Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Любовь Яновская: штрихи к портрету

К 145-летию со дня рождения

И. Приймак,

аспирантка

Каменец-Подольского государственного университета



Неотложной задачей современного украинского литературоведения является реставрация целостной панорамы литературного процесса. Г. Федоров подчеркивал, что «каждое потерянное в истории имя, потерянная книга, стихотворение, картина или скульптура обедняют и современников, и грядущие поколения, потому выхолощенная культура похожая на евнуха: она не дает цвета и плода» [7, с 8].

В конце XIX в. в литературной жизни Украины входит новое поколение писателей, по словам Ивана Франко, - «разноцветная кисть индивидуальностей», «ряд талантов, которых не постидалась бы не одна, далеко богаче нашей литература». Этот период характеризуется активизацией украинского женского движения, розвоєм женского письма. Выдающуюся роль в становлении многих украинских літераторок сыграл созданный Натальей Кобринской и Еленой Пчилкой 1887 года альманах «Первый венок», где читательской аудитории было представлено немало новых имен. «Ясными звездами» на небосклоне украинской литературы конца XIX - начала XX в. засияли Леся Украинка и Ольга Кобылянская. Наряду с ними свой путь в литературе прокладывали менее известные писательницы, такие как Ульяна Кравченко, Днипрова Чайка, Григорий Григоренко, Н. Кибальчич, Есть. Ярошинская, Л. Старицкая-Черняховская, Л. Яновская и др. их литературная деятельность в определенной степени ассоциируется с эпохой модернизма, с европейскими ориентациями украинской литературы. В творчестве этих писательниц отразились общие тенденции художественного процесса периода fin de siecle. И, к сожалению, их имена не являются широкоизвестными, в литературоведении их нередко называют «второстепенными». Хотя они «неразрывно входят в литературный процесс своего времени, придавая своеобразие существующим тогда направлениям, течениям, группам» [4, с 9]. К таким, полузабытых, можно отнести и Л. Яновську. Ее творчество высоко ценили современники Иван Франко, Михаил Коцюбинский, Панас Мирный, Мария Заньковецкая.

В этой статье мы имеем целью очертить главные направления литературной деятельности Любови Александровны Яновской (псевдонимы - Екуртаже, Емеля Репейник), (1861 - 1933). Писательница происходила из рода Белозерских, который обогатил нашу литературу самобытными талантами. Бабушка Любви (Любовь) была сестрой Василия Белозерского - редактора «Основы». Старшая сестра бабушки Александра - известная писательница, жена Пантелеймона Кулиша Анна Барвинок. На их свадьбе Тарас Шевченко любовался хорошенькой, с роскошными кудрявыми волосами, девочкой лет шести - в будущем матерью Л. Яновской. Он всюду ходил за ней и дражнився: «Патлата! Патлата!» [2, с 104]. В семье Белозерских была еще и третья сестра-Надежда. Это мать украинской писательницы Наталки Полтавки и родная бабушка писательницы Надежды Кибальчич. Поэтому литературный труд Любви Яновской мыслится еще и как достойное продолжение семейной художественной традиции. Значительную часть своей жизни она посвятила литературной, общественной и просветительской работе, в частности, после смерти Б. Гринченко возглавила киевскую «Просвета». Перу Л. Яновской принадлежит большое количество рассказов, повестей, романов, драматических произведений, значительная часть которых еще и ныне остается в рукописях. В первые два десятилетия XX в. ее произведения печатались на страницах известных украинских журналов и альманахов, выходили отдельными оттисками. Но еще при жизни писательницы (последние десять лет она была прикована тяжелой болезнью к кровати) ее имя упоминали довольно редко. Л. Яновську был похоронен в Киеве на Байковом кладбище, но в конце 70-х pp. XX в. памятник был снесен и в ее могиле сделано новое захоронения [3]. Несмотря на то, что произведения Любови Яновской в начале XX столетия не сходили со страниц литературных журналов и альманахов и получили довольно высокую оценку критики, на сегодня нет ни одного основательного исследования творческого наследия писательницы. На современном этапе ее имя попутно упоминается в общих обзорах литературной жизни в Украине конца XIX - начала XX вв. Она оставила самобытную прозу и драматургию, которая является отражением сложных проблем и коллизий национального писательства.

