Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

В тайны художественного произведения

(О научно-методическое пособие А. М.Лісовського Морфология художественности произведения и изучение литературы в школе К.:Ленвіт, 2005- - 110 с.)

А. Ситченко,

доктор педагогических наук

Николаев



Школьное литературное образование в значительной степени зависит от осмысления учителями и учащимися сущности художественного произведения. О необходимости учета во время изучения произведения его особенностей сказано уже немало, однако А. Лисовскому удалось шире приоткрыть завесу и полнее осветить составляющие образной ткани литературного материала, показав одновременно его феноменальное единство и приблизив читателей к осознанию истоков энергетики художественного слова.

Пособие имеет вступительную часть, состоит из одиннадцати параграфов, что набирают характера методических новелл, содержание которых органично переплетается; есть послесловие и список литературы. Специалистов непременно заинтересует, как автор объясняет генезис читательских эмоций и эстетический феномен произведения, трактует природу целостности художественного материала и особенности восприятия словесного искусства, проникает в соотношение текста и произведения и т.п.

Антон Михайлович удачно выбрал стиль непринужденного общения с вдумчивым и заинтересованным читателем - студентом или учителем литературы, как украинской, так и зарубежной. Размышления автора отличаются научной глубиной и профессиональной направленностью. Впервые в методике литературы зашла речь о морфологии художественного произведения как эстетического явления, багатоскладного по своей природе и целостного по характеру.

Во вступительной части пособия автор говорит о уникальное воздействие художественного произведения на личность читателя и обосновывает воспитательную миссию учителя литературы, призывает рассматривать литературное образование как «особое проявление эстетического сознания, что проявляется в способности воспринимать духовную сущность жизни». Действительно, в художественном произведении, в отличие от научного, исторического, например, предметом освещения выступает не столько событие, как ее дух, не столько конкретные лица, как их страсти, что помогают почувствовать и понять смысл эпохи и человеческой деятельности.

Основой эстетического видения человеком мира и собственно художественности произведения методист считает, прежде всего, его метафоричность. Раскрывая вопросы взаимосвязей литературы и духовного онтогенеза личности, ученый объясняет, как самые глубокие человеческие стремления, обобщенные в художественных образах, обеспечивают непрерывность духовного бытия каждого народа и вечный связь поколений. Каждый образ - условный или реальный - является духовной реальностью, ибо помогает понять истинные ценности жизни и соответственно к ним относиться. В книге прямо указывается на то, что художественные достоинства произведения зависит от важности и глубины осмысления затронутых автором проблем жизни.

Поскольку образ - это форма идеи, которая вытекает вследствие раскрытия проблематики произведения, то она, эта форма, рассуждает А. Лисовский, выступает средством существования его содержания, и процесс художественного познания реализуется во взаимодействии компонентов формы и содержания, факторов мысли и чувства, факторов эмоционального и логического. В этом взаимодействии кроется тайна целостности художественного произведения, его духовной силы. К применению в школе предлагается структурно-функциональный подход, который позволяет представить каждый образный элемент произведения неотъемлемой частью его образной системы в целом и определить роль каждого элемента в этой системе в частности.

Рассматривая вслед за М. Сапаровим художественное произведение как структуру образных компонентов, А. Лисовский доказывает, что любой из элементов его формы «несет не отдельную частицу целого, а все целое». Действительно, еще Гегель объяснял целостность художественного явления так: «Хотя цветке свойственны разные качества - запах, цвет, вкус, форма и т.д., это все же цветок полностью: даже одной ее лепестке должны соответствовать все перечисленные качества именно этого растения».

Прослеживая путь от эмоционального к эстетического восприятия учащимися художественного произведения, методист, как и когда-то П. Юркевич, дает понять, что только зворушеному сердцу открываются горизонты духовности, и именно поэтому «каждый человек приходит в мир людей по ступенькам искусства». Трудность осознания эстетического в изображенном Антон Михайлович справедливо объясняет тем, что эстетическая оценка выражает представление о жизненных ценностях, которые уже исторически сложились в опыте поколений, «а мы хотим видеть в ней отражение внутренних качеств самих предметов и явлений, как бы присущих им от природы». Скажем, образ камня - то не материал или строение, а его качество - твердость, прочность, тяжесть. Поэтому и говорим о сердце, которое не камень, или камень на сердце или краеугольный камень определенного дела и т.д., связывая эти качества с соответствующими проявлениями человеческой жизни. Действительно, там даже камня нет - только его образ, в котором доминируют определенные качества.

Эстетическое реализуется вследствие переноса признаков и существенных черт предметов или явлений на другие, что дает возможность через оценку этих предметов или явлений выразить сущность человеческого отношения к действительности. Полотенце, приводит пример автор, этот дорогой подарок матери, выступает образу человеческой судьбы, что стелется перед каждым. И в повести Е. Хемингуэя «Старик и море» проницательный читатель видит не старого рыбака-горемыка или недоброжелательное море, а убеждается, что человека можно уничтожить, но не победить.

Итак, убеждает А. Лисовский, художественное произведение реализуется тогда, когда его буквальный смысл вступает в способности быть носителем другого, не выраженного словами содержания, выступает как открытие читателя, является продуктом его воображения, мыслей и чувств. Художественный мир, созданный автором, начинает жить своей духовной жизнью и входит в реальный мир других людей - читателей, осуществляя на них личностное влияние.

Идеи Антона Михайловича, представленные в этой книге, нашли свое дальнейшее развитие в трудах других методистов, дали возможность выйти на морфологический путь анализа произведения [1-2].

Назван научно-методическое пособие А. Лисовского имеет и большое практическое значение: автор доказательно рассуждает о содержании учебных программ и книг, литературное развитие учащихся и их речевую культуру, поднимает актуальные проблемы современного урока литературы, дает конкретные советы относительно чтения и анализа художественного произведения, ссылаясь на примеры украинской и зарубежной литератур.

«Морфология художественности...» - весьма заметное явление в современной методической науке и школьной практике изучения литературы, служит надежным компасом, который поможет читателю добраться глубоких недр художественного произведения и приобщиться к миру мыслей и чувств, выраженных в нем.

Литература

1. Ситченко А. Морфологический анализ художественного произведения // Научные записки. - Вып. 64. Част. 2. - Серия: Филологические науки (литературоведение). - Кировоград: РИО КГПУ им. Винниченко, 2006. - С 175-180.

2. Ситченко А. Л. Вариант морфологического анализа стихотворения Ф. Тютчева «Я знаю в праосені пору...» // Зарубежная литература в школах Украины. - 2006. - №1. - С 21-22.