструмент в руках музыканта, как краска в руках живописца, как резец и мрамор в руках скульптора. Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти - живописи, без мрамора и резца - скульптуры, так без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, педагогики».

И часто непонимание между учителями и учениками, и даже конфликты возникают между ними в том, что учитель не умеет владеть волшебством слова.

Поэтому мы на педагогическом факультете, экспериментируя модульно-рейтинговую систему оценивания учебных достижений студентов, определили соответствующие баллы для устной проверки знаний студентов. В этом плане мы на пути поиска наиболее оптимальной структуры модулей по дисциплинам, проверки знаний, умений и навыков студентов.

Сегодня актуальны слова нашего гения Тараса Шевченко:

Учитесь, братья мои.

Думайте, читайте,

И чужому научайтесь,

И своего не сторонитесь.

Что касается реформы общеобразовательной школы, то родители, учителя, общественность ее поддерживают.

Положительным для школы первой ступени является то, что она стала четырехлетней, что шестилетки пошли в первый класс, со второго класса изучается иностранный язык. Заслуживает одобрения 12-балльная система оценивания учебных достижений учащихся.

В связи с тем, что модернизация школы является процесс, то возникает потребность несколько корректировать его.

Мне очень часто приходится встречаться с учителями начальных классов, выступать перед ними и слушать их. У учителей вызывает некоторое недовольство том, что, за Государственным стандартом образования для начальной школы, ученики перегружены учебой, хоть начальная школа стала четырехлетней. В связи с этим некоторые учебники чрезмерно усложнены.

Думаю, что к мнению учителей и родителей стоит в этом плане прислушаться.

Утверждаю, что учителя одобряют 12-балльную систему оценивания учебных достижений учащихся начальных классов. Но сама проверка знаний, ее методика вызывает недовольство. Ведь система тестирования в 3-4 классах, контрольные письменные работы лишают детей радости общения с учителями, одноклассниками. А дети хотят общаться, хотят выговориться, учителя также хотят услышать ответы учащихся на поставленные вопросы. Помните слова великого добротворца В. Сухомлинского: «Слово... Как оно нужно ребенку каждой минуты и тогда, когда она радуется радостями жизни, и тогда, когда ее сердце сжимает печаль!»

Следовательно, нельзя углублять дефицит общения детей, потому что они очень много теряют на том, тормозится их языковое обогащение, речь становится скудной. Об этом свидетельствуют учителя разных школ, в том числе одной из школ г. Стрыя. В этом учебном заведении работают талантливые учителя, эта школа является научно-исследовательским площадкой нашей кафедры - кафедры методики гуманитарных дисциплин.

Работники кафедры, посещая уроки учителей начальных классов, отметили, что они на самом деле осуществляют личностно-ориентированное обучение, дети этой школы раскомплексованные, они не боятся возражать учителю, вести полемику на уровне интеллектуального развития и жизненного опыта, заметным является богатство лексики учащихся, умения общаться, вести монолог и диалог; присутствовать на уроках любовались речью учащихся.

Но система контроля учебных достижений учащихся начальных классов не способствует оптимальному развитию речи детей. Это утверждают учителя и преподаватели, которые бывают на уроках. В 5 классе одной из школ г. Дрогобыча я спросил детей: «Какие из предметов вам больше всего нравятся?» «Зарубежная литература», - ответила большинство учеников. - Нравится потому, - сказали дети, - что на этих уроках мы много общаемся, обсуждаем литературные произведения, оцениваем их персонажей, художественные средства, за свою активную деятельность пытаемся получить самые высокие баллы».

Следовательно, учителям надо владеть словом, заботиться о речевое развитие детей даже в условиях гиперболизации различных видов письменного контроля учебных достижений учащихся.

Реформируя общеобразовательную школу, интегрируя систему высшего образования Украины в мировую, надо сохранить и развить традиции украинского образования, украинской высшей школы. Наши достижения в области образования неоспоримы, ими надо гордиться.

Мы радуемся тому, что сейчас украинская интеллигенция прилагает усилия, чтобы выстроить такую систему образования, которая была бы образцом для других государств и наций. Пусть и европейская система высшего образования интегрируется с нашей системой высшего образования.