В литературный процесс Любовь Яновская вошла 1897 года, именно тогда «Заря» обнародовала ее рассказ «Смерть Макарихи». На протяжении 1900-1918 гг. ее произведения печатаются в популярных периодических изданиях «Киевская старина», «Рада», «Литературно-научный вестник». Прозаические произведения писательницы были помещены в альманахах «Дубовые листья» (рассказ «Перчатки»; 1903), «На вечную память Котляревскому» (рассказ «Зарок Аграфены»; 1904), «Из потока жизни» (рассказ «Два дня из жизни»; 1905), «Костер» (рассказ «Лесничий»; 1905). Рассказы Л. Яновской «Смерть Макарихи» напечатанное в антологии украинской прозы «Возраст» (1798-1898), увидела свет в Киеве в 1903 году, наряду с произведениями Б. Гринченко, Н. Кобринской, Днипровой Чайки, Осипа Маковея, М. Коцюбинского, В. Стефаника, Грицько Григоренко.

Кроме того, при жизни писательницы издательство «Век» (1905) печатает сборник ранних рассказов Л. Яновской, которые в свое время публиковались в «Киевской старине». Впоследствии в издательстве «Рух» (1911 - 1913) появился двухтомник «Мелких рассказов», предварительно обнародованных «Советом». Незадолго до смерти Л. Яновской (1930) «Движение» готовит солидное двухтомное собрание сочинений писателя, куда вошли рассказы, повести, драматические произведения. Составителем издания был Т. Черкасский. Во второй половине XX в. произведения Л. Яновской выходят еще дважды - в 1959 году (составитель Г. Синько) и 1991 года (составитель Н. Шумило). Последнее издание на сегодня является самым полным собранием печатных произведений самобытного автора, что позволяет составить более глубокое представление и о количественное богатство, и про художественную ценность прозаического и драматического наследия писательницы.

В начале XX века творческое наследие Любви Яновской привлекается к анализу во многих критических обзорах (И. Франко, С. Русова, М. Хорал, В. Грушевский, С Ефремов, Я. Мамонтов) и рецензиях на отдельные произведения писательницы (И. Личко, В. Моренец, Л. Старицкая-Черняховская).

Значительным вкладом в исследование творчества писательницы является монография Г. Синько «Любовь Яновская. Жизнь и литературная деятельность» (1962), в которой впервые был представлен обзор жизненного и творческого пути писательницы, осуществлен анализ его литературного наследия. Но за чрезмерную заидеологизированность исследователю не удалось дать объективную оценку творчеству Л. Яновской [6].

Среди исследователей диаспоры стоит выделить Катю Янківську, которая в 1991 году издает книгу «Идея и чин за правду: 130 лет от рождения писательницы Любови Яновской». Эта книга является своеобразным литературным портретом, в ней автор обозначила важнейшие вехи жизненного и творческого пути писательницы, определила идейно-тематическое своеобразие его писательского наследия и лишь пунктирно коснулась специфических особенностей творческого метода [10].

В современном литературоведении проблемные аспекты творчества Л. Яновской рассматриваются в монографии Н. Шумило «Под знаком национальной самобытности: украинская художественная проза и литературная критика конца XIX - начала XX вв.» (2003), где отмечается, что «Любовь Яновская развивала в прозе и драматургии общечеловеческие мотивы и принципиальнее - философский - соотношение объективного и субъективного, что конкретизировалось, в частности, в поисках человеком счастья; пропагандировал гуманистические идеи равенства, справедливости, добра, уважения ко всему живому на земле» [9, с.216].

Стоит отметить, что и сегодня творческое наследие Л. Яновской не получил надлежащей оценки, отсутствует специальное исследование жизненно-творческого пути писательницы. Спорадические обращения к ее литературного наследия в трудах Н. Шумило, Л. Демский-Будзуляк лишь усиливают интерес к всестороннему изучению творчества писательницы. Л. Яновская в научно-критической литературе в основном рассматривается как драматург и автор небольшого количества рассказов, в частности социально-бытовой тематики. Неисследованными есть немалые наработки писательницы в жанре большой прозы и рассказы модернистского направления. Вне поля зрения литературных критиков осталось большое количество неопубликованных произведений Л. Яновской, которые хранятся в отделе рукописей Института литературы НАН Украины.

Значительную часть своей жизни Л. Яновская провела на Полтавщине в имении своего мужа, пытаясь совмещать семейные хлопоты с литературной деятельностью. Первые пробы пера относятся еще к ранней юности, хотя обнародовать свои произведения она решается через два десятка лет. К сожалению, семейные хлопоты, рождение и воспитание детей, непростые отношения с мужем, его чрезмерная раздражительность, вызванная психическим расстройством, мешали полной реализации творческих замыслов писателя. В письмах к коллегам Любовь Александровна писала: «Я не имела на протяжении пяти месяцев ни одной минуты, которую бы я могла посвятить себе. Что-то необычное, фееричное, не похоже ни на действительность, ни на сон было этих пяти месяцев. Материала за этот год набралось сила, но все это в голове и сердце, на бумаге ни-ни» [ 13 ].

Л. Яновская отмечала на общественном назначении литератора, в письме Елены Пчилки 1910 года она пишет, что писатель - это человек, которая «взяла на себя обязанности писателя и исключительно служит им, [...] которая считает своим долгом сказать слово по поводу всякого случая, факта или события» [14].

На писательской ниве Л. Яновская дебютировала небольшими рассказами, одним из самых распространенных тогда жанром в литературе. Автор начинает свою литературную деятельность с традиционного бытового повествования, осваивая темы, достаточно апробированы нашим писательством («Воровка Оксана», «Смерть Макарихи», «Зарок Аграфены»). Вместе с тем она делает попытку моделировать действительность сквозь призму философского осмысления, постижения настроений персонажей, а затем постепенно на первый план выступают чисто психологические проблемы, запросы. Ряд произведений Л. Яновской имеет характер «исповедальной прозы» (по Ю. Кузнецовым), в частности это касается рассказа «За высоким плетнем», в котором автор мастерски показывает трагедию отчуждения, сложные экзистенциальные переживания героя - крестьянина Никиты, который, претерпев обиды от людей, не ждет от жизни ничего хорошего, поэтому спасение для себя и единственной внучки видит только в смерти. Это произведение свидетельствует постепенный отход писательницы от сюжетного повествования-воспоминания и приближения к настроєвої психологической новеллы. Определенное влияние на природу его произведений имели натурализм, импрессионизм, а кое-где и екзистенціоналізм. («С Земли на Орион», «Чужой», «Весенней ночью»). «Этим Яновская, своими корнями выйдя из литературы прошлого века, сталкивается непосредственно с прозой нового века», - пишет в послесловии к изданию его произведений 1930 года Т. Черкасский [ 8, с 486]. Эволюционный характер большинства произведений писательницы является свидетельством общего поступательного движения украинской литературы конца XIX - начала XX вв., когда «появление украинского модернизма ускоряет трансформацию неонародницького и собственно модернистского типов культурного и литературного сознания. Происходит закономерное взаимовлияние, когда неонародництво значительно модернизируется, в свою очередь влияя на характер раннего модернизма, однако «наступательность и массовость народнической идеологии и критики несколько тормозят развитие современных форм творчества вообще» [1, с 56]. Трагические события, будничные хлопоты, недоразумения между людьми, жизненные трудности - темы, которые больше всего интересовали писательницу и чаще всего становились предметом изображения. Однако главным в развитии украинской литературы конца XIX - начала XX в. становится не так ее тематическая полифония, как процесс роста психологизма.

Большую прозу Любовь Яновская начала писать одновременно с рассказами. Как свидетельствует архив, она написала немало повестей и романов, однако лишь три из них - «Горожанка», «Мой роман», «Тайна нашей принцессы» - увидели свет. Значительная часть творческого наследия Л. Яновской осталась в рабочих рукописях, незавершенной. Бесследно погибли такие произведения писателя, как роман «Григорий Сковорода», повесть «Дедова внучка». Ознакомление с архивами писательницы дает основания говорить о широкий тематический спектр ее творчества. В дневниковых записях сохранились заметки романа на историческую тему про Петра Конашевича-Сагайдачного.

Если рассказы преимущественно удостоверяющих усиленный интерес к крестьянского быта, то в повестях и романах преобладают образы местечковых батраков, мелкого дворянства, представителей молодой интеллигенции. «На пути освоения повістевого жанра Л. Яновская эволюционировала от повести традиционного образца («Горожанка», 1901) к психологической повести («Мой роман», 1917). Это в отношении формы. А относительно содержания - усложнялся и расширялся комплекс уже заявленных ею идей. В повестях, как и в поздней драматургии, писательница выходит на типичную тему начала XX вв. - тему поисков человеком единства чувства и разума, социального и биологического, индивидуального и коллективного» [9, с.220].

Весомое место в Л. Яновской занимает «женская» тема («Мой роман», «История сердца», «Дилемма»), масштабно представлена тема женщины-художника и реализации ею творческих способностей («Барвинок», «Тайна нашей принцессы»); также писательница обращается к общественно-политической тематики, изображает те социальные и политические конфликты, которые бушевали в стране в 1905 - 1907рр., нарушает также такую непростую проблему, как украинско-еврейские отношения («Лозунг», «Братья»).

Наиболее плодотворной оказалась творческая деятельность Л. Яновской в жанре драматургии, неслучайно на протяжении определенного времени ее пьесы были в репертуаре многих театров Украины. Писательница дебютировала драмой «Вернулся из Сибири», которая на протяжении двадцати лет (с 1900 по 1920) с успехом шла в театрах не только Украины, а и России, в частности в Александровскую, Астрахани и др.

Первые пьесы Л. Яновской подражают сложившуюся в украинской драматургии второй половины XIX в. социально-бытовую, этнографическую традицию. В дальнейшем автор отходит от чрезмерного увлечения бытовыми подробностями. В «Дневнике» она делает запись: «Навеки прошли времена гопаків... Этнографически-бытовая драма в тесных рамках деревенской жизни тоже уступает место социально-философской, психологической драме, и украинские артисты должны также проходить, как артисты всех культурных наций, школу, когда заботятся о пользе, о славу своего театра, когда хотят, чтобы силы их и талант не погибли зря» [11, с.27].

После 1905 года писательница обращается к новым темам и мотивам, которые появились в украинской драматургии в начале XX ст. Это отражение в художественных произведениях острых общественно-политических коллизий эпохи («В передрозсвітньому тумане», «Жертвы»); проблема художника и его места в обществе («Без веры»); обращение к редких в украинской литературе темы изображение мещанства («Из большой тучи малый дождь», «Серденьку золотом от сердечка чистого», «Молния»); осмысление философских основ бытия человека («Человеческое счастье», «Noli me tangere»); «женская» тема, которая возникает в контексте украинской литературы начала XX ст. («Огненний змей», «Четвертая аксиома»). Эти драмы отмечаются углубленным психологизмом и философскими обобщениями. Такое нагромождение разноплановых проблем, которые часто не до конца решены, является отражением хаотичности мыслей и несформованості украинской интеллигенции начала XX вв. Драматургия Л. Яновской обозначена большим разнообразием художественно-стилевых тенденций по определенной преимущества реалистического письма. Особенно заметными являются средства психологизации и ліризації драматического текста.

Творчество Л. Яновской - оригинальное художественное явление в истории украинской литературы ее эволюция органично входит в общеукраинский литературный поступательное движение начала XX вв. Наследие Л. Яновской, отмечена влиянием философских идей екзистенціоналізму, обогащенная, несмотря на ее реалистическое начало, модернистскими средствами, значительно дополняет эстетические, морально-этические и социально-политические искания своего времени.

Литература

1. Гундорова Т. И. Проявления слова. Дискурсія украинского модернизма. Постмодернистская интерпретация/ Центр гуманитарных исследований ЛГУ им. И. франка. - Львов, 1997. -297с.

2. Денисюк И. Талант без везения// Сочинения: В 3 т. - Т. 1., кн. 1. - С 102-113. -Львов, 2005.

3. Дружбинський Валерий. Памяти погибших могил, диаг-ноз: скорбная равнодушие // Зеркало недели. - №46. - 29 ноября - 5 декабря 2003 // http: // www. zn/ kiev/ ua/ nn /show/471/441 31/

4. Калениченко Н. Л. Украинская проза начала XX вв. - К.: Наукова думка, 1964. - 451с.

5. Кузнецов Ю. Импрессионизм в украинской прозе конца XIX - начала XX вв. - К., 1995. - 304 с.

6. Синько Г. Любовь Яновская. Жизнь и литературная деятельность//АН УССР Институт литературы им. Т. Г. Шевченко. - К., 1962, -95 с.

7. Федорив Р. Возвращение Осипа Турянского// Турянский О. Вне боли: Повесть-поэма; Сын земли: Роман; Рассказы. - К.: Днепр, 1989. - С 5 - 16.

8. Черкасский Т. Внимания// Яновская Л. О. Произведения. - К.: Движение, 1930. - С 486-492.

9. Шумило Н. Под знаком национальной самобытности: украинская художественная проза и литературная критика конца XIX - начала XX вв. - К.: Задруга, 2003. - 354 с.

10. Янковская К. Идея и чин за правду: 13О лет от рождения писательницы Любови Яновской-Канада, Виннипег, 1991.-39 с.

11. Яновская Л. О. Произведения: В 2 т. - К.: Художественная литература, 1959. - Т 1, - 487с; Т. - 521 с

12. ЯновськаЛ. О. Произведения: В 2 т. - К.: Днепр, 1991. -Т. 1. - 712 с; Т.2. - 710с.

13. Яновская Л. Письмо к Гринченко. 1906 год//Институт рукописей НБУВ. - ф. III. - Од. 36. №40246.

14. Яновская Л. Письмо Елены Пчилки // Отдел рукописей Института литературы им. Т Г. Шевченко НАН Украины. - Ф. 38/135.